Год 1949. Солдат-композитор Станкевич получает награду из рук самого маршала Москаленко: золотые часы. После демобилизации - годы учебы: музыкальное училище по классу композиции, затем, по совету самого Глиера, одобрившего искусство начинающего композитора,- Свердловская консерватория.
Год 1961. Станислав Станкевич направлен в Ульяновск. При его активном участии и художественном руководстве создается Ульяновская государственная филармония. Но главная деятельность - это все-таки песенное творчество. Интонационный язык всех его произведений - и героических песен, и кантат, и ораторий, и фортепианных сюит - идет от русской народной песенности, от национального характера нашей традиционной музыки.
Композитор пишет много, очень много, его ценят музыковеды, почитают любители песенного жанра, обожают ученики, но время идет, и сегодня мало из ульяновцев вспомнит, когда был последний творческий вечер Станкевича.
90-е годы для Станислава Владиславовича были особенно тяжелы. Оказался ненужным Дворцу культуры завода им. Володарского - завода, которому было посвящено столько чудных песен. О произведениях композитора заговорили как об устаревших.
Действительно, тексты песен написаны 20 и 30 лет назад. Но в них - наша ушедшая жизнь, неуемность характеров, доброта и искренность русской души, а потому всегда найдутся люди, которые поддержат, протянут, когда надо, руку помощи. Директор Центра досуга технического университета Галина Николаевна Ставская - давнишняя поклонница творчества Станкевича, в самую трудную для композитора минуту предложила его вокальной студии зал для музыкальных занятий.
"Он ведь никогда ничего для себя не просил. Это необыкновенно скромный и непритязательный человек, - говорит Галина Николаевна. - Станкевич заслуживает гораздо большего внимания со стороны городского руководства".
Год 1997. Первый после многолетнего молчания творческий вечер композитора Станкевича. Камерная обстановка. Оригинально оформленная сцена клуба технического университета по ул. Энгельса напоминает парковую площадку 60-х годов. Открывается крышка рояля, и первые мелодичные звуки, органично вписывающиеся в текст песен, возвращают нас в беззаботную юность. Это, конечно же, ретро. Но как оно подано! Какое мастерство исполнения, техника звука! Песни так хороши и оригинальны, что пронимают до дрожи. На сцене - любимые ученики Станкевича: Валентин Бутузов, Павел Татаринцев, Валентина Семенова, Тамара Растамян, Владимир Ульянов, Галина Зуева, Ольга Лапшина - уникальное многообразие голосов! С каждым из вокалистов Станислав Владиславович работает долгими-долгими часами. "Иногда видно, что плохо себя чувствует, хватается за сердце, но занятий не прекращает, - рассказывает Тамара Растамян. - Расстраивается, если по каким-то причинам переносится встреча. Лиши его сейчас этих уроков - он сразу умрет".
Он, слава Богу, вполне трудоспособен и живет большими, вдохновенными задумками. Сетует, что не может среди ныне здравствующих ульяновских поэтов найти кого-то, кто хотел и мог бы создать с композитором достойный творческий союз, взялся 6ы за современные песенные тексты.
"Хочется писать, хочется работать", - говорит Станислав Владиславович. Его вдохновляют ученики: ценят как композитора, любят, как отца родного, и верят, верят, как себе. На фоне лживого грохота фонограмм льется музыка чистого сердца...
Ольга Григорьева; фото В. Никитина
«Мономах», №3(10), 1997 г.