XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Места, 20 Июня 2025
События, 19 Июня 2025
Герои, 25 Октября 1925
Воспоминания, 15 Декабря 1934
События, 18 Июня 2025
Места, 18 Июня 2025
Места, 16 Июня 2025
Места, 17 Июня 2025
События, 16 Июня 2025
Места, 18 Июня 2025
Герои, 18 Июня 2025
Места, 18 Июня 2025
Герои, 1 Августа 1808
Места, 14 Июня 2025
Герои, 1 Января 1913
Места, 1 Января 1865
Места, 16 Июня 2025
События, 16 Июня 2025
Места, 16 Июня 2025
Места, 18 Июня 1912
Герои, 6 Июня 2025
События, 6 Июня 2025
Герои, 6 Июня 2025
События, 4 Июня 2025
Герои, 11 Июня 2025
События, 12 Июня 2025
События, 12 Июня 2025
Фото, 7 Октября 1954
Воспоминания, 1 Января 1960
Воспоминания, 1 Июля 1970
Фото дня
Судьба Учителя. Клавдия Федоровна Иванова
Воспоминания, 1 Октября 1963
Б. Тельнов. Книга «С кинокамерой из века в век». Мои современники. Встречи с художником Пластовым

Мои современники

Профессия кинооператора подарила мне встречи со многими замечательными людьми, их образы запечатлелись не только на плёнке, но и в моей памяти. Эти очерки о современниках, оставивших след в истории нашего края.

Встречи с художником Пластовым

С раннего детства я всегда восхищался прекрасным. Чудесные уголки природы, пейзажи с голубыми озёрами и речками, обрамлённых зелёным бархатом лесов, всегда оставляли в моей душе сильное впечатление.

Иногда пытался зарисовать на бумаге понравившиеся мне интересные места, правда, не всегда это получалось. Я собирал открытки и репродукции знаменитых художников, что-то копировал.

Отец мой, Григорий Яковлевич Тельнов, поощрял такие творческие занятия, иногда что-то подсказывал, даже хотел пригласить репетитора по рисованию, но, к сожалению, в тяжёлые годы военного времени это нелегко было сделать.

После войны мы переехали в рабочий посёлок Майна, он в 60-ти километрах западнее Ульяновска. Отец работал инженером лесного хозяйства, по долгу службы ему приходилось выезжать в командировки. Однажды, вернувшись из поездки по Калининскому лесничеству и побывав в Прислонихе, он рассказал мне, что в этом селе живёт художник.

«Его фамилия Пластов, запомни, это художник поистине народный, — рассказывал отец. — Он не пишет портреты маршалов и вождей, изображает на своих картинах земляков. Его односельчане запечатлены во время работы на полях, фермах, в лесу. От его картин веет правдой жизни».

А встреча с Аркадием Александровичем Пластовым у меня состоялась когда я работал кинооператором на Ульяновском телевидении. Было это в 1963-м году, стояла отличная осенняя погода. Мы с редактором Цыкиным и водителем Кадушкиным приезжали снимать сюжет об уборке урожая в колхозах Карсунского района. Задание было успешно выполнено, возвращались в город в благодушном настроении. Солнце приближалось к горизонту. Слева оставался посёлок Языково, справа в лучах заката золотом сверкала стерня, которую мощными лемехами вспарывали трактора под урожай будущего года.

Впереди показалась Прислониха, вернее — сначала бугор, поросший дубами, отливающими медными оттенками. Среди деревьев просматривался крест, поставленный в память о погибших влюблённых (есть такое местное предание).

По мере приближения к селу появилась мысль — не заехать ли нам к знаменитому художнику Пластову? Но мы сомневались: в Прислонихе ли он, а может быть уже в Москве? Все решил случай — подъезжая к перекрёстку, мы вдруг увидели Аркадия Александровича и очень этому обрадовались. Художник стоял около дома и разговаривал с маленьким внуком, который был занят своим велосипедом.

Мы остановились, подошли, поздоровались, представились. Пластов был приветлив, поинтересовался:

«По какому поводу ездили в Карсунский район?»

Узнав, что мы снимали репортаж об уборке урожая и героях жатвы, Пластов заметил, что сельских тружеников надо показывать достойно и не забывать, какой тяжкий труд выпал на их долю. Чувствовалось, что художник был в благоприятном расположении духа. Мы спросили о ближайших планах художника.

«Да вот, получил приглашение в Москву, — заговорил Аркадий Александрович. — Правление Союза художников предлагает мне привезти несколько работ для формирования передвижной выставки то ли для Китая, то ли для Индии. Но у меня нет особого желания посылать туда свои картины. Думаю, поймут ли они мои прислонихинские берёзки? Ведь они привыкли к экзотическим корявым деревьям, которые изображают на своих картинах».

Вдруг он замолчал. Взор его был обращён на запад. Махнув рукой в сторону заходящего за горизонт солнца, воскликнул: «Ребята! Смотрите, какой необычный, прекрасный закат! Не надо терять ни минуты. Надо писать! Писать яркие явления природы и жизни!»

Он попрощался и, извинившись, ушел в мастерскую. Мы поняли, как художник ценит время и не стали его задерживать. Осмотрели его усадьбу и поехали в сторону Ульяновска.

Во время этой встречи с Пластовым я сделал два фотокадра на память.

А картины для передвижной выставки, по-видимому, Аркадий Александрович предоставил, так как в 1964 году Индийское общество искусств в Калькутте наградило его Золотой медалью.

Вторая встреча с Пластовым случилась в 1965 году, летом мы возвращались с редактором телевизионных новостей из Сурского района. День склонялся к вечеру, но солнце стояло ещё высоко, ярко освещало прислонившиеся к поросшим лесом холмам домики знакомой для нас, деревни Прислонихи. И вновь пришла на ум мысль навестить находящегося как раз в родных пенатах Аркадия Александровича Пластова и, может быть, снять киносюжет о великом мастере. Мне до этого приходилось бывать в доме Пластовых. Оставив машину с водителем у сельского магазина, мы пошли к усадьбе художника. На наш стук вышла домработница.

Объяснили ей, что мы работники телевидения и хотели бы поговорить с Аркадием Александровичем, женщина выслушала и удалилась. Не прошло и пары минут, она вернулась и сказала, что у него уже сидят двое собеседников с телевидения, но тем не менее велено нас принять. Мы вошли. В комнате за столом сидел Аркадий Александрович Пластов, рядом с ним по одну сторону сидел Василий Апполонович Дедюхин и несколько в стороне, напротив — Николай Благов.

Николай повернул голову в сторону вошедших, и на его лице я увидел какое-то недоумение, по-видимому, для него было полной неожиданностью встретить в этот момент своих коллег. Аркадий Александрович, не спрашивая цели нашего визита, предложил присесть. Мы молча присели на сундучок и на оказавшуюся рядом табуретку. По всему чувствовалось, что прервали какой-то важный, не совсем складывающийся разговор. Художник был возбуждён. Через некоторое время разговор возобновил Благов, и я сразу всё понял. Они с Дедюхиным приехали для того, чтобы обговорить с Аркадием Александровичем сценарий кинофильма, который задумали снять о великом художнике. Беседа продолжилась, и, как мне показалось, разговор принял доброжелательное русло, и вот-вот согласие Пластова будет получено.

Но Аркадия Александровича заинтересовало, насколько правильно передаст киноплёнка цветной колорит его полотен. Когда услышал от собеседников, что фильм будет сниматься в чёрно-белом варианте, категорически отказался от всяких съёмок, сославшись на то, что его работы уже снимали хроникёры в цвете, но истинной передачи красок его картин добиться не могли.

Николай Благов пытался убедить художника в необходимости съёмок, говорил о том, что телевидение чёрно-белое (тогда ещё не было цвета не только на Ульяновском, но и на Центральном телевидении) и даже цветной фильм телезрители увидят чёрно-белым. Пытались и мы уговорить Аркадия Александровича, приводя, может быть, не совсем аргументированные доводы.

Пластов поднялся, распорядился насчёт ужина, по всему чувствовалось, что вопрос о киносъемке он обсуждать не хочет. За вечерней трапезой разговор про фильм никто не возобновлял. Беседы велись об искусстве, о художниках, об академии художеств.

В неважном настроении покидали мы дом Пластова, особенно, чувствовалось по всему, был огорчён Николай Благов.

Аркадий Александрович вышел проводить нас за калитку. Вечерело, солнце приближалось к закату и добрая половина его скрылась за распластавшимися по всему горизонту слоистыми облаками, часть которых приобрела нежно-багряный оттенок. Обратил внимание на закат и Пластов:

«Вот что надо писать! Как жаль, что не хватает времени!»

Из этих слов художника я понял как дорого он ценил каждую минуту жизни, с какой жадностью стремился запечатлеть её на своих этюдах. Распрощавшись с великим мастером, мы выехали из Прислонихи. Николай Благов был явно расстроен, он упрекал нас за то, что мы своим внезапным визитом помешали беседе. Естественно, огорчены были и мы, но уже на подъезде к городу настроение у всех улучшилось.

Фильм о народном художнике Аркадии Александровиче Пластове на Ульяновском телевидении всё-таки сняли — Николаю Благову ещё раз пришлось ехать в Прислониху уговаривать художника. Фильм назывался «Земля Пластова», автором сценария был Благов, режиссёром Ивлиев, кинооператором Горшков.

Сын Аркадия Пластова Николай и лесничий Турков были инициаторами создания заповедной зоны в Прислонихе:

В ноябре 1967 года, снимая в Ульяновском драматическом театре репортаж о торжественном собрании в честь 50-летия Великого Октября, я увидел сидящего в первом ряду Аркадия Александровича Пластова. На нём был строгий тёмный костюм, на лацкане пиджака сиял орден Ленина. Рядом с ним сидел заслуженный художник РСФСР Иван Васильевич Лежнин. Я снял их вместе, и этот кадр прошёл в праздничном репортаже по Ульяновскому телевидению.

Больше возможности посетить мастерскую художника нам не представилось, в 1972 году Аркадия Александровича не стало.

Четыре года спустя, в 1976 году, я наиболее полно познакомился с его работами. В Москве, в Манеже была организована выставка Аркадия Александровича Пластова и скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Помню, ходил по залам той выставки и восхищался работами этих великих мастеров ХХ века. Скульптурные портреты Коненкова поражали меня психологической проникновенностью и совершенством пластических решений; они показывали классически совершенного, гармоничного человека. Не менее совершенные образы, а может быть, ещё более яркие, смотрели на меня с полотен Пластова. Его картины будут жить в веках, это сама реальная жизнь, увиденная проницательным взглядом художника и запечатлённая им во всей её жизненной правде.

Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».

Оглавление

С кинокамерой — из века в век

Наши кадры стали историей

Как развивалось кинопроизводство

Наши телефильмы

Дела пенсионные

Мои современники

Встречи с художником Пластовым

Поэт Николай Благов

Встречи с художником Киселевым

Охотник и поэт Игорь Лычкин

Художник Петр Никитенко

Мой друг десантник Егоров

Влюбленный в кино Юрий Тишкин

По ленинскому пути

Нас называли октябрятами

Музей после войны был в лесах

Ленин на знамени

«Родина Ильича сегодня»

Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня»,

сделанные с 1962-го по 1970- и годы

Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год

В Шуше, у подножья Саян…

Столетие Ленина в Ульяновске

С Лениным — навсегда

Детство, опаленное войной

Мой отец Григорий Тельнов

Биография Бориса Григорьевича Тельнова

Послесловие

Материалы о презентации книги в Ульяновской области:

Видео. Презентация книги Бориса Тельнова в Доме-музее Ленина и экскурсия по музею от Татьяны Брыляевой

Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника

Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»

Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка

Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитенко ПетрНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНиколай ШатровНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПастухова О.Д.ПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрёшников АлексейТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАвтомеханический техникумАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыбульвар ПластоваВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГоспиталь ветеранов войнГостиницыДворец бракосочетания на улице ГимоваДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньзавод "Контактор"ЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейКуйбышевское водохранилищеЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМариинская гимназиямедицинский факультет УлГУМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островпамятник Богдану ХитровоПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводпереулок КраснознаменныйПескиплощадь 30-летия Победыпоселок Поливнопосёлок имени КарамзинаПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер Гончаровасквер имени И.Н. Ульяновасквер КарамзинаСквер Карамзинасквер Новый ВенецСоборная площадьСпасский женский монастырьСпасский женский монастырьспуск Степана РазинаСтадионыСуворовское училищеСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУулица Гагаринаулица Гончароваулица Карла Либкнехтаулица Карла Марксаулица Крымоваулица Ленинаулица Льва Толстогоулица Пушкарёваулица Пушкинскаяулица Радищеваулица Рылееваулица Спасскаяулица Сувороваулица УльяновскаяУльяновская областная клиническая больницаУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
80 лет ПобедеАвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПрокуратура УОПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийсоборыСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахУФСИН России по УОФольклорХрамыЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru

Политика конфиденциальности