
Для международного общения люди пользовались латынью в древности и в средневековье, английский язык используется в наши дни. Порой изобретаются новые, искусственные языки. Самым известным опытов в этом плане стал язык эсперанто. Мода на него не обошла стороной и симбирян.
Эсперанто и красная звезда
Лига Наций, созданная в 1919 году первая в истории масштабная международная организация, пыталась сделать эсперанто своим рабочим языком. Затея понравилась всем, кроме Франции. Именно французский был тогда главным международным языком; тем не менее, Лига рекомендовала всем своим государствам-членам наладить обучение этому языку.
В Советском Союзе пламенным эсперантистом был Лев Троцкий, вождь № 2 Октябрьского переворота, создатель Красной армии. Троцкий называл эсперанто языком мировой революции. Считается, что именно у эсперантистов позаимствовал товарищ Троцкий их символ, ставший символом Красной армии, пятиконечную звезду, знаменовавшую объединение пяти континентов земли — только мирная зелёная звёздочка стала красной пролетарской.
На эсперанто в 1920-е годы переписывались с узниками капитала члены Симбирского-Ульяновского отделения МОПР — Международной организации помощи борцам революции. Впрочем, падение Троцкого и возвышение Иосифа Сталина предопределили репрессии против эсперантистов в Советском Союзе в 1930-е годы — их обязательно обвиняли в троцкизме.
Кстати, придуман эсперанто, а точнее «Lingvo internacia», то есть язык международный, в Российской империи российским подданным Лазарем (Людвиком) Марковичем Заменгофом. Доктор Эсперанто, то есть «надеющийся», был псевдоним Земенгофа, доктора, окулиста по профессии, под которым 28-летний врач выпустил в 1887 году учебник «международного языка» в расчёте на владеющего русским языком читателя.
Сначала смеялись, а потом записались на курсы
1887-й считают годом рождения эсперанто. 4 декабря 1887 года в Казанском университете произошла студенческая сходка, знаменитая участием в ней 17-летнего первокурсника Владимира Ульянова. Среди участников стачки был замечен ещё один симбирянин, выпускник Симбирской гимназии 22-летний Александр Сахаров (1865–1942), студент третьего курса. Стачка решительным образом повлияла на его судьбу и на судьбу развития языка эсперанто в России и даже в мире.
Сходка в Казанском университете на картине художника. На переднем плане Владимир Ульянов, Александр Сахаров где-то в толпе:
Владимира Ульянова, как известно, из Казанского университета отчислили. Александра Сахарова в университете оставили. Но клеймо политически неблагонадёжного перечеркнуло его карьерные перспективы и юношеские мечты, а мечтал Александр Андреевич о карьере педагога.
Нет, вернувшись в Симбирск с университетским дипломом, Александр Сахаров совсем не остался не у дел: получил место в Симбирской казенной палате, главном финансовом ведомстве Симбирской губернии.
В 1893 году Александр Сахаров получил назначение податным инспектором в город Ардатов, второй с конца по значению уездный центр Симбирской губернии с населением в пять тысяч жителей.
Размеры фиксированного казённого жалованья Александра Андреевича мало зависели от величины собираемых им податей. «Непыльная» служба оставляла массу свободного времени, семья не стесняла холостяка Сахарова заботами и расходами. Цирки, театры, музеи, рестораны, модные магазины — всего этого в Ардатове отродясь не водилось, и свои досуги податной инспектор посвящал исключительно занятиям духовным, таким занятием стал эсперанто.
Александр Андреевич хотел путешествовать по заграницам, но переживал, что его языкового багажа, изучаемых в гимназии и университете латыни, древнегреческого, французского, немецкого и английского, не достанет для общения. Преподавали живые языки в гимназии их живые носители, но Сахаров сетовал, что учить французский ему пришлось у педагога, который в силу дефекта речи не очень внятно говорил по-французски.
В 1903 году Сахаров получил от университетского друга из Казани письмо, написанное латиницей на незнакомом языке. Странно! Не зная ни слова, на котором письмо было написано, Андрей Александрович понял смысл всего письма! Друг увлёкся языком эсперанто и предлагал Сахарову разделить своё увлечение.
Сахарову было 38 лет — по тем временам возраст почтенный. В ардатовской иерархии он был не последним человеком и едва ли желал прослыть конченым чудаком. Чтобы не огорчать друга, он выписал учебник эсперанто, несколько книг и журналов и сунул это подальше от глаз.
Но заботы службы потребовали от Александра Андреевича поездки в Казань, а, значит, и неминуемой встречи с товарищем-эсперантистом. Чтобы скоротать неблизкий и нескорый в те времена маршрут, Сахаров прихватил с собой в дорогу учебник эсперанто — и выучил грамматику пока добирался до Казани!
В Ардатов податной инспектор Сахаров вернулся убеждённым эсперантистом, более того, проповедником идей нового языка. Над ним потешались и показывали пальцами, но энтузиаст и пророк всегда выше человеческих мнений, тем более, что мнения эти переменчивы: над уездным Ардатовом буквально грянул гром, когда Александра Андреевича пригласили в Женеву на Второй международный конгресс эсперантистов с 28 августа по 2 сентября 1906 года!
Сбывалась давняя мечта о загранице, а сердца ардатовского общества полнила понятная гордость, а наш-то инспектор — среди 818 делегатов из 30 стран! Язык эсперанто доведёт до Женевы!
В Казани большим тиражом в 4000 экземпляров готовилась к изданию книга Александра Сахарова по эсперанто. Сразу по возвращении триумфатора из Женевы несколько десятков ардатовцев пожелали записаться на курсы эсперанто. Симбирский губернатор Дмитрий Дубасов утвердил устав Ардатовского общества эсперантистов.
Мечта сбылась
12–17 августа 1907 года Александр Андреевич в числе 1357 делегатов из 35 стран принимал участие в Третьем всемирном конгрессе в Оксфорде, а потом было «турне» по Европе и по России: месяц в Париже, Берлин, Вильно, Санкт-Петербург, встречи с интересными людьми, захватывающие перспективы. Александр Андреевич вёз из Европы мечту об издании журнала на эсперанто, о собственном книжном магазине, где обсуждая редкости и новинки, будут собираться единомышленники-эсперантисты.
Но где? В Ардатове? Камнем на сердце лежали почти пятьсот килограммов нераспроданного четырёхтысячного тиража. Ещё одна история, как человек сумел в полноте реализовать себя, только покинув симбирские пределы, в белокаменной столице. Своя квартира неподалёку от Патриарших прудов, свой книжный магазин на Тверской, свои книги и справочники, выдержавшие не одно переиздание.
Даже сталинские репрессии счастливо миновали его. Он умер своей смертью и в своей постели — счастливая судьба для «стопроцентного эсперантиста», как называл себя Александр Андреевич.
Иван СИВОПЛЯС, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»
Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. По ленинскому пути
Воспоминания, 22.4.1946Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год. Воспоминания Бориса Тельнова
События, 22.4.1970