
Сегодня профессор политологии, эксперт фонда общественных исследований «РАПИР» Нина Дергунова отмечает юбилей. В этом году она ушла на пенсию и практически сразу стала бабушкой замечательного мальчика Платона. Накануне юбилея мы говорили о комсомольской юности, партийном катке и долгожданном прибавлении в семье сына.
— Вы женщина с большим опытом в области политики. Яркая личность, не боитесь высказывать смелые мысли даже о действующих политиках. Что это: генетика, судьба, воспитание? Может быть, в детстве вам прививали какие-то особенные качества?
— Мое детство пришлось на 60–70 годы. Это время, несмотря на то что его сейчас принято ругать, было открытое. Мы могли говорить между собой, нашим учителям то, что мы чувствуем, что хотим, о чем мечтаем. Был комсомол, и в моей жизни это была не «серая» организация, а очень веселая и задорная. Это было неповторимое время КВН, стройотрядов, высшей комсомольской школы. Видимо, «оттепель» сформировала мое восприятие жизни. И сейчас весь мой жизненный опыт говорит о том, что всегда лучше говорить правду. Не «резать» ее в глаза, иногда обходить острые углы, быть тактичной. Но все равно говорить правду, потому что, если ты не скажешь, она все равно вылезет, и потом будет стыдно перед собой.
— У вас было советское детство, юность. Интересно, что вы прожили стадию безоговорочного принятия социализма, его отрицание и новое возрождение его сейчас. Вам в каком времени было жить комфортнее?
— Это сложный вопрос. Конечно, лучшее время, когда ты молод. Тем не менее каждое время надо научиться благодарно принимать. Мы живем в интересное время. Это калейдоскоп событий, которые отличаются друг от друга по политической и эмоциональной наполняемости. И это хорошо, потому что у людей нашего времени есть возможность прожить разные политические эпохи. Наша страна первая перешла от социализма к капитализму, причем те, кто читал труды Маркса, понимали, что для подобного перехода у нас нет необходимой экономической составляющей. Поэтому этот период многие люди запомнили, как черную полосу своей жизни. С пустыми прилавками, приватизацией и прочими прелестями перестройки. Сейчас у нас демократия с автократией. И в зависимости от того, как пойдут дела на Украине, в отношениях с США и Евросоюзом, будет ясно, какой курс примет Россия.
— А по взглядам вы демократка или автократка? Возможно, вы просто наблюдатель, всегда над «схваткой»?
— Конечно, любой политик должен быть над «схваткой», уметь наблюдать. Тем более что, как правило, мы не знаем и 5% того, что происходит на самом деле. Геополитика — это не публичная область, о каких-то политических договоренностях, которые влияют на нашу жизнь, мы узнаем только спустя десятилетия из мемуаров политиков. У нас сейчас гибридный режим с элементами и автократии, и демократии. Главное, чтобы это был эффективный политический режим. Демократия имеет свои достоинства и недостатки, но ее нужно развивать, нужно постоянно учиться вести себя в политике демократично.
— Вам прилетало от власти предержащих за смелые комментарии в СМИ?
— Еще как прилетало. Из-за своих комментариев в СМИ я вынуждена была уйти из политсовета «ЕР». Потому что стояла перед дилеммой: либо партию хвалить, либо объективно говорить, что происходит. В бытность губернатора Морозова один из членов его команды жестко мне советовал говорить журналистам всегда одну фразу: «Без комментариев», но я никогда так не делала, потому что уважала и журналистов, и себя, и граждан-читателей, жителей области.
— Вы трудоголик? Заваливаете себя работой?
— Учитывая, что руководство УлГУ решило уничтожить кафедру политологии и социологии, которую я создавала с ноля, сейчас на пенсии, работаю только на общественных началах в фонде «РАПИР». Но на протяжении всей жизни работала, как правило, на трех работах, не считая общественную нагрузку.
С коллегами из «РАПИР» - Натальей Власовой, Еленой Галкиной, Максимом Светуньковым:
— У вас никогда не возникало мыслей уехать из города, страны?
— Никогда. Даже мысли не возникало уехать из Ульяновска, России. Здесь моя родина, мой дом.
— Расскажите про семью?
— Сейчас моя семья — это мой муж, сын Илья, его жена Алина и главный человек — внук Платон, которому один месяц. Мой сын математик-экономист окончил наш университет, стажировался в Германии, сейчас работает и живет в Москве. Алина тоже окончила наш университет.
Сын Илья (справа) на конференции в Сеуле:
— Представляю, как вы ждали появления внука!
— Конечно, ждала. Сейчас с удовольствием нянчусь с малышом. Возможно, через 2 недели ненадолго вернусь в Ульяновск, а потом опять к пеленкам и распашонкам.
— В таком насыщенном графике, есть ли место отдыху? Есть ли женское хобби?
— Раньше я держала собак, люблю боксера как очень умную и добрую породу, хотя внешне немного страшноватую. Теперь с удовольствием хожу в ульяновский центр долголетия и занимаюсь йогой.
— Расскажите сценарий праздника?
— Буду только с внуком, семьей сына и принимать звонки. Всем друзьям сказала: «Вернусь в Ульяновск, и устроим праздник».
Ирина Ермолаева
Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. По ленинскому пути
Воспоминания, 22.4.1946Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год. Воспоминания Бориса Тельнова
События, 22.4.1970