1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Визит Брежнева в Ульяновск, 1970 г.
Герои, 18 Июня 1812
«Душа так открыто и ясно светилась в глазах...».

И.А. Гончаров в портретах русских художников

Первый живописный портрет Гончарова был создан художником Ки­риллом Антоновичем Горбуновым вскоре после публикации романа «Обыкновенная история» в журнале «Современник» в 1847 году. К тому времени К. Горбунов – автор портретов известных в России людей: А.В. Кольцова, В.Г. Белинского, М.Ю. Лермонтова и многих других.

Художник запечатлел ещё срав­нительно молодого Гончарова. Ему 35 лет, он автор первого романа, вос­торженно встреченного и читателями, и критикой. Портрет хорошо передаёт это особое счастливое состояние моло­дого писателя: открытый ясный взгляд серо-голубых глаз, лёгкая улыбка на губах, тщательно, и даже франтовато, одетый, в правой руке, слегка согнутой в локте, – дымящаяся сигара. Облик Гончарова на портрете проникнут чув­ством доброжелательности и окружён лёгким романтическим ореолом сво­бодного художника.

Над романом «Обыкновенная исто­рия» Гончаров работал в течение трёх лет. В очерке «Необыкновенная исто­рия» он писал: «Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав».

Журналист и редактор А.В. Стар­чевский так описал первое публич­ное чтение «Обыкновенной истории»:

«…Я явился в семь часов вечера к Майковым и застал там всех наших знакомых. Спустя четверть часа Ив(ан) Ал(ександрович) начал читать свою повесть. Все мы слушали её со внима­нием. Язык у него хорош; она написа­на очень легко и до чаю прочитано им было порядочно. Когда разнесли чай, начались замечания, но они были не­значительны и несущественны. Во­обще, повесть производила хорошее впечатление. Чтение продолжалось несколько вечеров сряду, и, по мере ближайшего знакомства с действующи­ми лицами, всё чаще и чаще станови­лись замечания <…>. Конечно, Ив(ан) Ал(ександрович) во время чтения своей повести при многочисленном обществе сам лучше других замечал, что надобно изменить и исправить, и потому посто­янно делал свои отметки на рукописи, а иногда и просто перечеркивал каранда­шом несколько строк…».

Весна и начало лета 1846 года яви­лись в жизни Гончарова порою первых настоящих творческих радостей. По­сле чтения своего романа Белинскому он чувствовал себя будто окрылённым.

«Белинский, – вспоминал после об этом времени Гончаров, – <…> при всяком свидании осыпал меня горячими по­хвалами, пророчил мне много хороше­го в будущем, говорил всем о нём, так что задолго до печати о романе знали все – не только в литературных петер­бургских и московских кружках, но и в публике».

Многолетний друг И.А. Гончарова, известный петербургский художник, академик живописи Николай Аполло­нович Майков в 1860 году завершил работу над портретом писателя. Это один из лучших портретов Гончарова.

Художник не скрыл чувство любви и уважения, которые питал к Ивану Алек­сандровичу, поэтому образ писателя на полотне передан с удивительной тепло­той. Перед нами уже зрелый человек, немного располневший, усы, бакенбар­ды до самого подбородка, чуть опусти­лись плечи, чуть свободнее стала одеж­да, в нём уже нет налёта романтизма, зато глаза смотрят прямо на зрителя – пытливо и мудро.

Портрет был написан вскоре по­сле огромного успеха романа «Об­ломов», вышедшего в свет в журнале «Отечественные записки» и отдельным изданием в 1859 году. Современники оставили описание внешности Гонча­рова того периода: «... мужчина лет пя­тидесяти, небольшого роста, с пробри­тым подбородком, с начинавшими уже седеть густыми усами, бакенбардами и волосами, тщательно приглаженными».

Но к этому портрету Гончарова боль­ше подходят слова, написанные им са­мим о его известном во всём мире герое – Обломове, которого писатель наделил особым сердцем и особой добротой: «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и ос­новным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки».

Портрет висел в кабинете писателя. В 1914 году был передан в Симбирск экономкой И.А. Гончарова А.И. Трей­гут. Сейчас он представлен в экспози­ции Музея И.А. Гончарова.

Известный в середине XIX века аква­релист и миниатюрист Иван Петрович Раулов создал «непарадный» акварель­ный портрет И.А. Гончарова в 1868 году, незадолго до первого издания рома­на «Обрыв» в журнале «Вестник Евро­пы» в начале 1869 года.

Этот портрет мало известен, редко публикуется, хотя обладает несомненными художествен­ными достоинствами. На портрете Гон­чаров в соломенной шляпе, в лёгком сером сюртуке и серо-розовом галсту­ке, завязанном небольшим бантом. Об­щий полупрозрачный пастельный фон акварели свидетельствует о бережном отношении автора к своей модели. Пор­трет передаёт характер человека добро­ добро­го, его глаза исполнены страдания и мудрости, его творческие и душевные силы до предела напряжены.

Это сложный период в жизни Гон­чарова, он пытался совместить долж­ность редактора официальной газеты «Северная почта», а затем члена Сове­та по делам печати при Министерстве внутренних дел с работой над романом «Обрыв».

Задуманный в 1849 году в Симбир­ске роман долго вынашивался и обду­мывался писателем, несмотря на его признание: «Как только я приехал на Волгу, на меня, как будто сон, слетел весь план романа». Только в 1860-е годы Гончаров приступает к осущест­влению своего замысла. Из писем этого периода мы знаем, что работа над «Об­рывом» шла напряжённо и трудно. Пи­сатель мучительно искал главную идею романа:

«Являются на сцену лица, фи­гуры, картины, но сгруппировать их, найти смысл, связь, цель этой рисовки – не умею, не могу», – писал он. Лишь к концу 1860-х годов романист ощущает внутреннюю готовность к завершению работы. В 1867 году он вышел в от­ставку. Для Гончарова наступило вре­мя большого творческого напряжения, он переживает то моменты необыкно­венной работоспособности, то полный упадок сил и чувство неуверенности в себе. Наверное, в глубине души пи­сатель сознавал, что «Обрыв» его по­следнее крупное произведение. «Этот роман была моя жизнь, я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, Ро­дину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь», – писал Гончаров об «Обрыве». В этом романе автор стремился выразить своё понимание времени и жизни вообще, свои мысли о России, и её развитии. В письме от 19 июня 1868 года, работая над 4-й частью романа, Гончаров писал о своём труде: «Невольно, бессозна­тельно высказалась там и объяснилась и мне самому – и любовь к людям, и к России…».

Истории создания портрета И.А. Гончарова художником И.Н. Крамским автор книги о писателе в серии ЖЗЛ Ю.М. Лощиц посвятил целую главу.

Рож­дение портрета, заказанного П.М. Треть-яковым, потребовало настойчивости как со стороны художника, так и со стороны заказчика. Гончаров в тече­ние пяти лет не соглашался позиро­вать. Вот один из его типичных от­казов: «…мешает <…> скромность, вовсе не излишняя и не притворная, то есть убеждение, что деятельность моя не так замечательна, чтобы стои­ло помещать мой портрет в галерею». И далее: «К этому прибавьте ещё ста­рость, нездоровье, т. е. хандру, какое-то раздражение нерв и т. п.» Только в 1874 году Гончаров согласился позиро­вать.

При этом Крамской пишет Третья­кову в письме от 6 марта 1874 года: «Си­дит он хорошо и совсем стал ручным».

Когда портрет был написан, Гон­чаров дал художнику такую оценку: «Он добыл у меня что-то из души, на что он был великий мастер, и дал это что-то, какую-то искру правды и жиз­ни портрету; я радовался, что он понял внутреннего человека».

Думается, что определение «внутренний человек» нужно понимать как признание Гонча­рова в том, что за бесстрастной внеш­ностью стареющего писателя Крамской увидел и признал настоящего человека, достойного внимания, интереса, сочув­ствия. Освещение в портрете Крамско­го притушено. Перед нами спокойно сидящий в кресле Иван Александро­вич, но его облик лишён статичности. Динамичность создают положение торса, жест левой руки, держащей си­гару, поворот головы и словно ждущий ответа взгляд писателя, полный живой мысли, он словно дружески беседует со зрителем.

Прижизненные портреты автора «Обломова», созданные художника­ми, не только дают нам представление о внешнем облике, они помогают по­нять душевное состояние Гончарова в разные периоды жизни, ощутить его не только как великого писателя, но и как человека со своими слабостями и до­стоинствами.

Антонина Лобкарёва, научный сотрудник ИМЦМ И.А. Гончарова

«Мономах», №3(99), 2017 г.

Люди: Гончаров

Темы: Культура

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru