1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Места, 16 Мая 2024
События, 14 Мая 2024
События, 24 Мая 2024
Герои, 14 Мая 2024
Герои, 14 Мая 2024
События, 17 Мая 2024
События, 16 Мая 2024
События, 14 Мая 2024
События, 17 Мая 2024
События, 17 Мая 2024
События, 15 Марта 1937
События, 9 Марта 1937
События, 9 Мая 2024
Герои, 31 Июля 1922
Герои, 9 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
Герои, 10 Мая 2024
События, 12 Мая 2024
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Фото дня
Дом Гончарова и автобус. 1947 год
Воспоминания, 8 Июня 1983
Из статьи «Шестой пролет»

Валентин Прохоров, Николай Сенчев. Из статьи «Шестой пролет», опубликованной в «Правде» и перепечатанной «Ульяновской правдой» 21 мая 1991 года:

«(...) Картина массовой смерти одинаково потрясла и юных курсантов военных училищ, поднятых по тревоге, и опытных милицейских работников, видевших, казалось бы, все и вся, и портовых рабочих. Вот что рассказал начальник речного порта И. Семичастный, который первым поднялся на теплоход, буквально продравшийся сквозь низкий пролет.

– Мне домой позвонила диспетчер Н. Вьюшкина, кричит в трубку: поступил сигнал от охраны моста, что-то случилось с «Суворовым». На катере вместе с судоходным инспектором С. Корешковым подлетели к теплоходу. Поднялся на борт, и у меня подкосились ноги.

Иван Васильевич намеренно избегает подробностей. Но об одной все же сказал. Золотое колечко. С чьей-то руки. Сплющено в пластинку. Можно представить, какой чудовищный каток прошелся по теплоходу. И еще. На многих телах не было одежды. Будто смерч содрал. Это, кстати, послужило поводом одному журналисту написать о мародерстве. Будто бы с трупов, прибитых к берегу, снимали джинсы, обувь.

По команде И. Семичастного все плавсредства речного порта устремились к месту катастрофы. Вылавливали из воды тонущих, снимали с теплохода увечных. Всех, кто подавал хоть какие-либо признаки жизни, – сразу же в руки врачей. Не хватало носилок, использовали для переноски тел одеяла, брезентовые лоскуты.

– В порт я приехал ночью, когда капитана Клейменова уже доставили туда, – рассказывает Ю. Самсонов, бывший в то время вторым секретарем обкома партии. – Спрашиваю: что случилось? В ответ: я спал перед ночной вахтой, все произошло мгновенно. Опомнился уже в воде.

И что же дальше, капитан? Бросился к кораблю? Нет, на подвернувшейся шлюпке ушел к берегу. Это суд учтет как одно из отягчающих обстоятельств. Капитаном была нарушена святая заповедь мореплавателя. Закон о капитане, покидающем судно последним, включен в устав морского и речного флотов. Не оказал помощи гибнущим людям и капитан теплохода «Гоголь», находившегося в районе аварии. Он увел судно, даже не остановившись.

– Под утро, – продолжает рассказ Ю. Самсонов, – позвонил Соломенцев, спросил: чем помочь? Нужны вагоны-холодильники, – отвечаю. – Нужны опытные водолазы и авиация. Все это нам было предоставлено.

Водолазы (они были собраны со всей Волги), спускаясь под воду, достигали дна и проваливались в ил, глубина которого тут доходит до двух метров. Поиск вели почти при полном отсутствии видимости. Искали людей, срезанные мостом кубрики, штурманскую рубку. Специальными захватами бороздили дно (...) Извлекли тела старпома и рулевого. Вскрытие не обнаружило следов алкоголя. Так что версия сарафанного радио отпала (…)

В Москве кремировали останки тех, кого невозможно было идентифицировать. Урны с прахом рассылали по адресам пассажиров, которые не значились в списках живых. А некоторые из них, как оказалось, были живы. Едва оправившись от потрясения, они на попутном транспорте уезжали домой, не отметившись в штабе по ликвидации последствий катастрофы. И как напоминание о страшном дне, шла к ним горсточка праха. Чужого.

Из речи государственного обвинителя на суде Н. Трубина:

– Причиной аварии, как оказалось, были не шторм, не ураган или иное стихийное бедствие, а поразительная беспечность, грубейшие нарушения командным составом теплохода требований Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР.

В материалах следствия чаще других фигурируют фамилии первого помощника капитана Митенкова и рулевого Уварова. Митенков, как характеризовали его товарищи, не особо чтил уставные обязанности, на вахте постоянно отвлекался, мог вообще уйти из рубки. Уваров, напротив, отличался исполнительностью, но особого рода: «как у запрограммированного робота», говорят знавшие его. От сих до сих. Главное – заданный курс движения. Не свернет с него, даже если теплоход пойдет на берег.

И этот человек был штатным рулевым. На таком первоклассном теплоходе, как «Александр Суворов». Капитан Клейменов хорошо знал характер подчиненного, сам не раз нес с ним вахту. Потом передал в пару Митенкову.

Так совпало, что Митенков и Уваров как раз и составили штурманскую вахту на подходе к Ульяновску.

Из обвинительной речи на суде Н. Трубина:

– В тот трагический день Митенков отпустил рулевого Уварова с вахты на собрание. Когда Уваров вернулся, передал ему управление теплоходом, а сам погрузился в чтение прихваченной на вахту книжки.

(...) Дальше все произошло в точном соответствии с характеристикой, данной Уварову подсудимым Клейменовым. С заданного курса рулевой уже не свернул. То ли забыл о третьем пролете, то ли еще что. Тяжелая махина наплывала на роковой, шестой.

Таков вывод следствия, подтвержденный затем судебным разбирательством. И когда читаешь документы, поражаешься, как же все-таки судьба столь долго хранила этот корабль от всевозможных ЧП. Они назревали. В обстановке расшатанной дисциплины, постоянных нарушений устава службы. Никто, конечно, не думал о том, что может случиться. Это сейчас, как на ладони, профессиональная, психологическая неготовность членов экипажа. А тогда... Тогда теплоход считался лучшим среди подобных.

… С высоты Венца из Ульяновска хорошо просматривается железнодорожный мост и вся панорама Волги. Сюда любят водить экскурсантов. При нас из автобуса высыпала группа пензенских туристов. Осмотрели Дом Гончарова, прошлись по бульвару и остановились у чугунной ограды на спуске к Волге.

– Где же тот самый шестой пролет? – спросил кто-то у экскурсовода.

– Это такая страшная история, – смутилась девушка. – Может, лучше помолчим?

И люди смолкли (…)»

Ульяновская правда, 21.5.1991 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru