
Под его руководством в Ульяновске возводились Ленинский мемориал, гостиница «Венец», пединститут, школа №1, велось инженерное обеспечение Ульяновского авиационного промышленного комплекса, жилья и соцобъектов. Геннадий Васильевич родился в 1925 году, участвовал в Великой Отечественной войне, затем работал на Иркутском алюминиевом заводе и на крупных стройках, после чего приехал в Ульяновск строить мемориальную зону к 100-летию Ленина. Заслуженный строитель Ульяновской области рассказал проекту «Годы и люди», как шли масштабные стройки, как удалось на 5 месяцев раньше срока завершить возведение гостиницы «Венец», в чем особенности строительства именно на территории Ульяновска и почему счастье строителя он считает трудным.
- Геннадий Васильевич, с чем связан выбор вашей профессии?
- Я помню себя совсем юным. Когда я был где-то в пятом классе, мои родители принимали участие в строительстве Ульбинской ГЭС. Это в Восточном Казахстане. Главный инженер той стройки в школе выступил перед ребятами. Он увлеченно рассказал о силе воды и ее воздействии на генерирующие энергию устройства. Под ее воздействием, при умелом направлении людьми ее силы в нужное русло, вырабатывалось электричество, освещались целые города, работали заводы и фабрики, кипела жизнь. Тогда моё детское воображение впечатлил рассказ этого инженера-строителя. Я заинтересовался профессией. В 1941 году я окончил 7 классов. Затем поступил в Лениногорский техникум. Меня заинтересовала специальность «Строительство надземных сооружений, шахт». Но война внесла свои коррективы. Шел 1943-й год. Достигнув почти призывного возраста, мне исполнилось 17 лет и 2 месяца, я ушел на фронт. Техникум пришлось оставить. В то время я участвовал в Днепровских десантных операциях. Воевал на Корейском фронте. Принимал участие в сражениях на втором и третьем Украинских фронтах. Закончил войну в Чехословакии под Прагой. После был отправлен на Дальний Восток. И еще пять лет служил в десантных войсках. В общей сложности семь лет жизни я отдал защите границ государства. Горжусь этим. Авторитет армии был очень высок! В то время были беспокойные события. То Японская война, то революция в Китае. И каждый раз я был в горячих точках по зову Родины.
- Когда вы демобилизовались?
- Демобилизовался в 1950 году. Завершил обучение в техникуме. Причем окончил его с отличием, хотя семь лет не заглядывал в «букварь» (смеется). Поступил в институт. Детской мечте суждено было сбыться. Я получил профессию, мысль о которой, преследовала меня все годы службы в армии. Я хотел строить новую мирную страну. Я сдержал перед собой клятву, окончил институт с красным дипломом, стал инженером.
- С чего началась ваша трудовая деятельность?
- После окончания обучения в Новосибирском строительном институте в 1955 году я был направлен на строительство Иркутского алюминиевого завода. Трудился в корпоративной системе «Трест». Это стройка всесоюзного значения. Сам трест был очень крупной организацией. На сибирских стройках я проработал 12 лет. В списке профессиональных достижений такие масштабные проекты, как Иркутский филиал Сибирского отделения академии наук СССР, политехнический институт и университет, кабельный завод. Его закончили строить в 1976 году.
- А что послужило причиной переезда в город Ульяновск?
- В то время сократилась программа строительства социальных и производственных объектов. Поэтому группу инженерно-технических сотрудников треста перевели в Ульяновск. Волей судьбы я попал на строительство Ульяновского глиноземного завода. Но в 1967 году его законсервировали, а потом и вовсе отказались строить. Мне предложили должность главного инженера во вновь созданном тресте. Проект касался строительства Мемориальной зоны. Она включала в себя четыре объекта - Мемориальный центр, гостиницу на 1008 мест, Педагогический институт и школу №1. Кроме этого, нужно было возвести библиотеку и Дом пионеров в районе улицы Минаева, центральный Дом быта.
- Есть особенности стройки на крайнем севере, степях и тайге. В чем особенности строительства на просторах Симбирского края?
- Я бы отметил природный ландшафт. Особенность заключалась в том, что здесь слабоструктурные грунты. На них ставить здание надо с очень точным геологическим исследованием. Когда я приехал сюда в 1968 году, строительная индустрия была слабо развита. Здесь многие старинные здания имели трещины. Я пришел к выводу – чтобы строить на века, нужны свайные основания. По моей инициативе проектные институты начали разработку строительной документации с применением сваебоя. Я горд тем, что моя инициатива воплотилась в жизнь, подарив вековую жизнь всему, что построено в Ульяновске. Это инженерная особенность симбирского края.
Есть еще одна - климатическая особенность. Постоянные ветра. Обсуждая эту тему с градостроителями и проектировщиками, мы нашли выход. Посмотрите на особенность в застройке нового города. Вы увидите микрорайоны с закрытым внешним контуром, которым служат фасады жилых домов. Делалось этого для того, чтобы любое направление ветра упиралось в стену. В этих закрытых зонах можно было ставить детские площадки.
Важно учитывать и температурные условия. Ранее построенные дома имеют толщину стен в 2,5 кирпича (64 см). Но сейчас используют другие, смежные конструкции. Лично я противник всех сооружений со слоистостью ограждающих конструкций. Но есть и другая точка зрения. Например, возводят устойчивую несущую конструкцию, толщиной 20-30 см и используют утеплитель. По теплотехнике конструкция будет удовлетворять всем требованиям комфортного проживания. Но вот наша 90 серия, на мой взгляд, самая совершенная. Я знаю ленинградские, московские. Но вы спросили об особенностях строительства у нас в области, в средней полосе, поэтому считаю, она самая дешевая и менее трудоемкая в производстве.
- Геннадий Васильевич, под вашим инженерным руководством к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина был сдан Ленинский мемориальный центр. Как проходила эта грандиозная стройка?
- В начале был создан специальный трест №1 и был укреплен опытными кадрами. К осени 1967 года коллективы СМУ-1 вместе со службами горисполкома провели ряд подготовительных работ, то есть снос строений, частичную планировку, подготовку котлована для свайных полей и их ростверкам. Конструктивно Ленинский мемориал был поставлен на сваи. Его проектировал главный руководитель Борис Мезенцев.
- А как в городе восприняли снос зданий?
- Тогда был крупный снос, к которому общественность относилась неоднозначно. Считали, что можно было бы сохранить Дом Свободы – Дом губернатора, например. Это вопрос спорный. С точки зрения ландшафта застройки, который формирует силуэт города, это очень важно. Тогда точкой его назначения был домик, в котором родился Ленин, и в котором проживали две купчихи и семья Ленина. Последний раз, когда была Мария Александровна, сестра Ленина, она говорила, что домик был утрачен и это не тот дом. Причиной таких сомнений стало то, что дом попал за ограду. Но ведь она уехала в возрасте 6-7 лет, и больше не видела, где этот стоял домик. А вот Сытин, настойчивый ученый, нашел и обосновал дом Ленина. С тех пор вся идеология строительства базировалась на этом месте.
- Что изначально включал мемориальный комплекс?
- Была задумка Центрального комитета и идеологов, чтобы построить три сооружения: музей, школу политического просвещения и библиотечный фонд ленинского направления. А объемно конструктивное решение было принято в соответствии с функциональными интересами. Нужен был мощный просмотровой зал, на котором можно было проводить конференции. Он был обустроен из расчета трехпереводной радиосистемы. В каждом кресле должен быть приборчик. Нажал и слушай один из четырех языков.
Библиотеку разместили в центральную 40 метровую башенку. В проекте также разместили самый главный Ленинский торжественный зал. Особый интерес, вызывает скульптура Ленина, автором которой стал Бондаренко. Он изобразил Ленина в позе наставника, профессора и ученого. Вокруг зала были помещения. Выходя с конференции, мы могли лицезреть огромный вестибюльный зал. Кстати, сейчас этот зал используют как зал всех мероприятий администрации. Он отделан искусственным мрамором, подвесной потолок с оригинальными светильниками. Единственное, что было импортным, — это вот эти светильники. Конструктивно они хорошо вписываются в рисунок архитектуры. Аудиторные помещения проходили по всему северному фасаду со стороны Ленинского домика. Характерны большие объемы. Одних отделочных было более 100 тысяч. Где-то 9 тысяч тонн металлоконструкций, 65 тысяч железобетона, кирпича и прочего строительного материала. Раньше стоимость его была порядка 40 миллионов. Мыслилось так, что эта площадь для мероприятий Ленинского назначения. На этой площади есть флагштоки 16 республик и внизу на косогоре сделали парк всех республик. Каждая республика там сделала свой маленький очаг.
- Какие неожиданные корректировки строительного процесса запомнились?
- Я помню, на стадии сдачи, где-то в феврале, приезжала Екатерина Фурцева. Она сказала, что это здание очень дорогое и для его содержания нужна коммерция. Нужно, чтобы могли проходить кинопрокаты и концерты. Екатерина Алексеевна предложила изменить большой зал и добавить оркестровую яму. Тогда мы убрали ряд мест и сделали оркестровую яму. Это была пристройка, прикрытая деревянными щетками. Раньше ведь концерты были серьезные классические. Как сказал Скочилов: «Цыганского ансамбля тут не будет». То есть игривые вещи были недопустимы.
Я считаю, что потом территорию стали уродовать. Вдруг поставили музыкальный фонтан. А когда открывается панорама здания, его прикрывают буфетом. Такое в архитектуре называется хулиганством. Потом памятники не должны располагаться в Ленинской зоне. Ленинский мемориал облицован мрамором, полы - мрамор, зал - искусственный мрамор. Колонны тоже обделаны мрамором. Нет особого архитектурного стиля, больше конструктивизма и функционализма. Тут использован архитектурный прием на плоскостях. Открытыми формами стекла. Он находится в гармонии с пединститутом, гостиницей, и школой. Как акцент, как архитектурная доминанта мемориальной зоны.
- Интересный факт, что стройка гостиницы «Венец» завершилась на 5 месяцев раньше срока. Что послужило такому успеху?
- Секрет технологии монтажа прост. Гостиница очень близка к строительству высотных конструкций. Металлоконструкция и бетон, стоечно-ригельная система в компоновочном планировочном режиме и железобетонная облицовка. Успех состоял в совмещении технологии строительного производства. Мы по нормам делаем два шага по вертикали монтажа каркаса, даем перекрытие и запускаем отделочников. А так надо было поднять здание и сверху вниз идти с отделкой. Это выигрыш во времени. Индустриально, мы все фасадные работы сделали на заводе, улучшили сборочность. Все ограждающие системы на фасаде связанные с декорациями были не поэлементно, а поэтажно. Собирали все на стенде, и только сам стимолит ставили изнутри. Ещё при выполнении котлована до каркаса прошли плотной утрамбовкой, так называемой «клин-бабой». Мы не изобрели, но первые применили прибор ПГР 12.
Также производительные отделочные работы. У нас их выполнял Ленинград. Большие мастера, у них была высокопроизводительная хватка. Мы давали им открытые фронты работ. Быстро. И в совокупности мы очень быстро подняли здание. Каркас монтировался на фрезерованные стыки. Её поставил и сразу связал с ригелем. То есть фрезерованный стык тоже давал выигрыш в монтаже каркаса. Сам ригель в противопожарных целях вывозили на заводы и там бетонировали. Оставляли только узлы примыкания к колоннам.
- Как поменялась ваша трудовая деятельность после окончания масштабной стройки?
- После окончания строительства Мемцентра и ряда объектов зоны меня перевели главным инженером «Главка» в 1973 году. Туда входило пять «Трестов», было два завода, два управления механизации и автомобильное хозяйство. С того времени я уже ведал инженерным обеспечением строительства подведомственных главку всех сооружений города и частично областных объектов сельскохозяйственного назначения. Наш «Главк» был очень крупный, он имел очень мощную строительную индустрию. Три завода КПД, один - 200 тысяч квадратных метров, второй – 180, третий - 160. Но третий попал в смуту, и все рассыпалось. Три мощных завода по сборному железобетону промышленного и бытового назначения: первый - 70 тысяч, второй порядка 40-35 тысяч и третий - 20 тысяч. Во время рабочего дня на колесах было железобетона 1000 куб. метров. Вот такой темп строительства был, и особенно тогда, когда раскрылась перспектива строительства авиационного промышленного комплекса.
- Думали ли вы, что фундамент, заложенный тогда, выведет Ульяновский авиационный промышленный комплекс на ведущие позиции мирового рынка?
- Это уникальный завод, таких в мире не было по технологии, а по мощности он был близким к Боингу. Поскольку наша страна гигантская, она требовала её охвата транспортными воздушными аппаратами. И вот этот Антоновский 124-АН Руслан - в мировой практике строительства и эксплуатации был один. Таких самолетов никто не выпускал, я помню, в заключительный этап, в 1985 году, я встречался с главным конструктором этой модели. В одной из бесед я задал вопрос: «У американцев такая могучая техника есть?», на что он ответил: «У них 300 самолетов 100-тонных, но вот последние время их эксплуатация подтвердила конструктивные дефекты. У них непрочные крылья, их плоскости деформировались. А сами самолеты поставили на реконструкцию с задачей усиления узлов, которые обеспечат впоследствии грузоподъемность порядка 120-130 тонн». Тогда было обнажено всё. И кто делает, и какой уровень. А у нас при испытании - 170 тонн. И вот завод выпустил более 40 штук. Они до сегодняшнего дня летают, уже более 40 лет. В те времена была необходимость производства, потому что мы осваивали свои дальние северные территории. Полеты в Иркутск, Норильск, Сахалин, Камчатку. К тому времени необходимо было использовать специальные полосы, так как самолеты требовали устойчивое обширное поле. Когда началась смута, началось предательское разрушение Советского союза, пришлось прекратить выпуск этих самолетов. В то время перешли на пассажирские самолеты. А ТУ-124 были предназначены на комплексное использование - и народнохозяйственное, и военное. Например, перебросить комплекс ракет на Сахалин или Камчатку.
В Ульяновской области в то время была не только строительная индустрия, но ещё и деревообрабатывающий комплекс. Мы выпускали до 400 тысяч кв. метров дверей, внутрикомнатных. И где-то около 200 окон, этим мы обеспечивали все наши заводы крупнопанельного домостроения столярными изделиями. Авиационный комплекс производственных площадей имел два миллиона, один из них построили мы, другой Димитровградское управление строительства. Также мы построили город на 2,5 миллионов кв. метров жилья. И 1 600 кв. метров - для соцкультбыта.
В советском законодательстве были строительные нормы и правила. Они были в инженерном плане накоплены со времен Петра I. Нормативы по этажности, по плотности населения, по обеспеченности их схемами водоснабжения. Все было мудро запроектировано специальным институтом градостроения. По генплану вся ландшафтная часть города определяла комфортную часть. Здесь в инженерно-техническом аспекте было градостроительно обдумано под молодежь этого города. Все потому что сотрудники авиапрома в основном набирались со школьной скамьи.
- Геннадий Васильевич, чем вы занимались после окончания активной работы?
- Ушел я на пенсию в 1986 году. Работал на менее ответственной работе. Написал книгу «Строители на просторах Симбирско-Ульяновского края». Здесь все - и мостостроение и сельскохозяйственное строение, вся областная система строительства. Особенно дорога мне книга «Свой боевой путь». Мой отец сохранил 60 писем с фронта. Уникальные письма. На основе этих писем я издал книгу.
- Почему счастье строителя Вы называете в своей книге трудным?
- Вот говорят, мужик в сельском хозяйстве живет по-другому календарю. Начало его работы зависит от созревшего колоса. Так же и строитель. В его профессии много факторов, влияющих на результат. Нужно иметь выдержку, когда, например, «созреет» бетон. Нужно соблюдать требования технологии процесса в каждой мелочи. Рабочий день не имеет временных границ. Высокая степень ответственности за качество и безопасность возводимых объектов лежит на тебе всегда. Даже дома не покидают мысли о том, как завтра нужно построить рабочий день в зависимости от погоды, от результатов испытаний, которые проводят разные лаборатории. Рядом с текущей деятельностью появляются и масштабные задачи. Влияет на работу и климат в коллективе. Эти трудности характерны только для строительного процесса. А вот когда сдаешь дом, в числе новоселов 200 семей, и их глаза наполнены радостью, тогда и понимаешь всю значимость профессии. Тогда ощущаешь гордость за свой труд! И думаешь: вот в этом профессиональное счастье!
Подготовила Арина Трескова, 21 ноября 2019 г.
Справка
Анциферов Геннадий Васильевич родился в 1925 году в селе Песчаное Максимогорьковского района Восточно-Казахстанской области (Казахская ССР) в семье служащего.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Награждён орденом Славы III степени (1944 год), медалью «За отвагу» (1945 год), медалью «За взятие Вены» (1945 год), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 год), орденом Отечественной войны II степени (1985 год), юбилейной медалью «65 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков» (2009 год).
Более 35 лет жизни посвятил работе в отрасли строительства, прошёл путь от мастера до главного инженера. Под его непосредственным инженерным руководством были сданы в эксплуатацию с отличной оценкой качества работ и точным соблюдением сроков, установленных решением ЦК КПСС и Советом Министров СССР – к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина – такие объекты как: Ленинский мемориальный центр, гостиница «Венец», пединститут имени И.Н.Ульянова и школа № 1 имени Володи Ульянова.
Активно вёл инженерное обеспечение строительства Ульяновского авиационного промышленного комплекса (ныне ЗАО «Авиастар-СП»), жилья и объектов социально-культурного назначения.
За работу по строительству Иркутского алюминиевого завода награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966 год).
За успешную работу по проектированию и строительству гостиницы «Венец» в городе Ульяновске в 1970 году Анциферову Г.В. присуждена Государственная премия РСФСР в области архитектуры.
За многолетнюю плодотворную работу в области строительства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 января 1986 года награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
Анциферов Г.В. написал и издал книги: «Технология производства легкобетонных конструкций» (1985 год), «Трудное счастье строителя» (2003 год), «Наблюдения ветерана» (2007 год), «Это было на войне» (2014 год), «Строители на просторах Симбирско-Ульяновского края» (источник)