В августе 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение об эвакуации Московского автомобильного завода им. Сталина (ЗИС) в Ульяновск. 30 ноября 1941 года предприятие было официально зарегистрировано в Ульяновске, а уже через два месяца цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию - боевые снаряды.
Во время войны, а именно, в 1943 году на Ульяновском автомобильном заводе организовали сборку американских трехосных грузовых автомобилей Studebaker, которые поставлялись Америкой по ленд-лизу. Так как грузовикам требовалось высокооктановое топливо, специально для Советского Союза американцы устанавливали двигатели для низкооктанового топлива. На эти автомобили устанавливались известные многим системы реактивной артиллерии «Катюша».
Первой моделью, выпущенной именно с полной разработкой на заводе, стал грузовой автомобиль с дизельным двигателем УльЗИС-252. Успех первого проекта позволил инженерам активно развивать линейку, и в том же 1944 году свет увидел второй опытный образец УльЗИС-253. УльЗИС-НАТИ 253 – один из самых малоизвестных советских грузовиков. Даже просто информации о нем мало, от уникального автомобиля осталась лишь пара десятков фотографий да скупые строки в технических справочниках. Но если бы этот проект воплотился в жизнь, кто знает, возможно, концепция среднетоннажных грузовиков в Союзе развивалась бы совсем по другому пути.
Электрическая "Буханка", представьте себе, тоже была! УАЗ-450ЭМ разработали еще в 1959 году, автомобиль имел тяговые аккумуляторные батареи, установленные под полом кузова, и предназначался для обслуживания аэродромов. На этом эксперименты не закончились. В 1974 году УАЗ и ВНИИЭМ Минэлектротехпрома создали У-131 – пять фургонов на базе УАЗ-451ДМ грузоподъемность до 500 кг. Тяговые АКБ разместили в специальной нише, что облегчало процесс зарядки. Четыре года спустя ульяновцы самостоятельно разработали электрокар 451МИ с силовой установкой переменного тока. Батареи, установленные под рамой, за час заряжались на 70-75%. Кстати, на выставке в Филадельфии, США советский автобус произвел фурор!
За всю историю существования Ульяновского автомобильного завода насчитывалось более 10 разнообразных логотипов. При этом в основе каждого была размещена стилизованная буква «У», которая в каждую эпоху интерпретировалось с разным смысловым содержанием и графикой. Так, например, на самом первом логотипе присутствовала отчетливо просматриваемая буква «У», не несущая никакого значения, кроме как начальной буквы слова — названия города, где находился завод. Но таким городом мог быть и Уссурийск, и Уфа и т. д. «Надо было найти размерность знака, его графически уравновешенный силуэт и к тому же — вложить в него душу — смысловое значение» — отметил А. М. Рахманов, разработчик последнего логотипа, который просуществовал почти 40 лет. До середины 50-х годов многие автомобили «украшались» изящными стилизованными объемными изображениями зверей, птиц, женскими фигурками, подобно тому, как резными изваяниями украшали свои корабли древние мореходы. На автомобилях Ульяновского автомобильного завода был в то время невозмутимый и мощный лось. Одним из самых ярких логотипов за всю историю завода стал знак, представляющий собой кольцо, а по бокам с обеих сторон — стилизованные крылья. Внутри кольца была вставка с тремя цветными полями: крайние — красного цвета, центральное — темно-синего, с золотыми буквами УАЗ. Решение об отказе использования этого логотипа было принято в силу трудоемкости изготовления знака. В начале 80-х годов логотип Ульяновского автомобильного завода стал регистрироваться во многих зарубежных странах, куда экспортировались автомобили УАЗ.
И под конец вспомним довольно забавную историю, связанную с термитами. В 1956 году в Индонезию начались поставки ГАЗ-69. Когда в страну доставили первую партию автомобилей, произошло нечто странное: у всех автомобилей колесные шины были больше похожи на губку. Оказалось, что местным термитам пришлись «по вкусу» покрышки автомобилей, которые были изготовлены из натурального каучука. В этой ситуации нужно было как-то выкручиваться, поэтому завод разработал специальные шины, которые были несъедобны для термитов.
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024