На месте памятника Богдану Хитрово на площади Ленина находилась Крестовая Тивинская церковь. Она была разрушена при строительстве Ленинского мемориала. Подробнее о сооружении рассказал в своей книге "Храмы Симбирска" краевед Владислав Ястребов. Ниже приводим текст автора.
…небольшой, но прекрасно устроенный, храм…(1)
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Крестовая Тихвинская церковь Симбирского архиерейского дома,
- Крестовая церковь,
- Крестовая церковь Симбирского архиерейского дома,
- Тихвинская Крестовая церковь,
- Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери,
- Церковь во имя Тихвинской Божией Матери в Архиерейском доме,
- Церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери,
- Церковь при Архиерейском доме.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
По поводу точной даты устроения этой церкви до сих пор нет единогомнения. Так, например, Александр Иосифович (Осипович) Липинский(1830–1882) в своей замечательной работе вопрос о времени основания церкви вообще обходит молчанием, лишь упоминая «о богато украшенной церкви при архиерейском доме», в которой «есть образ Тихвинской Божией Матери, в золотой ризе» (2).
Из «Календаря Симбирской губернии» на 1877 г. можно узнать, что «время [её] первоначальнаго построения не известно» (3).
Авторитетный симбирский историк-краевед Павел Любимович Мартынов (1847–1921) утверждал, что «Крестовая церковь, в архиерейском доме, была построена в 1844 году, одновременно с переводом архиерейскаго дома из Покровскаго монастыря в настоящее его помещение, на венце, по Сенной улице (4)» (5).
В действительности, как свидетельствуют документы (например,известный исследователь церковной старины Александр Кузьмич Яхонтов (1868–?) ссылается при этом на рукописные источники, имевшиеся в архиве симбирского Покровского (Благовещенского) мужского монастыря), первоначально церковь была устроена ещё в 1813 г. на средстватайного советника (с 1797 г.), бывшего симбирского гражданского губернатора (с 18 [29] августа 1797 г. по 22 мая [2 июня] 1799 г.) Александра Васильевича Толстого (1738–1815) в его собственном доме на Венце.
Ещё в 1812 г. Александр Васильевич Толстой, в связи с его «возрастными затруднениями в посещении приходского храма», обратился в Святейший Синод «о дозволении иметь ему у себя в Симбирске домовую церковь». Присланным из Святейшего Правительствующего Синода от 9 [21] сентября 1812 года на имя высокопреосвященного Павла (в миру Пётр Сергеевич Зернов; 1742–1815), архиепископа Казанскогои Симбирского (6), указом было дозволено «по прошению Его Превосходительства господина тайнаго советника и кавалера Александра Васильевича Толстаго в разсуждении старости лет его, коих по исповедным за 1811 год росписям показано 85, и слабости здоровья, засвидетельствованной врачебною управой, иметь в доме его, состоящем в городе Симбирске, домовую во имя Пресвятыя Богородицы церковь на точном основании имянных Высочайших 1722 апреля 12 (7) и 1723 годов октября 5-го (8) чисел указов с отправлением в ней священнослужения по изъявленному приходским священником согласию Симбирскаго Покровскагомонастыря священникам» (9).
И далее: «По разсмотрении этого указа Казанскою духовной консисториею было определено: “о устроении ему господину тайному советнику Александру Васильевичу Толстому домовой церкви под присмотром благочиннаго дать ему, а равно и к благочинному Симбирскаго Троицкаго собора (Свято-Троицкий собор [1]. – В. Я.) протопопу Милонову, а относительно исправления в оной монашествующим Симбирскаго Покровскаго монастыря Архимандриту Евстафию для ведома о сем и в Симбирское духовное правление послать указы”» (10).
Постройка вновь разрешённой церкви была окончена к июлю 1813 г.
В понедельник 7 [19] июля 1813 г. архимандрит Покровского (Благовещенского) мужского монастыря Порфирий получил указ из Казанской духовной консистории следующего содержания:
«Во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства Павла, Архиепископа Казанскаго и Симбирскаго и кавалера, последовавшей на присланном от тайнаго советника и кавалера Александра Васильевича Толстаго прошения, коим он просил об освящении вам, о. Архимандриту, устроенную в доме его господина Толстаго во имя Тихвинская Божия Матери церковь, Казанскою консисториею определено: к вам о. Архимандриту Порфирию послать указ и велеть означенную устроенную в доме господина Толстаго церковь по церковному чиноположениюна вновь выданном Симбирскаго Покровскаго монастыря иеромонаху Виталию освященном на атласе антиминсе освятить, и по освящениионой в консисторию отрепортовать» (11).
Из этого указа ясно, что домовая церковь А. В. Толстого была освящена не ранее 7 [19] июля 1813 г. (12) архимандритом Покровского (Благовещенского) мужского монастыря Порфирием. После чего, как также следует из указа, отправлять богослужения в этой церкви стали священники Покровского монастыря.
В среду 5 [17] мая 1815 г. Александр Васильевич Толстой скончался. Всё его имущество по законному наследству досталось его дочери Вере Александровне Ивашевой (урожд. Толстая; ?–1837), жене генерал-майора (с 7 [18] марта 1798 г.) и одного из богатейших помещиков (имел3 000 душ) Симбирской губернии Петра Никифоровича Ивашева (1766 (или 1767) – 1838). Новая владелица имения пожелала, чтобы церковь «для поминовения души усопшаго осталась в грядущия времена на всех, утвержденных зиждителем ея положениях, как памятник для нея священнейший», и просила, чтобы было позволено «продолжение службыБожией в устроенном в Симбирске доме-церкви». После этого пожелания Казанской духовной консисторией было определено: «оставитьцерковь по прежнему и продолжать в ней священнослужение, о чем былпослан указ в Симбирское духовное правление и к о. архимандриту Покровского монастыря» (13).
В таком статусе церковь просуществовала почти тридцать лет, вплоть до 1844 г.
В этом году Преосвященный Феодотий (в миру Феодор АдриановичОзеров, 1797–1858), из-за ветхости Архиерейского дома (14) в Покровском(Благовещенском) мужском монастыре, решил приобрести у княгини Екатерины Петровны Хованской (урожд. Ивашева, 1811–1855), внучки Александра Васильевича Толстого (1738–1815), её двухэтажный каменный особняк (с флигелем с антресолями и подвалом). После совершения покупки в нём был обустроен новый Архиерейский дом с покоямидля преосвященного, во флигеле по решению владыки разместиласьДуховная консистория (15), а в подвале – архив.
«Домовая церковь с надлежащею в ней утварью», по замечанию преосвященного Феодотия, делали этот дом ещё более пригодным в качестве Архиерейского дома.Тогда же и домовая Тихвинская церковь (с единственным престолом во имя Тихвинской иконы Божией Матери) в связи с нахождением её в этом же, но уже Архиерейском доме становится Крестовой. Во время катастрофической девятидневной серии пожаров, бушевавших в г. Симбирске с 13 по 21 августа [с 25 августа по 2 сентября] 1864 г., от двухэтажного каменного корпуса Архиерейского дома остались одни обгоревшие стены (16).
Церковь была возобновлена в 1866 г. в том же самом помещении на верхнем этаже главного корпуса Архиерейского дома, в котором она находилась прежде. Размер храма: от восточной стеныдо западной – 28½ арш. (ок 20 м), а от южной до северной – 10½ аршин (ок. 7,5 м). Освящена вновь в среду 4 [16] января 1867 г. в честьТихвинской иконы Божией Матери епископом Симбирским и Сызранским Евгением (в миру Макарий Дмитриевич Сахаров, 1812 (или1814) – 1888).
Из описания современника:
«Двумя арками храм разделяется на три нефа.
Святый престол четырехугольный, на четырех столбах, дубоваго дерева, с кипарисною на верху доскою, величиною: 1 арш. 6 верш.(ок. 98 см. – В. Я.) вышины, 1 арш. 7 в. (ок. 1 м. – В. Я.) длины, 1 арш.6 верш. (ок. 98 см. – В. Я.) ширины. На нем антиминс желтаго цвета,атласный, священнодействован преосвященным епископом Варсонофием 5 сентября 1893 г.
На горнем месте – образ Пресвятыя Троицы в деревянной вызолоченной раме.
Жертвенник – четырехугольный, на четырех столбах, липавого дерева; вышиною 1 арш. 6 верш. (ок. 98 см. – В. Я.), длиною и шириною1 арш. 5 вер. (ок. 93 см. – В. Я.). Пред ним – живописный на холстеобраз Распятия Господня с предстоящими при кресте Богоматериюи св. ап. Иоанном Богословом, в вызолоченной на полимент раме, вышиною 14 вершк. (ок. 60 см. – В. Я.), ширин. 9 вер. (ок. 40 см. – В. Я.).Здесь же находится храмовая Тихвинская икона Божией Матери (Описание иконы – ниже).
Предъалтарный иконостас – одноярусный, окрашен кармином, еловаго дерева, столярной работы, с резьбою по местам и восьмью витыми, позолоченными на полимент, колонками.
Царския врата – резныя, вызолоченныя на полимент, с шестью образами иконнаго письма в серебряных ризах и с сребропозлащеннымивенцами.
По правую сторону царских врат – образ Спасителя во весь рост, иконнаго письма, украшенный сребропозлащенным венцом с разнымимелкими камнями, в резной позолоченной на полимент раме.
На южной двери святаго алтаря изображен во весь рост св. Архангел Михаил, поражающий дракона.
За южной дверью, против праваго клироса, – образ святителя Николая, Мирликийскаго чудотворца, во весь рост, украшенный сребропозлащенным венцом с разными мелкими камнями, в резной позолоченной на полимент раме.
По левую сторону царских врат – образ Боголюбския Божия Матери, во весь рост, украшенный двумя серебряными венцами с мелкими камнями, в резной позолоченной на полимент раме.
На северной двери св. алтаря изображен Архангел Гавриил.
За северной дверью, против леваго клироса, образ преп. Сергия Радонежскаго, во весь рост, живописный, украшенный сребропозлащеннымвенцом, с разными камнями, в резной позолоченной на полимент раме.
Над этим главным ярусом иконостаса находятся два малых, завершающихся Распятием.
За первою от алтаря аркою, с правой и левой стороны ея, устроеныдва небольших иконостаса, еловаго дерева, столярной работы, окрашены зеленою краскою с позолоченною по местам резьбою на полимент. В иконостасе на правой стороне арки помещены иконы: ВоскресенияХристова и двунадесятых праздников, Божией Матери «Достойноесть», Спасителя, св. Николая Мирликийскаго и другия мелких размеров.
В иконостасе на левой стороне арки помещены образа: Боголюбския Божия Матери, Благовещения Пресвятой Богородице, Николая Чудотворца, Иоана Лествичника, Митрофания Воронежскаго, Димитрия Ростовскаго и др.
За второю аркою на стенах по обеим сторонам ея, по одной крестообразной позолоченной на полимент киоте, из коих в каждой помещено по пяти икон мелких размеров.
Две металлическия хоругви завершают иконостасное украшение церкви.
Из церковных книг следует отметить:
Евангелие 1735 года (17) , печатано в лист; оно в досках, обложенных красным бархатом; верхняя доска в ризе непробнаго серебра с чеканными изображениями: в среднике – Господа Вседержителя с предстоящими Ему Богоматерию и св. Предтечею, а на углах – четырех евангелистов; на нижней доске средник, наугольники и ножки непробнаго серебра. По своему вступительному листу, оно одинаково с евангелием, принадлежащим Всесвятской церкви <…>
Евангелие 1815 года; печатано в листе, на Александрийской бумаге; оно – в досках, обложенных малиновым бархатом; верхняя доска – в сребропозлащенной ризе чеканной работы с финифтяными, осыпанными стразами и бирюзой, изображениями: в среднике – Св. Троицы,по углам – 4-х евангелистов; на нижней доске средник, наугольникии застежки сребропозлащенныя.
Псалтирь на российском языке. Спб. 1822 года (18) . <…>
Достопримечательностями Тихвинской Крестовой церкви являются некоторыя святыя иконы и частицы мощей святых угодников Божиих, в разное время поступившия в церковь.
Во святом алтаре на восточной стене, пред жертвенником помещается в настоящее время Тихвинская икона Божией Матери. Это – храмовая икона. Она – древняго письма, вышиною 7 вершк. (ок. 31 см. –В. Я.), ширин. 6 верш. (ок. 27см. – В. Я.), в тонком, позолоченном, непробнаго серебра окладе и венцах без позолоты, в ризе, шитой по бархату очень мелким жемчугом с разноцветными разной величины камнями,в позолоченной на полименте раме.
Украшению другой Тихвинской иконы, в золотой ризе, о которой упоминается в своем описании г. Липинский (19), много способствовал капитал, завещанный в пользу Тихвинской церкви кол. ассесор. ПавломЯковлевым; капитал был с тем и отказан, чтобы на Тихвинский образ Божией Матери была сделана золотая риза и к ней золотая же лампадка.
В 1893 году на имя преосвященнаго Варсонофия, епископа Симбирскаго, была прислана наместником Киево-Печерской Лавры архимандритом Сергием икона Успения Божией Матери, точная копияс чудотворной иконы, находящейся над царскими вратами в Великойцеркви Киево-Печерския Успенския Лавры; в этой иконе в серебрянопозлащенном ковчежце вложены, по благословению митрополитаКиевскаго Иоанникия, части святых мощей преподобных Спиридонаи Никодима (20).
На правой стороне второй арки находится небольшая икона с ликами многих святых. Написание ея относится к 1746 году, о чем на иконеесть такая надпись: “В лепотех образ в красоте просветися, 1746 года лета изобразися месяца иуниа 25 дня, изуграфлен, дабы снискатель спасен и с лики святых преподобных отец молитвами их буди сопричтенво веки, аминь”. Другия надписи на иконе гласят, что в ней помещены:часть ризы Никодима Кожеезерскаго (память 3 июля, умер 1640 г.),часть ризы Никона Киево-Печерскаго (память 23 март. и 21 сент.,умер 1088 г.), часть ризы Кирилла Белозерскаго (пам. 4 фев., умер 1532 г.). На самой иконе изображены следующие святые: Кирилл Белозерский, Варлаам Хутынский, Димитрий Солунский, Николай Мирликийский, Пахомий Нерехтский, св. ап. Иродион, св. муч. Матрона. Размеромсвоим икона 9 х 8 вершков (ок. 40 х 36 см. – В. Я).
Небольшой серебряный крест, вершковага (ок. 4,4 см. – В. Я.) размера, хранится при дарохранительнице, четыреконечный; в нем заключаются: часть мощей преп. Сергия Радонежскаго и всея Россиичудотворца, часть ризы преп. Никона, часть ризы препод. Сергия,часть святых мощей св. Иоанна Златоустаго, часть мощей св. Марии Египетской. Он сооружен в 1839 году.
Напрестольный, сребропозлащенный крест с выпуклым изображением Распятаго Господа; он сооружен “усердием Епископа Феодотияв 1844 году”, как значится на самом кресте. В нем находятся; частьжезла Господня, часть ризы Богоматери, часть мощей святителя Варсонофия, часть мощей св. Иоанна Милостиваго, часть мощей святыхГурия и Германа Казанских, часть мощей св. муч. Соломонии и мощиразных святых.
При преосвященном Никандре, епископе Симбирском и Сызранскомпоступили в Крестовую церковь части мощей: св. ап. Варнавы, единагоот 70-ти (пам. 11 июня), св. великомуч. Пантелеимона (пам. 27 июля),св. безсребренника и чудотворца Дамиана (пам. 1 июл. и 1 нояб.), пр. Симеона Столпника (пам. 1 сент.), св. Ахилия, архиепископа Ларисскаго(пам. 15 мая), св. муч. Димитриана (пам. 11 сент.), св. муч. Серафима(пам. 4 дек.), преподобной Филофеи (пам. 19 ф.), св. преп. мучен. Пелагии (пам. 4 март. и 9 окт.) и святое миро из мощей святителя и чудотворца Николая. Эти мощи были получены из Греции1*, и первое торжественное служение пред ними в Симбирске было 19-го марта 1900 года.В настоящее время они помещены несколько ниже предъалтарнаго иконостаса на правой стороне церкви; на иконе, висящей здесь, изображены все переименованные святые» (21).
Крестовая Тихвинская церковь была закрыта в 1919 г. по решению губисполкома: «помещение церкви при б. архиерейском доме сдатьпод мастерские строительным учреждениям при Управлении начальника инженеров Реввоенсовета Восточного фронта».
Помещение бывшей церкви было разрушено вместе с бывшим Архиерейским домом в 1969 г. в связи со строительством Ленинского мемориала.
P. S.
В настоящее время (осень 2021 г.) на месте бывшего Архиерейского дома находится площадка с памятником Богдану Хитрово (скульптор Олег Анатольевич Клюев (род. 23 марта 1961 г.), архитектор Владимир Павлович Сергиенко (род. 13 июля 1951 г.)) перед основным корпусом Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова (21).
Координаты (приблизительно): 54.318189, 48.407731.
ПРИЧТ
Травин Василий (?–?, и. д. псаломщика).
ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ
26 июня. В Архиерейском доме в домовой церкви во имя ТихвинскойБожией Матери – престольный праздник.
5 июля, 25 сентября. В Архиерейском доме в придельной церквиво имя Св. Преп. Сергия Радонежского Чудотворца – престольныйпраздник.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. [Из домовых церквей…] // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868. [Т. 20], ч. 2 : Симбирская губерния, ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 384.
2. Крестовая церковь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист.сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 140.
3. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка иадрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-литогр., 1916. – С. XL, CVI.
4. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб.кн., 2001. – С. 78–79.
†
5. Яхонтов, А. Крестовая гор. Симбирска церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери.(Историко-археологическое описание) // СЕВ. – 1900. – № 22 (15 нояб.). Отд. неоффиц. – С. 664–670; № 23 (1 дек.). Отд. неоффиц. – С. 716–721.
- (1)см.: Яхонтов, А. Крестовая гор. Симбирска церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. (Историко-археологическое описание) // СЕВ. – 1900. – № 23 (1 дек.). Отд. неоффиц. – С. 716.
- (2)см.: [Из домовых церквей…] // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерамиГенерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868. [Т. 20], ч. 2:Симбирская губерния. ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 384.
- (3)см.: Календарь Симбирской губернии 1877. – Симбирск : Симб. губ. тип., [1877]. – С. 21
- (4)Сегодня сохранившаяся часть этой улицы – от ул. Гончарова до ул. Спасской – носит имя Дмитрия Ульянова (1874–1943), младшего брата Владимира Ильича Ульянова (псевд. Ленин, 1870–1924).
- (5)см.: Крестовая церковь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист.сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 140.
- (6)До 10 [22] февраля 1832 г., до момента образования самостоятельной Симбирской епархии, симбирскоедуховенство находилось в подчинении архиепископа Казанского и Симбирского.
- (7)см.: Именный, объявленный Синодальными Членами. – О позволении иметь домовыя церкви токмо по крайней нужде, об исчислении приходских церквей в Москве и об уничтожении излишних. 12 апреля1722 г. // 1 ПСЗ (1649–1825). – Т. 6 (1720–1722), ст. 3964. – С. 652–653.
- (8)см.: Именный, объявленный Преосвященным Феодосием Синоду. – О позволении знатным персонам,по желанию их, в домовых своих палатах иметь для немощи их, домовыя церкви. 5 октября 1923 г. // 1 ПСЗ(1649–1825). – Т. 7 (1723–1727), ст. 4320. – С. 130.
- (9)см.: Яхонтов, А. Крестовая гор. Симбирска церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. (Историко-археологическое описание) // СЕВ. – 1900. – № 22 (15 нояб.). Отд. неоффиц. – С. 665–666.
- (10) Там же, с. 666.
- (11) Там же, с. 666
- (12) Исходя из приведённых документов, очевидно, что встречающаяся в некоторых источниках информация об освящении церкви в июне 1813 г. (см.: III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел// Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр.ком. – Симбирск : Губ. типо-литогр., 1916. – С. CVI) не соответствует действительности.
- (13) см.: Яхонтов, А. Крестовая гор. Симбирска церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. (Историко-археологическое описание) // СЕВ. – 1900. – № 22 (15 нояб.). Отд. неоффиц. – С. 667.
- (14) Причин принятия такого решения было несколько. Среди прочих это: 1) покатость к р. Свияге, что препятствовало постройке нового здания Архиерейского дома; 2) близость к древнему кладбищу; 3) удалённость от кафедрального собора ( Свято-Троицкий собор, отчего во всякое ненастное время бывал затруднителен проезд преосвященному к совершению в соборе богослужения.
- (15) см.: Косых, И. Н. Бог есть Любовь : Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской)епархии. 1832–2016 годы. / И. Н. Косых, В. В. Ястребов. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2016. – С. 40.
- (16) см.: Дело о восстановлении сгоревшего здания Симбирской духовной консистории. 23 августа 1864 г. –15 мая 1874 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповеданияг. Симбирск). Оп. 8. Д. 42. ЛЛ. 2–3.
- (17) см.: Евангелие. – Москва : Синодальная тип., 1735.
- (18) см.: Книга хвалений или Псалтирь на российском языке. – Девятое изд. – Санктпетербург : В тип. Российскаго библейскаго общества, 1822. – 172 с.
- (19) «Из домовых церквей можно упомянуть о богато украшенной церкви при архиерейском доме; в нейесть образ Тихвинской Божией Матери в золотой ризе». Источ.: [Из домовых церквей…] // Материалыдля географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург: печатано в Военной типографии, 1859–1868. [Т. 20], ч. 2: Симбирская губерния. Ч. 2 / сост. Липинский ;ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 384.
- (20) Преподобные Спиридон и Никодим были просфорниками, подвизались при игумене Киево-Печерскагомонастыря Пимене. Святый Спиридон преставился [в] 1148 г. и почивает открыто с правою рукою, сложенноюдля крестнаго знамения. Три первые перста правой руки его соединены совершенно ровно, а безымянный имизинец пригнуты к ладони. Снимок с этого изображения находится в Крестовой церкви на стене, от входа –на левой руке. Мощи этих святых покоятся в Антониевых пещерах в Киеве.
- (21) см.: Яхонтов, А. Крестовая гор. Симбирска церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. (Историко-археологическое описание) // СЕВ. – 1900. – № 23 (1 дек.). Отд. неоффиц. – С. 716–721.
- (22) адрес: г. Ульяновск, пл. Ленина, 4.