1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
События, 15 Мая 1846
Пароходы покоряют Волгу
Источник: Иван Сивопляс

175 лет назад на Волге началось регулярное пароходное сообщение. 15 (27) мая 1846 года 200-сильный буксирный пароход «Волга» повёл гружёные зерном баржи из Самары в Рыбинск. До 1851 года Самара была уездным городом Симбирской губернии.

Значение этого события за далью прожитых лет и привычкой к совсем другим, куда более быстрым средствам передвижения, нам оценить непросто. Но это была настоящая научно-техническая революция, кардинально переменившая очень многое в жизни приволжских городов и непосредственно Симбирска. Жизнь ускорилась, приблизив столицы и целый мир, сделала доступными путешествия и просто поездки к родным и друзьям для многих категорий граждан, ранее почти невыездных из-за материальных обстоятельств.

Ещё в 1817 году два парохода, выстроенные на средства отставного гвардии ротмистра Всеволода Андреевича Всеволожского, богатейшего предпринимателя, по проекту инженера-конструктора, члена-корреспондента Петербургской Академии наук Петра Григорьевича Соболевского, совершили путешествие длиной в 1160 верст по Каме и Волге от селения Пожва в Пермском крае до Казани. Раннее похолодание вынудило прекратить путешествие вверх по Волге – а весной 1818 года два самых первых волжских парохода затонули, не выдержав напора волжского льда…

В 1820 году очередная «плавучая баня», как окрестили пароходы остроумные волгари, принадлежавшая тому же Всеволожскому, пропыхтела и мимо Симбирска, проделывая путь в более чем 1500 километров от Астрахани до Казани. Было слышно, что волжская пароходная флотилия Всеволожского дорастала до восьми судов, но вышла вся, не прослужив и десятка лет.

Пароходные пристани в Симбирске:

Первые «блины» показали достоинства и слабости нового вида транспорта и взаимосвязанные с ним проблемы и вопросы. Пароходам требовалась инфраструктура, топливо, оборудованные пристани, затоны для зимовок и ремонта, обученный персонал. А это требовало великих капитальных вложений, которые в одиночку не осилил даже Всеволожский, едва не первый официальный миллионер в России – впрочем, начав дело с миллионом, он оставил потомкам 10 миллионов рублей долгов…

В 1843 году было учреждено акционерное «Общество пароходства по Волге» с внушительным капиталом в 225 тысяч рублей. Но первый же майский рейс в 1846 году «волжской» «Волги» с грузом в 245 тысяч пудов пшеницы принёс 13 тысяч рублей чистой прибыли. В 1847 году «Волга» принесла 80 тысяч рублей прибыли.

В 1846 году «Обществом» было оборудовано «заведение» для строительства и зимовки пароходов в затоне близ села Криуши Симбирского уезда: «Находящееся невдалеке от села Криуш заведение «Пароходного Общества «По Волге» в значительной мере оживляет деятельность местного населения, а прилив служащих и рабочих привлек сюда торговцев. Большая часть из здешних жителей работает на заведении и получает хороший заработок. В зимнее время на заведении одного леса расходуется на 15.000 руб.; работает до 1500 человек, на плату которым издерживается в течение года до 100.000 руб.», – сообщал старинный путеводитель. На долгие десятилетия Криушинский затон стал крупнейшим промышленным предприятием в Симбирском крае – а один из собранных здесь буксирных пароходов получил название «Криуши».

В 1860 году в Криушинском затоне был построен буксирно-пассажирский пароход «Пират» длиной в 43 и шириной в 7 метров, паровая машина на 240 лошадиных сил. 47 лет «Пират» исправно возил пассажиров и грузы, безусловно, подустаревы за это время. Но тут на «Пирата», которого Общество «По Волге» решило сбыть по сходной цене, обратило внимание Кирилло-Мефодиевское православное миссионерское общество, которое желало завести и оборудовать плавучую церковь, чтобы духовно окормлять посёлки рыболовов в самых низовьях Волги. «Пират» показался миссионерам судном подходящим. Для начала его «перекрестили» в «Святителя Николая Чудотворца», покровителя путешествующих и мореплавателей. Над капитанской рубкой поставили звонницу, матросский кубрик обратился в алтарь. В носовой части поднялись пять куполов-луковок, а пассажирские каюты стали монашескими кельями. Здесь служили монахи из бывших матросов.

Пароход-храм «Святитель Николай Чудотворец»:

С 1910 года «Святитель Николай Чудотворец» совершил пять навигаций. В советское время построенный в Криушах пароход ещё дважды менял имя: «Иосиф Сталин», «Моряна». Он служил спасательным судном, плавучим театром, наконец, матросским общежитием — вплоть до конца 1960-х годов, более сотни лет!

Интересно, а каким «обществом» прибыли в Симбирск Ульяновы осенью 1869 года? К тому времени у Общества «По Волге» давно существовали очень сильные конкуренты, например, организованное в 1849 году Общество «Меркурий», обратившееся в 1857 году в «Кавказ и Меркурий», поскольку его суда ходили и по Каспийскому морю. До революции пароходы «Кавказ и Меркурий» считались самыми комфортабельными и быстроходными. «Знаком качества» на пароходах и рекламках красовался государственный герб Российской империи, тогда как клиентами Общества «По Волге» считались коммивояжеры и чиновники средней руки, вроде тех же Ульяновых.

Пароход Царевич, собранный в Криушинском затоне из английских деталей:

Однако, «волжскими» пароходами, собранными в Криушах и носившими громкие названия «Царь», «Царица», «Царевна», «Царевич», «Государь», «Государыня», не брезговали и особы царских кровей. 21 мая 1868 года на «волжском» пароходе прибыл в Симбирск во время вояжа по Волге 17-летний великий князь Алексей Александрович, сын императора Александра II.

Пароход великого князя Алексея Александровича у симбирской пристани:

О путешествии этом напоминает сохранившийся фотографический снимок – самый ранний снимок симбирских пристаней. Мы видим берег реки Волги, пристань и пароход, пустынную полосу левого берега. У пристани довольно оживлённо: знатные дамы в шалях и под зонтиками, простолюдинки, некоторые из которых, не чинясь, сидят прямо на земле, любопытная детвора. Свежий ветер развевает смазавшиеся, из-за несовершенства выдержки, флаги. Ведущий к пристани деревянный мост украшает ковровая дорожка – и охраняют ее добродушные полицейские. Видно, как один из них справа, облокотившись на парапет, а другой слева, согнувшись почти напополам, общаются с публикой.

О том, что пароход, на котором прибыл цесаревич, именно «волжский», можно судить по окраске судна: чёрное днище и белые палубные надстройки. Каждая компания красила суда в «свои» цвета: «Кавказ и Меркурий» щеголяли полностью белыми, а третья по величине и значению, созданная в 1853 году компания «Самолет» красила надстройки в розовый цвет, украшая борта судов красно-бело-красными полосами. У каждой компании в каждом городе была собственная плавучая пристань-дебаркадер – не дай бог, по ошибке или из-за непогоды, причалить к конкуренту! А чтобы кому-то не доставались только лучшие места, регулярно проводились переторжки стоянок с вытягиванием жребиев.

Пароход на Волге близ Ульяновска:

Особый интерес в истории Волжского пароходства представляет фигура нижегородского 1-й гильдии купца Альфонса Александровича Зевеке (1822 – 1887), чьи потомки, кстати, проживали, а может, и до сих пор живут в Ульяновске. Он был профессиональным моряком, капитаном судов, на Балтике, а потом на Волге. Среди прочего Альфонс Зевеке в 1857 – 1858 годах прокладывал трансатлантический телеграфный кабель на британском линкоре «Агамемнон».

Только кажется, что управлять пароходами на Волге было легче – напротив, река была коварна, а движение по ней куда как оживлённее, чем по морю, только уворачивайся! К слову, первым капитаном на паромном пароходе «Симбирск», что с 1866 года в навигацию соединял Симбирск с его заволжскими слободами, стал 46-летний отставной капитан 1 ранга (а в некоторых документах он и вовсе пишется контр-адмиралом!) Федор Федорович Сиверс, представитель известной в империи флотской фамилии.

К тому же, что бурное развитие пароходства на Волге всего за двадцать лет привело к обширному экологическому кризису. Вдоль реки вырубались леса под дрова для пароходных топок, река, и без того богатая на мели и перекаты, стала ещё больше мелеть. А пароходство тем временем вошло в технологический тупик. Суда строились однопалубными, чтобы выигрывать в грузоподъёмности и комфорте компании пытались увеличивать их длину и площадь, что только увеличивало количество столкновений и посадок на мель.

Пароход Зевеке «Магдалена» с задним колесом:

Альфонс Зевеке не просто разорвал традицию, но и указал путь, приведший к «ренессансу» всего волжского пароходства. В 1871 – 1872 годах он стал строить двухпалубные грузопассажирские пароходы, вроде тех, что бороздили воды американской реки Миссисипи. Продолжая «технологическую революцию», Альфонс Александрович в 1880-е годы внедрил ещё одну заокеанскую идею, уже из Южной Америки, с реки Амазонки – плоскодонные деревянные пароходы с гребными колёсами за кормой, а не по бортам судна, как это велось в те времена. Такие суда без опасения бегали по Волге даже в самые засушливые годы, особенно в верховьях реки.

Симбирский агент Американского пароходства Зевеке Серей Марченков с семейством:

Поначалу пароходство Альфонса Зевеке называлось «Американским», позже поменяв название на вполне патриотичное «Дружина». Пароходным агентом Американского пароходства в Симбирске был мещанин Сергей Яковлевич Марченков. Работа агента, особенно в сезон навигации, была невероятно хлопотлива, ответственна и открыта. Среди популярных форм досуга симбирского общества было посещение пристаней с обедом и ужином в буфете на пристани или на приставшем к ней пароходе. Агент в прямом смысле был «лицом компании», от выражения которого много зависело в отношении к конкретному перевозчику.

«Самая интересная новость нашей пристани – писали «Симбирские губернские ведомости» летом 1866 года, - это пароход, поддерживающей сообщение между обоими берегами Волги… В один прекрасный вечер мы решили прокатиться на нём на другой берег Волги.

На Волге:

Было ясно и тихо; зеркальная поверхность Волги едва покрывалась лёгкой зыбью, отражая в себе прибрежные горы и строения; всё это ещё более заманивало прокатиться. Переезд с одного берега на другой стоит только 5 коп. Пароход не тряский, идёт ровно; для больших удобств пассажиров на пароходе находятся каюты и буфет, где можно услаждаться разнородными напитками... Эти удобства привлекают чуть не каждый праздник катающихся и тем увеличивают сбор с парохода. По словам служащих, ежедневная выручка с парохода простирается от 15 до 100 руб. серебром. Дров потребляет немного». Кстати, капитана Сиверса вскоре переманило к себе в агенты общество «Самолет»…

Волга нередко становилась тесной для интенсивного пароходного движения. Утром 6 сентября 1877 года, двумя верстами ниже города Сенгилея, шедший в Астрахань пассажирский пароход «Николай Новосильцев» протаранил бежавший навстречу «Наследник Цесаревич» с тремястами пассажирами. При ударе погиб один из членов команды «Цесаревича». Спасая людей, капитан «Наследника» посадил тонущий пароход на мель. Виновник столкновения «Николай Новосильцев» даже не остановился.

Поздним вечером 9 августа 1893 года против села Батраки Сызранского уезда грузопассажирский пароход «Михайла Потапыч» протаранил большую лодку-косушку, перевозившую за Волгу 17 человек крестьян. Семь пассажиров лодки, «большинство из которых были сильно выпивши», утонули; пароход не пострадал.

Но в жизни всегда было место человечности и подвигу. Утром 16 мая 1884 года неподалёку от села Кременки Симбирского уезда буря разбила и выбросила на мелководье лодку-косушку с крестьянам Николаем Синчуговым, супругами Леонтием и Натальей Юфечкиными. Девять часов провели люди в холодной воде: мимо пробегали пароходы, но никто упорно «не замечал» несчастных.

Пароход Константин Кауфман:

И вот, на бурной реке показался белоснежный красавец «Константин Кауфман», гордость пароходства «Кавказ и Меркурий», один из трёх самых именитых волжских пароходов-«скороходов».

Так случилось, что на борту «Кауфмана» в тот рейс находились Туркестанский генерал-губернатор Герасим Алексеевич Колпаковский, прославленный военными победами в Средней Азии, и Костромской I гильдии купец Гордей Иванович Чернов, богатейший судовладелец, монополист, сосредоточивший в своих руках вывоз нефти с каспийских приисков.

«Видя ужасное положение погибающих людей», капитан «Кауфмана» Иван Иванович Ляховский «тут же поворотил управляемый им пароход к погибавшему судну и приказал бросить чалку, но люди не могли выбрать из воды каната. Между тем пароход ветром опасно понесло в сторону! Но Ляховский вторично приказал повернуть пароход к погибавшим. На этот раз чалка была поймана погибавшими людьми, и таким образом они были спасены».

Вроде бы, вся чистая публика на пароходе, платившая немалые деньги за скорость, должна была скривиться на человеколюбие капитана, но нет: «Мы, будучи очевидцами вышеизложенного, считаем себя обязанными принести искреннюю благодарность командиру парохода Ивану Ивановичу Ляховскому, и довести об этом подвиге до сведения Министра Внутренних Дел» - подписали восхищённые пассажиры специально составленный «Акт», от генерал-губернатора Колпаковского и до полуграмотного «крестьяна Ивана Никалалаева Захарова».

Иван Сивопляс

Темы: Транспорт

Места: Волга

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru