
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 12 . Мы славно поработали…
Глава 12 . Мы славно поработали…
Крупным промышленным центром Ульяновск стал уже после Великой Отечественной войны. Основу его индустриального развития в тот период составили многочисленные предприятия, эвакуированные сюда из прифронтовых районов СССР и превратившиеся впоследствии в самостоятельные заводы и фабрики, такие как УАЗ, «Контактор» и другие.
Тем не менее, индустриализация, начавшаяся в Советском Союзе в конце двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века, затронула и родину Ленина: в 1937 году более 80% всей полученной здесь промышленной продукции было выпущено на предприятиях, построенных или целиком реконструированных в первую и вторую пятилетки. В частности, за период второй Сталинской валовая продукция по государственной промышленности Ульяновска возросла с 12,3 миллионов рублей до 21,5 миллиона или на 174,8%. А по кустарно-промышленным организациям она увеличилась с 3,8 миллиона в 1934 до 15,8 миллиона в 1937. Таким образом, за три года рост составил 418,8%. Более, чем в два раза по сравнению с 1932-м возросло в районе производство предметов широкого потребления.
Однако, несмотря на впечатляющие показатели, промышленность города и района работала в основном, на местные нужды. Исключением было пока единственное в городе крупное предприятие – патронный завод имени Володарского, продукция которого пополняла оборонный арсенал страны.
Общесоюзный статус должны были иметь еще два предприятия, существовавшие пока лишь в проектах. В 1937 году Куйбышевский облплан поручил руководству Ульяновска в кратчайший срок подыскать площадки под строительство заводов радиоприспособлений и электроизмерительных приборов. Специальная комиссия, сформированная из инженеров предприятий горда, под председательством старшего экономиста горплана Я. Н. Пекарского изучила вопрос и пришла к выводу, что для строительства этих заводов в Ульяновске имеются все необходимые возможности. В феврале расчеты вместе с выводами комиссии были отправлены в Куйбышев.
Продовольственная безопасность
Хотя такого термина в те годы не существовало, обеспечение населения продуктами питания было одной из главных задач руководства страны. Для ее решения план третей пятилетки (который предстояло выполнить в 1942 году) предусматривал строительство в Ульяновске нескольких предприятий пищевой промышленности. В их числе – хлебозавода мощностью 30 тонн хлеба в сутки, а также пивоваренного, маслодельного и колбасного.
Кроме того планировалось капитально переоборудовать и даже перенести на другое место мясокомбинат, затратив на это семь миллионов рублей. С первого августа комбинат встал на ремонт. На первом этапе реконструкции и дооборудования цехов планировалось установить машину для очистки животных, лебедку для вертикального подъема и обескровливания туш, а также проложить рельсовый путь. На перечисленные работы было выделено 50 тысяч рублей.
Еще в конце 1936-го на территории колхоза имени Володарского Заволжского райсовета началось оборудование сыроваренного завода, вступившего в строй во второй декаде января тридцать седьмого. На новом предприятии наладили выпуск сырков, простокваши и других молочных продуктов, включая мороженое.
Увеличить выпуск этого ледяного лакомства с пяти тонн в 1936-ом до двадцати трех в 1937-ом году запланировал и городской молочный завод. Для торговли мороженым на улице Карда Маркса (ныне – Гончарова) даже выстроили специальный павильон.
Наряду с мороженым, предприятие значительно увеличило выпуск и другой продукции, выдавая «на гора» больше десяти тонн сырковой массы, десятки тонн сметаны, творога, сливочного масла, простокваши. Для оборудования «фирменного» молочного магазина гормолзаводу было выделено десять тысяч рублей.
По решению президиума горсовета в 1937 году планировали наладить производство экзотического пока для наших мест продукта – брынзы. Для этого в 5 – 7 колхозах создавались сливные и перерабатывающие пункты, способные за сезон переработать 14 тысяч литров овечьего молока. Брынзу рассчитывали продавать исключительно на местном рынке.
Расширялось и производство меда – к июню в 12 колхозах района были созданы новые пасеки.
Однако, главным продуктом питания все-таки оставался хлеб. Строительство нового завода для его выпечки намечалось, как мы помним, на третью пятилетку. А пока совершенствовалось производство на уже имевшихся предприятиях. Например, на хлебозаводе № 7, по предложению заводского плановика товарища Сергиевского, в марте установили машину тестоделитель - дежеопрокидыватель системы Мельстроя. Новое оборудование не только заменяло труд трех рабочих, выкидывавших тесто из дежей, но и значительно ускоряло этот процесс, давая большую экономию времени – если прежде хлеб в печах выдерживали 40 минут, то после установки машины – только 30.
В апреле новую хлебопекарню в Елшанке открыло Большеключшцнское сельпо.
Хлеба, кондитерских и колбасных изделий на 5100 тысяч рублей планировала выпустить в 1937 году и артель «Коммунар», перевыполнившая предыдущий годовой план на 2,5 миллиона.
Артели «Не напрасный труд»
Впрочем, похвастаться высокими результатами мог не только «Коммунар» – большинство городских промысловых артелей перевыполнило прошлогодний производственный план, составлявший 9462 тысячи рублей, и не собирались снижать темпы производства в году наступившем. Так, артель имени Ленина обязалась дать на миллион рублей различных химикатов, а «Быстроход» – обуви на 1200 тысяч рублей.
Швейкомбинат имени Ворошилова, выпустивший в 1936 году изделий на 935 тысяч, в наступившем увеличил свою годовую производственную программу до 13655 тысяч рублей, в том числе – на 205 тысяч – трикотажа, чулок, носков, маек, трусов, рейтуз и свитеров.
В целом же по плану развития швейной промышленности Куйбышевской области в третьей пятилетке, к моменту ее завершения швейные фабрики должны были ежегодно выпускать изделий на сто два миллиона рублей вместо сорока семи миллионов в 1937 году. В два-три раза увеличивался пошив одежды из шерстяных тканей, н в три раза – белья.
Наряду с фабриками открывались новые мастерские индивидуального пошива в Ульяновске, Сызрани, Мелекесе, Барыше, Кинеле, Инзе, Нижнем Ломове и Бектяшке.
Стулья, табуреты, столики, буфеты
В первых числах августа возобновил работу простоявший несколько месяцев ульяновский лесозавод. За время простоя на предприятии сделали ремонт, в цехах появилось новое оборудование, были набраны рабочие, и со дня на день ожидалось прибытие по Волге первых плотов.
Пуск лесозавода был очень важен для развития местной деревообрабатывающей промышленности. Особенно с учетом того, что одновременно реконструировалась ульяновская столярно-мебельная фабрика имени Степана Халтурина. Там планировали надстроить второй этаж, на что из городского бюджета выделялось 250 тысяч рублей. А также была оборудована сушилка и установлен мощный паровой котел, что полностью обеспечивало предприятие сухим строительным материалом. Для технического руководства обновленной фабрикой пригласили двух квалифицированных техников. Всю вышеперечисленное позволяло вдвое увеличить производственную программу, предприятия, которое уже к маю приступило к выпуску буфетов, письменных столов и книжных шкафов.
Однако, мощности даже реконструированной фабрики, видимо, не покрывали внутреннего спроса. Во всяком случае, в апреле, на развитие местной промышленности в Ульяновске облисполком отпустил 62 тысячи рублей. На них в городе оборудовали большую мебельную мастерскую, продукцией которой предполагалось наполнить исключительно городской рынок. Для него же предназначалась мебель, сделанная на еще одной столярной фабрике и продукция жестяночного цеха, которые в третьем квартале 1937 года начал строить отдел местной промышленности горсовета.
Выпускала мебель и ульяновская артель «Культура и спорт». Именно она в ноябре получила от завода имени Володарского крупный заказ стоимостью 72 тысячи рублей на изготовление стульев «лучшего качества» для оборудования ими клуба, красных уголков и кабинетов завода.
Не гнушалось выпуска гражданской продукции широкого потребления и само оборонное предприятие. В рамках «конверсионной» программы на 1938 год «Володарка» стала осваивать производство велосипедных прицепных моторов внутреннего сгорания, педальных осей, осей передних и задних втулок, корпусов и других велосипедных деталей. А также жестяно-скобяных изделий, приспособлений для обувной промышленности и так далее.
А упоминавшаяся уже артель «Культура и спорт» начала производство «дорожных вещей», ученических сумок, струнных музыкальных инструментов, детских гармошек и разных художественных изделий на 107 тысяч рублей. А зеркальный цех – зеркал и трельяжей на общую сумм 115 тысяч.
Рост производства и расширение производственных площадей требовали увеличения выпуска строительных материалов и повышения мощностей городских инфраструктурных объектов.
Летом 1937 года облисполком отпустил более девяноста тысяч рублей на капитальный ремонт и запуск в эксплуатацию простоявшего около четырех лет Ульяновского кирпичного завода № 1. Работы по его расконсервации начались в третьем квартале, а в четвертом предприятие приступило к выпуску продукции.
Завод «Металлист» получил заказ на изготовление 6 тысяч патронов для токарных станков. Этой работы, основному механическому цеху завода хватало на весь год. А литейный цех, кроме отливки патронов, выполнял заказ облкоммунхоза на канализационные трубы, люки и другое литье.
Ульяновский водоканал устанавливил третий насосный агрегат, позволявший увеличить суточную подачу воды в город с 4700 до 9000 кубометров, обеспечив к тому же бесперебойное обеспечение потребителей.
Еще одной «точкой экономического роста» района могли стать имевшиеся здесь богатые залежи горючих сланцев. Однако они были все еще мало изучены, а их добыча и и использование едва теплились.
Поэтому в октябре президиум городского совета, рассмотрев вопрос изучения местных сланцев, обратился в облисполкома с просьбой обязать Волжский геологический трест в течение октября и ноября произвести изучение сланцевого месторождения и начать там геолого-поисковые работы. На эти цели требовались средства – 50 тысяч рублей, которые также запросили у Куйбышева.
Ни пуха, ни пера
Ну, и наконец, еще одной отраслью местной экономики была добыча пушнины. «В прошлом году охотники города и района сдали в «Союзпушнину» и Райпотребсоюз 12370 шкурок разного пушного зверя. – Писал «Пролетарский путь» 12 февраля 1937 года. – Количество большое, но качество сданной пушнины очень низкое. Очень много шкурок, которые заготовители вынуждены принимать вторым и третьим сортом. Это происходит в большинстве случаев из-за небрежности охотников, не желающих или не умеющих как следует сиять шкурку и хорошо законсервировать ее.
Союзпушнина и Райпотребсоюз плохо помогают охотникам. Они в первую очередь заинтересованы в приеме первосортной пушнины и должны помочь, рассказать охотникам, как нужно снимать и хранить шкурки, чтобы они были первосортными». – наставлял заготовителей автор по фамилии Грешенев.
Тем не менее, в номере газеты за 21 марта завершившийся зимний охотничий сезон оценивался, как один из удачных: «контора «Союзпушнины» еще в феврале перевыполнила план всего квартала. Весенняя охота начнется с первого апреля. Сейчас охотниками уже заключаются договора», – бодро рапортовала газета.
Из сказанного видно, что в 1937 году ульяновская экономика не стояла на месте, хотя и развивалась не такими гигантскими темпами, как знаменитые «стройки коммунизма», однако вполне достаточными для того, чтобы обеспечить жителей всем самым необходимым.
Источники:
ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1. Д. 1709. Л 15-18 об.
«Пролетарский путь», 1937 г.
Владимир Миронов
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 12 . Мы славно поработали…