1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Визит Брежнева в Ульяновск, 1970 г.
Герои, 24 Июля 1864
Оставаясь художником

«Волга дремала под лучами жаркого летнего дня. На песчаную отмель нагорного берега набегала ленивая волна прибоя, нехотя играла скопившимися здесь гальками, ракушками, обломками древесной коры и тихо скатывалась, и отходила, оставляя на жёлтом песке неровную влажную полосу. Прямо на самой середине реки, на стрежне, громоздились, сверкая на солнце новым деревом, две несуразные, похожие на недостроенные дома, «беляны», двигавшиеся так медленно, что казались неподвижными.

На луговой стороне Волги, в золотистой дымке солнечных лучей, синел далёкий лес. На горизонте, меж далёких гор, окутанных синим туманом, небо сливалось с поверхностью сонной реки, и там белой змейкой курился дымок невидимого парохода. Над спокойной гладью реки время от времени тянулись, едва шевеля крыльями, белые мартышки и исчезали в золотистой пыли лугового берега… И на всём этом лежал отпечаток истомы и лени, полнейшего нежелания шевелиться… Казалось, Волге было лень посылать волну на песчаную отмель, белянам – лень плыть, и они делали это как попало, то боком, то кормой, вполне отдаваясь воле течения, мартышкам (птицы семейства крачковых. – Ред.) – лень взмахивать крыльями, кувыркаться и ловить рыбу, и они улетали куда-то спать…» – так Евгений Чириков в своём рассказе «В лощине меж гор» описывает берег Волги в Сенгилее, задавая лейтмотив всего произведения. В начале ХХ века он был известным в России писателем и драматургом, неоднократно обращавшимся в творчестве к симбирскому периоду своей жизни. Чириков жил в Сенгилее недолго, но город оставил у него неизгладимое впечатление. Писатель часто бывал и в Симбирске.

Евгений Чириков родился 24 июля (5 августа) 1864 года в Казани, в семье безземельного дворянина. В 1883 году будущий писатель окончил Казанскую гимназию и поступил на юридический факультет Казанского университета. Там он сразу же примкнул к революционно настроенному студенчеству. Как главного организатора декабрьской сходки и автора студенческой петиции его, студента 4 курса, исключили из университета в 1887 году и сослали в Нижний Новгород. В списке самых активных участников беспорядков Чириков значился третьим, а первокурсник Владимир Ульянов – тринадцатым.

В Нижний Новгород Чириков приехал уже в роли известного героя казанских событий и автора сатирической «Оды императору Александру III». В этой антимонархической оде, имевшей небывалый успех, студент Чириков, обыгрывая «Гимн бороде» Ломоносова, славословил могучую фигуру царя и особенно его священную бороду, «широку, длину, кудревату».

После этого Чириков ещё дважды арестовывался, жил под надзором полиции в Царицыне, Астрахани, Казани, Самаре, Минске (1887–1891). В Царицыне познакомился с Максимом Горьким, в Астрахани – с Чернышевским. Пробовал различные заработки – смотрителя керосиновой станции, счетовода на железной дороге, ревизора в пароходном обществе... И в то же время продолжал писать в казанский «Волжский Вестник».

В начале 1892 года, в связи с гонениями за революционную деятельность, Чирикова вновь перенаправили в Казань. Позже он вместе с матерью попал и в Сенгилей, где подрабатывал уроками. Пьесы Чирикова ставили дворяне и интеллигенция из Сенгилеевского любительского театра, располагавшегося в пожарном депо. Не раз писатель выступал с чтением своих произведений на сцене Симбирского театра.

Сначала он печатался лишь в провинциальной прессе: в астраханских «Губернских ведомостях», в газете «Симбирские вести». В 1894 году петербургский журнал «Русское богатство» опубликовал его рассказ, после этого начали появляться публикации и в других популярных толстых журналах – «Мир Божий», «Северный вестник», «Вестник Европы». Некоторые произведения этого периода тесно связаны с Симбирским краем: события рассказов «В лощине меж гор», «Городок» происходят в уездном Сенгилее. В автобиографической трилогии «Жизнь Тарханова» многие страницы посвящены Симбирску.

Переехав в Москву, писатель вошёл в литературный кружок «Среда». Его пьесы пользовались успехом, их ставили в петербургской Александринке, в московских МХАТе и Малом театре, в Киеве, Харькове и на многих сценах русской провинции.

Театр Корша в Москве и Новый театр в Петербурге поставили драму Чирикова под названием «Евреи», созданную потрясённым драматургом по следам кишинёвского погрома в 1904 году и вызвавшую большой общественный резонанс. В тифлисской постановке этой пьесы главного героя сыграл молодой Мейерхольд. В Берлине, Лондоне и Нью-Йорке в этой роли блистал великий Орленев. «...первый раз в русской литературе является произведение, так славно, метко, верно изображающее отношение к евреям. И всё это сделано хорошо, очень хорошо», – писал о пьесе Максим Горький, которому Чириков лично зачитывал рукопись в его нижегородской квартире.

К слову сказать, евреи в жизни писателя сыграли немаловажную роль не только в связи с этой пьесой. В начале ХХ века в интеллигентской среде был популярен стишок: «Весь век прожил, чирикая, заслуга не великая». Его пустили в ход пиарщики после так называемого «чириковского инцидента».

18 февраля 1909 года в петербургской квартире актёра Н. Ходорова «литературная общественность» внимала чтению перевода с идиш пьесы Шолома Аша «Белая кость». Обсуждение свелось к благоговению перед пьесой и талантом писателя. Но неожиданно вмешался не возмущённый, но удивлённый Чириков.

«Я вот чего не понимаю, господа, – сказал он. – Вы в один голос хвалите чисто бытовую пьесу, в то время как меня, Евгения Чирикова, регулярно разносите в своих критических статьях за низменное бытописательство. Потрудитесь объясниться».

Один известный петербургский критик немедленно отреагировал на это замечание, высказавшись о том, что человек, не вполне знакомый с многовековой еврейской традицией, не в состоянии понять, как в обычном быту еврейской семьи отражается высокий трагизм. Вот тогда уже Чириков, пьеса которого строилась как раз на «высоком трагизме в быту», не мог не возмутиться.

«Ах, вот как! – воскликнул он. – Коли мы, русаки, не можем понять еврейского быта, то и вам, евреям, недоступно пониманье быта русских, и поэтому печально, что лишь критики евреи мне оценивают пьесы».

На следующий же день в еврейской газете появилось открытое письмо, в котором Чирикова обвиняли в антисемитизме. Писатель вновь не сдержался и ответил... Возник крупный скандал, раздутый прессой. За Чирикова публично никто из коллег не заступился. Куприн в письме Ф. Батюшкову писал: «Чириков... в столкновении с Шоломом Ашем был совсем не прав. Потому что нет ничего хуже полумер. Собрался кусать – кусай! А он не укусил, а только послюнил». Отмыться до конца от «чириковского инцидента» Чирикову так и не удалось.

Сочувственно восприняв Февральскую революцию, к Октябрьской он отнёсся отрицательно. Чириков поплатился за это не только изгнанием, но и многолетним запретом на издание своих произведений в Советской России. Ленин в 1919 году передал Чирикову записку:

«Евгений Николаевич, уезжайте. Я вынужден буду Вас арестовать, если вы не уедете».

Поводом к этому были острые публицистические статьи и брошюры – «Народ и революция», «Великий провокатор», «О врагах народа». В 1920 году Чириков уехал в Софию, затем в Прагу. Участвовал в пражских русских изданиях, сотрудничал с рижской газетой «Сегодня», ковенским «Эхо». Много публиковался, писал пьесы, сценарии для кино. В 1924 году вышел его роман «Зверь из бездны: поэма страшных лет», где отразились ужасы революционного времени, Гражданской войны, красного и белого террора. Но на родине творчество Чирикова на некоторое время подверглось забвению. Только в 1961 году, когда разрешили вернуться из эмиграции потомкам писателя, появилось единственное переиздание ранних произведений Чирикова – сборник «Повести и рассказы».

В 2007 году в Доме-музее Марины Цветаевой прошла конференция «Е.Н. Чириков: возвращение к читателю». Марина Ивановна, всегда шедшая поперёк потока, общалась с изгоем в Чехословакии и нежно его любила. «Его творчество свидетельствует о сочувствии, о мягкой меланхолии в отношении к людям и обстоятельствам», – пишет о Чирикове немецкий славист, литературный критик Вольфганг Казак. Он отмечает, что талант Чирикова всегда оставался в тени Чехова, и это действительно так. Чириков был склонен к той же «драме в быту», «бытописательству» – сотворению из мелочей единой картины, в которой отражается весь драматизм человеческой жизни, но созданные им образы были не такими яркими и целостными, как у Антона Павловича. И всё же, несмотря на то, что мы находим в его творчестве чеховские и, отчасти, гончаровские мотивы, у Евгения Николаевича есть свой самобытный почерк, который не позволяет его произведениям уйти в забвение. В чётко прорисованных, трагикомичных характерах им поймано само неустаревающее, неизменное течение жизни.

Главное детище Чирикова, семейная сага «Отчий дом», вышла в издательстве «Эллис Лак» совсем недавно, в 2010 году. По итогам опроса литературных критиков и читателей книга вошла в сотню лучших изданий этого года. Через пять лет после выхода книги её презентовали в Сенгилеевском районном краеведческом музее им. А.И. Солуянова родственники Чирикова, приехавшиеиз Нижнего Новгорода. Они рассказали школьникам о «романе в пяти частях, дающем широкий исторический срез российского общества на рубеже XIX и XX столетий».

Писатель умер в Праге в 1932 году. В последние годы жизни от тоски по Волге он строил в своей пражскойквартире панораму «Волжского городка» с колокольнями и куполами, с бегущими по воде пароходами из мха, коры и стекла.

Елена Плотникова

«Мономах», №5(95), 2016 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru