
В 1965 году, во время работы в архивах, я занялся вопросом о доме, где родился Ленин. В этом же году вышло постановление совета народных комиссаров советского правительства «О генеральном плане реконструкции центра города Ульяновска». Согласно этому плану, Стрелецкая улица, на которой жила семья Ульяновых уничтожалась, вместо нее должна была быть сделана эспланада, которую вы сейчас видите.
Улица Ульянова (бывшая Стрелецкая) перед строительством Ленинского мемориала. Ульяновск. Не позднее 1967 г.:
И надо было что-то предпринимать, я поставил себе задачу: « Найти дом, в котором родился Ленин». Говорили, что дома нет, он снесен или сгорел задолго до революции. Я стал изучать, там было всего около десяти домов. И я в каждый из них приходил, беседовал со старожилами. В одном из домов на втором этаже жили три сёстры, старушки в те времена. Я к ним прихожу, значит, в 1965 году весной, и спрашиваю: «В вашем доме родился Владимир Ульянов?» Они подтвердили это и сказали, что еще в 1920-х годах к ним приходили журналисты и расспрашивали. Потом были в газетах сообщения об этом. Но прошло с того времени почти 40 лет, больше никто этим вопросом не занимался.
Тогда я пошёл в наш Дворец книги, нашёл газеты и, действительно, в 1927 году была заметка о том, где родился Ленин.
Там говорилось, что в этом домовладении. Но это все слова. Я должен был документально доказать этот факт, потому что Анна Ильинична, старшая сестра Владимира Ульянова, сюда приезжала в 1930 году. Ее подводили к этому месту и спрашивали, в каком доме он родился. Она сказала, что нужного флигеля нет, он снесен. Мне предстояло опровергнуть утверждение Анны Ильиничны Ульяновой. В те времена это было не так-то просто сделать. И всё-таки после длительных изучений архивных материалов, изучений наших комплектов «Симбирских губернских ведомостей»... (прерывают…)
(продолжение)… Важным этапом моей жизни, да и жизни всех ульяновцев стал 1965 год. В том году вышло постановление союзного правительства о реконструкции центральной части города Ульяновска. В наших музеях были представлены макеты, где можно было лицезреть, какими будут Мемориал, Венец, эспланада, а также нынешняя площадь 100-летия. После появления макетов и выхода постановления союзного Правительства был поднят вопрос о месте рождения Ленина. Для того, чтобы увековечить данное место было предложено несколько вариантов: поставить на Стрелецкой улице большую стелу, построить нынешний Мемориал, либо же сохранить Стрелецкую улицу в качестве своеобразного памятника. Крайнее предложение было моим. Ради подтверждения своей точки зрения мною была проведена работа в архивах, изучение домов на Стрелецкой улице, а также беседа с жителями.
Я пришел в тот двухэтажный флигель весной 1965 года, пообщался с людьми на втором этаже, которые оказались тремя родными сёстрами, живущими в данном флигеле с 1912 года. Мне были даны сведения об этом доме. Я узнал, что в 20-х годах был приход в этот дом журналиста, которому рассказали, что в нём родился Владимир Ульянов. Затем было появление заметки в печати, а за 40 лет сюда никто и не пришёл, кроме, как оказалось, меня. Мной было произведено посещение Дворца книги, в котором найдена заметка в областной газете о том, где родился Ленин. Данный поход укрепил мою решимость продолжения поиска документов. Был совершен полёт в Нижний Новгород, откуда и приехали Ульяновы, полёт в Пензу, где жил Илья Николаевич и его друзья, полёт в Москву и Ленинград. Мои поиски увенчались найденными документами, с помощью которых можно подтвердить целость и сохранность дома Ленина в наши дни. Мною был сделан именно такой вывод, а на тот момент я был преподавателем Училища Связи, майором, которых в Ульяновске было много. Я сходил в партийные органы, где и происходило решение таких вопросов.
Именно там я узнал о проекте Мемориального центра, где вместо трех имеющихся домов будет оставлен лишь один. А с тем, что нашёл, я произошло опоздание, так как эти дома будут не сохранены, а уничтожены.
С данным утверждением я согласен не был, поэтому попросил своих товарищей по преподавательской работе в Военно-техническом училище им. Богдана Хмельницкого провести за меня занятия два дня, а сам улетел в Москву для похода в самый высокий орган – в ЦК КПСС, в «Правду» обсуждать вопрос о сохранении. В «Правде» был редактор Сергей Митрофанович Ковалёв, являющийся доктором филологических наук (прерывают…)
(…продолжение) И там мне сказали: «Приносите докладную записку». Вместе с одним товарищем журналистом мы написали докладную записку, отнесли в ЦК, а после этого я вернулся сюда в Ульяновск и ждал дальнейшего хода событий. Прошло какое-то время, мне звонят и говорят: «Вылетает к вам комиссия ЦК, которая проверит все документы» и эта комиссия прилетела в декабре 1966 года, работала здесь 5 дней, её возглавлял Аркадий Иванович Титов (это отдел науки ЦК КПСС), директор Центрального музея Ленина, с Института марксизма-ленинизма и другие товарищи. И после пяти дней работы они меня вызывают, а до этого меня вызывали два раза на бюро обкома, где мне говорили, что не надо публиковать, а я всё-таки опубликовал свою находку в «Неделе» - приложении к газете «Известия».
На сей раз, уже после работы комиссии, меня снова пригласили на заседание бюро обкома, где был заслушан доклад этой комиссии. И по этому докладу бюро обкома приняло решение, что дом, где родился Ленин сохранён и проект надо переделать так, чтобы поставить этот дом во дворике мемориала. Меня поздравили москвичи, что «ваш труд не пропал даром».
Вскоре после этого я защитил диссертацию в Казанском университете, потом меня перевели в Москву, а потом в Ленинград, чтобы я здесь не мешал своими поисками и находками строительству мемориала. Я прилетал сюда несколько раз, тогда это было очень просто и недорого. На месте здесь помогал архитекторам в восстановлении домов. Я уже увидел результат всей этой работы - своей и других деятелей, архитекторов, реставраторов. 16 апреля 1970 года, когда прилетел сюда Брежнев, а я тоже прилетел, но не с ним, я прилетел сам из Ленинграда смотреть на открытие мемориального центра.
Записал заведующий кафедрой журналистики Ульяновского государственного университета, д.ф.н., профессор Олег Самарцев, лето 2010 г.
Фото Юлии Узрютовой, фондов Ленинского мемориала
У главы ульяновского минюста Хуртина — день рождения. Мечтает о фотовыставке и угощает медом
Герои, 22.11.1960Книга «Объективом и пером о былом». Биография Бориса Григорьевича Тельнова
Воспоминания, 15.5.1932Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. Случались и казусы
Воспоминания, 7.11.1959