
Как развивалось кинопроизводство
Студии телевидения в СССР подразделялись на кинопроизводящие (те, которые создавали фильмы для тиражирования на 35-мм пленке) и студии, которые использовали только 16-мм пленку, снимая на нее для показа в телеэфире, не печатая копий. Ульяновская телестудия относилась к таким, и на курсах кинооператоров в Москве мне приходилось показывать свои работы на негативной 16-мм пленке. Коллеги из фильмопроизводящих студий относились к этому с сочувствием, подбадривали, что кинопроизводство со временем наладится и в Ульяновске.
Слухи об этом ходили — в канун 100-летия со дня рождения Ленина в Ульяновске была возможность построить кинокомплекс при телестудии, даже деньги из Москвы якобы планировали выделить. Но свободной строительной организации, которая могла бы его построить, не нашлось — все были заняты на других важных объектах, и в итоге кинокомплекс тогда появился в Саратове.
Но реконструкция цеха кинопроизводства в Ульяновске состоялась, в середине 70-х годов руководство области выделило двухэтажный восьми квартирный дом на Симбирской улице, рядом с телецентром. Благодаря директору телецентра Романюку, главному инженеру Шайхутдинову, начальнику постановочного цеха Володину, их стараниями, жилое здание переоборудовали. Нашлись помещения для проявочных машин, для механиков, для хранения осветительной аппаратуры, прочей техники. Разместились вполне уютно, особенно радовались мы, кинооператоры. Из маленькой комнаты номер 7 в здании телецентра мы переселились в трехкомнатные апартаменты на первом этаже — там были зарядные кабины, шкафы для кинокамер и пленки, помещение для отдыха, кабина для озвучивания. Монтажные располагались на втором этаже, там же была комнатка для цензоров.
Госкомитет по ТВ и РВ из Москвы присылал планы по производству фильмов, выделял ресурсы. Они составлялись на основе редакционных заявок, которые составлялись на местах.
Но они не всегда осуществлялись — но если план по производству срывался, то коллектив мог остаться без премий. Чтобы спасти план, однажды в канун нового года по заданию зампредседателя Мавренкова мне пришлось срочно снимать фильм о Кузоватовском промкомбинате. Сделал его по своему сценарию, назвал «Вторая жизнь дерева». Фильм прошел в эфир, получил хорошие отзывы, а коллектив телестудии — премию за выполнение плана.
В дальнейшем экономисты строже следили за учетом киновремени, чтобы не устраивать таких авралов.
На Ульяновской студии всё-таки 35-мм пленку использовали, на неё снимали фильмы об особо важных событиях. Проявляли её в Казани или в Куйбышеве, там же печатали копии.
Когда в мае 1966-го года Ульяновскую область наградили орденом Ленина — вручал его наш земляк, секретарь ЦК КПССС Михаил Андреевич Суслов. Мне доверили снимать это торжество на 35-мм пленку. Запечатлел, как вручали награду в ДК автозавода, как возлагали цветы к памятнику Ленина, как встречали Суслова на его родине в селе Шаховском.
В один из последующих приездов Суслова на родину состоялся митинг, и на нем один из выступавших, водитель по профессии, отметил плохое состояние дороги от Николаевки к Павловке. В присутствии Суслова секретарь обкома КПСС Скочилов пообещал, что этот участок шоссе будет приведен в порядок через два месяца.
Дорогу ремонтировали ударными темпами, разделили на отрезки между строительными организациями. Мне поручили снимать её сооружение на 35-мм пленку, делал это с удовольствием. Митинг в честь завершения строительства состоялся в Павловке, на нём Скочилов сказал, что слово, данное Суслову, сдержали. Фильм я назвал «Дорога», текст написал от имени водителя, едущего по этой трассе. Озвучил его режиссер Степанов. Всю обработку пленки и монтаж сделали на Казанской телестудии. Фильм «Дорога» показали в эфир, одну из копий послали лично Суслову. А в ВПШ при ЦК КПСС, где я тогда учился, эту ленту зачли как дипломную работу.
Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».
Оглавление
С кинокамерой — из века в век
Как развивалось кинопроизводство
Наши телефильмы
Дела пенсионные
Мои современники
Встречи с художником Пластовым
Поэт Николай Благов
Встречи с художником Киселевым
Охотник и поэт Игорь Лычкин
Художник Петр Никитенко
Мой друг десантник Егоров
Влюбленный в кино Юрий Тишкин
По ленинскому пути
Нас называли октябрятами
Музей после войны был в лесах
Ленин на знамени
«Родина Ильича сегодня»
Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня»,
сделанные с 1962-го по 1970- и годы
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год
В Шуше, у подножья Саян…
Столетие Ленина в Ульяновске
С Лениным — навсегда
Детство, опаленное войной
Мой отец Григорий Тельнов
Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Послесловие
Материалы о презентации книги в Ульяновской области:
Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника
Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»
Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка
Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Семейные заботы
Воспоминания, 7.1.1958Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Телеграмма с сюрпризом
Воспоминания, 1.7.1957Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Дом на улице Бакинской
Воспоминания, 7.1.1959Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Семья и дети
Воспоминания, 1.10.1958