1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 3 Марта 2004
Без рубрики, 1 Января 1648
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
События, 11 Марта 1937
Герои, 25 Апреля 2024
События, 22 Апреля 2024
События, 1 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 22 Апреля 2024
Герои, 12 Марта 1814
События, 21 Апреля 2024
События, 20 Апреля 2024
Места, 22 Апреля 1990
События, 6 Января 1937
События, 14 Мая 1937
Воспоминания, 1 Апреля 1988
События, 14 Апреля 2024
События, 14 Апреля 2024
События, 3 Марта 1919
Воспоминания, 22 Апреля 1990
Воспоминания, 12 Апреля 2024
События, 14 Октября 1936
События, 22 Марта 1937
Воспоминания, 1 Января 1991
Фото дня
Свято-Троицкий собор, Симбирск
Воспоминания, 12 Июля 1907
Встречи с художником Киселевым. Воспоминания Бориса Тельнова

Фильм о заслуженном художнике РСФСР, лауреате Государственной премии имени Репина, Викторе Васильевиче Киселёве,задумал снять режиссер Анатолий Петрович Ивлиев. Он написал сценарий и меня пригласил как киноператора.

(Заглавное изображение - портрет Виктора Киселёва работы Аркадия Пластова).

В семидесятых годах теперь уже прошлого века для того, чтобы снять какой-либо телевизионный материал приходилось выезжать целой группой: редактор, режиссер, кинооператор, звукооператор, осветитель, водитель.

И вот таким коллективом вместе со своей далеко не портативной аппаратурой мы приехали в Комаровку к Виктору Васильевичу Киселеву. Встретил он нас не очень радушно, говорил он по волжски окая, и первые его слова были:

«Робята, да не к чему эта канитель, да я всего этого не заслуживаю! Снимете на свою пленку лучше моего учителя Аркадия Александровича Пластова! Вот он – величина, глыба, она на отечественном Олимпе!»

Аркадий Пластов, учитель и друг Виктора Киселёва:

По мере того, как Киселев с воодушевлением рассказывал о своем учителе, чувствовалось, что его сердце оттаивало по отношению к нам.

Виктор Васильевич вспоминал:

«Я еще до школы любил рисовать, карандаш и бумага – вот мои главные игрушки. Писчая бумага стоила дорого, с деньгами в семье было туго. Наславив на Рождество немного денег, я покупал на полкопейки лист курительной бумаги и на ней рисовал лошадок, других животных, деревенские домики, сцены из сельской жизни. В школе любимым моим предметом было рисование. А с Аркадием Александровичем Пластовым я познакомился в 1924-м году. С моим другом, тоже любителем рисования, мы прослышали, что в селе Прислониха в семнадцати километрах от нас живет художник. Вот мы и отправились к нему учиться рисовать красками. Думали, что он сразу даст нам разноцветные краски, будет рассказывать и показывать, как ими пользоваться. Оказалось не так: Пластов заставил нас краски тереть, на это уходило немало времени. После нескольких таких уроков мой товарищ не выдержал и сбежал. А я, плененный страстью к рисованию, остался, поняв, что при помощи красок можно много чего изобразить. Четыре года учился у Аркадия Александровича, они не прошли даром. Пластов открыл для меня целый мир, он и сейчас является для меня учителем и другом»

Дочь Виктора Киселёва рядом с работами отца:

Мы с режиссером смотрели на художника и в душе восхищались, с какой нежностью и теплотой он рассказывал об Аркадии Пластове. У меня возникла мысль снять этих двух живописцев вместе, может не за работой, а просто так, сидящих на завалинке на сельской улице, мирно беседующих на любимые темы.

Предложил это Киселеву, но он сначала возразил:

«Ох, знаете, как Аркадий Александрович сейчас много работает, старается не отвлекаться, много хочет еще сделать, закончить начатые полотна!»

Режиссеру мое предложение понравилось и мы вместе убедили Виктора Васильевича, что этот эпизод будет одним из главных в нашем киноочерке.

При обсуждении сценарного плана особых разногласий не возникло, правда Киселев настаивал, чтобы его как можно меньше снимали, а больше внимания уделяли его картинам, показывали родную Комаровку, любимые его места, куда он ходил на этюды и за грибами.

Мы согласились, и он повел нас в свою мастерскую. Она размещалась в рубленом домишке, размером чуть побольше бани. По объему она уступала мастерским городских художников, но была довольно светлой.

Виктор Киселёв с сотрудниками Ульяновского телевидения, рядом с художником – кинооператор Борис Тельнов:

Внутри пахло красками и смолой. Кроме небольших картин, развешанных по стенам, привлекали внимание предметы сельского быта, столярные инструменты.

Мой взгляд остановился на одной из картин, на ней был изображен пасечник. Она была написана в золотистой гамме, от нее, словно от солнца, исходили лучи и как будто пахло медом. Я залюбовался, Виктор Васильевич заметил это:

«Это портрет моего деда, он любил заниматься пчелами»

Почти посередине мастерской стояла большая картина, чувствовалось, что она незакончена, но уже просматривались три сидящие фигуры, написанные уверенными мазками: молодой человек с мужественными чертами лица, рядом симпатичная женщина и ребенок. Композиция картины была какая-то умиротворяющая, словно икона, от нее веяло теплотой и уютом.

«Это я сейчас пишу, думаю что назову картину «Семья». На ней изображаю свою дочь, зятя и внучку», - пояснил Виктор Васильевич.

У этой картины мы и начали съемки, снимали Киселева за работой. Иногда он останавливался и рассказывал нам о своей жизни, о том как долго ему пришлось, уже женатому, учиться в Москве сначала в художественном училище, затем в институте имени Сурикова. Доходы мизерные, а в Комаровке семья – жена, четверо детей, свое хозяйство, огород, корова. Но Киселев все выдержал и приступил к дипломной работе, которую назвал «Свадьба».

А тут – война, его призвали в Красную армию, на Ленинградский фронт.

«Мой сельский характер, привычка выращивать и создавать, никак не уживался с войной. – рассказывал Виктор Васильевич. – Сижу, бывало, в окопе с винтовкой, с которой я толком и обращаться не умел, и думаю, что война совсем не гармонирует с природой. Вот мы стараемся убить противника, лишить его жизни, а он – нас. А вокруг природа живет своей жизнью, не обращая внимания на нашу войну. Так же распустили листву деревья, поют птицы, а ты не можешь слиться с природой воедино, находишься в каком-то другом тревожном миру, в чуждом природе духе. Меня поражала отвага наших красноармейцев. Как-то, услышав гул фашистских самолетов, мои товарищи не прижались ко дну окопа, а начали стрелять по воздушным целям из винтовок. Этот боевой эпизод запал в мою душу и я воплотил его в картину, когда работал в студии военных художников имени Грекова, назвал ее: «По фашистским стервятникам!»

(фото - http://ulmus-art.ru/news.php?id=1706)

 

…Про войну Киселев рассказывал нам много, но своей главной темой в творчестве он всё-таки считал близкую ему сельскую тему. На его полотнах запечатлены окрестные пейзажи, эпизоды колхозного быта, земляки – мужчины, женщины, дети.

Я с упоением снимал его картины, а он с радостью комментировал: «Это Тамара, это комсомолка Люба, это Володя Кротков, все они трудятся в Комаровке.»

Закончились съемки в мастерской, предстояло еще запечатлеть художника на природе, пишущего этюды, и снять еще самый главный эпизод – встречу с Пластовым. Ее решили не откладывать, погрузили аппаратуру в «УАЗ», Виктору Васильевичу предложили сесть вместе с водителем, хотя он отказывался. Напрямик через лес он ехать не посоветовал, мы отправились в Прислониху по шоссе через Тагай.

По дороге Киселев рассказывал нам о местах, по которым мы проезжали, о добрых знакомых, которые живут в этих селах.

Была осенняя пора, лес сиял разноцветием красок. Виктора Васильевича волновали сменяющиеся за окном картины природы – он восхищался то золотом листвы белоствольной березки, то тяжелыми, словно медными, листьями могучего дуба.

А когда возле придорожного куста не заметил знакомого родника, возмутился: «За ним ухаживал один добрый человек, водитель лесовоза с майнского лесокомбината. А он, сказывают, умер, и некому больше заботится, иссяк источник!»

За разговорами путь прошел быстр, мы подъехали к дому Пластова. На переговоры с ним отправился сам Киселев, вскоре он вернулся вместе с домработницей Пластовых. Сказала она строго: «Аркадий Александрович работает, просил его не беспокоить!»

Мы начали ее уговаривать, просить, чтобы Пластов вышел хотя бы на пару минут. Она пошла к нему и почти сразу вернулась:

«Велел не пускать!»

Но мы не унимались, нам очень хотелось снять художников вместе. Вновь попросили ее зайти и сказать, что Виктор Васильевич просит его выйти хотя бы за калитку. Она ушла, вернулась и сказала:

«Ждите, выйдет!»

Я быстро собрал свою камеру, спрятался за капот машины, ждал, когда откроется калитка. Только чуть приоткрылась, я начал снимать вышедшего Пластова. Аркадий Александрович, заметив, что его снимают тайком, обиделся: «Да разве так можно!»

Быстро развернулся и скрылся. Съемка не удалась, мы стояли у дома расстроенные, надеясь, что что-то изменится, но тщетно.

«Поехали! – сказал нам Виктор Васильевич. – На обратном пути покажу вам места, где хожу по грибы и гуляю с этюдником. Жаль, что оторвали от работы Аркадия Александровича. Теперь, поди, он переживает не меньше, чем мы.»

Мы останавливались в тех местах, которыми восхищался Киселев.

Я попросил его взять этюдник. Он вздохнул: «Да уж никакого настроения нет, Борис Григорьевич, не до работы.»

Но этюдник все-таки взял, я с удовольствием снял, как он рисует, как появляются очертания лесного пейзажа».

Художник вдруг отложил кисти:

«Робяты, давайте лучше грибы пособираем!»

Я постоянно наблюдал за Виктором Васильевичем и видел, как ловко он разыскивал дары леса. Встанет возле уже немолодой раскидистой сосны, смотрит на лесную подстилку, потом пошвыряет палочкой извлекает оттуда маленькие ядреные белянки. Нам чаще попадались черные грузди, они были на виду.

Вместе мы быстро насобирали два ведра грибов. В Комаровку мы вернулись к вечеру.

«Где же вы так долго были?!» - встретила нас возгласом супруга Виктора Васильевича Вера Ивановна. - Пластов приезжал с сыном Николаем, часа полтора вас ждали. Минут двадцать как уехали»

Услышав ее, мы опешили. Сожалению, что не удалось встретится со знаменитым художником, не было предела. Из замешательства и оцепенения нас вывела Вера Ивановна:

«Пойдемте ужинать, я стол собрала!» - пригласила она.

Угощение было простое: вареная картошка, квашеная капуста, помидоры, соленые грибы. Киселев принес из своих запасов запыленную бутылку «Столичной»:

«Выпьем давайте за здравие Пластова, за его доброту, за его творчество!»

Разлил по рюмочкам водку:

«Тяните, робяты!»

Мы выпили, закуска была вкусная, особенно аппетитной была квашеная прямо вилками капуста. Разговоры стали активнее, мы беседовали о дружбе двух поистине народных художников, об искусстве вообще, в том числе о телевидении, и о проблемах сельской жизни. Не хотели мы уезжать из гостеприимного дома Киселевых, надеялись еще встретится вновь.

Встретится еще пришлось не однажды. Как-то я привез Виктору Васильевичу снимки, на них сфотографировал его в время работы над тем очерком. Он поблагодарил, подарил мне один из своих этюдов весеннего леса.

Этюд Виктора Киселёва, подаренный Борису Тельнову:

Другая встреча случилась случайно, в Москве, возле Казанского вокзала в очереди к такси. Увидел впереди мужчину с упакованными в картон картинами, он повернулся – и я узнал Виктора Васильевича. Я подошел, поздоровался. Киселев обрадовался, мы разговорились. Оказывается, он приехал в свою московскую мастерскую, он пригласил меня туда, дал телефон и адрес. Но встреча там не состоялась, когда я позвонил, Киселев уже в этот день собирался обратно в деревню, в Москве он старался не задерживаться.

Художник Виктор Киселёв на персональной выставке в Ульяновске:

Следующая встреча была на выставке в Ульяновске, она была посвящена 70-летию Киселева. Про ту съемку киноочерка мы вместе вспомнили, Виктор Васильевич посчитал его удачным.

Автор воспоминаний о художнике Викторе Васильевиче Киселеве – член Союза журналистов России Борис Григорьевич Тельнов. Март 2022 года.

Посмотреть фото и видео из личного архива Бориса Тельнова можно в специальном разделе нашего сайта

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru