Они составляли третью группу обитателей детских приемников‐распределителей, не попавших ни в детские дома, ни в ремесленные училища. И вот здесь мы снова обратимся к Постановлению Совнаркома №659 от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Напомним, этот документ вводил в структуру НКВД подразделения по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Но не только.
Еще он разрешал НКВД СССР в дополнение к трудовым колониям, для содержания детей и подростков, осужденных судами, «организовать в 1943 г. трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях, доведя в 1943 г. общее число мест во всех колониях НКВД СССР для несовершеннолетних до 50 000» (Постановление СНК №569 от 15.06.1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» // Правовая Россия. Режим доступа: http://lawru.info/dok/1943/06/15/n1194286.htm).
В эти дополнительные колонии разрешалось направлять подростков в возрасте от 11 до 16 лет:
«а) беспризорных, не имеющих родителей вовсе или длительное время живущих без родителей и не имеющих определенного местожительства;
б) задержанных за хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления, возбуждение уголовного преследования против которых будет признано нецелесообразным;
в) воспитанников детских домов, систематически нарушающих внутренний распорядок и дезорганизующих нормальную постановку учебы и воспитания в детском доме».
Главному Управлению Трудовых Резервов при Совнаркоме СССР, а также другим заинтересованным ведомствам, включая НКВД, предписывалось передать под организацию колоний часть ремесленных училищ, годных для организации трудовых воспитательных колоний, вместе с их оборудованием. Выделять по заявкам НКВД СССР наиболее подготовленных учителей для работы в школах трудовых воспитательных колоний. Обеспечить указанные колонии библиотеками, предоставив начальникам право комплектования этих библиотек через коллекторы Наркомпроса.
Обеспечивать школы трудовых воспитательных колоний учебниками, учебными наглядными пособиями, школьными принадлежностями и тетрадями наравне со школами системы Наркомпроса.
Наркомздрав СССР обязан был выделить по заявкам НКВД СССР необходимое количество медицинских работников для обеспечения в новых учреждениях санитарно‐профилактических и оздоровительных мероприятий.
Госплану СССР предписывалось:
«а) выделить НКВД СССР в III квартале с. г. необходимые продовольственные и промышленные товары для вновь организуемых трудовых воспитательных колоний по нормам ГУЛАГа НКВД СССР. Впредь потребности всех колоний НКВД СССР для несовершеннолетних в продовольственных и промышленных товарах удовлетворять полностью (выделено мной – В.М.);
б) выделить в III и IV кварталах с. г. оборудование, материалы и сырье для вновь организуемых трудовых воспитательных колоний по заявкам НКВД СССР (в том числе станочное оборудование) и за счет мобилизации не используемого другими наркоматами» (Постановление СНК №569 от 15.06.1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» // Правовая Россия. Режим доступа: http://lawru.info/dok/1943/06/15/n1194286.htm)
Таким образом как вновь образованные, так и уже существовавшие колонии носили характер учреждений не столько карательных, сколько воспитательных. Их главной задачей, выражаясь современным языком, была ресоциализация подростков, их вовлечение в нормальную общественную жизнь уже в мирное время, которое было, что называется, не за горами. В Ульяновске эту задачу решала, в частности, трудовая колония для девочек, располагавшаяся на ул. 12 сентября в д. №109А (не сохранился). Колония была рассчитана на 500 человек, хотя на 1 июня 1945 г. в ней содержится 532 воспитанницы в возрасте от 12 до 16 лет, осужденных по разным статьям УК. Жили они в двух зданиях – в двухэтажном кирпичном на 8 комнат и в одноэтажном деревянном на 13. Средняя площадь на одного человека составляла около 2 кв. м.
При колонии имелись неполная средняя школа, клуб, санчасть, баня, прачечная, столовая и швейное производство. Школа, в которой учились 320 учениц, размещалась в отдельном здании, имевшем 4 классных комнаты. Занятия в них проводились в 2 смены. В клубе были оборудованы зал, сцена, комната для чтения. 150 воспитанниц занимались в кружках – хоровом, драматическом, струнном, духовом, физкультурном и танцевальном. Швейное производство, рассчитанное на пошив летнего обмундирования – гимнастерок, брюк, нательного белья, а также ватных изделий – пальто, телогреек, шаровар, выполняло заказы отдела НКВД СССР на пошив вещевого довольствия для детских колоний и заказ НКО из давальческого сырья. На производстве было занято 440 воспитанниц.
Кроме того, колония имела подсобное хозяйство – 102 га земли, на которых выращивалось просо, овес, горох, картофель и другие культуры. В хозяйстве имелся трактор, 25 дойных коров, 6 рабочих волов, 45 свиней и 48 овец (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 318. Л. 36).
А во исполнение упомянутого Постановления №659 в области была организована Базарно‐Сызганская трудовая воспитательная колония УНКВД. Ее создали на базе завода №3 Наркомлегпрома, использовав три заводских здания общей площадью 776 кв. м. При плановой вместимости учреждения в 300 человек на 19 января 1944 г. в нем находилось всего 44 воспитанника. Увеличению численности мешала неподготовленность колонии, не имевшей даже… внешней ограды. Для ее возведения требовалось 150 куб. м. пиломатериалов, однако все обращения администрации по этому поводу в советские и партийные органы района ни к чему не привели. В результате из колонии сбежали 9 человек. Оставшиеся же воспитанники обучались специальностям слесарей, токарей, фрезеровщиков и другим дефицитным рабочим профессиям. Вещевым довольствием и питанием, за исключением овощей, колония обеспечивалась по нарядам центра. А попытки задействовать местные ресурсы порой заканчивались скандалом.
Например, для обеспечения овощами УНКВД передало Облпортебсоюзу 40 тонн картофеля для того, чтобы он был выдан колонии. Но фактически она получила только 5 тонн. «Судя по всему, облпортбсоюз решил воспользоваться случаем и присвоить его», – пришел к неутешительному выводу начальник учреждения. То есть 35 тонн «нквдешной» картошки до воспитанников просто напросто не дошли, навсегда затерявшись где‐то в облпотребсоюзовских закромах. О том, какие последствия имела (и имела ли вообще) эта махинация для руководства облпотребсоюза, ничего не известно.
Еще одну трудовую воспитательную колонию на 200 человек предполагалось открыть в Ульяновске. Почему именно здесь? Потому что, во‐первых, по мнению организаторов, квалифицированных инструкторов производственного обучения можно было найти только в городе. И, во‐вторых, в областном центре уже имелось аналогичное учреждение, которое, по мнению руководства УНКВД, могло оказать весьма существенную пользу вновь организуемой колонии, где воспитанники должны были приобретать специальности сапожниках и портных, недостаток которых в то время остро ощущался в городе (ГАНИУО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 318. Л. 15, 15 об.)
Подведем итог: в стране была сформирована четкая система работы с детьми и подростками, которая во время войны была перенастроена и приспособлена к новым очень жестким условиям, в том числе к условиям массового беспризорничества. Была ли эта система идеальной? Конечно же, нет. Однако она оказалась весьма эффективной в решении своей главной задачи – сбережения миллионов детских жизней. Как в прямом, физическом смысле, так и в смысле морально‐нравственном. И эффективность эта была блестяще подтверждена в послевоенные годы, когда в том числе спасенные и подросшие «дети войны» в рекордные сроки подняли страну из разрухи и первой в мире вывели ее в космос.
Владимир Миронов
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас Божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979