1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
События, 19 Июля 1918
"Свобода или смерть". История легендарного бронепоезда

В боях за Симбирск летом 1918 года бронепоезда красных и белых таранили друг друга.

"Слава Украiни"

Бронепоезд №3 типа "Хунхуз" был построен в Заамурье и осенью 1915 года отправлен на Западный фронт, где принял участие в Нарочском наступлении, а в следующем году - в Брусиловском прорыве Юго-Западного фронта.

Справка 73online.ru:

Бронепоезд проекта генерала Колобова, тип "Хунхуз". Состоял из двух одинаковых двухосных бронеплощадок и бронепаровоза серии "О", защищенных 12-16 мм броней. Внутренний объем бронеплощадки разделялся на пулеметный каземат и башенную орудийную установку. В каземате на особых столах устанавливалось 12 пулеметов Шварцлозе (по шесть на борт). Боекомплект - 1500 патронов на пулемет. Башенная установка располагалась в передней части вагона и в ней устанавливалась 3-дюймовая горная пушка образца 1904 года (после боев под озером Нарочь была заменена на пушку образца 1909 года). Возимый боекомплект - 80 шрапнелей и 25 гранат. Команда бронепоезда состояла из трех взводов (пулеметного, артиллерийского, технического) и паровозной бригады - всего четыре офицера и 90 нижних чинов.

Революционный 1917 год бронепоезд встретил на ремонте в Киеве, где был присвоен Центральной радой и переименован в "Слава Украiни". Вскоре на Киев пошли войска краскома Муравьева, который вскоре будет убит в Симбирске во время неудачного мятежа. В разношерстных красногвардейских рядах шел и отряд черноморских матросов под командованием Андрея Полупанова.

Точнее, не шел, а ехал - сметливые и подкованные по технической части моряки по дороге построили себе импровизированный бронепоезд: "паровоз, зажатый двумя огромными четырехосными угольными платформами. Впереди на первой платформе и в конце второй стояло по одному трехдюймовому орудию. Их стволы были наглухо закреплены стальной проволокой и железными обручами; прицельных приборов, лафетов и колес у пушек не было. Поэтому стрелять можно было только в двух направлениях: вперед или назад. Во все стороны с платформ и тендера паровоза выглядывали тупые стволы "максимов", - описывал его Полупанов после войны.

После взятия Киева Полупанов нашел в местном депо железнодорожный линкор "Слава Украiни" и немедленно его экспроприировал. Вскоре в состав бронепоезда вошел мотоброневагон "Заамурец", который по тем временам являлся шедевром технической мысли — он был оснащен двумя двигателями (итальянские "Фиаты"), динамо-машиной, телефонной связью, нес вооружение в виде двух скорострельных пушек и десяти пулеметов и, несмотря на свою массу, развивал скорость в 45 км/ч и прекрасно преодолевал крутые подъемы.

По железным дорогам революционной Украины "Заамурец" разъезжал под черным анархистским знаменем и занимался чистым пиратством: грабил встреченные поезда и рэкетировал местных крестьян. А что они могли противопоставить такому монстру?

Матросы Полупанова мотоброневагон у анархистов отобрали, включили его в состав своего "Хунхуза" и назвали получившийся бронепоезд "Свобода или смерть". В этой истории не все ясно. Дело в том, что хотя про Полупанова и сообщается, что он был членом РСДРП с 1912 года, но в среде матросов - и черноморских, и балтийских - сильны были не большевистские, а анархистские настроения, и выбор названия бронепоезда заставляет задуматься об идеологических предпочтениях его команды. "Свобода или смерть" - это ведь главный лозунг Махно, под ним анархисты Гражданской войны вошли в историю и культуру.

Под командованием Полупанова бронепоезд повоевал на Украине под Рыбницей, Мелитополем, Пятихаткой, Акимовкой и в мае 1918 года заслужил такую характеристику от большевистского комфронта Антонова-Овсеенко: "Это самый лучший и смелый из бронепоездов. Полупанов — смелый и сильный командир".

Летом в Самаре грянуло антибольшевистское восстание, Народная армия Каппеля погнала советские войска вдоль Волги, занимая город за городом, и бронепоезд "Свобода или смерть" был переброшен в Поволжье - спасать Революцию.

Первый "Orlik"

Тактику "эшелонной войны" (красные разрушали фронта противника, просто проезжая в его тыл на поездах), придуманную Муравьевым и успешно применяемую Полупановым на Украине, к лету 1918 года оценили и постарались перенять все участники разгорающейся Гражданской войны. Было очевидно, что главной ударной силой такого вида войны станут бронепоезда. Их созданием "красные" и "белые" увлеклись настолько, что к концу войны их будет насчитываться более сотни у каждой стороны.

Бойцы 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка Чехословацкого легиона свой первый импровизированный бронепоезд собрали в мае в Пензе. Они установили на железнодорожные платформы бронеавтомобили "Остин" (один из бронеавтомобилей назывался "Адский", другой был безымянным, но со знаком Корниловского полка "Адамова голова" - череп и кости), прицепили платформу с одним орудием, несколько платформ с пулеметами и назвали получившийся состав "Orlik".

31 мая 1918 года бронепоезд легионеров принял участие в захвате Александровского моста в Сызрани. Обороняющиеся большевики встретили "Orlik" тараном - со стороны станции Обшаровки запустили ему навстречу неуправляемый локомотив, который при ударе полностью разрушил платформу с бронеавтомобилем "Адский" и серьезно разворотил платформу, на которой стоял "Остин" с черепом и костями.

Несмотря на этот удар, мост чехи взяли, а в командование бронепоездом с 1 июня 1918 года вступил русский потомственный дворянин, подпоручик (с августа - поручик) Владимир Холявин. В июле, после ремонта, Холявину было приказано вести бронепоезд к Симбирску, чтобы помочь Народной армии Каппеля с захватом города.

"Сынок" "Ленин"

Туда же в это время шел и бронепоезд Полупанова. Большевистский состав с анархистским названием к концу июля 1918 года уже успел немало повоевать в Поволжье.

Всеволод Вишневский в 1938 году в очерке "Бронепоезд "Свобода или смерть" описывал те бои: "Остановились на станции Мелекес. Разведка с поезда донесла, что у станции Кошки, вблизи мельницы, появилась пехота противника. Двинулись в бой. Противник "принимал" бронепоезд стойко, организованно. Заговорило замаскированное трехдюймовое орудие белых. В ответ рявкнули морские орудия. Белые попробовали забросать поезд гранатами. Пулеметчики скосили подошедших. Поезд продвигался дальше… В пятнадцати верстах от мельницы спокойно стоял белый эшелон. На открытой платформе виднелись два трехдюймовых орудия и несколько пулеметов. Могучий матросский бронепоезд прибавил ходу и ринулся вперед. От выстрелов морских орудий лопались телеграфные провода, высоко взлетали рельсы и шпалы. Из белого эшелона врассыпную посыпалась пехота, бились кони… Противник, однако, оправился, его казаки стали заходить в тыл бронепоезду. Казаков опрокинули".

В боях в Самарской и Казанской губернии "Свобода или смерть" завел себе "сынка": вспомогательный бронепоезд, названный "Ленин" и отданный под командование комиссара Миссерштейна. "Обшили листовым железом, обложили песком одну площадку, поставили трехдюймовку, четыре пулемета, дали паровоз с нефтяным баком, две открытые платформы с рельсами и шпалами — и крой!", - описывал его Вишневский.

Красные бронепоезда встретились с белыми в районе станции Бряндино 19 июля 1918 года. У серьезно уступающего в огневой мощи "Орлика" шансов против "Свободы или смерти" не было никаких, но исход боя решили не зависящие от Полупанова обстоятельства: дрогнула красная пехота из венгров, а сочувствующие Народной армии крестьяне начали разбирать позади красных бронепоездов рельсы. Пришлось бросить бой и на всех парах прорываться к Симбирску. "Свобода или смерть" отступить успел, а "сынка" "Ленина" пришлось взорвать.

На телеграфе захваченной станции Бряндино народоармейский капитан Степанов прочитал шедевральную переписку красных командиров. "Сукины дети, дайте подкрепление!", - телеграфировал Полупанов из Бряндино в симбирский штаб. "Сукин сын, где мы тебе его возьмем?" - отвечал ему оттуда Тухачевский.

Тухачевский, надо сказать, в июльских боях за Симбирск вообще проявил себя большим стратегом. Все свои боеспособные силы (а "красные" раз в пять превосходили каппелевцев по численности) он сосредоточил для обороны волжского моста и переправы у Поливно, а Каппель переправился через Волгу значительно южнее и 21 июля ударил по городу с тыла, со стороны Киндяковки. Тут вся оборона "красных" и рухнула. Первым, конечно, драпануло начальство, забыв, например, о посланных прикрывать Поливно курсантах, которые в итоге просто разбрелись по деревням.

Вот что после войны написал о судьбе своего бронепоезда в Симбирске сам Полупанов: "Утром 22 июля готовились снова пойти в атаку, но в это время получили известие, что части симбирского гарнизона оставляют позиции и отходят в разных направлениях, что со стороны станции Чердаклы к Волге продвигаются белочехи. Атаку мы начали, но она быстро захлебнулась. Нам грозило окружение. Поэтому решили отойти и укрепиться между Винновской рощей и городом. Когда не стало чем стрелять, команда начала отходить к городу.

Бронепоезд стоял под прикрытием холма, в лощине. Возле первой бронеплощадки собрались бойцы. Некоторые стоят, другие присели на траву. Усталые, изможденные и суровые лица: каждый понимает, что подходит конец… Мы заняли круговую оборону, отбивались от наседавших врагов. Рядом с нами — взорванный мост, широкая Волга... С каждым часом усиливается угроза захвата бронепоезда белыми. Совместно с Самокишем, Васильевым, Гимельштейном, Кравчуком принимаем решение: уничтожить его. В молчании снимаем замки орудий, разбираем пулеметы. Пустеют вагоны и бронеплощадки. Зову Селецкого:

— Спусти поезд в Волгу!

Парень тупо смотрит на меня, словно не понимая приказа. Затем, опомнившись, кричит:

— Есть спустить в Волгу! — и направляется к паровозу.

Состав тяжело трогается с места. Бойцы снимают бескозырки, фуражки. В последний раз читают проплывающие мимо дорогие слова: "Свобода или смерть!". Пулеметчик Вася, прихвативший в вагоне свою гармонь, со злостью бросает ее, падает на землю вниз лицом. Плечи трясутся, как в лихорадке.

— Братцы! Погибнем вместе с бронепоездом! — слышу чей-то истерический крик, а затем выстрел.

Оглядываюсь — Леонид Петров падает замертво.

— Трус! — кричу в лицо мертвому Леньке и, повернувшись к другим бойцам: — Не сметь этого делать!

Селецкий спрыгивает с паровоза, когда состав уже входит на мост. Гудит первая уцелевшая ферма… На миг бронеплощадка повисает в воздухе, затем падает вниз. За нею с грохотом и железным скрежетом летят паровоз, вагоны… Огромные фонтаны и мириады брызг поднимаются вверх. Расступается и вновь смыкается бурлящий водоворот, расходится широкими кругами...".

Второй "Orlik"

Что и говорить, историю Полупанов поведал драматичную, вот только неправда в ней примерно все. Во всяком случае, чехи нашли бронепоезд "Свобода или смерть" брошенным на не взорванном волжском мосту: утопить его "красные" пытались, но не сумели. Его фотография стала одним из наиболее узнаваемых образов Гражданской войны в Симбирске летом 1918 года.

Состав был переименован чехами в "Orlik" (с названиями легионеры явно не заморачивались), отремонтирован и модернизирован - после того, как были израсходованы все снаряды к пушкам Норденфельда (горные трехдюймовки образца 1909 года), орудия "Заамурца" заменили стандартными трехдюймовками образца 1902 года.

До конца Гражданской войны второй "Orlik", бывший "Свобода или смерть", патрулировал Транссибирскую железнодорожную магистраль, сражался с красными партизанами на Дальнем Востоке, пытался отбить в Иркутске пленного Колчака, а потом с остатками Белой Армии ушел в Китай.

В 1919 году он был заснят американским кинооператором в районе Тулуна - это уникальные кадры легендарного бронепоезда:

Также он попал на одну из трех марок, которые выпускались "Воинской почтой Ческословенского войска на Руси" — теперь это филателистическая редкость, которая стоит баснословных денег:

В Китае следы бронепоезда теряются, но общепринятой считается история, изложенная М. Коломийцем и И. Дроговозом в книге "Броня русской армии": "В 1924 году генерал Нечаев — один из сподвижников атамана Семенова — сформировал в Китае дивизию из русских белогвардейцев. В ее состав был включен дивизион из семи бронепоездов (под командой полковника Чехова) — тех самых, которые ушли из Владивостока. Среди них был и "Orlik" с прицепленным к нему мотоброневагоном. В составе войск Чжан-Чзу Чана дивизия принимала участие в боях против Народно-революционной армии Китая. По воспоминаниям советских военных советников, бывших в составе НРА, бронепоезда Чехова наводили ужас на китайских солдат. В 1925 году мотоброневагон с русской командой был сфотографирован американским военным атташе. На сегодняшний день это самые поздние известные автору снимки бывшего "Заамурца". К сожалению, документальных сведений о дальнейшей судьбе этого прекрасного образца отечественной бронетехники нет, хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что в 1931 году мотоброневагон мог быть захвачен японцами в Маньчжурии".

Люди: Ленин

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru