1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Места, 1 Января 1844
Места, 12 Июня 2024
Герои, 11 Июня 2024
Места, 1 Июня 1906
Места, 1 Января 1694
Места, 1 Января 1700
Места, 17 Ноября 1902
События, 12 Февраля 1937
События, 30 Марта 1937
Места, 19 Февраля 1940
События, 8 Июня 2024
Места, 1 Января 1689
Места, 21 Ноября 1876
Места, 1 Января 1744
Места, 1 Января 1880
Места, 1 Января 1651
Места, 5 Января 1698
Места, 30 Августа 1834
События, 1 Июня 1937
События, 14 Июня 1937
Герои, 22 Апреля 1870
Места, 1 Июня 2024
Места, 1 Июня 2024
События, 8 Июня 2024
События, 1 Июня 2024
Места, 30 Августа 1808
Герои, 29 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 1 Июня 2014
Места, 19 Октября 1886
Фото дня
Улица Ульянова (левая сторона). 1966-1967 г.
Воспоминания, 1 Июня 2014
Тысячный хор – из сердца событий (воспоминания к 10-летию выступления)

Память, как говорится – самый ненадёжный источник информации. Многое помню, но боюсь забыть! И пишу я этот рассказ, прежде всего, с целью поделиться своими воспоминаниями. Но также и для того, чтобы оставить для себя более надёжный источник. Хотя даже сейчас чувствуется тяжесть времени, прошло ведь 10 лет. Да и сознание сильно исказило все воспоминания. Многое смешалось и спуталось, забылось, может, даже заместилось совершенно другими воспоминаниями или вообще собственными фантазиями… тяжело рассуждать о прошлом из настоящего, когда стал уже совсем другим человеком. Ещё тяжелее пытаться систематизировать довольно абстрактные воспоминания. Многое, о чём я здесь расскажу, являет собой не документальные хроники, а импрессию – впечатления, оставленные теми событиями в памяти 12-летнего мальчика. И всё же, я постарался проверить излагаемую информацию и систематизировать, чтобы не наврать Вам «с три короба». И так повествование ведёт Илья Рудень, 12 лет, учащийся музыкальной школы. Я (сегодняшний) играю больше посредническую роль.

Тысячный хор – из сердца событий

Бывают в жизни такие истории, которые приключились с тобой много лет назад, в ещё не совсем сознательном возрасте... происходят они мимолётно и уходят в прошлое так же стремительно, возможно никак на тебя не повлияв. Может быть, и не было в том ничего особенного, кто-то вообще скажет «пустяк». Но по каким-то причинам некоторые «пустяковые» события не уходят насовсем, а оседают в памяти и тёплым воспоминанием. Одним из таких событий для меня остаётся выступление Тысячного хора, 10-летняя годовщина которого была 1 июня. Для меня этот рассказ в какой-то мере личный. И благодаря этому, возможно, кто-то сможет увидеть здесь себя. Приятного чтения, приятного погружения.

Начало…

Не вспомню точное время года, но должно быть, это случилось где-то в конце зимы. И во всяком случае не позже марта. Все мы пришли на «хор», очередное занятие. Однако началось оно очень необычно. Новость!

Светлана Павловна, наш учитель по вокалу, всегда энергичная, при том довольно сдержанная. Человек, знающий своё дело. Она в начале урока, когда почти весь хор собрался, но ещё царит вольная атмосфера, говорит примерно следующее:

- В начале лета будет {какое-то событие}. Сейчас собираются и готовятся в разных музыкальных школах свои хоровые коллективы. Из этих групп будет собран тысячный хор, который займёт ключевое место в программе мероприятий. И мы тоже будет в этом хоре петь. Надо будет начинать репетировать, уже есть общая программа. Возможно, какие-то произведения возможно исключат, какие-то добавят. Но в основном список песен есть…

Это значит тысяча мальчишек и девчонок со всех концов города Ульяновска соберутся вместе, чтобы спеть в составе одного большого сводного хора. Задумка великолепная! Такой грандиозный хор, невиданное событие для города, подумал я.

- …но в основном список песен есть. Начнём мы с самого сложного, вот! «Широка страна моя родная», песня кому-то знакомая (я тогда эту песню ещё не знал), мы будем исполнять её на русском и на китайском языке, - все удивились, – у меня есть знакомая, которая хорошо знает китайский, учит его. И она мне помогла с переводом – сделала для нас транскрипцию по-русски, чтобы хоть так нам проще было произносить.» Вот это, думаю, друзья у людей бывают… Ближайшие уроки были посвящены разучиванию разных песен и гимнов для тысячного хора.

Пожалуй, предыстория – не самая интересная часть. Да и запомнилась мне подготовка к концерту очень плохо. Всё-таки, это была рутина. Репетиций по разным поводам у меня было много, а простых уроков вообще несчётное количество. Тем не менее, данная новость была настолько необычной и выбивавшейся из будничного ритма, что заинтересовала даже тех, кто (в том возрасте ещё неосознанно) по натуре своей был максимально далёк от мира музыки и пения, и в музыкалку ходил только по привычке или по родительской инициативе. Я в предвкушении грядущего выступления. Однако тогда, в самом начале, я ещё не знал, насколько впечатляющим окажется этот концерт.

Судный день!

И так, судный день настал! С самого утра в центр Ульяновска стекались хоровые коллективы с разных музыкальных школ города. Все одновременно съехались в одно место, вместе с ними естественно были учителя - хоровые руководители. А помимо выступающих групп было много обычных ульяновцев и гостей города. По приезду, все группы располагались в здании Ленинского мемориала. На время фестиваля он стал нашей оперативной базой. Вся подготовка велась внутри, а стены Мемцентра надёжно скрывали от глаз окружающих все происходившие процессы. Здание было словно оккупировано множеством пёстрых групп ребятни. Много народу.

Мемориал – здание действительно впечатляющее своими масштабами. Строгость его форм в совокупности с объёмами вызывает какое-то необычное обаяние и трепет. Но и внутри здание соответствовало внешнему величию. Множество выставочных залов, длинные коридоры, залитые светом оконных галерей, просторные фойе с размашистыми напольными цветами и декоративными инсталляциями.

Но для вас по-прежнему загадка, что за событие произошло тогда, в июне 2014 года? Давайте немного разберёмся в причинах торжества. Причиной проведения концерта было то, что именно на 1 июня была запланирована церемония закрытия кинофестиваля. А точнее, «VI международного фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра “От всей души” имени Валентины Леонтьевой». За время фестиваля в Ульяновске побывало множество актёров, режиссёров, заслуженных/народных артистов и ещё бог весть кого…

Для меня всё это выглядело, как неразбериха, ну как обычно проходят такие крупные события. Толпы, беготня… Я в принципе никогда не любил огромные скопления людей – некомфортно. Где-то глубоко возникает тревожное чувство, хочется убежать подальше от этой суеты, дистанцироваться от крупных скоплений. Но вот тогда мне не было страшно ничуть. Даже наоборот - весело. Хотя, надо отдать должное, организовано всё было намного лучше, чем на других мероприятиях, которые я посещал. В тот день, насколько мне помнится, среди «наших» никто не потерялся, хотя такое запросто могло произойти. Спасибо организаторам и учителям.

Самые вкусные тефтели

День выступления был долгим и насыщенным. Мы находились в районе между двумя площадями примерно с утра и до самого вечера (если мне не изменяет память). Но запомнил я этот день обрывками. К сожалению вот так. Уж не знаю, что мы там делали целый день… должно быть, репетировали и занимались организационными моментами, гуляли и отдыхали перед/после выступления. Время ведь, оно в подобной суете пролетает незаметно. Особенно, если нужно пешком преодолевать большие расстояния. Возможно с утра даже была генеральная репетиция, а может она была в другой день…

Но вот одна вещь у меня отчётливо отложились на подкорке - нас накормили! Забавно, не так ли. Из всего буйства событий, произошедших в тот день, очень отчётливо мне запомнился именно обед.

До выступления оставалось ещё достаточно времени, наступил обед. Концерт концертом, а обед по расписанию, оставаться детям голодать – немыслимо. Весь день проходил в подготовке к выступлению. Соответственно мы все должны были провести его в центре, не расходясь, как можно более дисциплинированно. Именно поэтому, суммируя все вышеперечисленные факторы, обед необходимо было устроить в непосредственной близости от нашего «места дислокации». Организаторы фестиваля позаботились и об этом.

Мы проходим по коридору и оказываемся в одном из залов Мемориала, здесь оперативно устроена импровизированная столовая. В шахматном порядке расставлены столы, много столов. А были это стандартные школьные парты бежевого цвета с железными квадратными ногами по бокам. Где-то вдалеке повара с только что приготовленными блюдами спешно раскладывали обед. Вокруг витает томный запах кухни. Не такой терпкий, но ощутимый. И это было идеальным способом подразнить голодные желудки намотавшихся на свежем воздухе детей.

Подходим к столу и ждём, когда принесут обед. Любопытно, что есть пришлось стоя, поскольку стульев за столами расставлено не было. Не очень удобно… хотя, может просто непривычно. В прочем, не то чтобы отсутствие стульев было большой проблемой. Все прекрасно понимали, что устроить обед на тысячу то человек - уже задача. А именно, нужно было: нанять поваров с какой-то столовой или кафе в выходной день, купить продуктов, приготовить на всех достаточно еды (и приготовить её вкусно), доставить готовую еду в Мемориал горячей, раздать блюда, а после провернуть примерно всё то же самое, только в обратном порядке. Вроде бы мелочи, но если так задуматься, то от совокупности всех мелочей глаза на лоб лезут. А уж организация целого фестиваля – вещь ещё более масштабная и нетривиальная! Так что такая мелочь, как стулья, теперь воспринимается совсем лишней. Всех занимали другие заботы. А сейчас основная цель – сытно поесть и снова в бой. Бонусом такого положения было то, что, по сути своей, быстрый перекус не превратился бы в размеренную трапезу. А нам нельзя было терять время.

И так, что сегодня на обед?! Постепенно всем принесли абсолютно одинаковые блюда. На тарелке лежали две тефтели и порция макарон, обильно политых подливкой. Без лишних разговоров мы принялись есть, дружно, будто в унисон, но каждый в своём темпе. Отламываю кусочек тефтели, набираю макарон и несу «самолётик» себе в рот. Первое ощущение - еда слегка остыла. В прочем, это было нормально для данной ситуации и совсем не омрачило наш обед. Более того, было нечто гораздо более примечательное, по сравнению с которым остальные нюансы стали незначительными. К моему удивлению, и тефтели и макароны были приготовлены невероятно вкусно! Более тщательно распробовал вкус, сразу бросалась консистенция. Тефтели не были покрыты сгоревшей мясной коркой, и не разваливались внутри, как обычно было в школьной столовой или в дешёвых забегаловках. На вкус мясо было в меру жирным (не сухим), в меру солёным и отлично прожаренным. Макароны в свою очередь тоже были сварены аккурат до состояния готовности. Всё это поверх было полито густой коричневой подливкой, которая усиливала вкус и добавляла сочности и мягкости блюду так, что мясо будто таяло во рту.

Тогда, в возрасте 12 лет, я ел плохо. С детства есть мне не хотелось никогда. И еда, как таковая, почти никогда не приносила мне какого-то удовольствия, а скорее была повинностью. Но здесь же произошло нечто необычное: ложкой, одна за другой, я быстро опустошил тарелку. А ведь есть – это приятно! Конечно же, сыграло свою роль чувство голода. Тем не менее, я как-то и не думал, что тефтели с макаронами, самое банальное блюдо, можно приготовить действительно вкусно.

Первый день

И вот выдают концертную одежду – белые футболки. Всем обязательно нужно выглядеть одинаково, как в униформе. Руководители коллективов получают пачку этих футболок, по заявленному ранее количеству выступающих. Затем мы, словно на водопой, выстроились к нашей учительнице, чтобы получить эту заветную белую футболку. Казалось бы, обычная однотонная майка, которых у каждого дома навалом, разных цветов. Ничего сверхъестественного в этот не было, а всё равно интересно. И не знаю, почему. Видимо сама обстановка располагала к такому – предвкушение торжества, нам что-то подарят, круто!

И вот теперь каждый имел на руках сокровенный белый сложенный квадратик и несколько минут в своём распоряжении, чтобы его надеть. Но прежде всего необходимо было отклеить заводские этикетки. Это были среднего размера голубые круглешки с каким-то жёлто-зелёным рисунком. Отклеивались хотя и с небольшим усилием, но без проблем. Правда, еле заметный след вытянувшейся ткани ещё оставался какое-то время.

Затем пошли переодеваться. Погода была солнечной и жаркой. Однако к вечеру обещали ветер и похолодание. Поэтому хормейстер сказала, чтобы мы сильно не раздевались. Да, под футболкой можно было оставить какую-то не очень заметную одежду. И с собой взять что-то, накинуть, тоже не возбранялось. Однако во время непосредственного исполнения – снять!

И вот, мы в футболках. За несколько дней перед выступлением всех предупредили, чтобы «низ» был неброский. То есть, на ноги нужно было одеть: мальчикам - чёрные штаны или джинсы; девочкам – чёрные юбки, либо тоже джинсы. Но нашлись и те, кто благополучно прослушал данное объявление или просто забыл. Тем не менее, большинство пришло именно так, как и было оговорено: тёмный низ и белые футболки. Такой наряд на самом деле смотрелся довольно стильно и в то же время лаконично.

Но белая футболка, это ещё что… у нас было две униформы. И вот вторая из них выглядела просто сногсшибательно.

Второй день

Тысячный хор выступил дважды: первый раз был на церемонии награждения, а второй раз – в рамках Обломовского фестиваля. Концерт проходил 14 сентября того же 2014 года. На этот фестиваль даже приехала делегация гостей из Китая. Что делегация делала в Ульяновске и зачем была нужна, я не знал тогда, не знаю и сейчас. Но они сыграли здесь решающую роль. Прежде всего, их присутствие обусловило нашу новую униформу.

На этот раз нашей базой был не Мемориал, а здание УТПИТ (Ульяновский Техникум Питания и Торговли). Оно находится на улице Кузнецова, недалеко от площади – нужно спуститься вниз по улице Кузнецова. Сцена в этот раз стояла тоже по-другому. Если в первый день она была обращена к памятнику Ленину, тем самым загораживала дом правительства, то в этот раз сцену вместе с трибунами установили лицом на север, в сторону эспланады - Ленин с одной стороны, дом правительства с другой. И так вышло, что небольшой участок спуска от площади и до УТПИТа был закулисьем – очень удобно.

Так вот, УТПИТ. Внутри можно было оставить вещи, там же нас напоили чаем с печеньями и дали вроде бы что-то ещё перекусить. Далее всё оставшееся время дружной гурьбой мы скитались близ техникума, разговаривали, баловались. Очевидно, здесь же была выдана и концертная одежда. Помню, своё удивление от увиденного. Это была ярко-красная кофта с рукавами, к которой прилагалась жёлтая бандана в форме треугольника. По качеству наряд был так себе – сшит не совсем по телу из дешёвого тонкого трикотажа, который быстро изнашивается, а по краям сразу же начинал скручиваться. Хотя качество здесь вторично, наряд то был «одноразовым», исключительно для концерта. Гораздо интереснее внешний вид!

Вот теперь представьте нас, разодетых в красное, с жёлтыми повязками на головах. Броско! Море одинаковой детворы, все как на подбор. Я чувствовал себя немного некомфортно в эдаком прикиде, ведь никогда ничего подобного я не носил, даже подумать не мог. Да никто так не одевался в обычной жизни, оттого было ещё комичнее.

Все как-то вдруг изменились до неузнаваемости. Это были мои друзья, знакомые, одноклассники, но какие-то незнакомые. И только в разговоре угадывалось, что это всё ещё тот самый человек. Интересно было смотреть на учителей в красных кофтах с банданами, так как они тоже должны были переодеться.

- Светлана Павловна, а у пионеров такие же галстуки были?

- Ну да, похожие. Тоже треугольные. Только наоборот, не жёлтые, а красные, конечно же. И размером наверное побольше немного были…

- А покажите, как его завязывать.

- Хмм… ну давай. Сейчас, только вспомнить надо. Сколько лет я его уже не завязывала.

Мы стоим и пристально смотрим. Несколько неуверенных движений, и она медленно, но следуя последовательности, завязала на шее тот самый пионерский узелок.

- Вот, готово. Помню! В школе я ещё успела побыть пионеркой… - я даже слегка обрадовался, что у Светланы Павловны получилось.

- И Вы всё это помните?!

Кто-то рядом удивлённо сказал, – Неужели Вы такая старая, - все стоявшие вокруг рассмеялись.

- О да! – иронично, с лёгкой ухмылкой ответила учитель.

Скоро время выходить. Внешний вид – порядок. Собираемся и следуем за руководителем, теперь мы готовы явить себя зрителям!

Концерт

Где же разместить хор из тысячи человек?! Да так, чтобы всем зрителям было видно всех участников. Было принято простое и оригинальное решение. Хор разместился на двух больших трибунах. Они представляли из себя многоярусные сборные зрительские ряды высотой около 5 метров. Две абсолютно одинаковые глыбы, они стояли симметрично по бокам от сцены, одна - справа, другая - слева. За счёт этого также создавался эффект масштабности. Ну а сотни зрителей наоборот сидели на стульях, на пространстве самой площади Ленина (Соборной), так можно было разместить гораздо больше человек.

Выходим на Площадь и постепенно приближаемся к трибунам. Окружает лёгкий шум десятков голосов. Постепенно его заглушают звуки с площади, и чем ближе подходим, тем больше людей замолкает. Разговоры постепенно затихли, и остался только гулкий топот шагов.

Вот уже проходим стороной железные решётчатые конструкции… За трибунами темно, что происходит на площади – не видно. Чувствуется лёгкий мандраж, но мы вместе, и ничто не страшно.

Поднимаемся, садимся на заранее оговоренные места. Концерта ещё нет, но он уже вот-вот должен начаться, идут последние приготовления. Зрителей становится больше, скоро все ближайшие обозримые места будут заняты. В проходах и возле крайних мест стоят операторы новостных телеканалов, их легко узнать по красно-синим логотипам на микрофонах, камерах, футболках. Кто-то из обычных людей также старается найти себе место поближе и тоже снимать фестиваль. Некоторые встают с фотоаппаратами в самой гуще зрительских рядов.

Постепенно вокруг воцарилась тишина, если её условно можно так назвать.

. . .

Играет музыка, танцы, выступления музыкантов и певцов… концерт начался! Сразу как-то поднялось настроение. Солнце стало светить ярче, мажорный ветер развивает жёлтые банданы. Нас посадили почти по центру правой трибуны (если смотреть от лица зрителя), примерно на пятом – седьмом ряду. А это уже было на нехилом возвышении. Вид на площадь оттуда открывался отличный! Волнение совсем улетучилось, и я теперь чувствую себя тоже зрителем, наблюдателем всего происходящего вокруг.

Концерт между тем в полном разгаре, номера идут одно за другим. Вот на сцене читают стихи, вот уже кто-то поёт, а за ним выступает коллектив с народными танцами, затем парный танец - вальс. Параллельно проходит сама церемония награждения в разных номинациях. Большую часть времени мы просто сидели и перешёптывались друг с другом.

Взор падает на противоположную трибуну. Обе секции стояли под углом к сцене, так что мне всё было хорошо видно. Хм, странно. Верхние ряды, кажется, редеют. Занято большинство мест, но далеко не все. А действительно ли нас тысяча?! - думаю я, и принимаюсь считать количество сидящих на противоположных рядах. В конце концов, с некоторыми допущениями и условностями, на левой трибуне я насчитал порядка 350 человек. Теперь, если принять количество ребят на нашей трибуне таким же, то получится, что состав тысячного хора включает в себя около 700 участников. Немного разочаровывает, конечно, но это в любом случае большой хор.

Большую часть времени мы просто сидели, перешёптывались друг с другом и шутили. Одним из объектов насмешек стал дирижёр. Статный молодой мужчина во фраке и аккуратно уложенными волосами. Он стоял на пьедестале, на отдалении от сцены, возвышаясь над окружением, из-за чего сильно контрастировал. Удивительно, но он, помнится, находился на своём месте весь концерт и вынужден был стоять! Большая ответственность.

Начинает играть оркестр, и взоры невольно притягивает к себе дирижер – доминанта, единственный «живой» среди молчаливой неподвижной массы.

Дирижёр в целом – фигура необычная. Управление оркестром сопровождается по-особому элегантными движениями. Они могут быть не только плавными, но и резкими, строгими. Однако в любом случае, они полны некой балетной хореографии и искусной гибкости, не похожей ни на что. Это необходимо, поскольку дирижёр – это лицо оркестра. А здесь он вообще бал лицом целого фестиваля, лицом нашего города (одним из, наравне с ведущими).

И вот что именно было смешного, так это характер жестов. Более того, абсолютно все движения и поведение дирижёра в целом были такими же яркими. Если на сцене приветствовали нового номинанта, дирижёр легонько стучал тростью о левую ладонь. Если прозвучала шутка, то он тоже хлопал, но уже не показывал ту скромность. Размашисто двигал руками, как бы изображая громкие хлопки. Во время выступления Тысячного хора дирижёр выразительно артикулировал слова песен, и по ходу исполнения можно было наблюдать за быстро сменяющимися гримасами. Всё это было нарочито, как следствие выглядело на тот момент очень комично. Мы придумывали шутки (что конкретно - не помню, да не очень то и важно), забавлялись в передразнивании, и хихикали уже сами над собой. Впрочем, это быстро наскучило, хотя и было поначалу забавно. Уж не судите строго за эту наивную детскую шалость.

И так, настало время исполнить то, к чему все мы так долго готовились, и чего мы так долго ждали. На концерте, что на первом, что на втором, мы исполняли родные и знакомые всем песни: «Летите голуби летите», «Гимн Ульяновской области», «Солнечный круг»… много было разных песен. Но лучше всего мне запомнилась «Широка страна моя родная...». Тут то и прозвучит китайский перевод, который мы так долго зубрили.

Согласно концертной программе, ведущие объявляют номер, весь тысячный хор встаёт. Эхо от динамиков постепенно стихает, в воздухе ненадолго повисла тишина. Играется вступление... готовимся, внутри себя должно быть каждый готовится. Вдох, и полилась песня, «Широка-а...», сотни голосов звучат в унисон, окружая со всех сторон. Голоса заполняют пространство вокруг.

После первого куплета нужно петь второй, который как раз звучит на китайском языке. С таким же смелым настроем начинаем второй куплет: «Дже ши дзу-у…», кринж, позвольте выразиться! Мы ведь не знали, как нужно правильно произносить, а понять смысл, слушая хоровое исполнение, было совсем невозможно. Я начинаю всматриваться в лица китайских гостей на первых рядах, пытаюсь понять их реакцию, «…ин дин я о-о-о-лин тхи энь!». Первой была женщина, сидевшая с краю. Слегка прикрытые глаза, мягкая улыбка с лёгкой ухмылкой. В общем, она выражает собой спокойствие и … понимание, это придаёт уверенности. В то же время мужчина, сидевший рядом, был видимо другого мнения. Он сощурил глаза, напряг губы и немного покосился на бок в недоумении. На лице его явно считывается серьёзный риторический вопрос: «что здесь вообще происходит?!».

Но находясь там, в гуще событий, чувствуешь себя как «за каменной стеной». Ощущения необычные. Огромный хор звучит в едином порыве - дух захватывает.

На Венце

Середина сентября, последние тёплые деньки. Люди прощаются с летом, а «лето – это маленькая жизнь», как говорится. К тому же, воскресенье - выходной. В те дни весь центр города пребывал в праздничном обличии. А сердцем Обломовского фестиваля стал бульвар Новый Венец. Здесь организовано разное: сувениры из Ульяновска, интерактивные площадки, мороженое и выпечка, умельцы продают вещицы ручной работы, будь то деревянная резная посуда либо украшения и аксессуары. Побрякушки по сути своей, но пройти мимо невозможно. И вот ты уже рассматриваешь цветное блестящее рукоделье, из какого материала оно сделано, и как автор смог это придумать.

Каким-то образом у нас появилось достаточно свободного времени. То ли это было между репетициями, то ли уже после выступления. В общем, теперь и наш хор шёл гулять по центру, чтобы окунуться в этот «праздник жизни».

И вот навстречу попался волынщик, скрипучие звуки которого приглушённо слышались на расстоянии. Достаточно высокий, стройный дяденька сжимал подмышкой серый мешок. На плече лежало несколько трубок, будто тёмные перья раскрытых крыльев. Рядом с ним стоял пониже и покрупней дяденька с барабаном. Костюмы вдохновлены средневековой эстетикой. Оба были одеты в запоясанные красно-белые туники в пол из какой-то мешковины. Волынщик играл, а барабанщик держал ритм. Так мы и стояли, слушая протяжную, будто гипнотизирующую мелодию волынки. Закончив, музыкант вкратце рассказал нам о работе инструмента, бросил пару шуток… идём дальше.

А люди всё тянутся, тянутся. Некоторые торопливо мелькают между деревьев, остальные медленно и не спеша снуют в хаотичном потоке по аллеям, кто куда. Кажется, что места остаётся всё меньше и скоро совсем не останется.

Небольшая остановка, я наклоняюсь к газону, видимо с намерением присесть. И тут обращаю внимание на траву. Газон мне показался по-особенному плотным, трава он определённо была пострижена. Может дело именно в этом, но уж больно не похожа была трава на ту, которая обычно растёт в скверах, даже в центре города. К тому же зелёный цвет травы, он виделся более насыщенным. Я определённо подумал, что специально для фестиваля раскатали искусственный рулонный газон. Сейчас я сомневаюсь, что это правда... а может, так оно и было?!

Такие гуляния случаются на любой крупный праздник, и каждый раз народ стремится на этот самый праздник попасть. Принять участие в каком-то весёлом конкурсе, посмотреть на какое-нибудь выступление или шоу и получить незабываемые впечатления… да хотя бы просто выйти беззаботно прогуляться по центру с семьёй, с друзьями, с родными и близкими, и всё равно стать частью этого торжества.

Бульвар обволакивают яркие, но уже по-осеннему мягкие вечерние лучи солнца. Фестиваль окончен, наша группа возвращается домой.

Память

Белая футболка, которую каждому раздали – халява. К тому же, вещь практичная, подходит ко всему. Поэтому её я проносил всё лето, а может и следующий сезон, пока не вырос. Другое дело - броская красная кофта, в которой мы выступали перед китайской делегацией, была не очень то удобной. Носить её на улице, вот так публично как-то не к месту. Отдать кому-то, да кому она нужна то?! А просто так выкинуть – жалко. Так и осталась эта кофта бытовым скрапом лежать на верхней полке шкафа.

И вот, разбирая вещи во время переезда, я с удивлением заметил эту кофточку. «Точно, кофта с выступления в Тысячном хоре! А мы её так и не выкинули. Конечно же она осталась, как иначе то», подумал я. И жёлтая бандана на месте, аккуратно сложена внутрь. Ура, и она тоже сохранилась, полный комплект! Надо примерить.

Переодевшись, как и десять лет назад, во вновь обнаруженный «артефакт», я подошёл к зеркалу. Удивительно, а она даже сейчас не так уж и мала, практически по мне. Выходит, что нам выдавали одежду большего по размеру, сильно больше. А учитывая, что я тогда был очень низкого роста (почти что самым маленьким среди круга общения), на мне кофта должна была висеть, «как на вешалке». По-моему даже на концерте некоторые подгибали рукава… да, что-то подобное всплывает в памяти.

А ведь, если задуматься, мне повезло попасть в Тысячный хор. Поскольку участвовали в нём ученики музыкальных школ достаточно взрослые, чтобы выдержать весь концерт и чтобы представлять имя города перед зарубежными гостями! То есть, это были дети примерно 12 - 16 лет. И будь я чуть младше, то меня, как и весь поток сверстников, не взяли бы в состав хора. А будь я чуть старше, то не смог бы принять участия, просто потому что уже выпустился бы из музыкальной школы. Отбирали туда тоже не всех подряд, а только тех, кто пел хорошо.

И так, фестиваль закончился, тысячный хор ушёл в историю. Закончились концерты, да и саму музыкальную школу я уже давно закончил. Но с тех самых пор у меня осталось кое-что. Прежде всего, это навыки и опыт. Я по-прежнему играю на фортепиано и пою, больше просто для себя, отвлекаясь от забот и погружаясь в мир гармонии. И конечно же я люблю слушать музыку. В общем, музыка и по сей день неразрывно связана с моей жизнью.

Также, я получил опыт, как-никак. Я увидел и узнал, как выглядит жизнь подобных больших мероприятий изнутри, прям из сердца событий.

Тысячный хор - действительно выдающееся событие, незабываемое. Я до сих пор помню песни, которые мы там учили… И есть ещё нечто (последнее), что неизменно тянется все эти годы – воспоминания. Те эмоции, которые переполняли тогда: волнение, радость и воодушевление, по-детски наивные, но неподдельные.

Хорошо, когда есть привычка сохранять подобные памятные вещи. В моменте, конечно, всё это кажется мелкой суетой, не достойной внимания. Большинство даже не придают значения каким-то простым бытовым вещам. Но спустя годы, в ретроспективе, простенький мятый магазинный чек или выцветшая и рассыпающаяся газета, даже корявый детский рисунок становится особенно дорог. Казалось бы, такие ненужные вещи, со временем приобретают сакральный статус! Ведь каждая вещь хранит в себе некие какие-то воспоминания, с каждой вещью связаны определённые события и эмоции. Таким образом, кофточка из дешёвого трикотажа, закручивающегося по краям, этот «бытовой скрап» как я её назвал, стала реликвией. И я буду бережно хранить её, так же, как и связанные с этим бесценные воспоминания.

Ностальгия проснулась, то самое чувство теплоты и лёгкой щемящей грусти… Прошлого уже не вернуть, жаль. Всё течёт, всё меняется. В прочем, в жизни ждёт ещё много новых свершений и новых впечатлений, возможно, ещё более ярких!

Весна, 2024 год

Илья Рудень

Фото и видео Юлии Узрютовой

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПастухова О.Д.ПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАвтомеханический техникумАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГоспиталь ветеранов войнГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиплощадь 30-летия ПобедыПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер Гончаровасквер имени И.Н. УльяноваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУулица Карла Марксаулица Ленинаулица УльяновскаяУльяновская областная клиническая больницаУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорХрамыЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru