На территории, где сейчас находится Куйбышевское водохранилище, ранее располалагалсь Успенская церковь. Она была построены в годы основания Симбирска. Подробнее о культовом рассказал в своей книге "Храмы Симбирска" краевед Владислав Ястребов. Ниже приводим текст автора.
Из церквей самая старинная – Успенская… (1)
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Успенская подгорная церковь,
- Церковь во имя Успения Божией Матери,
- Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы,
- Церковь Успения Богородицы,
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы,
- Церковь Успенская.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Деревянная Успенская церковь была одной из старейших в г. Симбирске. Построена в 1648–1654 гг. (2) на территории Успенского мужского монастыря игуменом этой обители иеромонахом Макарием (?–?), как указывалось в сохранившихся монастырских документах, «на свой собственный кошт». В некоторых источниках утверждается, что «церковь существовала еще прежде Симбирска…» (3) . Это, впрочем, опровергается другими исследователями: «Предположение Липинскаго <…>, что Успенская церковь существовала еще прежде Симбирска <…>, не подтверждается сохранившимися актами» (4).
В 1670 г. Успенская церковь вместе со всем монастырём была разорена и сожжена отрядами Стеньки Разина (ок. 1630–1671) (5). Но уже в 1673–1674 гг. на её месте была построена новая каменная двухпрестольная церковь с главным (холодным) отделением с престолом во имя Успения Божией Матери и тёплым (т. е. отапливаемым) приделом во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца, устроенным в память бывшей осады города (6).
«Она имела в длину с алтарем 11½ саж. (ок. 24,5 м. – В. Я.), в ширину 7 саж. 1 арш. (ок. 15,6 м. – В. Я.) и разделялась на холодную и теплую. В первой престол был во имя Успения Пресвятыя Богородицы,во второй – во имя св. Николая Чудотворца. Церковь имела продолговатую, кораблеобразную форму. Теплый придел с северной стороныбыл короче главной церкви и отделялся от последней капитальною стеною; небольшая дверь-арка вела из трапезы холоднаго храма в теплый. Перед церковью был деревянный корридор с западной стороны с крыльцами по бокам его и с полом несколько ниже пола самаго храма. Отдельное крыльцо с южной стороны вело в настоящее отделение холодной церкви. Окна в церкви были в один ряд, по 4 с каждой стороны. Алтари имели полукруглую форму. Над главным отделением холодной церкви возвышался каменный восьмигранник, над куполом еговосьмигранный трибун с реповидною главою, оканчивавшеюся яблокомс восьмиконечным крестом. Крыша на церкви сначала была тесовая, а с 1848 года железная. Над приделом находилась на небольшой шейке глава с яблоком и четырехконечным крестом. Каменная колокольня построена была, по преданию, после закрытия монастыря; нижний ярус ея был четырех-угольный, а следующие три восьмиугольные;на третьем ярусе помещались колокола; четвертый ярус оканчивался небольшим фонарем, перешейком, реповидной главой, яблоком и восьмиконечным крестом. Вокруг церкви была деревянная ограда на каменном основании.
На стенах церкви масляными красками изображены были в отдельных видах 23 главы (7) из Апокалипсиса, в плафоне 9 чинов ангельских, в средине Господь Саваоф, окруженный херувимами. Пятиярусный иконостас был резной, со множеством трудных для выполнения фигур, богато позолоченный; царския двери с прекрасными древними изображениями Благовещения и четырех евангелистов.Замечательны были своим древним письмом местные образа: Господа Вседержителя (длиною 1½ арш. (ок. 1 м. – В. Я.), шириною 1 арш. (ок. 71 см. – В. Я.)), пред клиросами – св. Николая Чудотворцаи преп. Сергия Радонежскаго (оба длин. 1 арш. 10 вер. (ок. 78 см. –В. Я.), ширин. 1 арш. (ок. 71 см. – В. Я.)); древняго, но менее искуснаго письма образ Успения Божией Матери, с серебряными вызолоченными венцами, в ризе из средняго жемчуга с простыми камнями. Прекрасны были также древние, оставшиеся от монастыря, образа: Казанский Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, на кипарисной доске (длин. 1 арш. 5 верш. (ок. 93 см. – В. Я.)), шир.1 арш. 4 вер. (ок. 89 см. – В. Я.)), Иоанна Воина с серебряным вызолоченным венцом (дл. 2 ар. 2 вер. (ок. 151 см. – В. Я.), шир. 14 вер.(ок. 62 см. – В. Я.)), Божией Матери “Всех скорбящих радости”(дл. 1 ар. 15 вер. (ок. 138 см. – В. Я.), шир. 1 ар. (ок. 71 см. – В. Я.)) в серебряном венце с жемчужным убрусом» (8).
Вновь отстроенная церковь была освящена в среду 12 [22] августа1674 г. Это подтверждается надписью на антиминсе возобновлённой церкви:
«Освятися алтарь в церкви Успения Пресвятыя Богородицы летаот создания мира 7182 индикта 12, а от воплощения Бога Слова 1674 месяца августа 12 дня при митрополите Корнилие Казанском и Свияжском» (9).
При монастырской церкви по-прежнему существовал особый причт, заведовавший подгорным Успенским приходом.
После того как в 1724 г. «по указу Его Императорскаго Величества» (10) Успенский монастырь был упразднён (11), его братия переведена в Покровский (Благовещенский) мужской монастырь. К слову, после этогои вплоть до 1765 года он назывался либо Успенско-Покровским, либо Благовещенским. Монастырская же Успенская церковь была превращена в самостоятельную приходскую (с двухштатным причтом и с припиской к Петропавловской церкви), но в 1826 г. (12) «по малолюдству» закрыта, «…а все священные вещи и образа прежней церкви перенесены в Петропавловскую» (13).
В действительности различные предметы древности Успенской церкви оказались в разных городских храмах:
«Так,
1) в Петро-Павловской церкви находится “Цветная Триодь” 1686 г. (14) с надписью, свидетельствующею о принадлежности этой книги церкви “Успения Пресвятыя Богородицы”, и “Минея” (15) в 12 книгах 1689 г.с надписью “Успенския церкви”.
2) В Покровском монастыре сохраняются: а) “Типик” (устав)1695 г. (16) с надписью “лета 1699 месяца сентемврия в день Синбирска города Успенскаго монастыря игумна Макария сия Богодуховная книга устав”; б) напрестольный крест с надписью: “Сооружен сей крест в Симбирске в том монастыре Успения Пресвятыя Богородицы при архимандрите Адриане (17) на иждивение того монастыря монаха Никифора Гурьева, весом 70 золотников (ок. 300 г. – В. Я.). 704 г., февраля 17”.
3) В Кафедральном Соборе: сосуд серебряный, вызолоченный, при нем дискос, две тарелочки, звездица и лжица; на сосуде надпись: “сии святые сосуды построены в обитель Пресвятыя Богородицы всечестнаго и славнаго Ея Успения”, – на дискосе: “обретающияся в Синбирскупод горою у реки Волги”, – на первой тарелке: “вечнаго ради поминовения сродников (18) стольника Степана Коровина, о котором в обители той свидетельствует сенадик”, – на второй: “весу в них четыре фунта двадцать золотников (ок. 1,7 кг. – В. Я.) 1708 года июня 3 дня”; б) второй колокол в соборе – также из Успенской церкви» (19).
В 1853 г. (20) её здание по распоряжению Епархиального начальства было передано старообрядцам-единоверцам (Успенская единоверческая церковь). После чего в храме был восстановлен приход и причт.
До этого времени храм просуществовал почти в своём первоначальном виде:
«Кроме верха, который в 20-х годах XIX столетия после пожара был несколько повышен, впрочем с сохранением прежней фигуры. От давняго времени и непрочности грунта церковь осела в землю почти по окна и поддерживалась каменными контрафорсами (орфография оригинала. – В. Я.), покрытыми тесом» (21). Тем не менее единоверцы совершали в ней богослужения вплоть до 1863 г.
В 1865 (22)–1866 гг. церковь была разобрана, перенесена на гору, где в 1866–1867 гг. восстановлена «по новому плану» на казанском выезде (на пересечении ул. Ново-Казанской (ныне (с 1961 г.) ул. Гагарина)и ул. Провиантской (ныне не существует)).
Новая Успенская единоверческая церковь была освященав 1870 г. (23).
Вместо же упразднённой приписной церкви по разрешению преосвященного Феодотия, епископа Симбирского и Сызранского, в трапезной Петропавловской церкви был устроен и в 1854 г. освящён тёплый придел во имя Успения Божией Матери. Вновь устроенный придел занимал правую сторону трапезной; длина алтаря составляла 1 саженьи 3 фута (ок. 3 м), а ширина – 1 сажень и 1 фут (ок. 2,4 м). Назначение нового придела в Петропавловской церкви было, таким образом, удовлетворять религиозным нуждам прихожан в зимнее время.
А на месте бывшей Успенской церкви, на правой стороне Успенского спуска (24), после 1866 г. была построена и ещё долго там находилась небольшая каменная часовня.
Координаты (приблизительно): 54.318005, 48.420056.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. [Арнольдов, М.] Симбирский Успенский монастырь // Материалы для истории и статистикиСибирской губернии. Вып. 1. – Симбирск : Губ. тип.,1866. – С. 98–101.
2. Успенская церковь // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868.[Т. 20], ч. 2 : Симбирская губерния. ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 384.
3. [Невоструев, К. И]. Сведения о бывшем Симбирском Успенском монастыре // Симбирскийсборник. Т. 2 / под ред. В. А. Ауновскаго. – Симбирск : Тип. Губ. правл., 1870. – С. 52–72.
4. Успенский мужской монастырь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 144.
5. Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 1 : Церкви подгорныя. – С. 12, 47–48,54, 56.
6. Успенская церковь : 1. История прежней Успенской церкви // Яхонтов, А. К. Церкви городаСимбирска : (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 135–143.
7. [Невоструев, К. И.] Сведения о бывшем Симбирском Успенском монастыре // Симбирскийсборник. Т. 2. / под ред. В. А. Ауновского. – Симбирск : Тип. Губ. правл., 1870. – С. 56, 57–59.
8. Москвич, Г. Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге. – 2-е изд. – Одесса :Тип. Л. Нитче, 1903. – С. 255.
9. Успенская единоверческая церковь // Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : с прил. геогр.карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1903. – С. 14–15.
10. Симбирский Успенский монастырь // Соловьёв, А. И. Упраздненные монастыри и пустыниСимбирской епархии. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1909 (на обложке – 1910). – С. 93, 100.
11. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжкаи адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. –Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CVIII.
12. Успенская церковь // Аржанцев, Б. В. Архитектурная летопись Симбирска (вторая половина XVII – начало XX вв.) / Б. В. Аржанцев, М. Г. Митропольская. – Ульяновск : Симб. кн., 1994. –С. 81–82, 87.
13. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск :Симб. кн., 2001. – С. 69–70.
14. Успенская церковь // Аржанцев, Б. В. Архитектурно-исторические образы Симбирска :(Архитектурное эссе). – Ульяновск : Печатный двор, 2003. – С. 58–59.
15. Успенская церковь // Аржанцев, Б. В. Архитектурно-исторические образы Симбирска :(монография). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Ульяновск : Печатный двор, 2004. – С. 58.
†
16. Симбирский Успенский монастырь // СГВ. – 1863. – 7 сент. (№ 36). – Неоффиц. ч. – С. 235–236.
17. Успенская подгорная церковь // СГВ. – 1865. – 17 июля (№ 28). – Неоффиц. ч. – С. 4.
18. Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : X. Успенскаяцерковь // СЕВ. – 1898. – № 15 (1 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 135–143).
19. Соловьев, А. Симбирский Успенский монастырь // СЕВ. – 1909. – № 5 (1 марта). Отд. неоффиц. – С. 142–153.
20. Гладких, И. Путешествуя по граду Симбирску : Успенская церковь // Вперёд. – 2005. –30 апр. (№ 34). – С. 3.
Ссылки:
- см.: Москвич, Г. Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге. – 2-е изд. – Одесса : Тип.Л. Нитче, 1903. – С. 255.
- «Время основания монастыря и построения церкви с точностью определить нельзя. Но, во всякомслучае, он получил начало, если не до построения города Симбирска, то в самом начале его существования, т. е. в 40-х годах 17-го столетия». Источ.: Симбирский успенский монастырь : [сообщ. из Сим. Ст. Ком.]// СГВ. – 1863. – 7 сент. (№ 36). – С. 235.
- см.: Симбирский Успенский монастырь // Материалы для географии и статистики России, собранныеофицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868.[Т. 20], ч. 2 : Симбирская губерния. ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 377.
- см.: Успенская церковь : 1. История прежней Успенской церкви // Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Вып. 2 : Церкви на горе. – Симбирск : Типо-лит.А. Т. Токарева, 1898. – С. 135 (сноска № 2).
- «В 1670 году, во время осады Симбирска Стенькою Разиным, “воровские люди Синбирский Успенскиймонастырь выжгли и разорили без остатку”». Источ.: Симбирский Успенский монастырь // Соловьёв, А. И.Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1909 (наобложке – 1910). – С. 95.
- Осада г. Симбирска войсками Стеньки Разина (ок. 1630–1671) (т. н. «симбирское сидение») длиласьмесяц: с 4 [14] сентября по 4 [14] октября 1670 г. – и закончилась поражением разинцев.
- Так в тексте. В действительности в «Апокалипсисе» (или «Откровениях Иоанна Богослова») всего 22 главы.
- см.: Соловьёв, А. И. Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии. – Симбирск : Типо-лит.А. Т. Токарева, 1909 (на обложке – 1910). – С. 102–103.
- см.: [Невоструев, К. И.] Сведения о бывшем Симбирском Успенском монастыре // Симбирский сборник.Т. 2 / под. ред. В. А. Ауновскаго. – Симбирск : Тип. Губ. правл., 1870. – С. 53 (сноска 4).
- «Его Императорское Величество указал: по содержанию Духовнаго Регламента, малобратственные монастыри и пустыньки сводить с прочими в совокупление неотложно, без продолжения,и оных пустыньки весьма упразднить» (источ.: Именный. – О соединении малобратственных монастырей и пустынь с другими монастырями. 5 февраля 1724 г. // 1 ПСЗ (1649–1825). – Т. 7 (1723 –1727),ст. 4456. – С. 249).
- «В 1724 году монастырь этот, за малолюдством был уничтожен; братия же переведена в Покровский монастырь». Источ.: Симбирский успенский монастырь : [сообщ. из Сим. Ст. Ком.] // СГВ. – 1863. –7 сент. (№ 36). – С. 236.
- «…в 1826 году, по указу Казанской духовной консистории от 28 января за № 4115-м, по малолюдству и бедности прихожан Успенской церкви, штат ея и совсем был закрыт». Источ.: Успенская церковь :1. История прежней Успенской церкви // Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : (ист.-археол. описание) :В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 137.
- см.: Успенская церковь // Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : [т. 1–25]. – Санктпетербург : печатано в Военной типографии, 1859–1868. [Т. 20], ч. 2 :Симбирская губерния. ч. 2 / сост. Липинский ; ред. М. Скрябин. – 1868. – С. 384.
- см.: Триодь цветная. – Москва : Печатный двор, III.1686 [7194]. – Тит. л., 1–400 = 401 л.
- см.: Минеи служебные, полный год. Москва : Печатный двор, V.1690 – IX. 1691 (V.7198 – I.7200).
- см.: Устав (Типикон). – Москва : Печатный двор, IV.1695 [7203]. – Тит. л., 1–4, 1–675=681 л.
- «6) Адриан, называвшийся в 1700 г., игуменом, а в 1704 г., архимандритом». Источ.: [Невоструев, К. И.]Сведения о бывшем Симбирском Успенском монастыре // Симбирский сборник. Т. 2 / под ред. В. А. Ауновскаго. – Симбирск : Тип. Губ. правл., 1870. – С. 57.
- Сродник (прост.) – то же, что и родственник.
- см.: Успенская церковь : 1. История прежней Успенской церкви // Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска : (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1898. –Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 140–141.
- 1 см.: 1) «В 1853 году штат Успенской церкви по малолюдству прихожан ея, закрыт; прихожане присоединены к Петропавловской и Смоленской церквам, а самая церковь отдана старообрядцам…» (источ.:[Невоструев, К. И.] Сведения о бывшем Симбирском Успенском монастыре // Симбирский сборник. Т. 2 / подред. В. А. Ауновскаго. – Симбирск : Тип. Губ. правл., 1870. – С. 59); 2) «В 1853 году приход этой церкви уничтожен и она отдана старообрядцам, присоединившимся к православной церкви на правах единоверия…»(источ.: Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 144). Однако в некоторых источниках такжевстречаются и 1854 г., и 1866 г. Что касается 1854 г., то действительно имеется информация о том, что «Благословенная грамота дана единоверцам Симбирским епископом Феодотием 31 октября 1854 г.» (источ.: Соловьёв, А. И. Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева,1909 (на обложке – 1910). – С. 104–105). А относительно 1866 г. (см., например: Баженов, Н. Статистическоеописание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года :с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1903. – С. 14), то, скорее всего,автор путает год передачи здания храма единоверцам и год собственно его «переноса» на новое место.
- см.: Симбирский Успенский монастырь // Соловьёв, А. И. Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии. – Симбирск : Типо-лит. А. Т. Токарева, 1909 (на обложке – 1910). – С. 102–105.
- «Нынешним летом (1865 г. – В. Я.) приступили к сломке одного из старинных Симбирских храмов, Единоверческой Успенской церкви, построенной еще до учреждения в Симбирске города». Источ.: Успенская подгорная церковь // СГВ. – 1865. – 17 июля (№ 28). – С. 4.
- «В феврале 1869 года вновь устроенные в теплой церкви два придела во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая были освящены священником Саввою Андреевичем Банцековым <…>, а в нынешнем 1870 году освящена и настоящая церковь во имя Успения Божией Матери…» (источ.: Ред. [Юрлов, В.] Об освящении Симбирской единоверческой церкви // СГВ. – 1870. – 3 нояб. (№ 81). – Отд. неоффиц. – С. [6]). В некоторых современных публикациях (см., например: Гладких, И. Путешествуя по граду Симбирску : Успенская церковь // Вперёд. – 2005. – 30 апр. (№ 34). – С. 3.) утверждается, что «Успенская церковь была освящена в 1868 году». Скорее всего, первопричиной подобного утверждения послужил материал Александра Кузьмича Яхонтова (1868–?) в «Симбирских епархиальных ведомостях» (см.: Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : X. Успенская церковь // СЕВ. – 1898. – № 15 (1 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 135–143). Впрочем, уважаемый исследователь симбирской церковной старины и к тому же автор нескольких книг о симбирских храмах в данном случае не приводит ни одного фактического довода в пользу своего утверждения. Поэтому и точную дату освящения Успенской единоверческой церкви до сих пор можно считать открытой.
- «Успенский спуск, устроен городом, в 1876–1879 годах, на протяжении 170 сажен (ок. 363 м. – В. Я.)…». Источ.: Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 62.
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979История новогодних игрушек: чем украшали ёлку и где ульяновцам научиться делать фигурки из ваты
Без рубрики, 1.1.1648