
В начале ХХ в Симбирске образовалось два небольших поселения татар. Одно из них обосновалось в районе улицы Лосевой (ныне ул. Федерации), где с 1853 года располагалась первая каменная мечеть города, построенная отцом и сыном Курамшой и Тимербулатом Акчуриными. Каменное здание мечети выгодно выделялось среди малоэтажной деревянной застройки улицы. Духовное учреждение было центром религиозной жизни, еще крепче сплотившее городских татар.
Представители прослойки симбирского татарского купечества, выросшие из мелких торговцев в состоятельных фабрикантов и купцов, заметных в общероссийском гражданско-правовом и экономическом поле, оказывала большое влияние на развитие мечети. Средства благотворителей шли на содержание мечети и медресе, жалование служителей культа. Примечательно, что многие из них тоже обосновались на улице Лосевой.
В списке фамилий мусульман - меценатов в начале ХХ, которые финансово поддерживали мечеть - Юсуповы, Абушаевы, Тенишевы, Ильясова. Все они жертвовали крупные суммы на содержание духовного учреждения. Входили в этот список и Бахтеевы.
Историю развития семьи Бахтеевых можно назвать типичной для многих татарских купеческих фамилий середины XIX века. Как как и многие татары, купец Серазетдин Шайхатдарович Бахтеев начал с торговли, перекупая на крупных ярмарках Поволжья (карсунской Троицкой, симбирских Соборной и Казанской) привозные восточные товары, которые можно было выгодно продать. Как правило, предприниматели, активно занимавшиеся торговлей, затем вкладывали капитал в собственное предприятие, открывали небольшие фабрики и заводы. Свое производство Бахтеев начал с аренды заброшенной фабрики в селе Линёвка Симбирского уезда. Он сумел восстановить её рабочее состояние и получить прибыль, а со временем и выкупить фабрику в собственность. Об успешности предприятия говорит и тот факт, что «Товарищество Бахтеевы» в 1904 году приобрело также суконную фабрику в селе Ляховка Карсунского уезда (ныне Барышский р-н), а в 1910 году и Мулловскую суконную фабрику Ставропольского уезда (ныне Мелекесский р-н). «Товарищество» вырабатывало серое шинельное сукно, солдатские и грубые крестьянские сукна, а на Ляховской фабрике ещё и 150 тысяч одеял в год. В 1911 году Серазетдин Бахтеев вместе с ещё семью фабрикантами Симбирской губернии А. Агишевым, А. Акчуриным, В. Арацковым, Н. Белоусовым, А. Протопоповым и Н. Шатровым вошли в «Общество суконных фабрикантов России», в которое объединились 46 крупных представителей отрасли.
Линёвская фабрика Бахтеевых работала до 1918 года. Предреволюционные годы были чрезвычайно сложными, шла кровопролитная война, страну раздирали политические противоречия, экономика и уровень жизни населения падали. Всё это сказалось и на работе суконных фабриках. Если в 1917 году на Линёвской фабрике Бахтеевых работало ещё 303 человека, то в 1918 году, в год её национализации, всего 40.
В начале ХХ века можно говорить о деловых качествах сына Серазетдина Бахтеева – Зарифа, человека нового поколения, активно проявившего себя в бизнесе и в общественной деятельности. Зариф Серазетдинович понимал необходимость обучения как своих рабочих, так и татарского населения вообще. Он был сторонником не только конфессионального, но и светского образования для мусульман, в том числе для девочек. Будучи гласным Симбирской городской Думы, он постоянно поднимал этот вопрос, пока не добился государственного субсидирования татарской новометодной школы в Симбирске. Зариф Бахтеев стал председателем Совета школы, в который входили Хасан и Ибрагим Акчурины, Карим Абушаев и другие.
Известно, что Зариф Бахтеев также участвовал в создании Симбирского благотворительного мусульманского общества, призванного поддерживать начинания в сфере культуры, образования и духовной жизни в татарской среде.
Важным, если не единственным источником доходов любого мусульманского прихода, были частные пожертвования состоятельных татар, нередко даже не являвшихся членами этой общины. Жертвуемые деньги представляли немалые суммы и не требовали дополнительных расходов от прихожан. Бахтеевы, помимо помощи симбирскому татарскому духовенству, помогали и родной деревне в Буинском уезде. Так, в 1912 году татары д. Старое Шаймурзино Бахтеев и Бархеев пожертвовали по 2 000 руб. каждый на строительство и содержание двух соборных мечетей.
В Ульяновске на улице Федерации сохранились два интересных по архитектуре здания под № 35 и № 37, охраняемые государством как объекты культурного наследия и известные в народе, как «дома Бахтеева».
В начале 1900-х годов Серазетдин Шайхатдарович Бахтеев выкупил домовладение симбирских мещан Ильясовых-Саитовых и в 1902 году приступил к перестройке зданий. Сохранившийся и сегодня каменный дом с подвальным этажом (д. 37) был построен С. Ш. Бахтеевым в 1905–1906 годах, а деревянный двухэтажный дом (д. 35), вероятнее всего, в 1912 году. Исходя из архитектурного декора фасадов, и по устным сведениям А. С. Сытина, автором проекта предположительно был архитектор П. И. Курочкин. За Бахтеевым домовладение числилось до 1916 года включительно, после чего было передано мечети. Семья Бахтеевых по неизвестным причинам приняла решение перебраться в менее респектабельный дом напротив.
Сегодня в бывшем доме Бахтеевых по улице Федерации, 37 располагается региональное Духовное управление мусульман Ульяновской области.
Источники: Книга «Симбирск купеческий», Часть 2. В рамках проекта «История симбирского предпринимательства»; интернет-ресурс «Миллиард Татар», статья https://milliard.tatar/news/simbirsk-tatarskii-bogateisie-kupcy-gubernii-dve-meceti-i-prixod-vo-vlast-447
Б. Тельнов. Книга «С кинокамерой из века в век». По ленинскому пути. В Шуше, у подножья Саян…
Воспоминания, 22.4.1970Книга «Объективом и пером о былом». ЧАСТЬ IV. Семья моей сестры
Воспоминания, 1.6.1951Б. Тельнов. Книга «С кинокамерой из века в век». По ленинскому пути. Ленин на знамени
Воспоминания, 22.4.1960