
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
Важнейшие из искусств – кино и цирк
К середине тридцатых годов прошлого века кинематограф перестал быть «великим немым» – герои экрана теперь могли говорить и даже петь. Киноиндустрия обрела второе дыхание, а кино – возросшую зрительскую популярность. В том числе и на родине Ленина. Например, в 1936 году только в двух кинотеатрах Ульяновска (не считая клубов) состоялось 2525 киносеансов, которые посетило 443 тысяч зрителей. И еще 115 тысяч за тот же период насладились киноискусством на селе, посмотрев 46 новых кинокартин.
В январе 1937-го детский кинотеатр «Пионер» получил второй звуковой киноаппарат и отныне кино здесь стали «крутить» без перерывов между частями. Всего же за девять месяцев в городских кинотеатрах было показано 127 звуковых фильмов.
В конце февраля колхозники кременковской артели «Первенство» прямо в своем сельском клубе тоже смотрели звуковой фильм – комедию «Праздник святого Йоргена», причем некоторые не только смотрели, но и слушали кино впервые в жизни.
Ну, а туда, где таких возможностей пока не было, в конце февраля горком комсомола выслал кинопередвижки, устроив для колхозной молодежи сельский кинофестиваль. Всего же в наступившем 1937-ом на село планировалось направить еще четыре таких мобильных аппарата с фильмами «Земля в плену», «Королевские матросы», «Сын рыбак» и «Флаг наций».
Впрочем, кинематограф шел в широкие народные массы не только на селе. Горжилсоюз заключил договор с кинотеатром «Художественный» на обслуживание в марте, апреле и мае жактовских красных уголков кинопередвижками. С их помощью кинотеатр обязался в течение каждого месяца давать по пятнадцать сеансов для детей и столько же – для домохозяек.
К концу года звуковые киноустановки уже свободно продавались в магазине госкультторга, и их могли купить любые организации, учреждения и учебные заведения. Например, аппаратуру приобрели заволжский механический и автодорожный техникумы, учительский институт, детдом № 5 и ряд других. Всего в декабре было продано семь таких аппаратов, которые устанавливали, как правило, а красных уголках. Но не только. «В новом учебном году в автодорожном техникуме на лекциях будут демонстрироваться картины, иллюстрирующие отдельные моменты дорожных работ. Это значительно облегчит для студентов усвоение соответствующих дисциплин. Техникум заказал и в ближайшие дни получит шесть кинолент на темы: «Добыча и переработка каменных материалов», «Постройка литерного шоссе», «Четырехтактный двигатель» и другие. Для демонстрации этих кинолент техникум имеет две кинопередвижки», – сообщал «Пролетарский путь».
Под звуки джаза
И все же главным храмом киноискусства оставался кинотеатр. В частности, уже упоминавшаяся «Художка», которая завлекала публику не только новинками кинопроката: кроме зрительного зала там был еще и танцевальный. Хотя, по утверждению автора газетной заметки «Под звуки джаза» некого И. Станиславова, танцующих было немного – всего несколько человек.
Этажом выше, на балконе «на нескольких биллиардах сражаются любители «погонять шарики». Кругом толпа «болельщиков», ждущих момента, когда кто-либо выйдет из игры и можно будет завладеть кием. А между ними крутится много ребятишек, хотя, негодует автор, во всех афишах горкино сообщает, что дети допускаются лишь на первый сеанс. В действительности же касса продает малышам билеты на любой, а контролерша беспрепятственно пропускает юных зрителей, которым следовало бы в это время спать.
Кроме бильярдных столов, на балконе имелась читальня, где, в отведенном для нее уголке, на столах лежали несколько экземпляров газет да один-два журнала. Однако, присесть и почитать их было трудно из-за нехватки стульев.
А еще рядом с танцзалом имелся буфет, где «буйная компания, пьющая «ситро», не стесняется в выражениях. Уговоры буфетчицы не действуют. Наконец, появляется администратор – пожарный. После недолгих, но веских переговоров, пожарный удаляется. А компания, помолчав ради приличия несколько, минут, снова с жаром принимается за вышеупомянутые разговоры».
Тем не менее, несмотря на все неудобства, публики в кинотеатре собралось так много, что стало «трудно повернуться, да и дышать нелегко. Третий сеанс должен был начаться в 9 часов вечера. Уже десять, а начала все не предвидится. Не радуют уже звуки убогого джаза, старающегося изо всех сил разогнать фокстротами тоску и бесконечное томление зрителей. Администрация? Директора горкино тов. Грингута не видно, а директор кино «Художественный» т. Нешина отсиживается у себя в кабинете. И после всего этого руководители горкино еще могут говорить о какой-либо заботе или о внимании к зрителю», – негодовал И. Станиславов.
Перечисленных выше недостатков, особенно тесноты и духоты, были лишены кинотеатры на свежем воздухе, работавшие в первомайские дни. Один – на Новом Венце, другой – против «Художественного». Для них база Госснабфильма отпустила на праздники лучшие кинофильмы. Возможно, это были вышедшие на экраны страны в апреле 1937-го картины «Борцы», «Непобедимая» и «Федька». А также уже полюбившиеся зрителям «Семеро смелых», «Цирк» и «Партбилет».
Ульяновская «кинопанорама»
О новинках кинопроката зрителей регулярно информировал все тот же «Пролетарский путь». «В первых числах июня ульяновские кинотеатры получают три новых фильма, – сообщала газета 27 апреля 1937 года. – Первым прибывает фильм «Том Сойер», сделанный режиссером Л. Френкелем и сценаристом Н. Шестаковым по одноименному роману Марка Твена. За ним – «Гобсек» (по новелле Онорэ Бальзака). В этом фильме участвуют народный артист СССР Л. Леонидов, засл. арт. Е. Гоголева, засл. арт. Т. Сергеева. Постановка режиссера К. Эггерт, производство киностудии «Рот-Фронт». К началу второй шестидневки июня прибудет грузинский кинофильм «Дарико». В главной роли— арт. Цицишвили».
А студия Союздетфильм начала подготовку к съемкам картины о Парижской Коммуне режиссера А. Кустова по сценарию И. Рыжова, – информировала читателей газета в конце августа. И кратко пересказывала содержание будущей киноленты: «Герои фильма—два мальчика-барабанщика Коммуны – Тибо и Пьер. Они, попав в плен к версальцам, предупреждают коммунаров о грозящей им опасности – о наступлении версальской армии».
В сентябре ульяновское отделение Росснабфильма получило для демонстрации в кинотеатрах города экземпляр большого звукового художественного фильма «На Дальнем Востоке», снятого по сценарию П. А. Павленко и С. А. Радзинского. На ульяновских экранах картина прошла с громадным успехом, собрав за несколько дней пять с половиной тысяч зрителей.
А на подходе уже был новый художественный и тоже звуковой фильм «Пугачев», снятый Ленинградской ордена Ленина киностудией «Ленфильм» по сценарию Ольги Форш режиссером П. П. Петровым-Быковым. Роль «народного царя» в нем сыграл артист Скоробогатов
Гвоздем же сентябрьского кинорепертуара стал «новый заграничный звуковой фильм «Катерина» с участием известной киноактрисы Франчески Гааль».
А в октябре до Ульяновска, наконец, дошла картина «Петр I» по сценарию А. Толстого, с большим успехом уже шедшая в Москве и ряде других городов Советского Союза.
Впрочем, кино в Ульяновске не только показывали, но и снимали. В марте 1937 года московская студия Союзкинохроники работала над киноочерком «Четыре сына» о семье колхозника Хрисанфа Николаевича Егорова из колхоза имени Володарского, Тагайского района. Героями фильма стали бывший батрак помещицы Веховой-Егоровой и четыре его сына. Самый старший, орденоносец, Петр Егоров был слушателем Военной академии им. Фрунзе, второй – Федор служил воентехником в ульяновской Краснознаменной школе им. Ленина, третий, Василий – был лейтенантом в ОКДВА (Отдельной Краснознаменной Дальневосточной Армии) и четвертый, Григорий – учился в летной школе. А единственная дочь Хрисанфа Николаевича и Марии Елисеевны готовилась к поступлению в Московский химико-технологический институт.
Одновременно группа снимала еще один фильм – «Школа виртуозов» о Краснознаменной школе, языком кино рассказывая о быте курсантов, об их отдыхе и о художественной самодеятельности как самих будущих командиров, так и жен начсостава, а также о знатных людях КРЗШ — орденоносцах товарищах Полуянове, Гайдукове, комбриге товарище Шурове и других.
Киногруппа проработала в Ульяновске около месяца и к первому мая обещала прислать сюда первые экземпляры обоих киноочерков.
Цирк, да и только!
Первый (и последний) цирк в нашем городе появился в начале ХХ века на углу улиц Большой Саратовской (ул. Гончарова) и Дворцовой (К. Маркса), примерно там, где сейчас высится башня дома быта. Это был один из 28 цирков, построенных к тому времени в городах Империи цирковым семейством Никитиных.
Уроженцы Саратова, три брата – Дмитрий, Аким и Петр, начинали цирковую карьеру в раннем детстве под руководством своего отца-шарманщика из отпущенных помещиком крепостных. Сначала семейная труппа выступала на базарах, ярмарках и просто во дворах родного города. Под аккомпанемент отцовской шарманки Дмитрий пел, плясал, играл на балалайке, Петр был гимнастом на трапеции, прыгуном и шпагоглотателем, Аким выступал как жонглер и рыжий клоун в образе Иванушки-дурачка. Со временем их представления стали проходить и в специально построенном деревянном шатре «Театре-цирке». Однако простоял он недолго, и труппа вновь отправилась на «гастроли» по ярмаркам.
В 1870-е годы Никитины начали работать в передвижном цирке Беранека, да так успешно, что вскоре выкупили его у хозяина и открыли свой – «Цирк братьев Никитиных» в Пензе.
В 1886 году братья переехали в Москву, где купили пустовавшее круглое здание «панорамы Плевны» на Цветном бульваре по соседству с цирком Саламонского, который в итоге разорился, не выдержав конкуренции с новичками.
Каждый сезон, гастролируя по Империи, Никитины не только давали представления, но и строили новые цирки: в Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Нижнем Новгороде. Всего, как уже говорилось, они возвели 28 цирковых зданий и балаганов, в том числе и в Симбирске. Это было деревянное не отапливаемое помещение, действовавшее до пятидесятых годов прошлого века.
Вернемся, однако, в 1937 год. Вот что писал на эту тему «Пролетарский путь» в номере за 30 августа: «Программа ульяновского цирка, действительно интересная, разнообразная и занимательная. Надо прямо сказать, что в ульяновском цирке можно хорошо, весело и разумно отдохнуть. Том более, что в последние дни она намного обновлена и пополнена новыми неплохими силами. По-прежнему, как и в первые гастроли, с большим успехом выступают братья Польди. Как и в первые дни, вполне заслуженное одобрение вызывают у зрителя своей четкой, хорошо слаженной работой артисты Барсольс и Дарвест. Оригинально и увлекательно подают свой номер воздушные артисты Эгер. Хорошо пропагандируют меткую, ворошиловскую стрельбу стрелки Томсон и Рингдер. Они показывают высокие образцы стрельбы с самых разнообразных положений.
Много выдумки и изобретательности в новом номере Два-Геллер. Это, безусловно, культурные и высококвалифицированные акробаты-эксцентрики. Работая без всякой аппаратуры, оперируя лишь простыми вещами, Геллер демонстрирует своим номером высокую спортивную технику советского цирка.
Но особенно отраден и приятен тот факт, что сейчас в программе цирка важное место заняла сатира. Новый репертуар А. Борисовской и П. Тарах и интересен, и актуален. Они хорошо подали сатирическую сценку, показываюшую к чему приводит невнимание к живому человеку. Буффонадные клоуны Лео Горов и Ренти только начали свои гастроли в ульяновском цирке, показав лишь один скэтч.
Однако, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что эти артисты, вызывающие веселый, неподдельный смех, будут хорошо приняты зрителем. Культурно работают Два-Мишель. У них интересные остроумные шутки. Все это говорит о том, что программа в цирке интересная, живая, бодрая. В ближайшие же дни начинают свои гастроли новые артисты – Батисштон — музыкальный аттракцион и Еремеевы— «летающие бабочки».
В общем, цирковые представления были настолько популярными, что билетами в цирк даже награждали стахановцев. Например, завком завода «Металлист» закупил для них 216 билетов на весь сезон.
При этом одними только цирковыми номерами и звуковыми киносеансами развлечения горожан вовсе не исчерпывались.
(окончание следует)
Источники:
«Пролетарский путь» 1937 год.
https://ulrgo.ru/region/enc/muzyka-teatr-kulturnye-kompleksy/cirk/
https://um.mos.ru/personalities/nikitiny/
Владимир Миронов
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)