
Пять лет, с 1880-го по 1885 год, в должности городского инженера в Симбирске служил Евгений Антонович Штукенберг (1859–после 1919), представитель семьи выдающихся российских инженеров-путейцев, исследователей, естествоиспытателей; впоследствии знаменитый инженер-строитель и архитектор города Николаева.
Основателем династии Штукенбергов в России стал дед Евгения Антоновича – Иван Фёдорович Штукенберг (1788–1856), учёный-географ, гидрограф, статистик, библиограф, автор научных трудов. Иоганн Христиан Штукенберг был родом из великого герцогства Ольденбургского. В 1807 году он приехал в Россию, где поступил на военную службу. Служил Иван Штукенберг в артиллерии, затем в Корпусе инженеров путей сообщения и в Главном штабе русско-германского ополчения. Как инженер-фортификатор участвовал в Отечественной войне 1812 года. Затем его служба проходила в Министерстве государственных имуществ. Иван Фёдорович Штукенберг являлся действительным членом Русского географического общества. С 1851 года и до конца своей жизни он занимал должность библиотекаря в Румянцевском музее.
Сын Ивана Фёдоровича и отец будущего симбирского городского инженера Антон Иванович Штукенберг (1816–1887) окончил Институт корпусаинженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). Проводил топографические исследования в Прибайкалье, участвовал в строительстве Николаевской железной дороги, соединившей Петербург и Москву, являлся автором проектов железнодорожных мостов и других путевых сооружений, исследовательских работ.
У Антона Ивановича Штукенберга было двенадцать детей от двух браков. Сыновья, кроме Евгения, пошли по стопам отца – получили образование в Институте инженеров путей сообщения. Александр Антонович (1841–1905) – путешественник, геолог, палеонтолог, профессор Казанского университета. Занимался изучением подземных вод, необходимым для организации водоснабжения Казани. Леопольд (Лев) Антонович (1857–1920?) – изыскатель и строитель железных дорог, в том числе на Великом сибирском пути (Транссибе). Был автором настолько качественных, по мнению исследователей, проектов железных дорог, что они в любой момент могли быть воплощены в жизнь. Среди них: Севастополь – Алушта; Петербург – Новгород – Орёл; Смоленск – Юрьев (Тарту) и другие. Публиковал свои исследования, оставил рукописи. Братья Владимир (1860–?) и Павел (1862–1897) – инженеры-путейцы, вместе со старшим братом Леопольдом принимали участие в строительстве Транссиба. Антон Антонович (1867–1942) – горный инженер, краевед, заведовал геологическим отделением Пензенского краеведческого музея, создал отдел палеонтологии.
Евгений Антонович Штукенберг родился в 1859 году в Петербурге. В 21 год получил высшее образование, окончив в 1880 году Строительное училище (с 1882 года – Институт гражданских инженеров; ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
Начал свою карьеру в городе Симбирске.
Директор Строительного училища профессор архитектуры Рудольф Богданович Бернгардт писал симбирскому городскому голове Николаю Дмитриевичу Маляхинскому:
«<...> На письмо Ваше от 12 сего июля (1880 года. – Ред.) имею честь уведомить Вас, Милостивый государь, что Гражданский Инженер Евгений Антонович Штукенберг, изъявивший желание занять должность архитектора или инженера в городе Симбирске, окончил в нынешнем году с отличным успехом полный курс наук во вверенном мне училище со званием Гражданского Инженера с правом на чин X класса и с правом ношения Высочайше установленного знака.
В бытность свою в Училище, он находился на практике при постройках и вполне усвоил себе теоретически и практически все необходимые в этой специальности сведения и по нравственным своим качествам он вполне может занять означенные должности, а потому я с своей стороны рекомендую сего молодого человека с отличной стороны...».
В заявлении симбирскому городскому голове от 14 августа 1880 года Евгений Антонович Штукенберг следующим образом предлагал свои услуги:
«<...> по полученному мною образованию и званию гражданского инженера, я мог бы наблюдать как за чисто архитектурной частью, так и за инженерной. Беру на себя смелость заявить, что в первом случае, т. е. При чисто архитектурных занятиях и при исполнении обязанности помощника городового архитектора, я бы удовольствовался 900 руб. сереб. в год; а при исполнении одних вышеупомянутых обязанностей как архитектурной, так и инженерной, я просил бы вознаграждение в 1500 руб. в год».
Через два дня Евгений Штукенберг был избран Симбирской городской думой и определён Городской управой на должность городского инженера. Через пять лет безупречной службы городским инженером в Симбирске в июне 1885 года Евгению Антоновичу поступило предложение из города Николаева занять должность городского техника. В сентябре 1885 года в заявлении в Симбирскую городскую думу он изложил следующее:
«Имею честь принести Симбирской Городской Думе мою искреннюю благодарность за единогласно состоявшееся 16 августа сего года постановление об увеличении мне содержания с 1200 на 1500 рублей, и при этом приношу мои сожаления, что не могу воспользоваться такой наградой Городской Думы, так как город Николаев (Херсонский) предлагает мне лучшие условия службы. Ещё 10 июля сего года я получил от Николаевского Городского Головы приглашение, при сём мною прилагаемое, в котором мне предлагается место Николаевского городского техника с иждивением 2000 руб., приглашение это 13 июля сего года было при заявлении представлено мною в Симбирскую Городскую Управу.
Получив 16 августа сего года от Симбирской Городской Думы прибавку к содержанию в 300 руб. и решившись остаться на службе городу Симбирску, я уведомил об этом Николаевское Общественное Управление, на моё уведомление оно прислало телеграмму, что прибавляет к прежде предлагавшимся 2000 руб. ещё 500 руб. и даёт на проезд до г. Николаева 500 руб. При всём желании продолжать службу городу Симбирску, и при всём сочувствии, которое я всегда встречал в течение пятилетней моей службы от всех городских деятелей, сердечно мною ценимом, я, как человек семейный, и потому принужденный заботиться об улучшении моего материального положения, поставлен в необходимость принять приглашение от Николаевской Городской Думы».
На заседании Городской думы 25 октября 1885 года заявление Евгения Антоновича об отказе его от должности городского инженера было рассмотрено и одобрено. Тогда же было принято решение выразить благодарность Евгению Штукенбергу «за его полезную для города деятельность в должности Симбирского городского инженера».
Через пять лет после переезда в город Николаев, в 1890 году, Евгений Антонович Штукенберг стал главным инженером-строителем и возглавил городской Архитектурный комитет. Помимо решения насущных задач города, как то: замощение улиц, сооружение городского водопровода или организация в Николаеве трамвайного движения (конки), им были осуществлены более семидесяти инженерно-архитектурных проектов.
Евгений Антонович Штукенберг был автором проектов зданий николаевских учебных заведений: Мариинской женской гимназии – одного из самых крупных городских сооружений на тот период, фотографии которого были представлены на Всемирной выставке в г. Чикаго (США) в 1893 году; Второй женской гимназии; Лермонтовского и Ломоносовского городских училищ; Николаевского среднего механико-технического училища. По его проектам и под его руководством были построены: комплекс Николаевской городской больницы, здания городской общественной библиотеки, отделения Императорского русского технического общества, Николаевского отделения Государственного банка и многие другие необходимые городу общественные здания.
Являлся он соавтором проекта здания, визитной карточки города – Николаевской городской думы и городской управы, занимавшего целый квартал на центральной городской площади. Проектировал и возводил церкви. Евгений Антонович был инициатором экспериментального сооружения на Ожарской косе вблизи Николаева первого в России и крупнейшего в мире железобетонного маяка высотой 40,2 м по проекту 1910 года А.А. Барышникова и Н.К. Пятницкого.
За свой плодотворный труд коллежский асессор Евгений Антонович Штукенберг был награждён императорским и царским орденом Святого Станислава II степени и императорским орденом Святой Анны III степени. В 1910 году он был удостоен чествования Николаевской городской думой по случаю 25-летия его службы на пользу города. Являлся почётным гражданином города Николаева.
Известный николаевский историк-краевед Владимир Владимирович Щукин написал об архитекторе:
«Е.А. Штукенберг стал наиболее результативным архитектором за всю историю города Николаева. Здания, построенные в конце ХІХ–начале ХХ вв. по его проектам и под его руководством, во многом определили и определяют до сегодняшнего дня архитектурный облик Николаева».
К сожалению, в Симбирске Евгений Штукенберг не оставил архитектурного наследия. В отсутствие на тот период в Симбирской городской управе квалифицированных кадров, молодой инженер был загружен текущей хозяйственной работой, которую от него требовал развивающийся город. Тому подтверждение – заявление от 30 июля 1880 года симбирского городского архитектора Василия Андреевича Алатырцева:
«Согласно инструкции, данной Городской Управе Городской Думою, все городские здания и сооружения должны быть осматриваемы два раза в год: весною и не позже августа месяца и затем, составленные вследствие этих осмотров, акты на необходимые исправления вносить в Думу настолько своевременно, чтобы необходимые работы могли быть произведены в удобное для этого время. Так как принадлежащих городу зданий довольно много, то и труд Городового Архитектора по осмотру оных и составлению необходимых смет значительный. Затем тою же инструкциею возложено на Городового Архитектора, во 1-х, ведение во время производства работ по ремонту и постройкам рабочего журнала, во 2-х, поверка всех планов, представляемых к утверждению на частные постройки и в 3-х наблюдение за постройками, возводимыми по утверждённым Городскою Управою планам. Ввиду громадного количества работ по ремонту городских зданий и весьма значительного количества планов на частные постройки, труд Городового Архитектора является настолько громадным, что выполнить его своевременно нет никакой физической возможности...
Ввиду изложенных мною причин и принимая во внимание, что от недосмотра за производимыми работами страдает самое дело, я покорнейше бы просил Городскую управу ходатайствовать перед Городскою Думою о приглашении мне помощника, к которому бы отошла часть моих обязанностей, а с делением труда и самое дело получило бы естественно другой ход <...>».
После чего в августе 1880 года Симбирская городская управа определила: «<...> считать г. Штукенберга на службе в должности городского инженера <...>; передать ему все поручения, данные г. Биберману (прим. – таксатор) по части инженерной и г. Алатырцеву по части архитектурной в районе 1-й части г. Симбирска, для чего составить <...> список этим поручениям; передать г. Штукенберг реестр городским зданиям и сооружениям, находящимся, как в районе 1-й части отдельно, так и вообще в городе <...>». Можно представить, как был занят новоявленный симбирский городской инженер. Совершенно очевидно, что на архитектурное творчество у Евгения Штукенберга не оставалось времени и сил.
И напоследок. Судьба свела с нашим городом сына Евгения Антоновича – Василия (1888–?). В 1913–1916 годах в Симбирске по проекту инженера, учёного, профессора Института инженеров путей сообщения Николая Аполлоновича Белелюбского строился мост через Волгу – Императорский мост Его Величества Николая II, в то время крупнейший в Европе. Конкурс на строительство моста выиграла фирма «Тами и Дейчман». Примечательно, что супругой одного из совладельцев фирмы, Альфреда Юльевича Тами, была урождённая Штукенберг Софья Антоновна – сестра Евгения Антоновича. Для строительства моста фирма использовала каменный материал, в том числе местный песчаник. А главным руководителем по производству каменного материала в фирме «Тами и Дейчман» был Василий Евгеньевич Штукенберг, продолживший, в отличие от отца, семейную традицию инженеров-путейцев.
Екатерина Куликова, научный сотрудник ООО «Симбирск-Ремсервис»
В статье использованы материалы из фондов Государственного архива Ульяновской области
«Мономах», №5(95), 2016 г.
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979