Многие ульяновцы помнят, каким успехом пользовалась состоявшаяся несколько лет назад в Ленинском мемориале выставка «Мир литературы и образы ушедшей эпохи в советской фарфоровой пластике», где были представлены более 300 образцов фарфоровых фигурок, изготовленных на заводах и в артелях Советского Союза в 1940–1980 годы прошлого века. Абсолютное большинство экспонатов – из обширной коллекции учёного секретаря Ленинского мемориала В.А. Перфилова. Валерий Александрович рассказывает журналу о своём увлечении – советской художественной пластике.
Коллекционер – счастливый человек. Он всё время надеется, что он на пороге открытий, вот-вот найдёт что-то новое, пока неизвестное. Моё коллекционирование началось с интереса к агитационному фарфору – самой редкой и ценной разновидности советского фарфора. Именно с ним российское искусство вошло в мировую культуру. До революции в России выпускали качественный фарфор, но мало отличимый от европейского. Фарфоровое производство уже тогда получило в России большое распространение. Мне попадалась информация в некоторых справочниках, что в начале XIX века фарфоровое производство было и у нас в Акшуате, у нашего знаменитого земляка Владимира Николаевича Поливанова. Правда, пока никто не нашёл документального подтверждения этого факта. Не сохранилось ни клейм, ни других атрибутов, которые могли бы подтвердить нам происхождение того или иного предмета быта, а ведь вполне возможно, что в самом Акшуате у кого-то из коренных жителей сохранились местные фарфоровые изделия, просто люди не догадываются об их происхождении.
После революции появился мощный заказ на производство агитфарфора, он появился в рамках ленинского плана монументальной пропаганды как одна из форм продвижения революционных идей. Но массово такие вещи, конечно же, не производились: самые большие тиражи были до 300 экземпляров. Агитфарфор в то время являлся даже в какой-то мере политическим представителем нашего государства. За короткий период времени прошли десятки международных выставок, где этот фарфор активно скупался зарубежными коллекционерами. Скоро агитфарфор стал для молодого советского государства одним из источников получения валюты. Поэтому в нашей стране осталось, к сожалению, не очень много этих художественных произведений. Кстати, тогда лишь немногие понимали необходимость его коллекционирования.
Период развития агитационного фарфора продолжался до войны. А в первые послевоенные годы получил развитие так называемый сталинский ампир: крупные многофигурные композиции с изображением вождя.
В этот период утвердились самые крупные производители: Ленинградский фарфоровый завод имени М. Ломоносова (ЛФЗ), Дулёво, Конаково, Вербилки и некоторые другие – у каждогокаждого завода была своя специфика, свой стиль, своя художественная школа и свои мастера.
К созданию советского фарфора были привлечены художники первого ряда, которые являются непревзойдёнными и сегодня. Такие как Наталья и Елена Данько – существует около 300 уникальных скульптур их авторства, которые являются, по моему мнению, вершиной этого искусства в нашей стране.
Производство советского фарфора, конечно же, во все времена было сильно идеологизировано. На первом плане была тема нового человека – строителя коммунизма, идеи построения коммунистического общества. Более поздний период связан с «оттепелью», там появляются темы Фестиваля молодёжи 1957 года – дружба и единство разных народов. Ну а самой популярной была тема детства. Кстати, обратите внимание: даже при всей очевидной разнице в стилях разных заводов все изделия явственно воплощают движение – если изображён школьник, то он обязательно идёт с портфелем, если танцоры, то в ритме пляски...
В послевоенное время, под лозунгом доступности произведений искусства каждой советской семье начали увеличиваться тиражи выпускаемых фарфоровых фигурок. Они, что называется, пошли в народ. В 1970-е годы фарфор уже поселился на сервантах и в книжных шкафах, стало модным дарить фарфоровые фигурки по любым случаям, зачастую с дарственными надписями. Кстати, фигурки с памятными надписями тоже являются предметом особого коллекционирования, ведь они как нельзя лучше отражают дух своего времени.
Когда моя коллекция только начиналась, к советскому фарфору было прохладное отношение. Фигурки выбрасывали, они разбивались, к ним относились не очень бережно. К сожалению, у фарфоровых фигурок есть особенность – они плохо сохраняются, почти не поддаются восстановлению, и люди от них избавляются. Так со временем постепенно утрачивается целый пласт весьма интересной культуры. К концу 2000 годов многие стали понимать, что всё это является ценностью, наследием уходящей эпохи, и пришло осознание необходимости их коллекционирования, появились первые цельные коллекции.
В моей коллекции есть и образцы ещё одной разновидности скульптурной пластики – гипсовой скульптуры, практически утраченной в настоящее время, большинство – из Кунгура (Пермский край).
Фарфор был распространён в городе среди среднего класса, а гипс более популярен среди сельских жителей. Мне кажется, в гипсовых фигурках, зачастую раскрашенных – больше естественности, правды. Почти все заводы и артели, выпускавшие гипсовую пластику, уже прекратили своё существование, некоторые фигурки советского периода сохранились буквально в единичных экземплярах. И теперь те бюсты и фигурки, гипсовые копилки, как и коврики с лебедями или фотооткрытки, напечатанные послевоенными инвалидными артелями – это тоже один из символов ушедшего. Советские статуэтки дают яркое ощущение времени. За каждой из фигурок есть своя история: вот её купили или подарили, её трогали, рассматривая, стирали пыль или давали играть детям, передавали по наследству... Важно, когда такие вещи хранятся из поколения в поколение, ведь это история семьи, вписанная в историю эпохи.
«Мономах», №4(100), 2017 г.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. По ленинскому пути
Воспоминания, 22.4.1946Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год. Воспоминания Бориса Тельнова
События, 22.4.1970