
Наши телефильмы
Кроме маленьких киносюжетов на экранах ульяновских телезрителей стали появляться более продолжительные киноочерки о тружениках автозавода («Первый в стране»), о текстильщиках нашей области («Огни рабочего посёлка», «Семья Каманиных»), о передовых сельскохозяйственных предприятиях «Совхоз имени Крупской», о работниках лесного хозяйства («Лесничий Гнитиенко», «Майнский лесокомбинат»).
Многие фильмы и киноочерки посвящались выдающимся уроженцам нашей области (художникам Аркадию Пластову, Виктору Киселёву, резчику по дереву Семёну Сорокину) и даже страны (космонавтам Герману Титову и Андриану Николаеву).
С середины 1960-х годов тема Великой Отечественной войны приобрела особое значение, особенно после празднования 20-летия Победы. Нашу фильмотеку пополнили киноленты о героях-земляках Александре Матросове, Алексее Наганове, о партизанской бригаде имени Дениса Давыдова, которой командовал Александр Назаров (фильм «По партизанским тропам»), о десантниках-ульяновцах, форсировавших реку Свирь («Однополчане»).
Иногда нашей киногруппе приходилось снимать фильмы по заказу Ульяновского горсовета или облисполкома.
При подготовке областного партийно-хозяйственного актива по культуре, эстетике производства и передовым методам труда режиссёрам Анатолию Акимову, Юрию Чернышову и мне поручили снять фильм, затрагивающий эти проблемы на предприятиях города и области.
Корреспондент промышленной редакции Семыкина составила сценарный план, согласно которому мы снимали на предприятиях Ульяновска, Димитровграда, Барыша, Инзы, показывая как положительные, так и проблемные моменты в их работе. В течение месяца мы занимались этим фильмом. По моему предложению фильм назвали «Глазами кинокамеры», он был одобрен руководством области.
Трудно давались съемки, особенно на тех предприятиях, которые должны были быть показаны в отрицательном плане. Да и в положительном не всегда удавалось снять так, как бы нам хотелось. Например, в совхозе имени Крупской режиссер Анатолий Акимов пытался расставить около десятка комбайнов по ему одному известному порядку. Он то и дело заставлял комбайнеров переставлять технику с одного на другое место. В результате механизаторы послали нас подальше и самостоятельно приступили к уборке. А мне пришлось, опирая на свою опытность и смекалку, наиболее выразительными фрагментами снимать эту битву за урожай.
В период подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина у работников Ульяновского горсовета появилась идея снять и показать в Совете министров СССР неприглядные, подлежащие сносу строения и места города с целью увеличения финансирования на их снос и строительство на этом месте новых городских объектов. Провести съёмку поручили мне.
Я честно снимал и полуразрушенные, покосившиеся частные дома на улице Минаева, дома, подлежавшие сносу на месте будущего Ленинского мемориала (это были дома, в которых жили Ульяновы, впоследствии спасённые от сноса и отреставрированные благодаря краеведу Ж. А. Трофимову) и многое другое.
При просмотре отснятого материала председатель горсовета Крюков и главный архитектор города А. И. Бросман заявили, что очень неприглядно будет смотреться наш город, если показывать только ветхие строения и что «фильму надо придать положительный вид». Пришлось снять достопримечательности старого Симбирска, макеты будущего Ульяновска, перемонтировать весь фильм, получивший название «Ульяновск вчера, сегодня, завтра». Не знаю, какое впечатление он произвёл в Совмине, но по ульяновскому телевидению показывался неоднократно.
В это время на должность кинорежиссёра в наш коллектив пришёл Анатолий Ивлиев, способный, творческий человек, ранее работавший корреспондентом и редактором газеты. Страстно влюблённый в кино, он поступил во ВГИК (институт кинематографии) и окончил его, уже работая у нас на телевидении. С его приходом значительно оживилось производство киноочерков, в которых он выступал как автор сценария и режиссёр.
Наши художники Николай Доброхотов, Петр Никитенко и Евгений Кузнецов на большом листе сделали коллективный шарж на сюжет знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу» — в образе Христа изобразили режиссера Ивлиева, в других персонажах легко узнавались прочие сотрудники телестудии. Поводом для сюжета послужило выступление журналистки Семыкиной на летучке, она критиковала Анатолий Ивлиева, назначенного режиссером промышленной редакции, за то, что он мало участвует в создании телепередач о промышленности, а все силы тратит на создание фильмов на другие темы, монтирует и озвучивает их на студиях в Казани и в Куйбышеве. Семыкина завершила свою эмоциональную речь так: «Появление Анатолия Петровича Ивлиева на нашей Ульяновской телестудии можно сравнить с картиной «Явление Христа народу».
В преддверии празднования 100-летия со дня рождения Ленина на Ульяновской студии были сняты такие фильмы, как «Родной город Ильича», «Юность вождя», «В Шуше, у подножья Саян…», упомянутый выше фильм «Ульяновск вчера, сегодня, завтра», «Обращение к потомкам». Некоторые из них демонстрировались по Всесоюзному телевидению и показывались в кинотеатрах города.
Нашей киногруппе приходилось снимать не только сюжеты и фильмы, но и все важнейшие события, происходившие в городе и области: митинги и демонстрации, визиты партийно-правительственных делегаций, награждения передовиков, различные мероприятия, в том числе и спортивные. Отснятые тысячи метров киноплёнки — это наш вклад в историю Ульяновской области.
Киногруппа в союзе с художественным цехом была, пожалуй, самым общественно активным подразделением телевидения. Перечислю художников, которые работали там в то время: Петр Андреев, Петр Никитенко, Николай Доброхотов (он по специализации скульптор), Владимир Мышинов. На любое событие, касающееся работы, на всякое культурно-массовое мероприятие всегда откликались с энтузиазмом. Вместе с художниками нам приходилось делать досъемки к телеспектаклям, будь то в студии или на натуре, не взирая на погоду. Однажды по замыслу режиссера Пасько мне пришлось снимать эпизод, в котором актер, играющий красноармейца, бежит из плена. Зимнюю пургу обеспечивала снегоочистительная машина, но на меня летели не только вихри снежинок, но и заледеневшие комья.
По заказу режиссера Юрия Ершова художники сделали макет моста для спектакля об освобождении Симбирска. Его установили на ручье, подожгли и мы запечатлели на кинопленку как его фермы падает в воду.
Для другой постановки режиссера Анатолия Акимова художник Петр Андреев изготовил макет пушки. По моему предложению решили начинить ее охотничьим дымным порохом. Во время съемки изобразили выстрел, звук и дым напугал режиссера, он закричал: «Петя, горим!». Эпизод с пушкой получился зрелищным, его показали в эфире.
Однажды нам пришлось снимать актера Алексея Дурова, еще молодого, в роли красноармейца вместе с лошадью, которую привезли из конюшни, ее завели прямо в студию.
Кинокамера «Пентафлекс» обладала широкими возможностями, мы даже покадрово снимали мультфильмы — для передач и для наших мероприятий. Однажды при праздновании Нового года показали мульфильм, а как флажки развесили шаржи на сотрудников с эпиграммами, сочиненными поэтом Николаем Благовым.
Дружеские фотошаржи и юмористические фотографии с надписями мы размещали на стенной газете «Салат» (так киноооператоры называют, когда в камере путается кинопленка).
В свободное от работы время часто можно было заметить сотрудников, играющих на площадке около здания телецентра в волейбол, а иногда и в футбол. По нашей просьбе комитет профсюза приобрел нам форму. Когда руководство телестудии договаривалось с соседними городами (Саранск, Пенза, Чебоксары) об обмене программами, то ставился вопрос и совместных спортивных встречах. Мы успешно отыграли на выезде в футбол с коллегами. А в Ульяновске проводили встречи с командами газеты «Ульяновский комсомолец», института «Гражданпроект», Казанского оперного театра.
Местком и администрация организовывали различные поездки для отдыха коллектива — купание на Волге и Суре, сбор грибов в Тагайских лесах, рыбалка на Красной речке и Черемшане.
Когда директор Сенгилеевского лесхоза Борис Белохвосткин, мой однокашник по лесному техникуму, выделил телерадиокомпании участок под строительство базы отдыха на левом берегу Волги вблизи Белого Яра, сотрудники телерадиокомитета активно взялись за ее строительство.
Когда база с двухквартирным зимним домом и несколькими десятками летних домиков была построена, она стала нашим любимым местом отдыха. Нужно отметить старания главного инженера ульяновского телецентра Ислама Шайхутдинова, он приложил для этого много сил.
Директор телецентра Василий Романюк выбил в Москве дополнительные средства на строительство этой базы с условием, что она станет местом отдыха и сотрудников Центрального телевидения. Часть домиков была отведена для москвичей, и столичные коллеги отдыхали у нас охотно.
Техническое оснащение ульяновского телевидения в семидесятые годы было на высоком уровне, способствовал этому 100-летний ленинский юбилей. Тогда студия получила передвижную телевизионную станцию (ПТС), ее возглавил Василий Адымов, в будущем он стал главным инженером телецентра. С появлением ПТС стали вести прямые трансляции со спортивных соревнований, с концертов и спектаклей, первомайских и ноябрьских демонстраций.
Главным режиссером тогда был Евгений Алексеевич Степанов, прежде он работал в театрах и снимался в кино. На его долю выпал показ передач, посвященных 100-летию Ленина, в том числе и прямые трансляции. Напряжение сил было гигантским, поэтому после 1970-года Степанов уступил место своему другу Борису Павловичу Косоротову — тоже в прошлом актеру и театральному режиссеру, фронтовику.
Выезжала ПТС и на предприятия, передачи вели прямо с мест. Случалось, станки даже передвигали, чтобы телевизионщикам не мешали разместиться. Даже в села ездили — для колхозников это было как праздник, целую автоколонну с телевидения встречали.
Режиссеры Тамара Бунич, Римма Максимова, Диана Шпоркина, звукорежиссер Татьяна Гусева, Владимир Третьяков, телеоператоры Игорь Слосман, Юрий Старостин, Александр Быстров, Юрий Агафонов, Вячеслав Кочкин, видеоинженеры Владимир Калинычев, Сергей Вальцев и другие «передвижники» работали на высочайшем уровне. Не случайно Олимпиаду 1980-го года в Москве показывали при участии ульяновских технических и творческих специалистов. Режиссер Тамара Бунич показывала на весь мир соревнования по конному спорту, причем напрямую, а не в записи. Прежде на Олимпиадах этот вид в прямом эфире никогда не показывали.
Олимпиада, можно сказать, окрылила моих коллег, дала мощный импульс для развития всего ульяновского телевидения. Интересным было время работы во время горбачевской перестройки, тогда телевидение освящало многие, закрытые прежде, темы. Возглавлял тогда областной телерадиокомитет бывший собкор Гостелерадио Юрий Гражданцев, опытный и талантливый журналист.
В начале девяностых для всей страны и для Ульяновского телевидения наступило трудное время. Но я с июня 1993-го года уже вышел на пенсию, с сожалением оставив родной коллектив. Но с камерой, конечно, не расстался — освоил видеосъемку и компьютерную технику.
Из книги Бориса Тельнова «С кинокамерой из века в век».
Оглавление
С кинокамерой — из века в век
Как развивалось кинопроизводство
Дела пенсионные
Мои современники
Встречи с художником Пластовым
Поэт Николай Благов
Встречи с художником Киселевым
Охотник и поэт Игорь Лычкин
Художник Петр Никитенко
Мой друг десантник Егоров
Влюбленный в кино Юрий Тишкин
По ленинскому пути
Нас называли октябрятами
Музей после войны был в лесах
Ленин на знамени
«Родина Ильича сегодня»
Фотографии Бориса Тельнова с выставки «Родина Ильича сегодня»,
сделанные с 1962-го по 1970- и годы
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год
В Шуше, у подножья Саян…
Столетие Ленина в Ульяновске
С Лениным — навсегда
Детство, опаленное войной
Мой отец Григорий Тельнов
Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Послесловие
Материалы о презентации книги в Ульяновской области:
Презентация книги Бориса Тельнова в Музее журналистики в Ульяновске. Фотохроника
Борис Тельнов: «14-летним мальчишкой я появился в Майне…»
Презентация книги Бориса Тельнова в библиотеке села Поповка
Благодарим Бориса Тельнова за предоставленные материалы. Мы очень рады, что исторические снимки Бориса Григорьевича составили основу нашего фотоархива. Посмотреть их (с комментариями автора!), а также видеосюжеты мастера можно в специальном разделе по ссылке.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Семейные заботы
Воспоминания, 7.1.1958Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Телеграмма с сюрпризом
Воспоминания, 1.7.1957Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Дом на улице Бакинской
Воспоминания, 7.1.1959Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Семья и дети
Воспоминания, 1.10.1958