1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Места, 16 Мая 2024
События, 14 Мая 2024
События, 24 Мая 2024
Герои, 14 Мая 2024
Герои, 14 Мая 2024
События, 17 Мая 2024
События, 16 Мая 2024
События, 14 Мая 2024
События, 17 Мая 2024
События, 17 Мая 2024
События, 15 Марта 1937
События, 9 Марта 1937
События, 9 Мая 2024
Герои, 31 Июля 1922
Герои, 9 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
Герои, 10 Мая 2024
События, 12 Мая 2024
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Фото дня
Дом Гончарова и автобус. 1947 год
События, 8 Июня 1983
Авария теплохода «Александр Суворов»

Приказано исчезнуть. По следам забытой катастрофы

ДОЛГОЕ, слишком долгое время мы жили в стране, где ничего не происходило. Внезапные земле-трясения опустошали иные города и страны, а нашу многострадальную землю прихотливо огибали стороной. Безудержные наводнения где-то губили плодородные земли и разрушали жилища многих тысяч людей, а нас щадили. У нас не бывало железнодорожных катастроф, потому что вся злобная воля несчастных случаев обрушивалась на и без того загнивающие страны. Только у них разбивались самолеты, разламывались на крутой океанской волне танкеры и сталкивались в непроглядном тумане суда.

И все-таки я расскажу об одном случае, подобного которому не бывало даже «у них». Насколько мне известно, это крупнейшая катастрофа во всей истории речного флота. Ее нелепость, трагизм, колоссальное количество жизней, которые она унесла в обстоятельствах совершенно безобидных и безопасных, более того, абсолютно нормальных для обычного плавания, – все это не имеет аналогов.

О ней не писали, а если и говорили, то обмениваясь лишь нелепыми, зачастую противоречивыми слухами, – поскольку не знали, что и думать тогда. Та беспримерная катастрофа трагической вехой обозначила новый этап: она стала последней, о которой запретили писать, и первой в безумном ряду страшных катастроф и аварий, буквально обрушившихся на нашу страну впоследствии.

Ульяновск походил на город в осадном положении. Ни о чем другом не говорили, кроме как о том, что случилось. Но никто ничего толком не знал. Особенно живучим оказался опасливый слух: сбежала группа рецидивистов, они завладели автоматами охраны, и катастрофа – их рук дело. Зачем это было бы нужно рецидивистам, подумать не успевали.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ я поспешил увидеть место, где все случилось. И сразу же убедился, что не «вблизи г. Ульяновска», а как раз напротив городской набережной, под окнами обкома партии произошло страшное бедствие. Под мостом, перекинувшимся с высокого правого берега, где и лежит город, на берег левый, пологий, стояли катера, баржа с подъемным краном. То и дело над рекой проносились вертолеты. Над одним из пролетов моста ферма уродлива погнута. Пароход уже отвели, но в затоне, на другом берегу, я увидел в бинокль его. Слишком далеко, фотографировать было бессмысленно. Судно произвело впечатление жуткое.

Мост стоит того, чтобы о нем отдельно сказать. Длина – около 2200 метров, строился он с 1905 года лет восемь, и с тех пор с ним ничего не случалось (...) Никто, ни один человек из всех, с кем я встречался тогда, не смог объяснить, почему «Александр Суворов» пошел не в тот пролет, через который обычно ходят суда, а через другой, где фермы моста располагаются ниже значительно (...)

О пароходе удалось собрать такие сведения. Это флагман Волго-Донского пароходства, экипаж – лучший на пароходстве. Комфортабельное судно зарубежной постройки всего три года как ходит по Волге. В тот страшный день на его борту было около 330 пассажиров-туристов, 50 человек команды и 35 человек - работников камбуза и ресторана. За точность цифр не ручаюсь, поскольку выужены мною они были не из официальных источников.

Много раз «Александр Суворов» ходил под этим мостом, а в тот день страшная, слепая сила в жестоком ударе столкнула их...

Что это – нелепый случай? Следствие безумной халатности? Профессиональный просчет?

Встречи

ПОСЛЕ встреч со многими людьми мне показалось, что я смогу ответить на эти вопросы. Каждая из них стоила немалых усилий, поскольку любые контакты с потерпевшими или даже непострадавшими пассажирами теплохода тщательно оберегались и пресекались решительным образом (…)

Не позже чем через час после встречи с одним из членов комиссии со мной пожелал говорить Д.С. Афанасьев, заведующий орготделом обкома партии. Он сообщил, что члену правительственной комиссии сделано серьезное замечание за беседу со мной, а моя официальная просьба дать информацию обсуждалась на комиссии аж трижды, и после звонка в Москву секретарю ЦК КПСС М. В. Зимянину категорически в ней отказано.

После значительной паузы Афанасьев добавил: «Вам необходимо немедленно уехать, иначе у вас будут очень большие неприятности. Вам покажут достопримечательности города – и уезжайте».

Поблагодарив за гостеприимство, я тут же заторопился, потому что до отъезда, помимо ознакомления с достопримечательностями, с которыми я однажды уже знакомился, надо было успеть сделать многое. Кое-что я сделать успел. Так же, как и еще раз в принудительном порядке ознакомиться с достопримечательностями города.

Постепенно картина беды восстанавливалась. Мне показалось, что, не претендуя на абсолютную точность, я мог представить тот трагический вечер.

Таран

5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов», забитый до предела туристами, шел вверх по Волге из Ростова в Москву. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. Потом объявили, что состоится веселый аукцион, на котором будут разыграны всякие приятные сувениры. После ужина народ шумной толпой повалил в зал на верхнюю палубу, и не столько из-за этого аукциона, сколько ради детектива «Возвращение «Святого Луки» по телевидению.

В 22 часа 45 минут в сумерках, но при хорошей, если не отличной, видимости теплоход приближался к мосту. Пять минут хода оставалось до встречи. Вел судно вахтенный штурман, капитан отдыхал – ему предстояла самая трудная и ответственная ночная вахта.

Когда до моста оставалось около сотни метров или около того, на мост на полной скорости ворвался товарный состав. Теплоход тоже, как ни странно, не сбавляя высокой скорости — около 25 километров в час, приближался к шестому пролету моста. Как мне удалось установить, береговая диспетчерская служба всполошилась, принялась давать предупреждения по радио, поскольку суда таких габаритов, как «Александр Суворов», будь они и надувные, резиновые, не смогли бы втиснуться в этот низкий пролет. Не удалось уточнить, но у меня есть сведения, что диспетчерская служба в отчаянии успела выпустить даже ракеты. Напрасно. На полном ходу теплоход вломился в этот злосчастный пролет.

Удар получился глухим, даже мягким, и многие из оставшихся в каютах на нижних палубах даже его не заметили. Тем более что судно остановилось не сразу, поскольку инерция высокой скорости метров двести или более того еще его протащила. Но этот тихий, неслышный удар снес ходовую рубку и всю верхнюю палубу с кинозалом, до отказа забитым людьми. И этот вроде бы несильный удар до такой степени сотряс устои моста, что вагоны проходившего состава опрокинулись, и на судно сверху посыпались бревна, уголь и просо. Можно ли и в невероятном, фантастическом сне представить такое...

ВСЕ ОНИ, как один, просили не называть их фамилий. Прошло восемь лет, но я не могу считать себя освобожденным от данного слова. Владимир Петрович П. из Ростова отдыхал в каюте с женой. Где-то около половины одиннадцатого она сказала: «Пойдем наверх, скоро город, а то мы его так и не увидим – сидим тут, как запечные тараканы…». Он отмахнулся: что-то ему не захотелось идти. Жена ушла. Больше он ее живою не видел.

Удар он почувствовал — тягучий, не резкий, но какой-то жуткий удар. Судно быстро тормозилось. Владимир Петрович вскочил и кинулся наверх. И сразу замер: по трапу сверху потоком лилась кровь. Превозмогая ужас, он все же поднялся.

То, что он увидел, не поддается описанию. Гора окровавленных, кое-где шевелящихся тел. Возле трапа лежала молодая белокурая девушка с длинными волосами. Обеих ног у нее не было. Но она дышала и смотрела на него безумными глазами. Внятно сказала: «Скажите маме, что я жива…». И тут же умерла.

Сверху сыпались бревна, что-то еще – он не мог понять, что. Жену он нашел неподалеку от того места, где был вход в кинозал. У нее была проломлена голова... Говорить со мною долго Владимир Петрович не мог, торопился за сухим льдом — кто-то ему обещал. Без льда не обойтись: надо обложить тело жены. Сжимая побелевшие в суставах пальцы, сказал: «Понимаете… через два дня у нее день рождения...».

Акоп А. с женой перед началом фильма заглянул в зал, но он был битком набит, духота несусветная. Они спустились в каюту. После удара Акоп побежал наверх и замер, не поверив глазам своим: потоки крови, оторванные конечности, головы...

Акоп скинул пиджак и, размахивая им, пытался привлечь внимание кого-нибудь на берегу или на проходивших мимо судах. Помощь пришла только через сорок с лишним минут. И это ведь не в открытом море, откуда и берега не видно, а, можно считать, в городе, под темными окнами завершившего работу обкома...

Двоих приятелей-мужичков бдительные люди допрашивали: как это случилось, что их жены погибли, а они живы остались? Рассказали: жены звали кино смотреть, но они отказались, потому что бутылка была, и остались в каюте. Эта бутылка спасла им жизни.

Нашлись и уроды. Выявлено несколько случаев мародерства: с некоторых трупов, прибитых к берегу уже за чертой города, снимали джинсы, обувь, другие ценные вещи...

ЛЮДИ в городе вели себя самоотверженно. Практически на всех предприятиях люди были мобилизованы так же, как и большинство студентов. Они работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов (...)

Крайне важно было для следствия, да и не только для него, найти на дне Волги и поднять ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медицинская экспертиза вскрытия наверняка прояснит ответ на вопрос, должна прояснить: почему теплоход вошел в заведомо непроходимый шестой пролет? Ульяновским водолазам помогали водолазы Черноморского флота. Тихая, неслышная катастрофа болью обожгла добрую половину страны.

Утром шестого июня город еще не знал размеров беды. Думаю, что никто в тот день не смог бы назвать число погибших. Расчлененные, изуродованные трупы с трудом поддаются учету (...) Но трудность была и в другом: мне удалось выяснить, что и по судовым документам невозможно установить точное количество пассажиров. И это, конечно, уже прямая вина капитана. Или, возможно, старпома. Но старпом, как и вахтенный штурман, как рулевой, как и судовой радист с женой – все они погибли... И еще два человека из ресторанной обслуги. Таковы потери экипажа. О пассажирах же, повторяю, никто ничего толком сказать не мог, поскольку среди них были люди без путевок и, следовательно, в документах не числящиеся. Упорнее всего называлось такое число погибших: более 170 человек.

Боль

Для хирургов работа была воистину адова. Мне удалось перехватить одного из них, он буквально валился с ног от усталости. Отрешенным взглядом человека, давно не спавшего, он смотрел на меня, не понимая, что я хочу. Я не решился бы просить у него хотя бы даже минуту, но это было нужно не мне, а газете.

Он говорил тихо, с трудом, его восковые кисти бессильно свисали с коленей.

Невероятная трудность заключалась в том, что раны рваные. Необыкновенно сложно их промывать, обрабатывать, потому что мелкая крошка угля и, в особенности, просо, окрашенное кровью, делались невидимыми и, кроме того, цепко держались на обнаженных тканях. Гораздо бы легче пришлось, если бы раны были просто грязные (...)

ВСЕ ЧЛЕНЫ экипажа теплохода «Александр Су-воров» несколько дней жили на тщательно охраняемом судне, отошедшем своим ходом в затон на левый, пустынный берег Волги как раз напротив города. Насколько я понимаю, на борту шли и допросы.

В аэропорту купил местные газеты: быть может, здешним коллегам удалось больше, чем мне?

Ни слова о катастрофе, конечно. Сообщалось зато, что первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы, называемой официально почему-то аварией, Г.А. Алиев ознакомился с достопримечательностями города и встретился на предприятиях с трудящимися. И я понял, что был не одинок в своем неудержимом стремлении к историческому прошлому почтенного города.

А в Москве ждал сюрприз. Не истекло и получаса, как я появился в редакции, когда раздался телефонный звонок: говорил корреспондент одного из крупнейших западных телеграфных агентств: «Господин Репин? Вы недавно вернулись из Ульяновска, не могли бы вы со мной встретиться и рассказать о катастрофе теплохода «Суворов»?».

Я объяснил, что был в городе по другим делам и об интересующем коллегу предмете ничего сообщить не могу. Не хватало, чтобы еще и дома, в Москве, меня объявили «персоной нон грата» – шел-то 83-й год (...) Зато я пообещал рассказать о достопримечательностях города, где произошла катастрофа.

Коллега благодарил искренне, горячо, но как-то поспешно.

(...) НЕДАВНО я связался со следователем по особо важным делам при Генеральном прокуроре В.М. Гуженковым, который в 1983 году вел это дело.

Трудно в это поверить, но причиной ужасной катастрофы стала халатность. Обыкновенное разгильдяйство. Нашлись свидетели, заходившие за несколько минут до катастрофы в рубку и видевшие замечтавшегося рулевого и углубленного в чтение вахтенного штурмана. Их тела подняли со дна Волги, алкоголя в крови не обнаружено.

Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов В.В. самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было, и, полагая его первопричиной случившегося, поскольку он не смог обеспечить должной дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам лишения свободы.

Л. Репин. (Наш спец. корр.)

Ульяновск – Москва.

Комсомольская правда, 9.2.1991 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru