ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века (продолжение)
Глава 11. ЖКХ прошлого века (продолжение)
Как провожают пароходы…
И все же, несмотря на все издержки, вода в жизни города играла скорее, положительную роль. Например, Волга делала Ульяновск важным транспортным или, как бы сейчас сказали, логистическим узлом на экономической карте СССР.
Весной 1937 года одна из крупнейших водных артерий страны готовилась к новой навигации, тем более, что уровень воды в ней впервые за несколько лет был гораздо выше обычного: 30 марта он превысил средний показатель на 26 сантиметров, а день спустя – на 50. Такое повышение синоптики связывали с резким потеплением. Например, если в эти дни обычная температура по утрам составляла минус один градус, то в марте 1937-го она поднялась до плюс четырех, а днем – до двенадцати и даже четырнадцати. Поэтому вскрытие Волги возле Ульяновска ожидалось уже 10 апреля.
К началу навигации на пристани реконструировали береговой вокзал, отведя в нем место под буфет и парикмахерскую. А для гостиничных номеров-кают закупили зеркала, койки и другую мебель на общую сумму 8 тысяч рублей.
Кроме того, в связи с переходом части судов на твердое топливо, в порту была создана угольная база для бункеровки пароходов углем, чего прежде в Ульяновске не делалось. В дополнение к уже курсировавшим по Волге пассажирским судам, в наступающую навигацию добавилось два экспресса, которые прежде проходили мимо, но с 1937 года стали заходить и в Ульяновский порт.
По сообщению Средне-Волжского пароходства, пароход «Пахомов», первым в наступившем году вышедший из Горького 15 апреля, прибывал на родину Ленина 18—20 числа, тогда как годом ранее первый пароход причалил к ульяновской пристани только 1 мая.
Подготовилось к открытию навигации и Общество спасения на водах (ОСВОД). Эта массовая общественная организация была создана в СССР с целью охраны жизни и здоровья людей на водоёмах – для предупреждения несчастных случаев, обучения населения плаванию и способам спасания, а также помощи спасательным службам и упорядочению использования маломерных судов судоводителями-любителями.
Уже 23 февраля в мастерских ульяновского ОСВОДа был отремонтирован весь инвентарь, а также 40 лодок и два моторных баркаса. Кроме того в наступающую навигацию планировалось спустить на воду даже гоночную яхту!
Еще одной тесно связанной с Волгой организацией, но уже не общественной, а государственной, было предприятие Горперевоз, осуществлявшее в период навигации переправу граждан с одного берега на другой, поскольку автомобильный «Императорский» мост был построен только в середине пятидесятых годов. А до тех пор люди ездили с правобережья в Заволжье и обратно на специальных горперевозовских паромах. На зиму эти транспортные средства перегонялись в Криушинский затон, где их капитально ремонтировали, готовя к следующей навигации. «На пароме «Памяти Кузнецова» осталось устранить мелкие недоделки. Паром «Ульяновск» будет готов в ближайшие дни», – информировал читателей «Пролетарский путь» 1 марта. На ремонт этих судов бюджет отпустил 40 тысяч рублей.
Перебраться летом с берега на берег можно было и по железной дороге на так называемом «патроннике» – небольшом поезде, доставлявшем рабочих Патронного завода утром с правого берега на предприятие, а вечером – обратно. Но ходил поезд редко, и втиснуться в него порой оказывалось сложно.
Железная дорога была еще одним звеном, связывавшим Ульяновский район со страной, хотя город, в отличие, например, от Сызрани, и не был крупным железнодорожным узлом.
Тем не менее, по данным на 10 октября 1937 года через станцию Ульяновск I прошли 129033 пассажира. А касса ежедневно продавала на пассажирские поезда в среднем, от 450 до 500 балетов. С учетом этого вокзал капитально отремонтировали, расширив билетный зал, так что там больше не стало толчеи и давки, как раньше. Построили новую просторную камеру храпения багажа и сделали из нее второй выход для пассажиров. При входе в вокзал убрали тамбур, оборудовав вместо него еще один зал. О прибытии и отправлении поездов пассажиров теперь оповещали по радио, а в красном уголке они могли почитать газету или журнал, поиграть в шашки и шахматы.
Что касается внутригородских перевозок, то основным (если не единственным) видом общественного транспорта были автобусы, курсировавшие из центра города на железнодорожный вокзал и обратно. За пять месяцев 1937 года они перевезли 263 тысячи пассажиров. В апреле одна шестнадцатиместная машина стала ездить с центральной автобусной станции, находившейся на улице Карла Маркса (ныне - Гончарова) на пристань, заодно обслуживая горожан, проживавших в Подгорье, где уже был оборудован автобусный вокзал. Возможно, именно под этот маршрут еще в марте горкоммунтранс получил 44 тысячи рублей на покупку автомобиля и нового автобуса. В случае надобности на «подгорный» маршрут перебрасывались два автобуса, в обычное время курсировавших до железнодорожной станции.
В целом же автобусное сообщение в городе оставляло желать много лучшего. «Автобусный парк Ульяновска работает плохо, – констатировал Н. Соколов, опубликовавший 8 августа в «Пролетарском пути» заметку на транспортную тему. –Работают не все автобусы, да и те, что выпущены на линию, больше стоят. Ежедневно они по нескольку раз в день ремонтируются и нередко продолжительное время. В результате пассажиры часами ожидают автобусов под горой, на Волге, на станции Ульяновск 1-й, или же на центральной остановке улицы Карла Маркса.
У работников автобусной станции заготовлены на все случаи жизни стандартные ответы: Этот автобус не пойдет потому, что буксует... Этому надо немного подремонтироваться и т. д. И автобусы идут в гараж. Недавно на несколько дней было совсем прекращено автобусное сообщение с пристанью. Нерегулярно ходит автобус на вокзал. Подобное положение с автобусным сообщением нетерпимо», – негодовал автор.
«Возмутительные дела творились и на центральной автобусной станции, – жаловался в газету товарищ Н. Воронов. – Например, 28 июля, в 11 час. ночи, здесь скопилось пассажиров до ст. Ульяновск 1-й человек 60. Некоторые ждали часа по два и были уверены, что все же их отвезут. Наконец, подошла машина и через несколько минут повернула в гараж, якобы за окончанием рабочего времени. Через несколько минут прибыла вторая машина и также отправилась в гараж на ремонт. Шофер третьего автобуса, пошептавшись с диспетчером, заявил, что машина на вокзал не пойдет, так как она неисправна. Усомнившись в правильности заявления шофера, один из пассажиров осмотрел машину и, не найдя неисправностей, потребовал от шофера записи в путевой журнал, какая, по его мнению, неисправность замечена в машине. Тогда шофер и диспетчер заявили, что машина направляется по требованию горсовета в его распоряжение. Под таким же предлогом ушла в гараж и четвертая машина. После ухода последнего автобуса пассажирам объявили, что движение прекращается до утра.
Безобразиям на центральной станции нет конца. Пассажиры не раз писали жалобы, но жалобная книга даже никем не проверяется. Очень часто при посадке контролеры грубо отталкивают очередных пассажиров и предоставляют места случайным людям. «Это «свой» и «свои» едут бесплатно», — говорят контролеры. О случае 28 июля также записана жалоба. Но диспетчер заявил: «Пишите сколько угодно, все равно никто не читает жалобную книгу».
Что касается самой центральной автостанции, то в ее помещении «процветает антисанитария. Здесь, видимо, никогда не только не моют, но и не метут полы. Грязь и на столиках в буфете. Печь на станции не топят», – сообщала газета уже 23 декабря. .
В общем, в отличие от пароходов и поездов, автобусы в Ульяновске и провожали, и встречали, что называется, спустя рукава.
Эх, дороги!
Возможно, одной и причин частых поломок машин, на которые жаловались пассажиры, было качество городских дорог. Об этой проблеме городские власти знали и по мере сил старались ее решать. В марте 1937 года горсовет утвердил план строительства и ремонта дорог и мостов, выделив на это около 400 тысяч рублей. На эти средства планировалось построить более 50 километров новых дорог и отремонтировать еще 80. В частности, в апреле горкомхоз начал строительство шоссейной (т.е. с твердым покрытием) дороги на улице Кирова, где провели мелко-ямочный ремонт мостовой н сделали сплошное перемощение в конце ул. Карла Маркса общей площадь 5000 квадратных метров. Все работы завершили к первому мая, а с пятого числа начинался ремонт мостовой на улице Карла Маркса.
. С 25 мая горкомхоз приступил к сплошному перемощению улицы Ленина. До дома-музея В. И. Ленина ее замостили мелким щебнем. В июне начались работы по приведению в порядок площади им. III Интернационала и прокладке образцовой дороги длиной в полкилометра к межрайонной (ныне – областной) больнице. Начиналось новое городское шоссе на улице Максима Горького (не сохранилась) и заканчивалось у ворот лечебного учреждения. Работы здесь завершились в начале сентября
Всего же за 1937 год протяженность асфальтовых и булыжных мостовых в черте города увеличилась и к ноябрю составляла более сорока тысяч погонных метров. А их площадь возросла с 417 тысяч метров квадратных в 1936-ом до 430 тысяч в следующем году.
Развивалась дорожная сеть и за пределами Ульяновска. Весной Куйбышевский областной отдел шоссейно-дорожного строительства утвердил постройку двух новых дорог: Куйбышев – Ульяновск и Ульяновск - Солдатская Ташла. Первая должна была стать дорогой высшего класса. На участке от областного центра до Красного Яра она покрывалась асфальтом, а остальная часть оставалась грунтовой. В апреле под будущую дорогу началась расчистка полосы и заготовка материала.
Шоссе Ульяновск – Солдатская Ташла протяженностью 27 километров планировалось сделать образцово-показательным: его должны были озеленить и украсить несколькими арочными воротами, а по обочинам расставить скамейки для отдыха пешеходов. Обе дороги рассчитывали пустить в эксплуатацию уже в 1938 году.
Еще одной образцовой магистралью постепенно становилась дорога Ульяновск – Сызрань. К середине мая на ней замостили 2,5 километра и отремонтировали подъездные пути к ссыпным пунктам заготзерна.
Построить профилированные дороги общей протяженностью в 36 километров горсовет обязал Ульяновскую и Большеключищенскую МТС, а также совхоз Бирючевский. Кроме того, в наступившем году запланировали 8 километров трасс еще и озеленить.
(продолжение следует)
Источники:
«Пролетарский путь», 1937 год.
Владимир Миронов
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 9 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 10 (окончание)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 11. ЖКХ прошлого века (продолжение)
Говорухин, Маркова, Куценко: что звёзд связывает с Ульяновской областью
Воспоминания, 28.12.2024