Особую боевую задачу должны были решать ещё два подразделения, дислоцировавшиеся в Ульяновске – отдельные артиллерийские зенитные дивизионы (ОАЗД).
К началу войны в городе было два важных стратегических объекта – патронный завод им. Володарского и волжский мост. Вот их и должны были в первую очередь прикрыть зенитчики. В соответствии с поставленными задачами дивизионы и разместились: 285 ОАЗД под командованием капитана Басинского – в Заволжье, в клубе пионеров. А в центре, на ул. Водников, 26 (ныне ул. Корюкина) – 174‐й, которым командовал старший лейтенант Дорожкин (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 43).
При этом приведенные адреса указывают лишь на расположение штабов этих подразделений. А боевые позиции дислоцировались в других местах. Рассмотрим это на примере 174 отдельного зенитно‐артиллерийского дивизиона противовоздушной обороны резерва главного командования РККА. Войну он встретил в белорусском Бобруйске и утром 22 июня 1941 г. уже бил по фашистским самолетам. Потом вместе с Красной Армией отступил до Москвы, понеся огромные потери. Выживший в боях кадровый состав отправили под Сталинград, оставив при орудиях лишь их командиров. Вот в таком виде дивизион и прибыл в Ульяновск, где стал пополняться местными призывниками, точнее главным образом призывницами. Так, в конце декабря 1942 г. вместе с другими сверстницами в его ряды добровольцем встала учительница из Мелекесса Вера Ивановна, а тогда – Верочка Соловьева, выпустившая в 2012 г. книгу воспоминаний. На них в нашем рассказе мы и будем опираться.
Дивизион стоял в правобережной части города и прикрывал с воздуха волжский мост, который очень берегли – это была прямая связь с промышленным Уралом. Первая батарея размещалась на Венце, сразу за памятником Ленина. Вторя – возле училища связи, в районе нынешней ул. Тухачевского. Третья – на Волге, на Бесстыжем острове, который сейчас затоплен. Пулеметная рота прикрывала здание обкома партии (сейчас это старое здание политехнического института на ул. Энгельса). И батарея МЗА (малой зенитной артиллерии) стояла возле нынешнего центрального рынка. На ее вооружении были четыре 37‐милиметровых пушки, стрелявшие очередями.
Расчеты всех батарей жили в нарытых тут же, у орудийных позиций, землянках – по полтора десятка на батарею. Были в дивизионе еще техническая рота и медсанбат. Всего же в подразделении служило около тысячи человек. Дежурные расчеты постоянно находились при орудиях в боевой готовности номер один, чтобы в любой момент открыть огонь по врагу. Им даже еду приносили на позиции. И все же первый и единственный блин вышел комом.
Боевое крещение ульяновские зенитчицы приняли примерно через месяц после призыва – в январе 1943 г. Немецкий самолет‐разведчик «Хенкель‐111» летел в сторону моста. Дивизион подняли по боевой тревоге. Однако по неопытности молодые во всех смыслах бойцы не успели вовремя занять штатные места и открыть огонь. Выстрелы загремели лишь после того, как вражеский самолет сделал два круга над мостом и пошел к своим. Стреляли уже ему в хвост и, конечно же, не попали. После этого, как водится, был жесткий «разбор полетов» результатом которого стал приказ: «Заниматься день и ночь!». И девушки занимались.
С позиций в Ульяновске дивизион снялся в декабре 1943 г., когда фронт ушел далеко на запад и опасность вражеских авианалетов полностью исчезла (Дёмочкин Г. А. Вера и правда ... С. 34, 39, 45, 56).
***
Наряду с военной ПВО в городе действовала и система, выражаясь современным языком, гражданской обороны – МПВО. Ее задача – спасение населения от вражеских бомбежек.
С началом войны был создан городской штаб. Он располагался в подвале дома 42 по ул. Л. Толстого. Здесь же, но на этажах размещались горком ВКП(б), горисполком, а также редакция газеты «Пролетарский путь», позже преобразованная в «Ульяновскую правду». Сегодня в этом здании находится один из корпусов Ульяновского госуниверситета (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 48–49).
Позже были созданы районные штабы МПВО. Районов в Ульяновске было три – Володарский (Заволжье), Ленинский (практически совпадает с современным), а также Сталинский. Ему «нарезали» территорию южнее нынешней ул. Минаева, включая Туть, а также передали часть нынешнего Засвияжья, где строился автозавод им. Сталина (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 43).
Приближение фашистских самолётов должны были засечь расположенные на территории Ульяновска посты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Кстати, один из них находился на крыше здания на Венце, где сегодня размещаются областные музеи – художественный и краеведческий. Сняли его лишь осенью 1943 г. (ГАУО. Ф. Р‐634. Оп. 1. Д. 1775. Л. 377).
Сигнал воздушной опасности тут же передавался по телефону начальнику зенитной артиллерии. Он оповещал городской штаб МПВО, а тот принимал решение об объявлении воздушной тревоги. О ней по телефонам сообщали на предприятия и в учреждения города, объявляли по радио и включали сирены. К концу 1942 г. в Ульяновске их было всего 10 мощностью в полкиловатта каждая, что оповещение всего города не обеспечивало. Однако в декабре полyчили ещё 12 мощных аппаратов. К январю 1943 г. их предполагалось смонтировать, чем полностью снять проблему (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 11).
Одной из задач МПВО была противопожарная подготовка городских построек на случай сброса на них зажигательных бомб – так называемых «зажигалок», от которых сгорело немало зданий в Ленинграде и в Москве. В чем эта подготовка заключалась, говорится в отчёте начальника штаба МПВО Ульяновска капитана Степчука за май 1942 г.:
«Из намеченного количества 8 370 домов очищены чердаки в 6 327. Имеют песок и воду 6 395. Произвели огнезащитную покраску 25 объектов 17 500 кв. м. Противопожарные дружины из комсомольцев созданы в количестве 4, всего 85 человек» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 11).
Как вполне вероятная рассматривалась и угроза химической атаки. Во всяком случае, к её отражению также готовились: при штабах районов были сформированы две дегазационные роты. «Организована и укомплектована на 80% химикатами базовая лаборатория при фармшколе...
Завод №3 имеет мастерскую для прорезинивания тканей и даёт первую партию по нашей заявке.
Завод №8, ф‐ка Горького, №5, КИМ могут изготовить для своих нужд по 10–00 костюмов, но для этого их необходимо обязать провести эти мероприятия. Пропаганда противохимической защиты ведётся через газету «Пролетарский путь», – сказано в майском отчёте штаба МПВО (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 11, 40, 41, 43).
Однако самой масштабной и едва ли не самой сложной была задача массового обучения населения города гражданской самообороне. В общей сложности обучению по программе противовоздушной и химической обороны подлежали 98 тыс. человек в возрасте от 8 до 60 лет. Для этого на предприятиях и в учреждениях были организованы кружки ПВХО, которыми руководили инструкторы из инженерно-технического состава, а также студентов ВУЗов и учеников 9–10 классов ульяновских школ. К 1 ноября 1942 г. этот курс прошли 52 тыс. ульяновцев – больше полвины населения города, подлежащего обучению. Из их числа в жилых микрорайонах было организовано 235 групп самозащиты (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 43).
Еще одним средством противовоздушной обороны был режим полного затемнения, который действовал в городе. Для его обеспечения запасли 15 тонн светонепроницаемой бумаги. Централизованного управления уличным освещением в те годы в Ульяновске не существовало. Разрешение на включение света мог дать лишь начальник МПВО города в отдельных районах и в отдельных случаях: только на погрузочно‐разгрузочные работы и электросварку, но исключительно для выполнения срочных правительственных заказов. Горожане же к светомаскировке относились небрежно: в 1942 г. за нарушения светомаскировочного режима оштрафовали 4 000 человек на сумму около 130 тыс. руб. (Там же).
Впрочем, пренебрегали этой мерой защиты не только штатские. Оперсостав горотдела НКВД систематически проводил проверки светомаскировки в войсковых частях и госпиталях гарнизона. Очередная началась в 22 часа 29 июня 1942 г. Ее итогом стала докладная, направленная Начальником Ульяновского горотдела НКВД Матвеевым на имя начальника гарнизона генерал‐майора Кошубы, секретаря ГК ВКП(б) Гребня, а также начальника управления НКВД по Куйбышевской области майора ГБ Блинова: «В корпусе, где размещен штаб Ульяновского училища связи, оказались демаскированы не только окна на этажах, но и входная дверь. Училище является не впервые нарушителем маскировки, главным образом, по недосмотру дежурных. Демаскированы окна в здании КУКСа (курсы усовершенствования комсостава – В.М.) (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 43).
В госпитале №410, что на улице Гончарова (сегодня это дома №№28 и 32) (Ефимов Ю. Д., Лосева В. И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 43) ярко светились окна как на фасаде, выходившим на улицу, так и во двор.
Однако наибольшее возмущение проверяющих вызвала врач госпиталя №1646 (ул. Пролетарская, 11, здание не сохранилось) (Там же. С. 46) Плотникова, проживавшая прямо на месте службы. Мало того, что, имея у себя в комнате хорошие шторы, доктор открыла настежь и их, и окно в комнату, где во всю светила электролампочка мощностью в 100 свечей.
Так она – Плотникова – «к тому же прохаживалась по комнате и распевала какую‐то «арию» в позднее время, этим мешала даже больным, что, безусловно, не к лицу врачу», – кипели возмущением проверяющие (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1949. Л. 129, 129 об.)
Забегая вперед, скажем, что светомаскировка была снята в конце 1944 г., и улицы стали освещаться (Ефимов Ю. Д., Лосева В. И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 27).
Кроме светомаскировки, для защиты людей от бомб и осколков в городе планировалось выкопать 1 580 щелей, 130 землянок, переоборудовать в газоубежища 113 подвалов и обустроить 1 командный пункт. Фактически же на 1 апреля 1942 г. выкопали лишь 530 щелей – то есть около трети от запланированного. По остальным пунктам в отчетах прочерки (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2023. Л. 11).
Впрочем, командный пункт строить, похоже, все‐таки начали.
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024