Это цитата из объяснения рабочего, приведенного в «Докладной». Многие опаздывали потому, что элементарно проспали: «У меня часов нет. В общежитии их тоже нет. Меня никто не разбудил». Кроме того, как уже упоминалось, значительная часть работников жила в правобережье, и на завод ездила так называемым рабочим поездом, ходившим по расписанию. А оно не совпадало с расписанием работы магазинов, в которых отваривались продуктовые карточки. Поэтому перед людьми вставал выбор – либо успеть на работу, но оставить семью голодной, либо получить продукты, но опоздать в цех. Опаздывали также из-за очередей в рабочих столовых – не удавалось пообедать в отведенное для этого время (вспомните пункт из отчета о том, что из‐за неразберихи в работе столовых на обед уходило до 3 часов). Как видим, основная масса нарушений крылась не в какой‐то исключительной расхлябанности работников, а в элементарных бытовых проблемах.
Хотя, конечно, были и те, кто отказывался идти на тяжелые работы, ссылаясь на реальное или мнимое нездоровье, кто не хотел работать не по специальности, некоторые просто спали на рабочем месте (на этом мы остановимся подробнее чуть позже), ну, и конечно, были прогульщики по пьяному делу. Касательно последних в «Докладной» сказано: «Если в первый год применения судебной ответственности за нарушения трудовой дисциплины, были случаи появления на производстве в нетрезвом виде, то это в последующие годы совершенно теряется».
Впрочем, и остальные факты не остались без «оргвыводов». В качестве таковых лейтенанту госбезопасности Кулагину рекомендуют: обеспечить все общежития часами и назначать дежурных, которые бы заблаговременно будили рабочих на смены. Пересмотреть график работы магазинов так, чтобы работники успевали отоварить в них карточки без опозданий на производство, организовать работу столовых и пр. Словом, вполне адекватная реакция на сложившуюся ситуацию. При этом – ни слова о репрессиях: посадить, арестовать, привлечь к суду (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2027. Л. 26).
И раз уж мы заговорили о бытовых условиях на заводе, остановимся на этой теме подробнее. В ноябре, а точнее 12 числа 1942 г. специальная комиссия обследовала работу столовых «Володарки». Вот что говорится в акте обслелования, составленном по итогам проверки: «При ОРС (отделрабочего снабжения – В.М.) завода имеется 2 столовых ИТР, 4 столовых для рабочих и 4 цеховых кухни. Эти столовые пропускают ежедневно 11 500 рабочих и 7 500 стахановцев. Качество пищи, приготовляемой по столовым ИТР вполне удовлетворительное. Порции соответствуют набору по калькуляции, средняя продажная стоимость одного блюда составляет 1 р. 5 к.
Качество пищи, приготовляемой в столовых для рабочих, особенно в 5‐й столовой, низкое. Первое приготовлено очень плохо, имеются случаи безобразий, а именно, в щи по закладке в капусте попадаются черви. Второе – гороховая каша – очень жидкая.
В части санитарного состояния столовые ИТР удовлетворительные.
На фабрике кухне происходит ремонт, пища готовится в ужасном антисанитарном состоянии.
Столовая №5 рассчитана на 180 человек, к зиме совершенно не приспособлена. Уже сейчас кругом наморожен лед. Такая столовая, если не произойдет капитальный ремонт срочно, выбывает полностью к зиме из строя…
При столовых имеются жалобные книги. Имеются жалобы на обвешивание мяса в первых блюдах, на грубость общения обслуживающего персонала, на большие очереди и пр.» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 83).
А вот как был организован быт рабочих: «С приливом новых рабочих на завод, общежития перевели с коечного оборудования на 2 и 3‐ярусную систему нар, что сразу породило антисанитарное состояние общежитий. Жилком принимал бараки с большими недоделками (одинарные рамы. Нет света, воды, кухни не соответствуют количеству жильцов)… У начальника ЖКО т. Круглова нет уверенности, когда будут устранены недоделки в новых общежитиях. При… вербовке новых рабочих, не ставится вопрос об организации новых общежитий к моменту прибытия новых рабочих на завод… Так в августе месяце прибыли новые рабочие и находились сутки в дет. парке. После вмешательства общественности, были переведены в баню, где и жили несколько дней… Теперь установлен новый порядок заселения общежитий, через карантин, каковым являются землянки, которые имеют тяжелую бытовую обстановку. Были случаи бегства рабочих до оформления их на работу по причине такой встречи.
Для рабочих, проживающих в радиусе 25–30 км от завода, были организованы общежития типа ночлежек, где жильцы не получали постельных принадлежностей, не были прописаны, и где бдительность почти отсутствовала, в таком общежитии нет гарантии сохранить тайну производства и могли проживать люди, не связанные с заводом.
Комиссия считает наилучшим принципом расселения по общежитиям, это следует взять производственный принцип, т.е. заселение комнат рабочими данного цеха, что даст возможность контролировать их явку на работу, налаживать дисциплину, лучше организовать культ‐массовую работу под воздействием цеховой общественности» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 84–86).
Что касается санитарного состояния общежитий, то и тут далеко не все было в порядке: «Общежитие №11 имеет 5 комнат с двухярусными нарами на 140 чел. Живут мужчины разных цехов. В комнатах смрад, курят не слезая с нар, постельные принадлежности прячутся т. к. совершаются кражи. Стены голые, радио не работает…
Не принимаются эффективные меры по борьбе с паразитами. Постельное белье меняется, как правило, раз в декаду. У жильцов из числа инвалидов Великой Отечественной войны и молодых рабочих, окончивших РУ и ФЗО, постельное бельё быстро пачкается т.к. у большинства из них нет смены белья и спецодежды нет (спят в грязной одежде, в которой находятся на производстве). По этой же причине многие из них не посещают бани, отсюда вшивость. Из общежития №27, заселённого девушками, поступил сигнал, что среди них имеются больные чесоткой и венерическими болезнями, о чем было сообщено райздравотделу, который не принял мер...
…В бараке живут девушки, окончившие РУ и ФЗО, их 270 человек. За время с 23 по 29 октября сбежало 64 человека. Девушки считают, что их обманули: готовили для завода №33, а оставили на заводе им. Володарского… В самом бараке душно, форточки забиты (от воров), мало света, нары поставлены в три яруса, бельё стирают на кухне, а сушат над постелями. Плита очень мала (7–10 котелков), нет посуды, чтобы сварить картофель, питьевая вода хранится в открытых ведрах, умывальник пока находится на дворе. С наступлением холодов умывальник переведут на кухню, которая является единственным местом, где готовят пищу, кушают, стирают, умываются и здесь же отдыхают и беседуют (нет другого уголка, не говоря уж о «красном»).
Постельное белье меняется раз в декаду, но часть девушек месяцами не ходит в баню. Мы видели на простынях вшей, есть клопы. Девушки жаловались, что среди них есть больные чесоткой и венерическими болезнями, а медосмотра нет.
Наблюдается воровство, а милиция не оформляет этих дел. У значительной части девушек нет стремления соблюдать чистоту в общежитии: после уборки тут же появляется сор.
После посещения общежития комиссией, жилком завода на другой же день снес третий ярус нар и отбил форточки. Девушки буквально вздохнули полной грудью» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 84–86).
Однако так было не везде. Например, «общежитие №9 имеет 5 комнат, в которых проживают девушки, преимущественно работающие в цеху, где начальником тов. Кузмичев, в количестве 140 чел. В комнатах двухярусная система нар, полы чистые и постели заправлены. Имеется радио, зеркало и портреты вождей. Здесь проживает инспектор Кожевников с женой и грудным ребёнком, что нарушает хороший порядок в общежитии» (ГАНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 2028. Л. 84–86).
Относительно благополучной была обстановка и в общежитии №6, где в комнатах на 40 человек каждая, на двухярусных нарах жили 218 инвалидов Отечественной войны. Здесь было настолько благополучно, что даже не водились клопы! – не без удивления отмечали проверяющие.
Зато не было света – помещения освещались коптилками, за водой приходилось ходить далеко, из‐за чего с ней случались перебои.
Большинство жильцов имели одну смену нательного белья и очень нуждались в теплой одежде и особенно в обуви. «Они горячо просили помочь им в этом. Мы обратились через партком к начальнику ОРСа т. Мирошниченко, но он отсылает бойцов к начальникам цехов. Короче, т. Мирошниченко разрешать этот вопрос не хочет, – констатировали проверяющие.
Вторая просьба бойцов – дать газеты и прислать им агитатора» (Там же).
Понятно, что в таких условиях нормально отдохнуть было сложно. Усталость накапливалась и ломала даже молодой, здоровый организм. Возможно, именно это и стало причиной истории, которую с полным правом можно назвать.
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024