
Провинция всегда поражает отношением коренных жителей к своей малой родине. Люди, родившиеся на том месте, где погребены их предки, бесконечно любят каждый уголок природы, каждое деревце, любой невзрачный домик. Человек приезжий скажет: "Ну и что здесь особенного?" Ему не сумеют ответить внятно, да и не стоит пытаться постичь разумом тайну национальной силы. Не этот ли деревянный домишко - начало созидающей России?
По Инзе нас сопровождает здешний старожил, руководитель аппарата администрации района Иван Михайлович Марфин. Ему так хочется показать все, что есть интересного в городе, побольше рассказать о здешних людях. Больше всего поражает в Марфине глубокая убежденность, что все сегодняшние трудности - временные, что стоит жить твердой надеждой на скорые преобразования и лучшие времена.
- Город очень изменился в 60-70-е годы. Строились и расширялись предприятия, быстро шло строительство новых микрорайонов. Видите, какие пятиэтажки выросли! А детские сады! Больницу нашу тоже стоит посмотреть. Хорошая больница, стационар - на 475 коек, - Иван Михайлович не перестает восхищаться городом, и рассказывает, рассказывает без устали. – Все, как в большом городе: автобусное сообщение, заасфальтированные улицы. А на Юловеком озере не были еще? Эту красоту грех не посмотреть. Жаль, что Троицкое разрушено, но придет время, все восстановим. Разве это нормально, что не в полную силу работают мясокомбинат, агрофирма, диатомовый комбинат, стоит фабрика первичной обработки шерсти. У Инзы - огромные ресурсы, она способна прокормить не только себя.
Мы едем на старинное инзенское предприятие - деревообрабатывающий завод, основанный в 1905 году. Главный инженер Александр Дмитриевич Носков, рассказывая о прошлом и настоящем завода, подчеркивает главное: за шесть самых тяжелых лет смогли удержать кадры - не остались люди без работы. Гнутые, клееные детали высокого качества нашли спрос в Германии, Италии. Обидно, что российскому рынку не требуются отличные фанерные изделия.
С грустью рассказывает Иван Михайлович о судьбе гремевшей некогда в Инзе фабрики первичной обработки шерсти. Было таких предприятий в России всего шесть, и те оказались ненужными...
Подъезжаем к мясокомбинату. - Вы сами-то какую тушенку предпочитаете? - проверяет нас Марфин. Смеемся, но отвечаем вполне откровенно:
- Конечно же, инзенскую.
Директор комбината Юрий Дмитриевич Кисляков все объясняет просто:
- Рецептура консервных и колбасных изделий других предприятий давно уже допускает преобладание крахмала и всевозможных пищевых добавок. Мясом в такой колбасе едва пахнет. Мы же по-прежнему пользуемся старыми рецептами. Содержание мяса в колбасах - до 90%, поэтому и славится продукция на всю страну.
Конечно, проблем на заводе хватает: резко снизилось поголовье скота, а нет сырья - нет и продукции, хотя спрос на инзенскую колбасу и тушенку все возрастает. Современная технология и оборудование позволяют выпускать 15 тысяч банок тушенки за смену и 1,5 тонны колбасы в день - было бы сырье! Чтобы занятость специалистов не упала, дирекция нашла выход: подписан договор о поставке тушенки в Москву - Инзенский мясокомбинат будет временно работать как структурное подразделение МИКОМС. Будет ли на ульяновских рынках появляться инзенская тушенка? Наверняка! Если верить оптимистично настроенному нашему экскурсоводу, вкус изделий знаменитого МК "Инза" мы не забудем.
А вот и Инзенский мост через железнодорожные пути. Отсюда хорошо обозревается станция. Красиво - аж дух захватывает. Но Иван Михайлович останавливает наши восторги:
- Вагонов мало. Раньше считалось, что отсутствие вагонов на станции - показатель хорошей работы (разгрузка и погрузка идет вовремя), а теперь все перевернулось: нет вагонов - нет работы.
Наконец, мы оказываемся на красивой привокзальной площади. Здесь проходят все городские праздники и митинги. Отсюда инзенцы уходили на фронт. Здесь, у обелиска, где навечно высечены имена инзенцев, отдавших за Родину жизнь, мы встретили женщину, которая привела к памятнику внучку, - рука остановилась на фамилии Шабановы...
-У нее отец и брат погибли, - поясняет Марфин.
Наверное, не случайно оказалась здесь Мария Петровна Герасимова - живая история с вечными ранами, и забывать о них никак нельзя, дабы не ослабла связующая нить поколений.
Подрастают мальчишки и девчонки. В пяти школах города их более двух тысяч. Нелегко им разобраться в нынешней жизни. Но, имея прочные корни, они не потеряют себя, обретут силу и веру - им поднимать новую Инзу второго ее столетия.
«Мономах», №3(10), 1997 г.
Воспоминания Бориса Тельнова о первой областной фотовыставке. У колыбели ульяновского фотоискусства
Воспоминания, 20.4.1963