
В Шуше, у подножья Саян…
Областной совет профсоюзов предложил активистам клуба посетить ленинские места страны — чтобы снимки оттуда показать на выставке. Фотокорреспондент Авксентий Галагоза выбрал Ленинград, биолог Валерий Сметанин — Казань, а я отправился в Красноярский край, в село Шушенское.
В то время я уже работал кинооператором на Ульяновском телевидении, и начальство отпустило меня в далёкую командировку, поручив сделать оттуда кинорепортаж. Поскольку с авиабилетами были проблемы, пришлось из Ульяновска до Красноярска добираться по железной дороге. Там встретился с коллегами с местного телевидения, подробно расспросил их о Шушенском. А ещё показал им киноочерк Ульяновской телестудии «Письмо к потомкам» — он был снят во время митинга, посвященного началу строительства Ленинского мемориала.
В Красноярске посетил места, связанные с именем Ленина. В этот город Владимир Ульянов прибыл под негласный полицейский надзор в марте 1897-го года.
Здесь он ожидал пункта назначения ссылки и начала навигации на Енисее. В Красноярске Ленин поселился в доме Поповой, известном как прибежище для политических ссыльных, познакомился с местными революционерами.
В мае на пароходе (сейчас это судно «Святой Николай» стоит на берегу Енисея в Красноярске как памятник), а затем на лошадях, приехал в село Шушенское.
Ленин поселился в доме зажиточного крестьянина Зырянова. Позже сюда по просьбе Ленина приехала его невеста Надежда Константиновна Крупская — она отбывала ссылку в Уфимской губернии, и власти разрешили ей сменить место пребывания.
Разрешение на перевод в Сибирь было дано с условием немедленного заключения брака по церковному обряду. Кольца сделал ссыльный финский рабочий, выковал из двух пятаков, и молодожены обвенчались. В доме крестьянки Петровой у молодых появилось небольшое хозяйство. Надежда Константиновна через тридцать лет с нежностью вспоминала:
«Так живо встают перед глазами те времена первобытной целостности, радости существования. Всё какое-то первобытное — природа, щавель, грибы, охота, коньки, тесный близкий круг товарищей-друзей, совместные прогулки, пение, совместное какое-то веселье…»
Пожилые жители Шушенского говорили, что видели Ленина и Крупскую, когда они шли с венчания из церкви. Однако директор дома-музея Городецкий попросил меня относиться к таким заверениям с осторожностью, мол, почти каждый третий из старожилов считает, что в детстве катался на коньках вместе с Лениным. Но свидетельница всё-таки нашлась, Городецкий посоветовал мне встретиться с племянницей хозяйки, у которой жили Ленин и Крупская.
Мне удалось поговорить с ней, вместе с новосибирскими школьниками расспрашивал её о тех далёких событиях, но она уже мало чего помнила.
Рассказывала, как с печки или с полатей наблюдала за какими-то необычными, наряженными в незнакомую одежду, но очень приветливыми жильцами. Весь её разговор сводился к тому, что поскольку она видела Ленина, ей нужно прибавить пенсию.
А сын старушки к таким жалобам матери относился привычно, мол, не слушайте её ворчание и лучше не беспокойте мать расспросами. Обстановка музея Ленина в Шушенском поведала о его ссылке намного больше.
Половина дома, где жили Ленин с Крупской, состоит из кухни, горницы и комнаты. В спальной две деревянные кровати, стол, стулья, кресло, полки для книг. Я обратил внимание на конторку, сделанную по заказу, стоявшую в углу комнаты. Мне объяснили, что Ленин за ней работал стоя — написал большинство из тридцати работ, завершил книгу «Развитие капитализма в России».
В горнице Ленин встречался с крестьянами, обращавшимися к нему по юридическим вопросам. С местными жителями он подружился, и они относились к нему, к Надежде Крупской и её матери Елизавете Васильевне сердечно, помогали по хозяйству. Когда Ленин уезжал из ссылки, его провожали всем селом.
Доброжелательность сибиряков к приезжим я почувствовал и на себе, они охотно отзывались на мои просьбы. К кому бы я не обращался, к представителям власти или простым жителям, все относились ко мне с вниманием и заботой.
Директор Шушенского музея Городецкий, узнав, что я приехал с родины Ленина, помог мне наметить план съёмок, проконсультировал по всем вопросам. По его совету я съездил в село Ермаковское и в Минусинск. А прораб-строитель, сосед по гостиничному номеру, показал мне район, в котором возводились новые жилые дома.
Самая интересная встреча случилась на берегу реки Шуши, притоке Енисея — увидев молодую пару, я незаметно снял их для своего фильма. Стал уходить — и вдруг они догнали меня, сказали, что у них сегодня свадьба и они хотели бы сфотографироваться. Услышав, что я не местный, а из Ульяновска, они засмущались. Но я сфотографировал их и пообещал прислать снимки, записал адрес.
А вечером они пришли ко мне в гостиницу и пригласили на свадьбу. Отказываться было бесполезно, и так я попал на свадьбу простой семьи шушенцев. Она проходила примерно так же как у нас в Поволжье. Среди угощений меня поразила мелкая свежайшая, почти что живая рыба — её только что поймали в Енисее, чуть-чуть присолили и подали на стол. Позже я отправил молодоженам снимки — их доставил в Шушенское ульяновский учитель Георгий Васильев, сопровождавший туда группу школьников.
В Шушенском Ленин вместе со своими соратниками Кржыжановским, Старковым, Ванеевым, Сильвиным обсуждал состояние и перспективы революционного движения, отмечал праздники. Политическая работа не прекращалась и в ссылке.
В первый год своей ссылки Ленин вместе с хозяином Зыряновым охотился, ловил рыбу. Около озера Перово они построили шалаш, в котором ночевали во время таких походов. Я побывал в тех местах, и на меня, любителя охоты и рыбалки, окрестности Шушенского произвели сильное вп чатление. Это юг Красноярского края, благоприятный климат способствует разнообразию природного и растительного мира. Сосново-лиственные леса носят парковый характер, травянистый покров высокий, красочный и пышный, озера изобилуют рыбой, водоплавающей и болотной дичью.
Ленин вместе Крупской наслаждались красотами и южным климатом предгорных Саян. Они как будто знали, что пройдёт это счастливое время и им до конца своих дней придётся дышать смрадным воздухом больших городов, окутанном дымом заводов и фабрик.
Ленин тогда в письме к матери написал, что сочинил стихи, правда, одна всего две строчки: «В Шуше, у подножья Саяна». Эту ленинскую фразу я взял как заглавие фильма, который снял в Красноярске и в Шушенском. Он был показан в канун 100-летия с дня рождения Ленина по Ульяновскому телевидению. Продемонстрировал фильм я и в городском кинофотоклубе, отзывы были хорошие.
Из моих снимков, сделанных в Шушенском, получилась небольшая фотовыставка в клубе. Эти свои работы позднее я передал в дом-музей Ленина в Ульяновске.
Мой репортаж с фотографиями о Шушенском был опубликован в рубрике «Сто ленинских страниц» в газете «Ульяновская правда».
Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».
Оглавление
С кинокамерой — из века в век
Как развивалось кинопроизводство
Встречи с художником Пластовым
Встречи с художником Киселевым
По ленинскому пути
Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня», сделанные с 1962-го по 1970- и годы
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год
Столетие Ленина в Ульяновске
С Лениным — навсегда
Детство, опаленное войной
Мой отец Григорий Тельнов
Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Послесловие
Материалы о презентации книги в Ульяновской области:
Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника
Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»
Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка
Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Телеграмма с сюрпризом
Воспоминания, 1.7.1957Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Дом на улице Бакинской
Воспоминания, 7.1.1959Книга «Объективом и пером о былом». ЧАСТЬ IV. Семья моей сестры
Воспоминания, 1.6.1951