К началу войны единственным крупным предприятием города был патронный завод №3 им. Володарского. Кроме него в Ульяновске функционировали и более мелкие – завод автогаражного оборудования «Металлист», кирпичный завод, мебельная фабрика им. Халтурина, химзавод, прядильная фабрика, швейная фабрика №5, швейный комбинат №8 им. Ворошилова, пивзавод, упоминавшийся уже плодвинзавод, завод фруктовых вод, спиртоводочный завод, хлебозавод и 6 пекарен, гормолзавод, мясокомбинат, горпромкомбинат и 18 артелей.
На этих предприятиях (кроме «володарки») работало 2 700 человек. Еще около 1 600 трудилось в артелях, и 665 – в коммунальном хозяйстве.
Накануне войны началось строительство трёх новых заводов Наркомата авиационной промышленности, завода тяжелых токарных станков и завода реле и автоматики («Электроаппарат»). Для их возведения была сформирована особая строительно‐монтажная часть ОСМЧ‐18, ставшая самой крупной строительной организацией в городе. Но к началу войны ни одно из предприятий построить не успели (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 4).
И вот теперь городу предстояло принять и развернуть полтора десятка новых производств.
16 августа 1941 года ЦК ВКП(б) и Совет народных Комиссаров (СНК) СССР приняли «Военно‐хозяйственный план на 4 квартал 1941 и на 1942 г…», который предусматривал эвакуацию предприятий из прифронтовой полосы в тыл и ввод их в действие на новых местах (Там же. С. 8). Одним из таких мест и стал наш город.
Самой первой – уже 13 июля 1941 г. – сюда прибыла витебская государственная чулочно‐носочная фабрика им. КИМ (к Корее она не имеет никакого отношения. Название фабрики является аббревиатурой тогдашнего наименования комсомола – Коммунистический Интернационал Молодежи). С фабрикой приехали 300 семей рабочих, служащих и ИТР, а также первый эшелон с оборудованием – 500 машин разного назначения, токарные и другие станки, измерительные приборы и пр. Решением горисполкома все это предстояло разместить в двух помещениях: чулочновязальное производство – в цехах прядильной фабрики на ул. Советской, 26 (на этом месте сейчас находится здание Ленинского мемориала), а швейно‐бельевое – в клубе строителей и глухонемых (сейчас в этом здании под №26 на углу улиц Гончарова и Бебеля находятся ювелирный салон «Византия» и аптека) (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 30). Уже 18 июля помещения прядильной фабрике передали кимовцам, и там сразу же началась установка и наладка оборудования. Швейные цеха стали разворачивать позже, так как отведенные помещения освободили только к 25 июля.
Чулочно‐носочное производство при двухсменной работе способно было давать в сутки 8 тыс. пар изделий, а швейное при тех же условиях – 11 тыс. единиц продукции, в том числе: мужское белье – 60%, женские панталоны – 30%, мужские сорочки – 10%. В случае, если удастся найти помещения для монтажа еще 200 швейных машин, производство могло дать дополнительно 20 тыс. единиц белья (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1896. Л. 73).
Из докладной записки директора фабрики КИМ Хенина в ГК ВКП(б) от 6.09.1941: «Швейный цех эвакуированной чулочно‐трикотажной фабрики «КИМ» размещен в помещении бывш. Клуба строителей по ул. Гончарова 20/2 с 1 сентября с.г. включая полностью монтаж 2 швейных агрегатов, готовых к пуску в любой момент.
Ввод силовой и осветительной сети произведен еще до 1 сентября, казалось бы, что швейный цех нашей фабрики мог бы еще с 1 сентября включиться в число действующих предприятий г. Ульяновска и выполнять задание наравне с другими фабриками» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1896. Л. 27). Но не решен вопрос с обеспечением предприятия электроэнергией.
Следом из Киева приехала швейная фабрика им. Горького. Как можно скорее она должна была приступить к пошиву обмундирования для Красной Армии. Директор фабрики Бардиер 9 сентября 1941 г. совершенно секретной запиской докладывал секретарю ГК ВКП(б): «Означенная фабрика в г. Киеве имела контингент рабочих в 4000 чел. и в последнее время изготовляла военное обмундирование.
Эвакуировавшись в Ульяновск, фабрика привезла сюда все имеющееся у неё оборудование, тех. руководство и высококвалифицированный адм. тех. персонал. При переводе фабрики целиком на военный пошив, фабрика по своей мощности могла бы изготовлять свыше полумиллиона шинелей в квартал.
По прибытии фабрики в Ульяновск, объединенным заседанием Исполкома Горсовета и Горкома ВКП(б), было вынесено постановление о предоставлении фабрике под производство здания бывшего педагогического техникума на ул. Радищева, дом №39, где по ориентировочным подсчетам можно было бы разместить в две смены до 1,5 тыс. человек рабочих, какие смогли бы по приблизительным данным выпускать до 250 тыс. шинелей в квартал при 8‐часовом рабочем дне, и до 300 тыс. шинелей при удлиненном рабочем дне.
Несмотря на то, что со дня прибытия фабрики в Ульяновск прошло уже свыше месяца, здание это фабрике не предоставляется, привезённое фабрикою оборудование ржавеет, админ.‐тех. персонал гуляет без дела и получает зарплату. Для Красной Армии фабрикой обмундирование не изготовляется, и не известно, когда фабрика приступит к изготовлению такового…» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1896. Л. 41). Напомним, речь идет о том самом здании, где к тому времени уже размещался институт ВМФ и которое он должен был освободить, получив взамен от города другое помещение. Однако, по крайней мере на октябрь, этот вопрос так и не был решен.
Но, в конце концов, все организационные вопросы были «утрясены», и предприятие заработало. Вот что вспоминал об этом известный ульяновский журналист Лев Захарьин в своей книге «Что было, то было». Будучи эвакуированной зимой 1941 г. в Ульяновск, семья будущего журналиста поселилась в доме на улице Ленина, 45, внизу, за костелом. Трамваев тогда в Ульяновске не было, поэтому путь от дома до фабрики молодой Лева проделывал пешком. Впрочем, дадим ему слово: «Чтобы в те дни не отбросить копыта окончательно и не околеть от голода, надо было идти работать, благо руки требовались везде. Киевскую швейную фабрику им. Горького я нашел на ул. Радищева, 39, в двухэтажном кирпичном здании. Киевляне встретили меня приветливо, узнав, что я жил в самом центре их родного города, на Бессарабке, в сотне метров от Крещатика.
– Ну, что, земляк, пойдешь к нам в грузчики?
– Конечно!..
В закройном цехе женщины на большой стол настилают двадцать слоев шинельного сукна, «трафаретят» их мелом, потом «распускают», разрезают на полочки, спинки и другие детали, я же связываю этот крой на 20 шинелей прочной кромкой и волоку тюк на второй этаж, где непрерывно гудят швейные цеха. Каждый тюк – килограммов 50–60, а смена 12 часов. А мои благородные акробатические плечи для такой работы явно не приспособлены! К тому же все время хочется есть.
Я, полагая себя настоящим мужчиной, стараюсь усталость не показывать и тащу, тащу, тащу наверх эти суконные чудовища. Еще труднее, когда из Ишеевки привозят рулоны сукна. Я, настоящий джентльмен, стараюсь к рулонам, а они неподъемные, женщин не подпускать. Пыхчу, сцепив зубы, всю смену, все двенадцать часов, без выходных! Ночами плачу от боли в мышцах и суставах… Когда на работе вырубают электричество, замертво падаю на шинели и мгновенно засыпаю. Потом женщины меня ласково будят…» (Захарьин Л.Ф. Что было, то было. Ульяновск, 2000. С. 55–67)
***
Из Киева же прибыл и завод контрольно‐измерительных приборов «КИП» №10. Вместе с аналогичным московским («МОСКИП») и Центральной научно‐исследовательской лабораторией Наркомата пищевой промышленности он разместился на территории ликеро‐водочного завода (ныне – строительный рынок на ул. Марата, 8). Вскоре все три прибывших предприятия получили общее название – «Ульяновский завод контрольно‐измерительных приборов №10» ((Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 9). По решению Куйбышевского обкома ВКП(б) от 22 октября 1941 г. ему было пору чено выполнял выпускать квадранты угломера и минометных прицелов МП‐82 по 200 шт. в смену (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 1896. Л. 60).
Но, конечно же, самым крупным из эвакуированных предприятий стал московский автомобильный завод им. Сталина – «ЗИС». Первые эшелоны с оборудованием и специалистами прибыли в Ульяновск в ноябре 1941 г.
Вторым крупнейшим предприятием был завод №3 имени Володарского.
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024