
Столетие Ленина в Ульяновске
Ульяновск, как и вся страна, готовился торжественно встретить столетний юбилей Ленина. В котлован под фундамент Ленинского мемориала была заложена капсула с письмом потомкам.
На торжественный митинг в честь этого события собралось много людей, делегации районов города и области, заводов и фабрик. На трибуне стояли представители обкома и облисполкома, передовики производства, ветераны. Из Москвы на это торжество прибыл секретарь ЦК КПСС директор института марксизма-ленинизма Пётр Николаевич Поспелов. Допуск журналистов на митинг был строгим, всем аккредитованным фотографам и кинооператорам выделили определённые места.
Я попал в сложную ситуацию — мне нужно было снять репортаж, который уже через четыре часа должны были показать по Интервидению. Я заранее определил точки киносъемки и успешно сделал необходимые кадры. Но когда наступил решающий момент и цепочка людей готовилась передавать друг другу капсулу с письмом к потомкам, я понял, что мне с моей камерой не осталось нужного места. Медлить было нельзя — я прыгнул на висящую над котлованом плиту, потом на край ниши, и втиснулся между репортерами. С трудом, но всё-таки запечатлел важнейший момент — через четыре часа европейские телевизионные каналы показали снятые мной кинокадры, репортаж об этом памятном событии.
В Ульяновске тогда строились новые здания железнодорожного и автовокзалов, пединститута, детской библиотеки, дворца профсоюзов. О том, как идут эти работы, регулярно показывали по телевидению.
Мне по просьбе городского совета поручили снять фильм о тех старых домах, которые предстояло снести в ходе реконструкции.
Я ответственно выполнил эту работу, но после предварительного просмотра заказчики отметили, что зрители могут пожалеть эту уходящую в небытие старину, а грустное впечатление было бы нежелательно. Решили добавить оптимизма, и пришлось доснять макеты будущих зданий. Фильм назвали «Ульяновск: вчера, сегодня, завтра». Эту ленту планировали показать в Совете министров, чтобы попросить дополнительные средства для города.
Не знаю, выделили ли городу финансы сверх бюджета, но польза от него точно была — его показывали в кинотеатрах Ульяновска как документальную хронику.
Во время работа над этой лентой я познакомился с историком-краеведом Жоресом Александровичем Трофимовым. Он много времени проводил в архивах, изучая документы, связанные с семьей Ульяновых, отыскал много фактов, которые прежде не были известны. Главная его заслуга в том, что он спас от сноса ещё два дома, в которых первое время жили Ульяновы.
По просьбе Жореса Александровича Трофимова я сфотографировал эти здания, они вместе с пояснительной запиской были отправлены в ЦК КПСС. Там с ними ознакомился секретарь ЦК Михаил Суслов, главный идеолог партии. Он родом из Ульяновской области, и относился ко всему, что связано с Лениным, очень внимательно и даже трепетно.
Приближалось столетие Ленина, и Ульяновск в то время был центром внимания не только нашей страны, но и других государств. Нам, сотрудникам телевидения, выпала почётная работа показывать и рассказывать о том, как хорошеет родина Ленина. Основной темой репортажей были не только новостройки и сооружение Ленинского мемориала, а многочисленные визиты иностранных делегаций.
В тот период в доме-музее Ленина побывали представители Болгарии, Германии, Японии, Франции, Финляндии и других стран. Делегации союзных республик СССР заложили на волжском откосе парк Дружбы народов.
Делая киносюжеты для телевидения, я старался снимать события и фотокамерой. В то время цифровой фотографии у нас ещё не было, плёнка была низкой чувствительности, поэтому приходилось снимать с вспышкой, а она отвлекала людей и снимки получались довольно невыразительными.
Чтобы снимать незаметно, я пользовался длиннофокусным объективом, снимал посетителей музея издалека, а при проявке старался повысить чувствительность пленки за счёт увеличения времени процесса.
В преддверии столетия со дня рождения Ленина мне довелось побывать в Москве на всесоюзной фотовыставке, посвященной ленинской теме. Подведение её итогов состоялось в Кремлевском дворце съездов. Главный приз и премию министр культуры СССР Екатерина Фурцева вручила фотокорреспонденту ТАСС Николаю Соболеву. К моему сожалению, на той выставке почти не было снимков, отображающих жизнь семьи Ульяновых в Симбирске. Побывал тогда и в Ленинграде — экскурсия по ленинским местам в то время была визитной карточкой города.
В Смольном, где размещался штаб восстания, можно было увидеть кабинет Ленина и комнату, в которой он жил. В Сестрорецке, на берегу озера, пользовался популярностью музейный комплекс «Шалаш», там летом 1917-го года скрывались от полиции Ленин и Зиновьев.
В советское время ни в одном городе не было столько бережно охраняемых ленинских мест, как в Ленинграде и Ленинградской области. К сожалению, после 1991-го года многие ленинские музеи сменили профиль, а ленинградский филиал Центрального музея Ленина в Мраморном дворце ликвидировали, помещение дворца передали Русскому музею. В особняке балерины Кшесинской, где размещался в годы революции ЦК РСДРП, сейчас действует музей новейшей политической истории.
В год столетия Октябрьской революции я вновь побывал там, увидел, как перестроена экспозиция. Жизни балерины Кшесинской отдано, пожалуй, даже побольше места, чем Ленину. Я сделал фильм об этом музее, он получился любопытным.
Но вновь мысленно вернусь к событиям торжеств в честь столетия Ленина. За день до открытия Ленинского мемориала в Ульяновске чувствовалась какая-то торжественность и суетливость, как в городе так и на нашей телестудии. Совместно с приехавшими сотрудниками Центрального телевидения корректировали программы съемок и передач.
Десятиминутный сюжет о мемориала с демонстрацией его залов и помещений решили показать на фотографиях. Наш штатный фотограф был занят на других мероприятиях и съемку поручили мне, а в помощь отрядили телережиссера Тамару Бунич. После строжайшей проверки нас допустили к работе и мы с энтузиазмом стали выполнять важное задание. Используя различную технику, в том числе фотоаппарат «Горизонт» для панорамной съемки, я уже сделал почти половину работы. И вдруг к нам с Тамарой Бунич подошел строгий мужчина в элегантном костюме и в ультимативной форме приказал покинуть здание.
Мы попытались выяснить, в чём дело — и услышали, что в одном из залов, где я снимал портретную галерею Центрального комитета КПСС с передвижной вышки, одно из колёс оставило черный след на зеркальном паркете. Инцидент мог бы закончиться плачевно для нас, если бы ленинградская художница, монтировавшая галерею портретов партийных деятелей, не подошла бы с намоченной ацетоном тряпочкой и не стерла бы эту злосчастную метку от колеса.
После этого казуса мы продолжили съемку и выполнили задание в полном объеме. Фотографии были использованы в телерепортаже, нас похвалили, но гонорар за ту съемку пришлось выбивать полгода.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев прибыл в Ульяновск за несколько часов до открытия торжественного заседания, его сразу стали знакомить с музеями, памятниками. Из-за мер по безопасности ограничили движение транспорта и город выглядел полупустым. Нам, кинооператорам, заранее оформили спецпропуска, проверили документы и определили каждому место и точку съемки.
У дома-музея Брежнева снимал кинооператор Ульяновского телевидения Анатолий Проничев, в гимназии — оператор Марс Хайруллин, на торжественном заседании — наш коллега Владимир Тихонов. Мне, как я считаю, досталось самое спокойное место для съёмки Брежнева — на площади Ленина я запечатлел возложение цветов к памятнику вождю. Снимая и сопровождая группу важных гостей, я прошёл до домиков, где родился Володя Ульянов и где первое время жила их семья. Там в память столетия со дня рождения Ленина были посажены деревья, одна из берез — лично Брежневым.
В новом здании мемориала в Ульяновске состоялось торжественное заседание во главе с секретарём ЦК КПСС Леонидом Ильичом Брежневым. Его речь транслировали по Интервидению, все мы ощущали тогда причастность к великому событию.
Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».
Оглавление
С кинокамерой — из века в век
Как развивалось кинопроизводство
Встречи с художником Пластовым
Встречи с художником Киселевым
По ленинскому пути
Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня», сделанные с 1962-го по 1970- и годы
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год
С Лениным — навсегда
Детство, опаленное войной
Мой отец Григорий Тельнов
Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Послесловие
Материалы о презентации книги в Ульяновской области:
Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника
Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»
Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка
Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Телеграмма с сюрпризом
Воспоминания, 1.7.1957Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Дом на улице Бакинской
Воспоминания, 7.1.1959Книга «Объективом и пером о былом». ЧАСТЬ IV. Семья моей сестры
Воспоминания, 1.6.1951