1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Визит Брежнева в Ульяновск, 1970 г.
Места, 14 Мая 1881
Страницы истории села Апалиха

На прошлой неделе в Ульяновске прошла област­ная ежегодная краеведческая конференция, на которой было заслушано 25 работ по краеведению. Две из них представили майнцы. Ознакомимся с выступлением специалиста Майнско­го районного историко-краеведческого музея Владимира Кузь­мича Воробьёва.

В Ульяновском облгосархиве бережно хранятся лето­писи 65 церквей Симбирской губернии, это одно из крупней­ших в стране собраний, доступных исследователям. В это число входит летопись Троицкой церкви села Аксаково Симбирского уезда, ныне Майнского района. Она объёмом в 33 листа боль­шого формата, с 1874-го по 1917 год – единственная на весь наш район. А есть ли другие церковные летописи, относящие­ся к Майнскому району, которые сохранились до наших дней? Оказывается, есть. Это рукопись Иоанно-Богословской церк­ви села Апалиха Симбирского уезда. Она счастливо избежала печальной участи уничтожения: попав в надёжные руки одной верующей женщины ещё до разрушения храма, она сохрани­лась. Её с подлинника старательно, слово в слово, понимая всю истинную сущность и уникальность, переписала в особую тетрадь бывший директор местной школы Лидия Ивановна Кадрева.

Летопись можно разделить на три составные части: «Предисловие автора», «История села Апалиха» и основные записи по каждому году (заполнялись в конце года).

«Всякому причту, – писал в предисловии 7 ноября 1881 года местный священник, летописец Павел Смирнов, – вменяется в обязанность иметь при своей церкви и исправно вести так называемую церковную летопись. До моего же посту­пления в село Опалиху, здесь, при церкви, этого документа не было, и я решился составить летопись, но к своему несчастию, я нигде не мог найти каких-либо источников, которые хоть сколько-нибудь облегчили бы и разъяснили бы мне туманность этого труда. Хотелось обратиться к памяти старожилов, но они в большинстве случаев не могли отвечать на мои расспросы хоть только гадательно…

…Принимая во внимание недостаточность источни­ков, свидетельских показаний, я надеюсь, что всякий читатель извинит скудность моего небольшого, но всё-таки труда».

Первоначальное название села – Опалиха, позднее оно трансформировалось в Апалиху.

В «Истории села Апалиха» священник-летописец писал, что «по самому древнему преданию село помнит церковь и крепостное село» и своего первого помещика Ивана Гаврило­вича Дмитриева. Были у него поместья в сёлах Вырыпаевка и Козловка Сызранского уезда Симбирской губернии, а также в сёлах Троицкое, Богородицкое и в деревне Буян Самарской губернии. О И.Г. Дмитриеве летописец сообщает: «Обладая высо­ким служебным положением и верный характеру своего вре­мени, Дмитриев распоряжался своими крестьянами как ему хотелось. Стоило (кому) только малость провиниться, как он лишался своей родины и ссылался в отдалённую губернию в своё поместье. По такому характеру своего барина село Опа­лиха имеет много туземных разных пришельцев, ссыльных и опальных. Село Опалиха у Дмитриева было местом ссылки и опалы, вследствие чего и получило название село Опалиха, так как были только ссыльные и опальные».

Иван Гаврилович Дмитриев (1739–1819) принадлежал к древнему русскому дворянскому роду, представители которого «благодаря своей родовитости и знатности занимали доволь­но высокие должности в государственной и военных служ­бах» – так о нём писала ульяновская исследователь Е.К. Беспа­лова в первом томе «Ульяновской – Симбирской энциклопе­дии» (с. 172). Среди них были послы, стольники, воеводы, учё­ные и военные.

Сам Иван Гаврилович был городничим в Сызрани, уезд­ным предводителем дворянства, был женат на дочери бога­тейшего помещика А.А. Бекетова Екатерине Афанасьевне. Его сестра, Евдокия Гавриловна, стала мачехой Н.М. Карамзи­ну, которой тот был многим обязан своим образованием и воспитанием. Сын, Иван Ива­нович Дмитриев (1760–1837), был знаменит как поэт, бас­нописец и министр юстиции. Писал стихи и много перево­дил другой сын, Александр Иванович, а внук Михаил, поэт и критик, в своих мему­арах описывает своё пребыва­ние в Апалихе в 1818 году.

Ранее село называлось ещё Покровским, по церк­ви Покрова Пресвятой Бого­родицы, взамен которой И.Г. Дмитриев в 1772 году построил «новый храм в честь свое­го ангела Ивана Богослова», причём «крестьяне, приняв новый праздник, не хотели расставаться и со старым», исправно отме­чали оба, «ходили с молебнами со двора на двор».

Интересно то место в летописи, где рассказывается о том, как выглядело село Апалиха много лет назад: «Местность, окружающую Опалиху, можно назвать степною по отсутствию на далёкое расстояние леса. Но по показаниям старожилов, Опалиха была окружена прекрасными лесами. Сосны и дубы, от которых не осталось и следа, все они пали под топором барышников, этих сынов нашего века, усиливая стремление к наживе, и вот на необозримом пространстве появились степи, дававшие обильные пастбища в летнее время и богатый запас сена. Но этот же дух барышничества уничтожил и все эти степи, которых с каждым годом становилось всё меньше и меньше. Сотни и тысячи десятин в разных местах были подняты плу­гом для посева хлебов. Теперь, куда ни кинет глаз, одни толь­ко видны хлебопашцы, несмотря на громадное их количество и делающее за последние годы незавидные урожаи. Где-то на горизонте в тумане заметна небольшая гривка леса, какими-то судьбами уцелевшая от всеобщего истребления, отчего прежде довольно многоводная речка села Опалихи… с каждым годом всё мелеет, так что при самом тщательном сбережении воды она едва в состоянии вертеть по одному камню построенных на ней мельницам».

После реформы 1861 года Апалиха разделилась на два самостоятельных общества. Крестьяне правой стороны села (по течению речушки) бывшей помещицы Е.Н. Пазухиной стали владеть после выкупа «более полным наделом земли» (358 десятин на 83 ревизские души). А крестьяне левой сторо­ны бывшей помещицы С.М. Насакиной на 133 ревизские души получили всего 177 десятин. Это, говорится в летописи, произо­шло потому, что здесь, как и в других сёлах, помещики настой­чиво уговаривали своих бывших крепостных, желая урвать за выкуп земли побольше денег, «идти на большой надел и при­нуждали их к этому даже различными телесными наказания­ми». Именно поэтому другие крестьяне, «видя в этом неизвест­ную для них западню, упорно шли на малый надел».

«Все жители Опалихи, – сообщается далее в летописи, – были хлебопашцами, торговцев и промышленников в среде их нет, да и земледелием они занимаются в самых скромных раз­мерах от бедствия и праздности – матери всех пороков. В сре­де их довольно развито пристрастие к горячим напиткам и к орлянке (игра в деньги). По этой причине в их среде за немно­гими исключениями и живут довольно бедно, так что из числа братий нищих, ежегодно обходящих соседние сёла с Опалихой (потому что в самой Опалихе нечего взять), большой процент падает на опалихинских выходцев, из числа которых некото­рые обратили это выгодное занятие в ремесло».

Недостаток надельной земли, низкое её качество, допо­топная «техника» обработки посевов, отсутствие органических удобрений, а также капризы природы и леность крестьян были основными причинами низких урожаев хлебов. Этим и объяс­няются незавидное благосостояние крестьянских хозяйств и крайняя бедность крестьян. Вот, например, что говорит запись в летописи за 1881 год: «…Вдруг морозы в мае с 14 по 20 мая, убившие посевы, в том числе и в Опалихе, а потом наступив­ший сильный жар, убийственная засуха окончательно унич­тожили всходы. Дух народа, подломленный бедствиями, упал окончательно. Все со страхом смотрели на гнев божий и ждали чуть не голодной смерти. В это время в Опалихе было назна­чено молебствие, в этот день, 6 июня, после литургии при уча­стии всех жителей села Опалиха был совершён крестный ход на поля с молебным пением, и молитва не осталась не услы­шанной. С вечера того же дня стали ежедневно идти дожди, под благотворной влагою оживились посевы, и воскресли ржа­ные… Скуден был урожай ржаного, но ярового было столько, что все надеются без великой скудности дожить до будущих урожаев…»

Другая запись в летописи о плохом урожае хлебов за 1888 год: «год этот был неурожайным, да и старого хлеба у кре­стьян не оставалось по случаю неурожая в прошлом году. Участь незавидная, большая часть жителей Опалихи пошла с сумой в соседние селения. Многие ездили на лошадях. Но урожай везде незавидный и поэтому нищие жалуются на скудное подаяние. На крестьянах много барщины, арендного долгу 1800 рублей, который Дмитриев требует выплатить в скором времени, но они не только не имеют возможности исполнить этого, а едва не знают, как прокормиться до нового хлеба. И скот ужас­но дешёвый, кто и рад бы продать последнюю скотину, чтобы заплатить долг или чтобы только с корму долой, но жалко отда­вать даром. Покупатели были редки хотя и на дешевую скоти­ну…» А вот ещё одна запись о неурожае в 1898 году: «Дождя нет, хлеб гибнет, особенно яровые, с десятины не намолачи­вают и пуда. Греча пропала. Соломы и сена нет. Крестьяне рас­продают скот. Полный неурожай. Надеются на помощь прави­тельства. 9 декабря при школе открыта на 40 учащихся столо­вая от Общества Красного Креста».

Бывали в селе и другие, более-менее урожайные годы, но очень редко. В записи летописи за 1885 год сообщает­ся: «Хороший урожай хлебов, только дожди препятствовали убирать хлеб в гумна». А вот короткая запись, относящаяся к 1896 году: «Зима суровая. Лето тёплое. Травы сильные. Небы­валый сбор сена». Нашло в летописи отражение и общероссий­ское событие – убийство народовольцами царя-освободите­ля Александра II: «1881-й год, первые числа марта были осо­бенными днями печали, когда злодейская рука отняла у нас незабвенного государя и императора Александра Николаеви­ча. Общая скорбь народа легла на сердца жителей Опалихи. Но вот пришли известия и распоряжения нового государя Алек­сандра Александровича. Уныло гудит колокол, призывающий в храм на молитву и для присяги новому законному государю. В другое время это было бы радостное событие, но в данное вре­мя сердца не могли забыть так глубоко поразившую их скорбь, чувства их выразились в слезах и молитвах…»

От внимания священника-летописца (с перемещени­ем в 1882 году Павла Смирнова в соседнее село Кадыковку его дело продолжил Стефан Силецкий) не могли пройти мимо раз­личные особые случаи и происшествия, произошедшие в Апа­лихе и церкви. Это и ремонт в храме, и образование самостоя­тельного церковного прихода в Апалихе в 1876 году, и приоб­ретение нового колокола в 26 пудов и 8 фунтов в 1885 году, и неоднократные кражи церковного имущества злоумышленни­ками, и строительство новой колокольни в 1845 году, и посе­щения местного храма в 1876–1879 годах епископом Симбир­ским и Сызранским Феоктистом, которые стали «днями духов­ного торжества». «Бросали занятия, – писала летопись об этих посещениях, – и, одевшись в праздничные наряды, жите­ли села спешили к храму навстречу архипастырю в надежде получить от него благословение. И надежда их не обманывала. Архипастырь после осмотра церкви допускал к благословению, со многими вступал в личные разговоры, после чего удалял­ся, сопровождаемый радостными взорами своих духовников и чад». Есть в летописи немало записей о состоянии грамотности среди апалихинских жителей, строительстве, открытии и рабо­те здешней школы. «По скудности общественных средств, – говорится в ней, – в селе Апалихе школы не имеется. В этом отношении она приписана к селу Юшанское, куда ежегодно по волостному выбору отряжали мальчиков, а из числа мужчин хотя бы мало-мальски образованных нет никого, вследствии чего и общее мировоззрение среди жителей довольно низко».

В другой записи, за 1888 год, сказано: «Замечено, что прихожане склонны к изучению грамоты… Это видно, с каким усердием они ходят слушать богослужение, несмотря на холод в церкви и продолжительный пост. Это обстоятельство наводит священника на мысль открыть церковно-приходскую школу» Из следующей записи, за 1896 год, следует: «В 1896 году пред­полагается в Апалихе открыть школу церковно-приходскую. В феврале местный священник ездил с прошением в Симбир­ский епархиальный училищный совет о пособии на постройку здания школы, и вот 14 июня через местного отца благочинно­го получено 100 рублей на заготовку стройматериала». К месту строительства был совершён крестный ход, а уже 2 сентября того же года новая школа распахнула свои двери перед учени­ками. Оказалось, что «желающих учиться в таком малом селе­нии, как Апалиха, было 40 человек».

Интересна запись в летописи за 1900 год: «О школе. В настоящем году был первый выпуск учеников церковно-при­ходской школы. К экзамену были допущены 10 мальчиков и 6 девочек. Курс окончили 9 мальчиков со свидетельствами на льготу по воинской части. В настоящее время в старшем отде­лении 9 человек, а в младшем 23, всего 32 человека».

Летопись называет имена первых учителей местной ребятни: законоучителем состоял приходский священник-летописец Стефан Силецкий, пение вёл псаломщик Михаил Фиалков, а учительницей основных предметов была назначе­на Мария Степановна Преображенская. К слову, она приходи­лась дочерью Степану Николаевичу Преображенскому – учи­телю и заведующему вторым мужским училищем в Симбир­ске, ученику И.Н. Ульянова по Симбирским двухгодичным педагогическим курсам; его школу Илья Николаевич посещал ежегодно и относил к лучшим в губернии. В Апалихе Мария Степановна проработала 50 лет, награждена орденом Ленина, в школьном музее ей посвящена экспозиция.

В летописи за каждый год в обязательном порядке при­водятся статистические сведения об общем числе родивших­ся и умерших прихожан и о заключённых бракосочетаниях по всем селениям, входящим в церковный приход. Анализ дан­ных показывает, что в урожайные годы рождаемость была выше смертности, а в неурожайные годы – наоборот. Напри­мер, в 1885 году родилось 48 человек, (умерло – 30), 1890 году, соответственно, 45 и 25, в 1903 году – 41 и 17. В неурожайном 1887 году родилось 44, а умерло 54, в 1898 году – 14 и 37.

Имеются в церковной летописи любопытные сведе­ния о двух ближайших к Апалихе деревушках, которые исчезли много лет назад и о которых нет никаких данных даже в «Улья­новской – Симбирской энциклопедии», хотя в памяти апали­хинских старожилов они сохранились. Первая деревня, с опти­мистическим названием Отрада, находилась в одной версте от Апалихи по течению реки, при колодце; вторая, с именным названием Ольгино, располагалась в пяти верстах от села. Обе они достались в качестве приданого племянницам бездетной Надежды Ивановны Дмитриевой (дочери Ивана Гавриловича Дмитриева): Ольгино – Софье Фёдоровне (по мужу – Нефёдо­вой), а Отрада – Екатерине Фёдоровне (по мужу – Матюниной). В Отраде в 1859 году числилось всего три двора, в которых про­живали 40 человек, а в Ольгине – 7 дворов и тоже 40 человек населения.

В каком году и в связи с чем возникли эти крошечные деревушки, летопись на эти вопросы не даёт определённо­го ответа. Она лишь сообщает следующие сведения: В 1870-х годах «общество крестьян этих деревушек, глядя один на дру­гого, тяготясь трудами хлебопашца, решило, продав свои дома и землю, переселиться в Симбирск на барское лёгкое житьё со званием мещан. Сказано – сделано. Когда они заявились в Сим­бирск и попробовали лёгкой барской городской жизни, то мно­гие пожалели о старой жизни и, «истратив бывшие от прода­жи деньги, возвратились на родину продолжать обрабатывать землю, а некоторые остались там». А далее в летописи отме­чалось: «Здесь нужно заметить, что крестьяне деревни Отрада продали всё своё движимое и недвижимое имущество, поче­му и уничтожилась сама деревня, из крестьян деревни Ольгино одни продали, другие не принимали участия, вследствие чего Ольгино существует и по сиё время». В 1900 году в Ольгине в 11 дворах проживало 44 человека, в 1924 году в 14 дворах насчи­тывалось 60 человек. В 1928 году в деревне осталось 12 дворов и 56 жителей, а в скором времени она перестала существовать, попав в число бесперспективных селений.

…Прочитана и перевёрнута последняя страница цер­ковной летописи, и в душе моей сразу выросло светлое чувство искренней благодарности и почтения к тем двум апалихинским духовным пастырям, что на протяжении многих лет сознатель­но и терпеливо трудились над её составлением, стремясь запе­чатлеть местную историю во всём её многообразии. Одновре­менно у меня возник вопрос: а что же нам не озаботиться про­должением этой благородной работы, используя компьютер­ную технику и фотоаппараты? Вопрос остаётся открытым.

Ленинец, 4 апреля 2012 г.;

Краеведческие записки Ульяновского областного

краеведческого музея имени И.А. Гончарова.

Выпуск 15. Ульяновск, 2012, с. 14–21.

Материал из книги:

Воробьёв, В.К. Майнская земля и её люди. Записки краеведа. В.К. Воробьёв. – Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Симбирское информационное бюро», 2023. – 232 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Об авторе .........................................................................................3

От автора .........................................................................................4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИЗ ПРОШЛОГО РОДНОГО КРАЯ

Река Майна и железная дорога – символы посёлка и района......7

Слава и честь Майнского района.............................................14

Первая строка биографии Симбирского края............................22

Когда возникла наша Берёзовка?............................................28

Симбирский губернатор и апалихинские крестьяне...................31

Страницы истории села Апалиха..............................................33

В борьбе за землю и волю..............................................,.........41

Наказаны по царскому повелению............................................44

Новые материалы об Аксаковском имении ................................47

Земляк и соратник В.И. Ленина.................................................53

А.А. Пластов в Майне. Новые материалы....................................56

Майна – районный центр Средневолжского края.........................61

Майнцы в годы Великой Отечественной войны............................70

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ТРУДЫ И ПОДВИГИ ЗЕМЛЯКОВ

И.С. Полбин в Майне. Новые материалы.....................................78

Подвиг на реке Нарев................................................................88

Кавалер Золотой Звезды из Дедяшевки.......................................91

Герой из села Городецкое...........................................................95

В боях за высоту........................................................................99

Мост памяти В.П. Зимина...........................................................104

Подвиг артиллериста П.А. Абрамова ...........................................109

На реке Свирь............................................................................111

Артиллерист Пётр Богатов...........................................................115

Подвиги разведчика Юдина.........................................................118

Трижды награждённый орденом Славы.........................................121

В боях за Прибалтику..................................................................124

Побег из ада...............................................................................126

Жизнь, отданная армии...............................................................127

Через всю жизнь.........................................................................132

Из семьи Немытиных...................................................................135

Воины-интернационалисты..........................................................138

Писатель и поэт А.П. Макаров......................................................140

Писатель из села Чуфарова..........................................................142

Писатель из Старой Майны...........................................................145

«Я родом из Майны…»..................................................................147

Академик из Кадыковки................................................................149

Ледокол «Владимир Каврайский»..................................................151

Учёный-химик из Ртищево-Каменки...............................................153

Родился в селе Тагай ...................................................................155

Педагог и краевед, художник и журналист.....................................159

По путёвке И.С. Полбина...............................................................162

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Первая инспекция И.Н. Ульянова...................................................164

Новое об И.Н. Ульянове.................................................................171

Как работали учителя-ульяновцы...................................................178

И.Н. Ульянов и школы Майнского района........................................181

Из истории церковных школ Майнского района...............................206

Первые очаги культуры в Майне....................................................216

Подарили Майне новую школу.......................................................218

Как строилась школа.....................................................................222

Устремлённая в будущее................................................................224

Анненковская библиотека – первая в районе?.................................227

 

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru