
Художник Петр Никитенко
В январе 2020 года у меня дома зазвонил телефон. На проводе был художник Александр Байбушкин:
«Борис, Петр Никитенко никогда больше в свою мастерскую не придет».
«Как, почему?»
«Сегодня утром он скончался».
Печальное сообщение, словно молния, пронзило меня. Ведь накануне мы с Петром собирались встретиться. Опомнившись, я стал звонить его дочери:
«Наташа, объясни, что стряслось?»
«Утром папа позвонил мне, сказал, что собирается на работу, но плохо себя чувствует. Посоветовала ему вызвать скорую, сказала, что сама сейчас к нему подъеду. А как приехала, там уже медики сказали, что папа только что умер…»
…Вот так внезапно прервалась моя шестидесятилетняя дружба с Петром Дмитриевичем Никитенко.
А началась она, когда я работал кинооператором на Ульяновском телевидении. А Петр тогда после того, как несколько лет прослужил учителем рисования в Куйбышевской области, вернулся с женой в Ульяновск. С работой вопрос решился — его приняли художником на телевидения, а супругу Людмилу — педагогом в музыкальную школу.
Вместе с двумя дочками они поселились на волжском спуске в доме родителей Петра — Зинаиды Дмитриевны Гордеевой и Дмитрия Евтихиевича Никитенко. Род со стороны матери был коренной симбирский, прадед торговал лесом, рубленый дом с мезонином построил.
Про родителей его краеведы позже написали книгу — летопись семьи. Дмитрий Никитенко родом из Приазовья, из семьи революционера, сам член РСДРП, участник Гражданской войны. В честь его даже деревню, которую он освобождал от белых, назвали Дмитриевкой. А после учился в Средневолжском сельхозинституте в Куйбышеве, там и встретил Зинаиду Гордееву, она училась на цветовода. Ее мать Амалия была по национальности немкой, а отец, врач по профессии, умер, когда дочери не было и четырех лет.
Зинаида мечтала учиться в столице, но родные отговорили, мол, там суета, транспортное движение сильное, и она выбрала Куйбышев — и нашла свое семейное счастье. Цветоводческий факультет слили с агрономическим, и после окончания ее отправили в Оренбургскую область. Там она вновь встретила Дмитрия — он специально приехал к ней, и в 1930-м году поженились.
14 октября 1933 года у них родилась дочь Ольга, а через год семья переехала в Куйбышевскую область, Дмитрия назначили там директором семеноводческого совхоза. Там 15 декабря 1934-года и родился сын Петр. Его бабушка Александра не усидела дома в Ульяновске, приехала нянчить детей. Петра она особенно любила, он ей напоминал ей своего сына. С зятем у нее наладились теплые отношения. В 1936-м году семья переехала поближе к Ульяновску, Дмитрия назначили директором Ново-Уренской семеноводческой опытной станции, а Зинаиду — старшим агрономом. Там они занимались выведением новых сортов озимой пшеницы, морозоустойчивых и устойчивых к засухе. В 1937-м году там у них родилась дочка Галина.
В те времена станцию посетил глава правительства Калинин, сказал, что директор Никитенко достоин награды. Но судьба уготовила другое: летом 1937-года к дому подъехала машина, ему велели взять смену одежды, пообещали, что дня через три возвратится домой. Но он не вернулся — арестовали.
А бабушка увезла внуков и дочь в свой дом в Ульяновск. На работу жену врага народа никуда не брали — даже на овощном складе рабочей долго не держали, уволили. А надо было на что-то жить: Зинида Никитенко была беременна. Четырнадцатого марта 1938-го года родился мальчик, его назвали в честь арестованного отца Митей. Не найдя в Ульяновске никакой работы, Зинаида устроилась преподавателем немецкого в школу села Ундоры.
Она пыталась спасти мужа — писала письма Калинину, Сталину. Невозможно описать, как трудно проходили эти годы в многодетной семье, оставшейся без отца. Но неожиданно в августе 1940-го года в дверь дома постучали — вернулся Дмитрий, худой, оборванный. В его руках была справка о реабилитации. Новое назначение Никитенко получил в Черновершины Куйбышевской области, директором машинно-тракторной станции. Семье стало легче, Зинаида вновь носила под сердцем ребенка.
«Сколько родится детей, столько и поднимем», — говорил ей муж.
Володя родился 15 мая 1941-го года, вскоре началась война. Дмитрий перевез семью в село Мордово-Аделяково, там сразу же завели корову по кличке Конфетка — и ушел на фронт в звании капитана. Вся семья проводила его на станцию.
Жили в войну трудно, как и все, часто недоедая. Зинаида Дмитриевна работала директором школы. В том селе от болезни сердца умерла бабушка Саша. Председатель колхоза старался помочь семье фронтовика — то муки привозил, то дрова. От Дмитрия Никитенко долго не было никаких вестей, а летом 1944-м года домой вернулся он сам — по ранению, на простреленных ногах. Радость была неописуемая, он забрал всех детей и поездом поехал в Ульяновск. Матери Зинаиде пришлось добираться пешком, ведя за собой корову — 250 километров прошла за неделю.
Все домашние заботы (в семье было шестеро детей, младшая дочка родилась в 1951-м году) лежали в основном на плечах матери. Отец всю жизнь работал по специальности, скончался он в 1968-м году. Сыновья похоронили его в семейном склепе Гордеевых на кладбище в Ульяновске. Зинаида намного пережила мужа, на скончалась в возрасте 97-лет в 2007-м году, до самого преклонного возраста сохранив ясный ум и прекрасную память.
Вернусь после этого экскурса в родословную моего друга к телевизионным временам. Петр Никитенко работал там в постановочном цехе, там оформляли передачи, писали титры, делали рисунки, декорации к спектаклям. Самым опытным декоратором был Петр Григорьевич Андреев, он раньше работал театральным художником. Евгений Кузнецов и Николай Доброхотов выполняли любые заказы, они были выпускниками Пензенского художественного училища. Коллектив был творческий, дружный.
Петр Никитенко влился в творческий процесс быстро. Я часто приходил к постановочный цех — отретушировать фотографии, заказать титры. Однажды с Петром Никитенко мы задумали снять мультфильм, благо кинокамера позволяла это сделать покадровой съемкой. Перед каждым кадром Петр рисовал какую-то черточку, чтобы потом из них на экране сложился ожившее изображение. Работа заняла несколько дней, ее завершил мой ассистент Юрий Тишкин. Когда ролик был показан на студийном капустнике, в нем все узнали без труда нашего режиссера Григория Рогендлера.
Рисовать дружеские шаржи на сотрудников было у нас доброй традицией, однажды на большом листе сделали коллективный шарж на сюжет знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу». В образе Христа изобразили режиссера Ивлиева, а в других персонажах — прочих работников телестудии.
Стенгазету «Салат» тоже помогали оформлять художники — в ней отражались рабочие и комичные моменты жизни телестудии. Их рисунки добавляли юмора и смысла.
В то время я был председателем правления городского кинофотоклуба и часто обращался к Никитенко с просьбой нарисовать плакат выставки или эмблему и он мне никогда не отказывал.
Шло время, работа у Петра ладилась, его жена Людмила тоже успешно работала в музыкальной школе. Но в бытовом отношении проблемы — они с детьми ютились в небольшой комнате материнского дома. Очередь на квартиру на телестудии подошла к 1970-му году, горсовет выделил тогда несколько квартир телевизионщикам в канун 100-летия Ленина.
Мы дружно и с радостью помогли Никитенко с переездом на улицу Варейкиса. Петр Дмитриевич, конечно, был талантливым художником, тяготел к живописи, и графика телевидения, оно было черно-белым, ему была тесна. Когда его пригласили на работу в мастерские Ульяновского союза художников он, с надеждой на будущее, согласился.
Там ему выделили громадный стол в большом зале на третьем этаже, рядом с ним там творил еще десяток художников. Заказы были чаще всего для оформления города, со временем их становилось все меньше, штаты сокращались.
Кроме производственных мастерских Союза, удалось оборудовать под студию помещение в полуподвале дома на улице Энгельса — там с Петром работали художники Борис Клевогин и Александр Крашенинников. К ним на «огонек» можно было забежать поговорить, заказать картинку. Однажды с художником Петром Андреевым после удачной охоты мы сварили в мастерской у Петра шулюмку из лосятины. Там с кинокамерой я позировал Никитенко для своего портрета, его демонстрировали на областной выставке. Сейчас то полотно висит у меня на стене — как добрая память об авторе и нашей дружбе.
В девяностые годы разрешили разгородить на индивидуальные мастерские помещения в Доме союза художников. Петр Никитенко тогда не был членом Союза и делил помещение с коллегами. В то время Александру Крашенинникову и Петру Никитенко предложили сделать совместную персональную выставку на первом этаже Дома союза художников.
На ней был выставлен портрет известного революционера Варейкиса, в годы Гражданской войны он был комендантом Симбирска. Это очень сильная и качественная работа, Варейкис был изображен на фоне красного знамени с газетой с воззванием «К гражданам России» в руке. Художник выразил характер той эпохи — напряженная поза, как будто рвущаяся к светлому будущему. Колорит картины, преобладание красного, подчеркивает то пылающее горячее время.
На той выставке было много пейзажей, картин природы Среднего Поволжья и Ульяновска, портретов наших земляков. Петр Никитенко любил родной город, любил цветущий весной Карамзинскому садику, бульвар Венец, откуда открывается изумительный вид на красавицу Волгу. Река на его полотнах была труженицей, носящей баржи и пароходы, дающей работу людям, живущим на ее берегах. Тема Волги была близка ему с юности — картина «Трудовые будни. Рыбаки и невод» стала его дипломной работой еще в Пензенском училище.
Привлекло внимание зрителей на выставке полотно «Кузница автозавода», оно написано широкими крупными мазками, в ярко-оранжевом колорите, смотришь на нее — и чувствуешь жар профессии кузнецов. Натюрморты тоже были прекрасны — будь то голова сома на тарелке или корзина с грибами, они были написаны так натуралистично и подробно, что хотелось потрогать.
Мне особенно приятно было видеть картину «Сельский домик» — на ней Петр нарисовал мое деревенское жилище. Стол под раскидистой старой березой, за которым мы часто сидели вместе. На нем он изобразил все, чем богата осень — капусту, корзину с помидорами, картошку, балакирь с молоком.
Петр Никитенко любил и умел, как никто, писать цветы — они у него выглядят живыми, только что срезанными, поставленными в вазу с прозрачной водой, словно хранящими пьянящие ароматы приволжских лугов. Рисуя букет, он умел оживить картину, обратив внимание на какую-то деталь — оставленную рядом с букетом, на столе, веточку сирени, на упавший лепесток розы. Сирень он обожал, она окружала дом его мамы. Кусты ее повсюду растут на волжском косогоре. В мае, когда они расцветали, он приносил букеты в мастерскую и писал, писал их в разных вариантах. Картины с сиренью хорошо покупались в художественном салоне.
Я сделал киносюжет о той выставке, снял её и на фото. Для меня она тоже памятна, это была общая радость. Петр, окрыленный успехом, работал над новыми картинами. Получил заказы на портреты, заказчики отмечали не только внешнее сходство, но и точно подмеченный характер. Никитенко показывал свои полотна на областных, поволжских и республиканских выставках, вступил в члены Союза художников России. Ему выделили индивидуальную мастерскую, назначили повышенную пенсию.
Для моих родных Никитенко был семейным художником. Портреты, пейзажи и натюрморты, подаренные им, висят в квартирах моих детей и внуков в Ульяновске, Москве, Санкт-Петербурге. Есть работы Петра даже в Париже, у его и моего друга фотографа Ари. Мастерская Петра была настоящим клубом для наших общих товарищей — художников, фотографов и журналистов.
Мы часто путешествовали вместе по лесам и полям области на моей машине, я помогал искать ему заказы. Как-то за картины для лесхоза с Петром расплатились пиломатериалами, доски пригодились Петру для ремонта старенького дома его матери. Это старинный дом когда-то весь принадлежал ей, после революции туда вселили и других жильцов. Снесли то здание только недавно.
Дочери Петра вышли замуж, сначала Наташа — уехала с мужем-офицером на Украину, он через несколько лет погиб и она вернулась. А Марина осталась в Ульяновске, родила девочку Катю, но ее брак закончился разводом. Петр Никитенко и его жена Людмила заботились о дочерях и внучке. Марина, к сожалению, доставляла много проблем — ее жизнь не заладилась.
А престарелая мама Петра Дмитриевича нуждалась в уходе, и ему пришлось из благоустроенной квартиры переселиться к ней в дом. Людмила тоже начала болеть, сердце подводило, она умерла в мае 2010-го года.
На Пасху в день 90-летия Зинаиды Дмитриевны Никитенко я записал ее вспоминания на видеопленку. А позже, в канун 80-летия Петра, я сделал о нем и его семье видеофильм, подарил его ему. На следующую съемку, к 85-летию, он долго не соглашался, но я всё-таки снял его в мастерской, разбирающего свои картины и эскизы. Смонтировал ролик, вручил ему — а сам уехал в Санкт-Петербург. Посмотреть мы его договорились вместе, когда я вернусь, в его квартире, куда он только что переехал.
Не сбылось: в день, когда была назначена наша встреча, я получил известие о его смерти. Хоронили мы Петра зимой 2020 года, пришло много друзей — все говорили о том, что он был светлым и добрым человеком.
Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».
Оглавление
С кинокамерой — из века в век
Как развивалось кинопроизводство
Встречи с художником Пластовым
Встречи с художником Киселевым
Мой друг десантник Егоров
Влюбленный в кино Юрий Тишкин
По ленинскому пути
Нас называли октябрятами
Музей после войны был в лесах
Ленин на знамени
«Родина Ильича сегодня»
Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня»,
сделанные с 1962-го по 1970- и годы
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год
В Шуше, у подножья Саян…
Столетие Ленина в Ульяновске
С Лениным — навсегда
Детство, опаленное войной
Мой отец Григорий Тельнов
Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Послесловие
Материалы о презентации книги в Ульяновской области:
Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника
Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»
Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка
Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Телеграмма с сюрпризом
Воспоминания, 1.7.1957Книга «Объективом и пером о былом». ЧАСТЬ IV. Семья моей сестры
Воспоминания, 1.6.1951