На прошлой неделе в Ульяновске прошла областная ежегодная краеведческая конференция, на которой было заслушано 25 работ по краеведению. Две из них представили майнцы. Ознакомимся с выступлением специалиста Майнского районного историко-краеведческого музея Владимира Кузьмича Воробьёва.
В Ульяновском облгосархиве бережно хранятся летописи 65 церквей Симбирской губернии, это одно из крупнейших в стране собраний, доступных исследователям. В это число входит летопись Троицкой церкви села Аксаково Симбирского уезда, ныне Майнского района. Она объёмом в 33 листа большого формата, с 1874-го по 1917 год – единственная на весь наш район. А есть ли другие церковные летописи, относящиеся к Майнскому району, которые сохранились до наших дней? Оказывается, есть. Это рукопись Иоанно-Богословской церкви села Апалиха Симбирского уезда. Она счастливо избежала печальной участи уничтожения: попав в надёжные руки одной верующей женщины ещё до разрушения храма, она сохранилась. Её с подлинника старательно, слово в слово, понимая всю истинную сущность и уникальность, переписала в особую тетрадь бывший директор местной школы Лидия Ивановна Кадрева.
Летопись можно разделить на три составные части: «Предисловие автора», «История села Апалиха» и основные записи по каждому году (заполнялись в конце года).
«Всякому причту, – писал в предисловии 7 ноября 1881 года местный священник, летописец Павел Смирнов, – вменяется в обязанность иметь при своей церкви и исправно вести так называемую церковную летопись. До моего же поступления в село Опалиху, здесь, при церкви, этого документа не было, и я решился составить летопись, но к своему несчастию, я нигде не мог найти каких-либо источников, которые хоть сколько-нибудь облегчили бы и разъяснили бы мне туманность этого труда. Хотелось обратиться к памяти старожилов, но они в большинстве случаев не могли отвечать на мои расспросы хоть только гадательно…
…Принимая во внимание недостаточность источников, свидетельских показаний, я надеюсь, что всякий читатель извинит скудность моего небольшого, но всё-таки труда».
Первоначальное название села – Опалиха, позднее оно трансформировалось в Апалиху.
В «Истории села Апалиха» священник-летописец писал, что «по самому древнему преданию село помнит церковь и крепостное село» и своего первого помещика Ивана Гавриловича Дмитриева. Были у него поместья в сёлах Вырыпаевка и Козловка Сызранского уезда Симбирской губернии, а также в сёлах Троицкое, Богородицкое и в деревне Буян Самарской губернии. О И.Г. Дмитриеве летописец сообщает: «Обладая высоким служебным положением и верный характеру своего времени, Дмитриев распоряжался своими крестьянами как ему хотелось. Стоило (кому) только малость провиниться, как он лишался своей родины и ссылался в отдалённую губернию в своё поместье. По такому характеру своего барина село Опалиха имеет много туземных разных пришельцев, ссыльных и опальных. Село Опалиха у Дмитриева было местом ссылки и опалы, вследствие чего и получило название село Опалиха, так как были только ссыльные и опальные».
Иван Гаврилович Дмитриев (1739–1819) принадлежал к древнему русскому дворянскому роду, представители которого «благодаря своей родовитости и знатности занимали довольно высокие должности в государственной и военных службах» – так о нём писала ульяновская исследователь Е.К. Беспалова в первом томе «Ульяновской – Симбирской энциклопедии» (с. 172). Среди них были послы, стольники, воеводы, учёные и военные.
Сам Иван Гаврилович был городничим в Сызрани, уездным предводителем дворянства, был женат на дочери богатейшего помещика А.А. Бекетова Екатерине Афанасьевне. Его сестра, Евдокия Гавриловна, стала мачехой Н.М. Карамзину, которой тот был многим обязан своим образованием и воспитанием. Сын, Иван Иванович Дмитриев (1760–1837), был знаменит как поэт, баснописец и министр юстиции. Писал стихи и много переводил другой сын, Александр Иванович, а внук Михаил, поэт и критик, в своих мемуарах описывает своё пребывание в Апалихе в 1818 году.
Ранее село называлось ещё Покровским, по церкви Покрова Пресвятой Богородицы, взамен которой И.Г. Дмитриев в 1772 году построил «новый храм в честь своего ангела Ивана Богослова», причём «крестьяне, приняв новый праздник, не хотели расставаться и со старым», исправно отмечали оба, «ходили с молебнами со двора на двор».
Интересно то место в летописи, где рассказывается о том, как выглядело село Апалиха много лет назад: «Местность, окружающую Опалиху, можно назвать степною по отсутствию на далёкое расстояние леса. Но по показаниям старожилов, Опалиха была окружена прекрасными лесами. Сосны и дубы, от которых не осталось и следа, все они пали под топором барышников, этих сынов нашего века, усиливая стремление к наживе, и вот на необозримом пространстве появились степи, дававшие обильные пастбища в летнее время и богатый запас сена. Но этот же дух барышничества уничтожил и все эти степи, которых с каждым годом становилось всё меньше и меньше. Сотни и тысячи десятин в разных местах были подняты плугом для посева хлебов. Теперь, куда ни кинет глаз, одни только видны хлебопашцы, несмотря на громадное их количество и делающее за последние годы незавидные урожаи. Где-то на горизонте в тумане заметна небольшая гривка леса, какими-то судьбами уцелевшая от всеобщего истребления, отчего прежде довольно многоводная речка села Опалихи… с каждым годом всё мелеет, так что при самом тщательном сбережении воды она едва в состоянии вертеть по одному камню построенных на ней мельницам».
После реформы 1861 года Апалиха разделилась на два самостоятельных общества. Крестьяне правой стороны села (по течению речушки) бывшей помещицы Е.Н. Пазухиной стали владеть после выкупа «более полным наделом земли» (358 десятин на 83 ревизские души). А крестьяне левой стороны бывшей помещицы С.М. Насакиной на 133 ревизские души получили всего 177 десятин. Это, говорится в летописи, произошло потому, что здесь, как и в других сёлах, помещики настойчиво уговаривали своих бывших крепостных, желая урвать за выкуп земли побольше денег, «идти на большой надел и принуждали их к этому даже различными телесными наказаниями». Именно поэтому другие крестьяне, «видя в этом неизвестную для них западню, упорно шли на малый надел».
«Все жители Опалихи, – сообщается далее в летописи, – были хлебопашцами, торговцев и промышленников в среде их нет, да и земледелием они занимаются в самых скромных размерах от бедствия и праздности – матери всех пороков. В среде их довольно развито пристрастие к горячим напиткам и к орлянке (игра в деньги). По этой причине в их среде за немногими исключениями и живут довольно бедно, так что из числа братий нищих, ежегодно обходящих соседние сёла с Опалихой (потому что в самой Опалихе нечего взять), большой процент падает на опалихинских выходцев, из числа которых некоторые обратили это выгодное занятие в ремесло».
Недостаток надельной земли, низкое её качество, допотопная «техника» обработки посевов, отсутствие органических удобрений, а также капризы природы и леность крестьян были основными причинами низких урожаев хлебов. Этим и объясняются незавидное благосостояние крестьянских хозяйств и крайняя бедность крестьян. Вот, например, что говорит запись в летописи за 1881 год: «…Вдруг морозы в мае с 14 по 20 мая, убившие посевы, в том числе и в Опалихе, а потом наступивший сильный жар, убийственная засуха окончательно уничтожили всходы. Дух народа, подломленный бедствиями, упал окончательно. Все со страхом смотрели на гнев божий и ждали чуть не голодной смерти. В это время в Опалихе было назначено молебствие, в этот день, 6 июня, после литургии при участии всех жителей села Опалиха был совершён крестный ход на поля с молебным пением, и молитва не осталась не услышанной. С вечера того же дня стали ежедневно идти дожди, под благотворной влагою оживились посевы, и воскресли ржаные… Скуден был урожай ржаного, но ярового было столько, что все надеются без великой скудности дожить до будущих урожаев…»
Другая запись в летописи о плохом урожае хлебов за 1888 год: «год этот был неурожайным, да и старого хлеба у крестьян не оставалось по случаю неурожая в прошлом году. Участь незавидная, большая часть жителей Опалихи пошла с сумой в соседние селения. Многие ездили на лошадях. Но урожай везде незавидный и поэтому нищие жалуются на скудное подаяние. На крестьянах много барщины, арендного долгу 1800 рублей, который Дмитриев требует выплатить в скором времени, но они не только не имеют возможности исполнить этого, а едва не знают, как прокормиться до нового хлеба. И скот ужасно дешёвый, кто и рад бы продать последнюю скотину, чтобы заплатить долг или чтобы только с корму долой, но жалко отдавать даром. Покупатели были редки хотя и на дешевую скотину…» А вот ещё одна запись о неурожае в 1898 году: «Дождя нет, хлеб гибнет, особенно яровые, с десятины не намолачивают и пуда. Греча пропала. Соломы и сена нет. Крестьяне распродают скот. Полный неурожай. Надеются на помощь правительства. 9 декабря при школе открыта на 40 учащихся столовая от Общества Красного Креста».
Бывали в селе и другие, более-менее урожайные годы, но очень редко. В записи летописи за 1885 год сообщается: «Хороший урожай хлебов, только дожди препятствовали убирать хлеб в гумна». А вот короткая запись, относящаяся к 1896 году: «Зима суровая. Лето тёплое. Травы сильные. Небывалый сбор сена». Нашло в летописи отражение и общероссийское событие – убийство народовольцами царя-освободителя Александра II: «1881-й год, первые числа марта были особенными днями печали, когда злодейская рука отняла у нас незабвенного государя и императора Александра Николаевича. Общая скорбь народа легла на сердца жителей Опалихи. Но вот пришли известия и распоряжения нового государя Александра Александровича. Уныло гудит колокол, призывающий в храм на молитву и для присяги новому законному государю. В другое время это было бы радостное событие, но в данное время сердца не могли забыть так глубоко поразившую их скорбь, чувства их выразились в слезах и молитвах…»
От внимания священника-летописца (с перемещением в 1882 году Павла Смирнова в соседнее село Кадыковку его дело продолжил Стефан Силецкий) не могли пройти мимо различные особые случаи и происшествия, произошедшие в Апалихе и церкви. Это и ремонт в храме, и образование самостоятельного церковного прихода в Апалихе в 1876 году, и приобретение нового колокола в 26 пудов и 8 фунтов в 1885 году, и неоднократные кражи церковного имущества злоумышленниками, и строительство новой колокольни в 1845 году, и посещения местного храма в 1876–1879 годах епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом, которые стали «днями духовного торжества». «Бросали занятия, – писала летопись об этих посещениях, – и, одевшись в праздничные наряды, жители села спешили к храму навстречу архипастырю в надежде получить от него благословение. И надежда их не обманывала. Архипастырь после осмотра церкви допускал к благословению, со многими вступал в личные разговоры, после чего удалялся, сопровождаемый радостными взорами своих духовников и чад». Есть в летописи немало записей о состоянии грамотности среди апалихинских жителей, строительстве, открытии и работе здешней школы. «По скудности общественных средств, – говорится в ней, – в селе Апалихе школы не имеется. В этом отношении она приписана к селу Юшанское, куда ежегодно по волостному выбору отряжали мальчиков, а из числа мужчин хотя бы мало-мальски образованных нет никого, вследствии чего и общее мировоззрение среди жителей довольно низко».
В другой записи, за 1888 год, сказано: «Замечено, что прихожане склонны к изучению грамоты… Это видно, с каким усердием они ходят слушать богослужение, несмотря на холод в церкви и продолжительный пост. Это обстоятельство наводит священника на мысль открыть церковно-приходскую школу» Из следующей записи, за 1896 год, следует: «В 1896 году предполагается в Апалихе открыть школу церковно-приходскую. В феврале местный священник ездил с прошением в Симбирский епархиальный училищный совет о пособии на постройку здания школы, и вот 14 июня через местного отца благочинного получено 100 рублей на заготовку стройматериала». К месту строительства был совершён крестный ход, а уже 2 сентября того же года новая школа распахнула свои двери перед учениками. Оказалось, что «желающих учиться в таком малом селении, как Апалиха, было 40 человек».
Интересна запись в летописи за 1900 год: «О школе. В настоящем году был первый выпуск учеников церковно-приходской школы. К экзамену были допущены 10 мальчиков и 6 девочек. Курс окончили 9 мальчиков со свидетельствами на льготу по воинской части. В настоящее время в старшем отделении 9 человек, а в младшем 23, всего 32 человека».
Летопись называет имена первых учителей местной ребятни: законоучителем состоял приходский священник-летописец Стефан Силецкий, пение вёл псаломщик Михаил Фиалков, а учительницей основных предметов была назначена Мария Степановна Преображенская. К слову, она приходилась дочерью Степану Николаевичу Преображенскому – учителю и заведующему вторым мужским училищем в Симбирске, ученику И.Н. Ульянова по Симбирским двухгодичным педагогическим курсам; его школу Илья Николаевич посещал ежегодно и относил к лучшим в губернии. В Апалихе Мария Степановна проработала 50 лет, награждена орденом Ленина, в школьном музее ей посвящена экспозиция.
В летописи за каждый год в обязательном порядке приводятся статистические сведения об общем числе родившихся и умерших прихожан и о заключённых бракосочетаниях по всем селениям, входящим в церковный приход. Анализ данных показывает, что в урожайные годы рождаемость была выше смертности, а в неурожайные годы – наоборот. Например, в 1885 году родилось 48 человек, (умерло – 30), 1890 году, соответственно, 45 и 25, в 1903 году – 41 и 17. В неурожайном 1887 году родилось 44, а умерло 54, в 1898 году – 14 и 37.
Имеются в церковной летописи любопытные сведения о двух ближайших к Апалихе деревушках, которые исчезли много лет назад и о которых нет никаких данных даже в «Ульяновской – Симбирской энциклопедии», хотя в памяти апалихинских старожилов они сохранились. Первая деревня, с оптимистическим названием Отрада, находилась в одной версте от Апалихи по течению реки, при колодце; вторая, с именным названием Ольгино, располагалась в пяти верстах от села. Обе они достались в качестве приданого племянницам бездетной Надежды Ивановны Дмитриевой (дочери Ивана Гавриловича Дмитриева): Ольгино – Софье Фёдоровне (по мужу – Нефёдовой), а Отрада – Екатерине Фёдоровне (по мужу – Матюниной). В Отраде в 1859 году числилось всего три двора, в которых проживали 40 человек, а в Ольгине – 7 дворов и тоже 40 человек населения.
В каком году и в связи с чем возникли эти крошечные деревушки, летопись на эти вопросы не даёт определённого ответа. Она лишь сообщает следующие сведения: В 1870-х годах «общество крестьян этих деревушек, глядя один на другого, тяготясь трудами хлебопашца, решило, продав свои дома и землю, переселиться в Симбирск на барское лёгкое житьё со званием мещан. Сказано – сделано. Когда они заявились в Симбирск и попробовали лёгкой барской городской жизни, то многие пожалели о старой жизни и, «истратив бывшие от продажи деньги, возвратились на родину продолжать обрабатывать землю, а некоторые остались там». А далее в летописи отмечалось: «Здесь нужно заметить, что крестьяне деревни Отрада продали всё своё движимое и недвижимое имущество, почему и уничтожилась сама деревня, из крестьян деревни Ольгино одни продали, другие не принимали участия, вследствие чего Ольгино существует и по сиё время». В 1900 году в Ольгине в 11 дворах проживало 44 человека, в 1924 году в 14 дворах насчитывалось 60 человек. В 1928 году в деревне осталось 12 дворов и 56 жителей, а в скором времени она перестала существовать, попав в число бесперспективных селений.
…Прочитана и перевёрнута последняя страница церковной летописи, и в душе моей сразу выросло светлое чувство искренней благодарности и почтения к тем двум апалихинским духовным пастырям, что на протяжении многих лет сознательно и терпеливо трудились над её составлением, стремясь запечатлеть местную историю во всём её многообразии. Одновременно у меня возник вопрос: а что же нам не озаботиться продолжением этой благородной работы, используя компьютерную технику и фотоаппараты? Вопрос остаётся открытым.
Ленинец, 4 апреля 2012 г.;
Краеведческие записки Ульяновского областного
краеведческого музея имени И.А. Гончарова.
Выпуск 15. Ульяновск, 2012, с. 14–21.
Материал из книги:
Воробьёв, В.К. Майнская земля и её люди. Записки краеведа. В.К. Воробьёв. – Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Симбирское информационное бюро», 2023. – 232 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе .........................................................................................3
От автора .........................................................................................4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИЗ ПРОШЛОГО РОДНОГО КРАЯ
Река Майна и железная дорога – символы посёлка и района......7
Слава и честь Майнского района.............................................14
Первая строка биографии Симбирского края............................22
Когда возникла наша Берёзовка?............................................28
Симбирский губернатор и апалихинские крестьяне...................31
Страницы истории села Апалиха..............................................33
В борьбе за землю и волю..............................................,.........41
Наказаны по царскому повелению............................................44
Новые материалы об Аксаковском имении ................................47
Земляк и соратник В.И. Ленина.................................................53
А.А. Пластов в Майне. Новые материалы....................................56
Майна – районный центр Средневолжского края.........................61
Майнцы в годы Великой Отечественной войны............................70
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТРУДЫ И ПОДВИГИ ЗЕМЛЯКОВ
И.С. Полбин в Майне. Новые материалы.....................................78
Подвиг на реке Нарев................................................................88
Кавалер Золотой Звезды из Дедяшевки.......................................91
Герой из села Городецкое...........................................................95
В боях за высоту........................................................................99
Мост памяти В.П. Зимина...........................................................104
Подвиг артиллериста П.А. Абрамова ...........................................109
На реке Свирь............................................................................111
Артиллерист Пётр Богатов...........................................................115
Подвиги разведчика Юдина.........................................................118
Трижды награждённый орденом Славы.........................................121
В боях за Прибалтику..................................................................124
Побег из ада...............................................................................126
Жизнь, отданная армии...............................................................127
Через всю жизнь.........................................................................132
Из семьи Немытиных...................................................................135
Воины-интернационалисты..........................................................138
Писатель и поэт А.П. Макаров......................................................140
Писатель из села Чуфарова..........................................................142
Писатель из Старой Майны...........................................................145
«Я родом из Майны…»..................................................................147
Академик из Кадыковки................................................................149
Ледокол «Владимир Каврайский»..................................................151
Учёный-химик из Ртищево-Каменки...............................................153
Родился в селе Тагай ...................................................................155
Педагог и краевед, художник и журналист.....................................159
По путёвке И.С. Полбина...............................................................162
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Первая инспекция И.Н. Ульянова...................................................164
Новое об И.Н. Ульянове.................................................................171
Как работали учителя-ульяновцы...................................................178
И.Н. Ульянов и школы Майнского района........................................181
Из истории церковных школ Майнского района...............................206
Первые очаги культуры в Майне....................................................216
Подарили Майне новую школу.......................................................218
Как строилась школа.....................................................................222
Устремлённая в будущее................................................................224
Анненковская библиотека – первая в районе?.................................227