
Любимая школа
1940-й стал последним годом моего пребывания в детском саду, осенью я пошёл в школу. Надо сказать, к занятиям был вполне подготовленным.
Умел считать и читать, уже сам посещал районную библиотеку. Первой книгой, которую прочитал сам, был стишок «Усатый-полосатый» и «Дом переехал». Любимым журналом был «Мурзилка», первой подаренной мне книжкой стали стихи Барто. Когда подрос, полюбил романы Жюля Верна и Александра Дюма, на них в библиотеке записывались в очередь. Запоем читал Тургенева и Некрасова, Толстого. Детские книги выпускались в журнальной серии, там печатали современных авторов. Библиотекарша не верила, что читал так много и быстро, просила пересказать содержание — и я выполнял её просьбу. Читал и книги, которые приносили из библиотеки сестра и отец. Они говорили, что мне рано читать серьезные книги, но меня уже не остановить.
Электричества в селе не было, комнаты освещали керосиновыми лампами. Экономили топливо и зажигали их только для приготовления уроков. Березовые лучины я пытался приспособить для чтения, но они давали мало света. Сильно коптили, аж нос пачкали сажей. Приспособил для чтения коптилку с фитильком, ставил на него пробирку — получалась самодельная маленькая лампа. Брал её на печку и там читал, никому не мешая.
В школе никаких трудностей не испытывал, за все задания получал только отлично. Правда, одна неприятность со мной случилась. Книги, тетради, чернильницу, ручку и карандаши носил в жёсткой сумке — типа ранца. Туда же клал бутылочку молока и кусочек хлеба, который давала мне мама. Был я довольно подвижный и шаловливый, этой сумкой по пути в школу приходилось махаться и драться. И вот, после удара по спине товарища, из сумки потекло молоко. Со слезами я вернулся домой и до самого вечера переписывал залитую молоком тетрадь, благо ещё нашлась новая.
Учительница достойно оценила мой труд. Педагоги в нашей школе были опытные. Помню самого заслуженного учителя математики Владимира Пансофьевича Федоровского, ещё до революции односельчане в благодарность за труд подарили ему золотые карманные часы. Он объяснял правила очень доходчиво, притопывая ногами и повторяя: «Часть находят умножением, а по части целое — делением».
Семен Игнатьевич Подобин преподавал черчение и физику, он не выговаривал букву «с» и его прозвали «Шамон». Он был забавным, про него сочинили частушку: «Мы сидели на уроке и чертили колесо, Шамон Игнатьевич Подобин мне поставил «хорошо».
Валентина Павловна Некрасова преподавала русский язык и литературу, она закрепила во мне любовь к этим предметам.
Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».
Оглавление
С кинокамерой — из века в век
Как развивалось кинопроизводство
Встречи с художником Пластовым
Встречи с художником Киселевым
По ленинскому пути
Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня», сделанные с 1962-го по 1970- и годы
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год
Мой отец Григорий Тельнов
Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Послесловие
Материалы о презентации книги в Ульяновской области:
Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника
Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»
Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка
Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.
Б. Тельнов. Книга «С кинокамерой из века в век». Мои современники. Мой друг десантник Егоров
Герои, 25.10.1925Б. Тельнов. Книга «С кинокамерой из века в век». Мои современники. Художник Петр Никитенко
Воспоминания, 15.12.1934Книга «Объективом и пером о былом». ЧАСТЬ IV. Семья моей сестры
Воспоминания, 1.6.1951