
Охотник и поэт Игорь Лычкин
«В разделе фото и кино знакомы мы с тобой давно» — такой экспромт написал мне однажды Игорь Дмитриевич Лычкин. Эта строчка до сих пор видна на стене моего деревенского дома.
Мы с Игорем Лычкиным были старыми друзьями, познакомились в 1960-м году на выставке уважаемого нами, тогда еще фотолюбителями, фотокорреспондента «Ульяновской правды» Александра Ивановича Маркелычева.
Нас поразила разнообразная тематика выставка, на фотографиях были отображены не только праздники и рабочие будни, но и быт людей. Снятые в необычном ракурсе городские и сельские пейзажи привлекали, особенно те, которые были сделаны в 1947-м году к 300-летию Симбирска. С фотографий Маркелычева смотрели на нас знаменитые люди, посещавшие Родину Ленина. Нам и с Игорем, печатавших тогда свои снимки в основном небольшим форматом, в основном 9Х12, поразили масштабные «фотополотна». Александр Иванович Маркелычев поделился с нами опытом изготовления выставочных снимков. И уже на первой выставке «Родина Ильича сегодня» фотография Игоря Лычкина, отпечатанная в крупном размере — ее он назвал «За нектаром», была отмечена дипломом первой степени. Было тогда удивительно видеть в большом увеличении пчелу возле цветка, макросъемка была еще в новинку.
Мои работы тоже не остались без внимания. Мы с Игорем тогда были членами городского фото-клуба. Я появлялся там чаще, а Игорь, он тогда работал инженером на домостроительном комбинате, из-за производственной загрузки бывал пореже. Но на обсуждение кино и фоторабот наших авторов он приходил почти всегда. Его выступления всегда были полезны и остроумны, Лычкин говорил не только прозой, но и стихами — сочинял сам, экспромтом. Мы улыбались, аплодировали.
Среди членов клуба были люди разных профессий и званий. Фотокорреспонденты ТАСС Овчинников, а позднее Юрий Белозеров, фотокор Чердаклинской районной газеты Лантратов, Михаил Соколов из «Родины Ильича», Валерий Соколов, тогда еще студент. А другой студент, Валерий Щеколдин, в будущем фотограф с всесоюзной известностью, помогал мне печатать снимки к выставке.
Инженер-конструктор УЗТС Юноша-Шанявский, строитель Сергеев, Щетинин из Тереньги — эти и другие фотолюбители были яркими, интересными людьми с большим жизненным опытом. Разговоры в клубе шли не только о фото и кино, мы обсуждали разные темы. В клуб приходил бывший партийный работник, в прошлом секретарь обкома партии, Михаил Георгиевич Тюрин — он был делегатом довоенного 19-го съезда ВКП (б).
Михаил Георгиевич был хорошим фотографом и умелым охотником, судьей-кинологом всесоюзной категории. Мы с ним пересекались на выставках собак, в 1972-м году вместе в составе областной команды отправились на Всероссийскую выставку в Москву, Игорь Лычкин тоже туда ездил со своим псом. Приятно было получить диплом из рук эксперта Тюрина. Мы сделали там много интересных фотоснимков, а я снял киносюжет для телевидения.
Любовь к фотографии и природе нас тесно сблизила с Игорем Лычкиным. Он с камерой и ружьем много поездил и побродил по лесам, полям и болотам. Тогда у него попутчицей и помощницей была спаниэль по кличке Дэзи. Я тоже любил рыбалку и охоту, у меня тогда был ирландский сеттер по кличке Рэд. Так что почва для общих интересов у нас с Игорем Лычкиным была, и дружба наша продолжалась всю жизнь.
После юбилейных ленинских торжеств работа в киноклубе поутихла, он перебазировался из дома на улице Энгельса-52 в подвал построенного Дворца культуры профсоюзов. Его руководителем был назначен Борис Данилович Тимошенков. Я в то время не так активно участвовал в работе клуба, поскольку много времени отнимала учеба на заочном факультете журналистике и работе на телевидении. Но была еще одна точка пересечения с Игорем Лычкиным — мы входили в правление областного общества охотников, я отвечал там за пропаганду. На телевидении регулярно проходили мои сюжеты о мероприятиях, которые устраивало общество — соревнованиях, подкормке зверей, лучших егерях.
Будучи председателем домостроительного комбината Игорь Дмитриевич на конференциях и собраниях общества охотников всегда выступал с предложениями по улучшению его работы, принципиально вскрывал недостатки. И однажды ему предложили должность заместителя председателя областной организации, он согласился и в течении пятнадцати лет трижды избирался ее председателем.
В те годы общество пользовалось авторитетом и у рядовых охотников, и у руководителей области. В каждом районе активно работали отделения, за которыми были охотничьи и рыболовные угодья. Егеря, они были штатными сотрудниками, всего в штате общества было пятьдесят человек, следили за соблюдением правил, вместе с общественниками проводили учет и зимнюю подкормку животных. Мясо лосей и кабанов заготавливали и сдавали его государству. В ту пору на учете в областной организации состояло двенадцать тысяч человек.
Фундаментом для дальнейшего развития общества были традиции, заложенные прежними руководителями (Захаров и Перышкин), опыт прекрасного профессионального коллектива. В разное время там трудились Александр Караман, Александр Федоров и Роман Якимов, Алена Лычкина и Вадим Смирнов, Владимир Кочетков и Сергей Ульянов, Юрий Давыдов и Анжелика Якимова.
В девяностые годы, когда со стороны правительства нависла угроза расформирования общественных охотничьих организаций, Игорь Лычкин вместе с другими председателями региональных обществ подписал письмо Президенту России Ельцину с протестом, его опубликовали в прессе. Он ясно понимал наметившуюся тогда тенденцию превратить охоту в удовольствие только для богатых, и это тревожило его.
Игорь Дмитриевич, несмотря на заботы, всегда приходил ко мне на юбилеи, поздравлял, читал свои стихи. Вот, например, такие строки однажды вышли из под пера Лычкина:
«Дорогой Борис Григорьич!
(Или проще — наш Тельнов),
Будь всегда живой, здоровый,
Дай удачу тебе Бог!
Так и будь неутомимым,
Пленку метрами мотай
На приятные мгновенья,
И снимай, снимай, снимай!
Пусть подольше держат ноги,
Ведь не всякому дано
Счастье испытать дороги:
Вот здоровье — здесь оно!
Ну, а коли утомиться
И придется кой-то раз,
Пусть тебя везет по свету
Твой неутомимый «ЗАЗ»!
(Если я отстал пока —
Пусть тебя везет «Ока»).
Дорогой и милый Боря!
По приятельски скажу
Что подарок вроде уды
Очень нужным нахожу.
Ведь Поповка — милый край,
Рыболову просто рай.
Если карпик не клюет,
То карась всегда берет.
Будет к пенсии добавка
Вроде льготного прибавка.
Ну а рыбка старикам
Что-то вроде как бальзам!
На мою персональную выставку в музее фотографии в честь 80-летия Игорь Лычкин тоже пришел, ведь фотографии мы отбирали с ним вместе, он был самым почетным гостем. На своей фотовыставке я вручил Игорю Лычкину снимок, на котором запечатлел его с любимой собакой Лорой.
Собака у Игоря была дипломированной, породы курцхар, и она стала главным героем наших кинороликов о совместных прогулках по лесам и болотам.
Однажды, снимая фильм к юбилею народного художника России Виктора Софронова я попросил Игоря помочь мне в качестве ассистента — и он любезно согласился. Я знал, что у Лычкина и Софронова военное детство прошло в Горьком, общая для обеих тема вызвала доверие и воспоминание. Видеосъемка прошла успешно, особенно снятая Игорем моя беседа с художником. Позже мы вместе сняли фильм о другом интересном художнике и музыканте.
У Игоря Лычкина было много друзей и знакомых, характер у него был общительный, он находил подход к каждому человеку, независимо от его ранга.
На его юбилеи я тоже приходил с удовольствием. На пенсии, когда пришлось оставить работу из-за возраста и здоровья, Игорю Лычкину было чем заняться, проблем с этим не было. Конечно, его привлекала природа — больше времени он с женой Ириной стал проводить в своем загородном доме в селе Беклемишево Вешкаймского района:
«Я в домушке-гнилушке с собачкой живу
Это вечно мечтой моей было.
Поздновато все это вот только пришло,
Поздновато, но все-таки мило.»
Его сын Олег и дочь Алена с внуками тоже там бывали. Во время охотничьего сезона они вместе с отцом тоже выбирались в лес, эти походы были всем в радость. Дом в Беклемишево и окрестности села — леса, поля и болота, стали в эту пору главным объектом внимания Игоря. Там можно было вволю разгуляться с ружьем, удочкой и собачкой. Там мы с друзьями зачастую вместе проводили время, приезжая к Игорю в гости. Мне было интересно изучить процесс охоты на вальдшнепа с подружейной собакой, прежде я мало знал об этом. Я побывал в урочищах, в которых чаще всего встречались «высыпки» вальдшнепов. Меня поражало общение между охотником и собакой — она понимала каждый его жест, слышала любое слово.
«За счастье нам с собакой было
По лесу вальдшнепов искать.
Коль тетерев, глухарь попался,
Так это Божья благодать!»
Я так же, как и он, старался подойти к собаке, замершей перед затаившейся в траве птицей, дать ей команду, а если получится удачный выстрел, принять от нее добычу. Собачке Лычкина я даже тогда посвятил стихотворение:
«Я с нею познакомился в лесу, у бора.
Она тогда с хозяином была — его я знал давно.
Её он кликнул: «Лора!»
Она тотчас же сразу подошла.
Хозяина она с полслова понимала.
Читала, может, мысли у него?
Когда потребно, сразу замирала,
Ждала команд и выстрела его.
Все вместе мы охотились немало
На вальшнепов, тетерок и лысух,
Она всегда нам быстро подавала,
На дичь у ней бывал отменный нюх.
А ежели случалось притомиться
И требовалось малость отдохнуть,
Опять она позволит удивиться,
И сядет рядом с нами тут как тут.»
Лора в стойке — учуяла дичь.
Лора в стойке — учуяла дичь.
Иногда нам с Игорем приходилось менять план действий, меняя маршрут. Однажды поехали на машине с Юрием Пилепцовым в лесной массив в район трассы газопровода. Преодолев речку вброд у околицы села, мы выехали на край поля. Под колесами потрескивал первый лед, стоял конец октября. Проехав с километр, мы в сосняке спугнули пару молодых тетеревов. Мы заметили, где они сели, осторожно туда пошли — на расстоянии друг от друга метров в тридцать. Я шел в середине, впереди бежала собака Лора, обнюхивая траву и кусты. Вскоре она удалилась, а я, осторожно ступая, чтобы не шуметь, шел между сосен. Увидел вдруг застывшую в стойке Лору — дал ей команду «вперед», и я подбил своим выстрелом птицу. На выстрел подошли Игорь и Юрий, поздравили с добычей. Обратно вернулись через сосняк с большими прогалинами. На одной из них Юрий присел: «Смотрите, что я нашел!» Мы удивились — вокруг него была тьма рыжиков, почти сплошь вся поляна. Решили не охотится, а собирать дары природы. Вытащили из машины корзины, кастрюли и соль. До конца дня работы хватило — рыжики были отборные. На другой день добычу увезли в Ульяновск.
Чтобы дать отдых собаке Лоре, через день после охоты мы уезжали с удочками на пруд.
Игорь удивлял меня своей ловкостью, с какой он забрасывал свой спиннинг в любую точку пруда и вытаскивал фунтовых карасей. Чистил я их — после того как однажды неловко потрошил добытых на охоте птиц, Игорь сказал: «Чисти уж лучше рыбу, это у тебя лучше получается, а дичь я уж сам!» Так у нас распределились поварские обязанности. У Игоря была удобная передвижная кухня-коптильня, он возил ее в своем УАЗ-469.
Однажды в октябре, добыв пару вальдшнепов, решили приготовить их прямо в лесу около Мохового болота. Сами — благо, что никого просить не надо — ощипали и выпотрошили дичь, разожгли огонь, вскипятили воду в котелке, положили туда дичь, картошку и специи. Не успели обсудить свои приключения на утренней охоте, как обед был готов. Оставалось поздравить друг друга с полем, налить в стаканы то, что «у нас с собой было».
Это пиршество на охоте осталось не только в памяти, но и на видеопленке.
В своей машине Игорь всегда возил всё, что могло понадобиться на рыбалке и на охоте. Вот как с юмором он описал это в одном из своих стихов:
«Шустрые сборы, веселые сборы
Битый-набитый огромный рюкзак,
Мы все в поту набиваем машину,
Места всему не хватает никак.
Здесь ягдаши, фонари и патроны,
Удочки, пилы и всякая снедь,
Здесь топоры разной массы и формы,
Лодки, палатки и хитрая печь.»
Общение с Игорем было приятным, мы проводили время вместе с удовольствием и пользой. Охотились в основном пешком, оставляя «УАЗик» в определенном месте.
Как-то нам нужно было проехать через лес в деревню Поповку, где стоит мой дом. Путь через чащу труден и для внедорожника, нам преградило дорогу упавшее после бури дерево. Чтобы не искать объезд, достали пилу, распилили его, убрали с дороги чурбаки и поехали дальше. В Поповке, вспоминая то приключение, делились и другими воспоминаниями, Игорь читал свои стихи. На стене он написал мне и моей супруге Лидии Александровне стихотворный экспромт с пожеланиями.
Однажды, поднимаясь по крутому склону он сказал мне: «Боря, пойдем потише. А может присядем, отдохнем?» Я не возражал, минут через десять мы пошли дальше. Игорь относился ко мне внимательно, старался помочь. Как-то раз в сумерках уже я решил позвонить в Ульяновск по мобильнику. Сигнал был слабый, пришлось подняться на полуразрушенную стену здания. Когда спускался, ушибся, поранил руку. Пришел домой в крови, Игорь тут же помог мне, перебинтовал рану и смерил давление. Свое давление он регулярно замерял и по совету врача записывал. Здоровье, конечно, было уже не то, что в молодости, но мы старались регулярно бывать на рыбалке или охоте. Чаще под наши выстрелы попадались вальдшнепы, иногда тетерева. Вернувшись в его домик, готовили ужин, потом располагались на диване, вспоминали разные истории, смотрели фотографии и видеоролики. Игорь читал экспромтом сочиненные тут же, на свежую тему, стихи.
Итоги каждой охоты он записывал в дневник, который он вел в течение нескольких лет. К сожалению, с годами добыча становилась все меньше и меньше — численность птицы и зверей падала.
Как-то ко дню рождения Игоря я сочинил ему в подарок стихи:
«Ты и охотник, и рыбак,
И с фото ты за панибрата,
На этой почве мы с тобой
И познакомились когда-то.
Прошло уж больше сорока,
Когда с тобой мы фотоклубу
На радость посвящали вечера,
Доказывая истину друг другу.
Потом не раз встречались мы
То на Сухом, то на Караве,
Стреляли уток, дупелей
И не стремились к громкой славе.
Ты строил городу дома,
А я снимал киносюжеты
Для телевидения всегда,
И мы считали счастьем это.
И всё осталось позади,
Десятилетья пролетели.
Сто лет, дружище, проживи
На радость все охотничьей артели.»
В то время у Игоря и его супруги Иры начались проблемы с здоровьем, Ира теряла зрение. Вдвоем их все чаще можно было видеть не на охотничьей тропе, а в городе, на тротуаре на пути в поликлинику. У Игоря участились сердечные приступы, когда от рака погибла его любимая собака Лора, он и сам попал в больницу. Другой собаки он так и не завел, и здоровье у него уже так и не восстановилось. Умер Игорь 14 ноября 2014 года, он четыре месяца не дожил до восьмидесяти.
«Игорь был внимательным, принципиальным, болеющим за общее дело, защитником интересов простых охотников и рыболовов, — так отзывается о Лычкине нынешний председатель областного общества Александр Назарович Федоров. — Память о нем храним в наших сердцах».
Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».
Оглавление
С кинокамерой — из века в век
Как развивалось кинопроизводство
Встречи с художником Пластовым
Встречи с художником Киселевым
Художник Петр Никитенко
Мой друг десантник Егоров
Влюбленный в кино Юрий Тишкин
По ленинскому пути
Нас называли октябрятами
Музей после войны был в лесах
Ленин на знамени
«Родина Ильича сегодня»
Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня»,
сделанные с 1962-го по 1970- и годы
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год
В Шуше, у подножья Саян…
Столетие Ленина в Ульяновске
С Лениным — навсегда
Детство, опаленное войной
Мой отец Григорий Тельнов
Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Послесловие
Материалы о презентации книги в Ульяновской области:
Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника
Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»
Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка
Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.
- Telegram
- Viber
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВВ
Б. Тельнов. Книга «С кинокамерой из века в век». Мои современники. Мой друг десантник Егоров
Герои, 25.10.1925Б. Тельнов. Книга «С кинокамерой из века в век». Мои современники. Художник Петр Никитенко
Воспоминания, 15.12.1934Книга «Объективом и пером о былом». ЧАСТЬ IV. Семья моей сестры
Воспоминания, 1.6.1951