Вместе с оборудованием в Ульяновск приехала и часть работников завода им. Сталина. По данным заводской администрации, на 7 января 1942 г. общее количество прибывших из столицы рабочих, служащих и ИТР составило 3 454 чел. Из них «в порядке уплотнения жителей города» расселили 2 437 человек. Еще для почти 500 работников город выделил 300 комнат. И 561 работник поселились в гостинице и в частных домах (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2027. Л. 2). А вот членам семей большинства заводчан пришлось разъехаться по пригородным селам, находящимся от города на расстоянии не более 40 км. Всего в окрестных деревнях Ульяновского района проживало 550 семей (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2027. Л. 5). Во всяком случае, так утверждалось в отчете упоминавшегося уже секретаря горкома Артамонова. Но раздельное проживание работников и их семей рассматривалось руководством как временная мера. В дальнейшем оно рассчитывало получить еще 600 комнат для размещения высококвалифицированных рабочих с их семьями (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2027. Л. 5).
Однако с этим были большие проблемы. Подтверждение тому – приведенный в одной из предыдущих глав рассказ капитан‐лейтенанта Волкова о его квартирных мытарствах. Как следовало из его рапорта, горжилуправление четко выполняло директиву обеспечивать жильём только рабочих завода им. Сталина. И оно старалось, как могло. Но директива директивой, а жилой фонд не резиновый. «Куйбышевский Облисполком и Ульяновский горисполком не выполнили решения ГКО об обеспечении жилой площадью работников автозавода им. Сталина. В течение 2,5 мес. удалось разместить в комнатах 456 чел., в порядке постоя одиночками (на койках) 2 437 чел., остальные жильём не обеспечены (путем размещения в гостинице и на частных квартирах). Особенно в тяжелых условиях находится руководящий командный состав» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2027. Л. 3), – жаловалось в январе 1942 г. в Москву руководство предприятия.
В общем, жаркие бюрократические бои между руководством завода и городской властью за каждый дом, за каждый метр приобретали ожесточенный характер:
СЕКРЕТАРЮ УЛЬЯНОВСКОГО ГОРОДСКОГО
КОМИТЕТА ВКП(б)
Тов. ГРЕБЕНЬ
Копия: Председателю Ульяновского Исполнительного
Комитета Депутатов трудящихся
Тов. ДАВЫДЕНКО
Заводоуправление Ульяновского Автозавода им. Сталина, доводит до Вашего сведения о том, что, несмотря на ваши указания Горуправлению милиции и Горжилуправлению о немедленном принятии соответствующих мер по выявлению свободной жилплощади, пригодной для размещения семей работников нашего завода, не имеющих в настоящее время постоянного местожительства и, несмотря на это, ваше указание не выполняется.
Кроме того, в большинстве случаев представленные горуправлением милиции адреса на «свободную» жилплощадь последней не оказывается, например:
Согласно вашего указания управление милиции за период с 20 по 23.01.1942 г. представило в Горжилуправление 523 адреса.
Из взятых нами на проверку 123 адресов, по 74 адресам предоставленная площадь оказалась непригодной к заселению, и по этим адресам не оказалось даже указанных в адресах домов. Например, горуправление милиции дало адрес Водопроводная ул. д. №128, в котором была указана свободная площадь 20 кв. м. При проверке оказалось, что по указанному адресу такого дома не имеется.
По ул. Бебеля, д. №6 была указана свободная площадь в 9 кв. м. В действительности же оказалось совершенно другое, т.е. в д. №6 имеется 9 комнат площадью 67 кв. м. на которой проживает 24 чел…
Кроме того, представлен ряд адресов для размещения работников нашего завода, площадь которых оказалась занятой другими организациями, как например: по у. Плеханова, дом №8 была указана свободная площадь у гр‐ки Абакумовой. При проверке оказалось, что эта площадь занята работником морфлота…
Необходимо отметить тот факт, что Горжилуправление не только не ведёт борьбу с лицами, самовольно вселяющимися в комнаты, а даже в ряде случаев и поощряет эти безобразия. Например, по ул. Гончарова дом № (неразборчиво)… по ул. Водников, дом №13, комнаты размером первая в 15 кв. м., вторая 16 кв. м были заняты самовольно работниками ГУЖИЗДОР НКВД т. Гольдберг.
Все вышеперечисленные факты говорят о безответственном и безобразном отношении к порученному делу со стороны Горуправления милиции и Горжилуправления.
В результате проведённой нами проверки 123 адресов, по 49 адресам представилась возможность разместить 23 семьи и 26 одиночек. Причем, представленные комнаты в количестве 23 имеют площадь в размере от 3 до 10 кв.м., что является крайне недостаточным.
Исходя из изложенного, прошу городской комитет ВКП(б) и Горисполком поставить данный вопрос на обсуждение, а лиц, виновных в неисполнении ваших указаний, привлечь к ответственности.
Директор Ульяновского
Автозавода им. СТАЛИНА» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 118).
Между тем, несмотря на трудности, цеха вводились в строй, оборудование запускалось.
В результате к началу того же года потребность завода в рабочей силе составляла 11 300 человек. В том числе: 900 рабочих, 1 400 ИТР и 900 – служебно‐конторского персонала. Где их взять? Там же, где и другие брали – «путем мобилизации рабочей силы в количестве не менее 5000 чел.» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2027. Л. 3).
Однако, «покрытие недостающих работников за счет прибытия неорганизованного населения города невозможно», – признавали на ЗИСе. Поэтому «необходимо со стороны Горкома и Горсовета помочь заводу в организации посылки рабочих с других предприятий и местного населения» (Там же).
Одновременно директором завода было специально написано письмо секретарю Горкома т. Гребень о закреплении за заводом части учеников ремесленного училища №2 и ФЗО, расположенных в г. Ульяновске. Кроме того, заводу необходимо было большое количество рабочих на взрослое ученичество для обеспечения кадрами инструментальных цехов, о чем необходимо просить городские организации о посылке молодёжи на завод (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 183).
Наряду с этим на заводе началась « … реализация распоряжения т. Щаденко о вербовке среди батальонов г. Ульяновска 600 чел. квалифицированных рабочих» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 183). Ежедневно проводился прием на работу 10–15 женщин из местного населения и объявили набор учеников от 15 до 17 лет. А также ждали подтверждения т. Москатова о выделенных заводу 150 ремесленников из Ульяновской школы.
В качестве еще одной меры утоления кадрового голода предлагалось прислать из Москвы 250 квалифицированных работников по списку, обеспечив их жилплощадью, для чего, по мнению руководства предприятия, правительство должно принять решение о передаче заводу гостиницы «Россия» и дома 39 по ул. Гончарова (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 136). А чтобы заводчане не отвлекались от производственного процесса на решение разных бытовых вопросов, для их нужд были выделены парикмахерская и баня, которые в течение 3 дней в неделю работали только для работников ЗИС. В распоряжение заводчан было также предоставлено 3 магазина и один ларек по продаже мяса. А еще – 3 столовых в городе. И открыта одна новая прямо на территории предприятия (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2027. Л. 2).
Разумеется, в условиях острого дефицита продовольствия появление подобных объектов не могло не мобилизовать предпринимательскую смекалку некоторых заводчан. Поэтому вскоре ульяновским горотделом милиции на предприятии была вскрыта преступная группа из 8 рабочих завода, пятеро из которых были арестованы. Это рабочий ОТК 20‐летний Василий Аверин, 16‐летний контролер предприятия Николай Подстельнов, его ровесники – рабочие кузовного цеха Сергей Коноплев и Виктор Доркин, а также их старший товарищ Василий Куляшов 28 лет. На воле своей участи ждали 49‐летний рабочий кузовного цеха Андрей Сидорович Коноплев – отец одного из арестованных, а также его мать Анна Карповна, трудившаяся в одном цехе с мужем и сыном. Еще одним сообщником был токарь завода 17‐летний Владимир Никонов. На протяжении 1942 г. кампания занималась изготовлением поддельных талонов на обеды, отпускаемые без карточек. Свою продукцию «фальшивоталонщики» продавали в столовых №1 и 3 ОРСа завода. Только в декабре 1942 г. ими было изготовлено и реализовано талонов на 1 000 обедов. При обысках у обвиняемых обнаружили и изъяли 28 резиновых штампов для поддельных талонов и 64 штуки самих фальшивок (ГАУО. Ф. Р‐634. Оп. 8. Д. 50. Л. 2). Дальнейшая судьба этой кампании не известна.
Массовый приток рабочей силы, особенно неквалифицированной, привел к той же проблеме, с которой боролись на патронном заводе – к росту числа нарушений трудовой дисциплины. Так, число опоздавших на 20 минут и меньше с апреля по май составило более 650, при этом 60 опозданий были связаны с транспортными проблемами. 41 человек был осужден за нарушение трудовой дисциплины к исправительным работам. В том числе – 21 на полгода и 20 – на 4 месяца. Еще три дела находились в судах.
Однако даже угроза уголовной ответственности не могла исправить злостных лодырей и прогульщиков. Так некто Д. Ф. Майер был осужден за это трижды, а Ф. Ф. Лазарев и Х. М. Незаметдинов – по два раза. Однако рекордсменом стал Петр Михайлович Буранов, получивший за прогулы аж четыре (!) срока (это к вопросу про «10 лет без права переписки» за прогулы) (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 161). Впрочем, бывали здесь дела и более серьезные. Например, «Дело о молотке».
Владимир Миронов
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024