1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 6 Января 1937
События, 14 Мая 1937
Воспоминания, 1 Апреля 1988
События, 14 Апреля 2024
События, 14 Апреля 2024
События, 3 Марта 1919
Воспоминания, 22 Апреля 1990
Воспоминания, 12 Апреля 2024
События, 14 Октября 1936
События, 22 Марта 1937
Воспоминания, 1 Января 1991
События, 6 Апреля 1850
Герои, 8 Апреля 2024
События, 1 Января 1945
Воспоминания, 8 Июля 1942
События, 8 Июня 1942
События, 3 Мая 1942
События, 10 Октября 1942
События, 7 Июля 1941
События, 1 Апреля 1942
События, 1 Марта 1942
События, 23 Июня 2024
События, 4 Апреля 2024
Герои, 4 Апреля 2024
События, 22 Июня 1941
События, 3 Июля 1941
События, 22 Июня 2024
Места, 24 Апреля 1985
События, 7 Ноября 1935
События, 1 Января 1937
Фото дня
Лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов в Ленинском мемориале
Воспоминания, 31 Января 1893
Как встретились художник Пластов и журналист Жмырёв

Село Прислониха - одно из мест культурного паломничества уже свыше полувека. А при жизни Аркадия Александровича Пластова многие приезжавшие корреспонденты стремились побеседовать с ним и понять этого самого необычного академика живописи, который знает жизнь простых тружеников изнутри, а не из столичных кабинетов.

А.А. Пластов. Жатва 1945. ГТГ:

В июле 1955 года в гостях у Аркадия Александровича побывал ульяновский журналист Александр Сергеевич Жмырев (1913–1993). Он оставил такой словесный портрет хозяина и его жилья: «Нас встретил Аркадий Александрович. Он открыл калитку и радушно пригласил в дом. Это крепкий мужчина среднего роста. На нем белая фуражка, даже немного сдвинутая наперед. Белая в мелкую полоску рубашка с откладным воротником, подпоясанная узеньким ремешком. Простые брюки. В выражении лица, во всем облике его было много простоты и сердечности. В доме скромная обстановка: стол, накрытый белой скатертью, новые стулья, крепкие, ладные; на стене пред столом приколота репродукция картины «Ужин трактористов». Хозяин дома показывает свою библиотеку, состоящую главным образом из книг по искусству. Аркадий Александрович очень любит физический труд. Он сам косит сено, сажает яблони. Его руки привычны ко всякой работе».

А.А. Пластов. Праздник. 1953-1967. Ульяновский областной художественный музей:

Незадолго до этого Жмырев восхищался полотнами Пластова на Всесоюзной художественной выставке 1954 года в Третьяковской галерее, поэтому разговор получился предметный и доверительный. 3 августа 1955 года в «Ульяновской правде» была опубликована статья «У художника Пластова». Но гораздо интереснее то, что не попало на газетные страницы. В личном фонде Александра Сергеевича Жмырева (Ф. Р-4006) в Государственном архиве Ульяновской области хранится рукописный черновик статьи.

А.А. Пластов. Сенокос. 1945. ГТГ. Москва:

Пластов не побоялся показать обнаженное тело. Уже долгое время обнаженное человеческое тело можно было встретить только в скульптуре. Здесь художник нарушил, так сказать, запрет и тем самым заставил задуматься над многими важными вопросами, раздвинул рамки возможностей изобразительного искусства. Из него видно, что журналист глубоко проникся творческими замыслами Пластова и даже пытался спорить с хулителями творчества художника.

А.А. Пластов. Ужин трактористов. 1961. Государственная Третьяковская галерея:

Известно, что на одну из самых знаменитых советских «обнаженок» – картину «Весна» – иные критики, да и рядовые зрители поначалу смотрели косо. До этого наготу советского человека если и показывали, то крайне редко и, как правило, в теме спорта. А Жмырев писал, явно озвучивая не только свои мысли, но и мнение автора полотна: «Молодая мать изображена на картине исключительно целомудренно: она сидит в профиль на корточках. Здесь показана и красота здорового молодого тела, и любовь молодой матери.

Вся картина вызывает бодрое настроение. Мать не замечает редких снежинок, падающих с неба. Она занята, она счастлива... Из-за открытого предбанника виден на улице тающий снег, бегущие ручьи. Весна идет. Весна на улице, весна и здесь, в этой почерному топящейся баньке».

А.А. Пластов. Весна.1954. ГТГ:

Дальше журналист вступал в полемику с известным кинорежиссером Александром Петровичем Довженко (1894–1956): «В «Литературной газете» кинорежиссер А. Довженко упрекал Пластова за то, что картина «Праздник» композиционно разорвана на две части. Что тут можно сказать? Ему она так показалась, а другим кажется композиционно цельной, в том числе и сам художник так считает.

Автор этой же статьи критикует картину «Утро». Назойливой ему кажется зеленая стена ржи. Всякий, кто наблюдал подобную картину в поле, знает, как она волнует человеческое сердце, как радуешься перекатывающимся волнам зеленого моря. Критик в ней усмотрел только назойливость, а ведь тут дана картина молодой ржи, потому что все тут молодо, все наполнено молодыми соками жизни. Довженко, коротко разбирая недостатки картин Пластова, даже перепутал их названия. <...>

Надо прямо сказать, что некоторые подобного рода возражения возникают от незнания жизни. Спрашивали же художника, а почему в предбаннике постлана солома? Нельзя ли было постлать что-нибудь чище? Или некоторые критики заявляли, что такого заката не бывает, какой изображен в превосходной картине «Ужин трактористов». Но Пластов два года изучал этот закат...».

А.А. Пластов. Юность.1953-1954. Государственный Русский музей:

Эти строки не вошли в печатный вариант статьи. Скорее всего, редактор не рискнул вступать в полемику с корифеем советского кино и всесоюзной газетой. А может, у Жмырева сработала самоцензура, «Оттепель» ведь еще только начиналась... 29 августа 1955 года художник откликнулся на нее письмом. Его мы впервые публикуем полностью за исключением отдельных слов, которые не удалось прочесть.

Письмо А.А. Пластова А.С. Жмыреву. 29 августа 1955. ГАУО, ф. Р-4006, оп. 1, д. 117, л. 2

«Уважаемый тов. Жмырев!

Ради Бога простите за столь запоздалый ответ на Ваше любезное письмо с Вашей статьей. Из-за безобразной моей рассеянности письмо уехало по другому адресу. Вот теперь [слово неразборчиво] его, скитавшееся по одному московскому адресу, прочитал со статьей [слово неразборчиво], где Вы отзывались обо мне с такой теплотой, и от души говорю: Спасибо Вам за это внимание. Между нами говоря, Вы, может быть, даже немного «передобрили», так ск., но, могу Вас уверить, это не заставит меня ни «почить на лаврах», «зазнаться», напротив – как раз при таких «оказиях» с особой болью видишь, как мало ты сделал и как много надо сделать. Теперь о Вашем намерении писать статью. Не знаю, чем могу быть Вам полезен – кой-какие репродукции с работ у меня есть в Москве, но здесь нет ни черта. Да и вообще я всю жизнь относился к этому делу – к собиранию каталогов, репродукций с моих работ, к коллекциониров. всякого рода отзывов, рецензий и т. п. в высшей степени равнодушно, и в итоге у меня ничего на руках нет, я даже точно не помню, в каком году что писал – мне надо большое усилие что-то вспомнить в этом плане, если в этом случается надобность, и я доставляю моим немногочисленным биографам совершенно неладные огорчения даже в пустяковых вещах. И вот для одного отдела предполагаемой Вашей статьи – «о становлении художника», я ей-богу не представляю, что бы тут такое сообразить.

Так ведь было это все давно, столько с тем, что когда-то было, смешалось того, что было потом, что и распутать трудно, что же было сперва и без примеси последующего, и какое это было последующее до того или иного момента и после оного. Вообще-то кой-что, может быть, и можно вспомнить с помощью «наводящих» разговоров. Ну, когда-нибудь встретимся или спишемся и кой-как, возможно, уладим и обрядим, что Вас интересует и будет интересовать.

Собкор газеты «Известия» по Ульяновской области Александр Сергеевич Жмырев. 1946–1947. ГАУО, ф. Р-4006, оп. 1, д. 153, л. 2:

Вот как работал над карт. «Жатва» и «Сенокос», коротко сказать мне трудно, да и вообще, и не коротко, трудно. Не упражнялся я по таким делам, не делал всю жизнь этого саморасписывания. Не могу найти какую-то такую ноту, чтобы выходило очень просто, без ломанья, ясно и коротко. Не знаешь, с какого конца подойти к этому разговору. Ведь за каждой вещью стоит столько переживаний, иногда очень многих лет, столько раздумий, столько причин, побуждений сделать именно эту вещь и именно в такое-то время, не раньше, не позже, что просто [слово неразборчиво], как бы чего не упустить, да как бы тебя криво не поняли, да как бы помочь читателю встать на правильную дорогу понимания твоего замысла, понимания задач искусства. Как-нибудь я Вам напишу об этих картинах, это будет через пятидневку примерно… Сейчас очень горячее время у меня – идет уборка хлеба, и я с утра до ночи в поле на токах. Вот сейчас 1-й час ночи, и можно бы что и написать, но после дневной толчеи глаза сами собой закрываются, хотя и очень надо подводить итоги дневных наблюдений, подводить итоги накопленных впечатлений, ковать железо, пока не остыло.

Ну, желаю Вам всего доброго. Жена благодарит за память – сына нет, он сейчас в Москве.

Арк. Пластов

P.S. Не ругайте за карандаш – не люблю писать чернилами. А.П.».

Подготовил Антон Шабалкин, ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области

«Мономах», №5, 2019 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru