На берегу Волги в 1651 году построили Преображенскую церковь. Она простояла до 1852 года и была разобрана из-за ветхости. Подробнее о культовом сооружении рассказал краевед Владислав Ястребов в своей книге "Храмы Симбирска". Ниже приводим текст автора.
Думается, церковь была одною из богато устроенных церквей города.(1)
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Спасо-Преображенская церковь,
- Храм Спаса-Преображения,
- Церковь Благолепного Преображения,
- Церковь во имя Преображения Господня,
- Церковь Преображения Господня.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Преображенская церковь была «сооружена на посаде» в Подгорье («у Чувича») в 1651–1653 гг. (1) Она находилась на Подгорной площади, образовавшейся на пересечении Никольского и Петропавловского спусков, напротив здания 3-й (третьей) части Городского полицейского управления недалеко от Успенского мужского монастыря (Успенская церковь). Преображенская церковь, наряду с симбирской соборной Свято-Троицкой церковью (Свято-Троицкий собор), пользовалась особым вниманием царя Алексея Михайловича (1629–1676). В «Строельной книге города Синбирска» за 161 (1653) год зафиксировано:
«По Государеву, Цареву и Великаго Князя Алексея Михаиловича всея России указу, прислано в Синбирск церковнаго строенья в церковь Преображенья Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что на посаде,и в приделы той же церкви, с попом Арефою двери царския, местныйобраз Преображенья Господня, да книг московской печати: евангелие напрестольное, потребник, большой псалтырь, со следованием часовник, колокол в три пуда (ок. 49 кг. – В. Я.), сосуды церковные оловянные, кадило медное; и то церковное строенье, по Государеву указу, отдано попу Арефию, с роспискою» (3).
Разумеется, после столь демонстративного царского благожелательного участия в судьбе храма, его благосостояние, как и его прихода, заметно увеличилось (4):
«162 г. (1654 г. – В. Я.) по новому письму и дозору положено дании десятильничих 2 руб. 2 алт. 2 деньги и прибыло перед прежним рубль 24 алт.» (5).
А в 1695 г. патриарх Адриан (в миру Андрей, 1637 (или 1627) – 1700) «в благословение городу» пожертвовал в Преображенскую церковь напрестольный кипарисный крест (Напрестольный крест), обложенный серебром и золотом и украшенный камнями, с частью животворящего древа Креста Господня и частицами мощей святых угодников Божиих:
«В нынешнем 203 году (в 1695 г. – В. Я.), в 29 день, Синбирскаго града церкви Боголепнаго Преображения (Преображенская церковь. ) иерей Артемий Софронов приехал с Москвы в Казань и привез с собою многия утвари церковныя на украшение святыя церкви; из них же, утвари, предражайшее сокровище честный и животворящий крест Господень, кипарисный, сереброкованный и позлащенный и различными дорогими камнями маргариты (возможно, имеется в виду минерал Маргарит (от греч. Margarites – жемчуг), получивший своё название за характерный перламутровый блеск. – В. Я.) украшенный, на поклонение и просвещение и изъявление всем православным христианам, с верою приходящим, в нем же по благословению великаго господина, святейшаго кир Андреяна (так в тексте, в настоящее время принято написание: патриарх Адриан (в миру Андрей,1637 (или 1627, или 1639) – 1700). –В. Я.), архиепископа Московскагои всея России и всех северных стран патриарха, положися часть Животворящаго Креста Господняи многих святых апостолов, мучеников и преподобных отец многоцелебныя мощи. И как к вам сия грамота придет, и вам бы сказать всем градским Спасскому протоиерею и всем уездным, близ городаживущим, священникам и диаконам, чтобы Животворящий Крест Господень сретить с подобающею честию в облачении с пением всенародно; и встретить Животворящий Крест Господень в церкви Смоленския Божия Матери, где преж сего монастырь бывал, и нести тот Животворящий Крест Господеньво град со свещи и кадилы и с пением на блюде на голове игумену илисоборному протопопу; и быти статиям во храме Преображения Господня; и из храма Преображения Господня нести крест на иордан, гдебудет устроен, и освятить воду тем Животворящим Крестом августа в первое число на происхождение животворящих древ, и по освященииводы нести его во град; а другой статии быть пред храмом Казанския Богородицы; третьей статии быть пред градскими враты; четвертой статии быть в соборной церкви; а на тех статиях во ектенияхГоспода Бога молить и Пресвятую Богородицу и всех святых о победена враги и умножении плодов земных переменяяся; и с тем крестомходить по всему граду по домам со святою водою и молебны петь ради всенароднаго просвещения, и, обнесши по всему городу, поставить тот Животворящий Крест Господень в церкви Боголепнаго ПреображенияГосподня; егда же приидет празднестно всемирнаго ВоздвиженияГосподня, тогда тот Животворящий Крест Господень поднять ради действа в соборную церковь (Свято-Троицкий собор. – В. Я.), и быть ему в соборной церкви до отданияпраздника на налое; и как праздник отдастся, и тот ЖивотворящийК рест Господень паки отнести в Преображенскую церковь» (6).
По упразднении Преображенской церкви (в 1840 г. (7)) уникальная реликвия была перенесена в Николаевский кафедральный собор, в ризнице которого и хранилась несколько последующих десятилетий. Так как появление в Симбирске данного напрестольного креста сопровождалось письмом («актом») от митрополита Казанского и Свияжского (с 8 [18] сентября 1690 г. по 21 [31] августа 1698 г.) Маркелла (?–1698), то и в истории города он остался известным как «напрестольный крест митрополита Маркелла».
В 1734–1737 гг. на месте деревянной была сооружена каменная церковь с приделами Воздвиженияи Казанской иконы Божией Матери.
В августе 1785 г. церковь сильно пострадала от «оседания волжского берега» (8). Например, 23 августа 1785 г. бывший в то время комендантом в г. Симбирске премьер-майор Чуфаровский доносил Симбирскому Наместничеству:
«насие 23 ч. Авг. Внижней части города причинило самой оной церкви повреждение, даснастоящих мест сдвинуло 16 обывательских домов». В приложенной при этом донесении ведомости о повреждении церкви говорится так: «В церкви Спаса Преображения Господня всреди не настене разседина и в олтаре над жертвенником, также и в теплой церкви н алевом клиросе подавлены кирпичи» (9). Уже на следующий день (24 августа 1785 г.) последовал следующий рапорт: «хотя таковым же рапортом вчерашнего числа города в приходе церкви Преображения Господня от движения горы с церковью, обывательских домах донес, а как через сию ночь и еще причинило самой оной церкви повреждение, да и тем же обывательским домам, а чьим именно и сколко каждому учинила повреждение Симбирскому Наместническому Правлению представлюу сего ведомость». В этой ведомости о повреждении церкви говорится,«в церкви Спаса Преображения Господня всредине на стене разседины, большие также и в олтаре над жертвенником разседины» (10). Впрочем,«движение горы» продолжалось и в сентябре, и в октябре. Так, например, 23 октября «сделалось движение вновь приходах Успения божией матери (Успенская церковь) … и Смоленской божией матери (Смоленская церковь. – В. Я.)» (11).
Преображенская церковь («за ветхостью») была упразднена (закрыта) в 1852 г. (12) После этого её приход был приписан к Петропавловской церкви. Именно из её материалов в 1856 г. (13) в заволжской слободе Канаве была построена Казанская церковь (Казанская церковь) (14), в которую также были перенесены иконостас (15), отдельные иконы (16) и большая часть утвари Преображенской церкви.
Одной из самых почитаемых в храме слыла икона Богородицы «Неопалимая купина», которая затем хранилась в Спасо-Вознесенском соборе и ежегодно 4 сентября приносилась в Гостиный двор для служения молебна. В Казанскую же церковь (Казанская церковь) былпереведён и весь штат священно- церковнослужителей Преображенской церкви, и потому последний священник Преображенской церкви – Димитрий Михайловский (?–1879) – стал первым священником новообразованного храма.
На месте разобранной Преображенской церкви после 1854 г. были построены три небольшие каменные часовенки. В пятницу 14 октября 1888 г. в Симбирской городской думе обсуждался вопрос о постановке большой часовни на месте бывшей Преображенской церкви, но в виду недостаточности свободных городских сумм вопрос этот остался открытым (17).
ПРИЧТ
- Арефий (или Арефа) (?–?, поп),
- Михайловский Димитрий Саввович (?–1879),
- Никифоров Никифор (?–?, священник),
- Софронов Артемий (?– ?, иерей).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Преображенская церковь… // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 72,145.
2. Яхонтов, А. Церкви города Симбирска (историко-археологическое описание) : В память250-летия города. – Вып. 1. : Церкви подгорныя. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. –С. 54.
3. Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 150, 151–154.
4. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка иадрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CV, CVIII.
5. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб.кн., 2001. – С. 63.
†
6. Движение волжской горы в Симбирске в 1785 г. // СГВ. – 1852. – 15 марта (№ 11). – Неоффиц. ч. – С. 69–70; 22 марта (№ 12). – Неоффиц. ч. – С. 78–80.
7. Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанскаяцерковь // СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 152–153).
Ссылки:
- см.: Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанская церковь //СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 153).
- По другим данным, «Ц. Преображения Господня на посаде» в 1651 г. уже существовала и платиладань «11 алтын и 4 деньги» (источ.: Холмогоров, В. Материалы для Истории Симбирскаго края до второйполовины XVIII века (Описание Симбирской и Корсунской десятин Патриаршей области) / изд. СимбирскойГубернской Ученой Архивной Коммиссии. – Симбирск : Тип. И. С. Хапкова, 1898. – С. 1).
- см.: Книга строельная города Синбирска / изд. Симб. губ. учен. арх. комис. ; под ред. чл. комис. П. Мартынова. – Симбирск : Губ. тип., 1897. – С. 78.
- «Думается, церковь была одною из благоустроенных церквей города». Источ.: Яхонтов, А. Историкоархеологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанская церковь // СЕВ. – 1898. – № 16 (15 авг.).Отд. неоффиц. – (Прил., с. 153). 3
- см.: Холмогоров, В. Материалы для Истории Симбирскаго края до второй половины XVIII века (Описание Симбирской и Корсунской десятин Патриаршей области) / изд. Симбирской Губернской Ученой АрхивнойКоммиссии. – Симбирск : Тип. И. С. Хапкова, 1898. – С. 1.
- см.: Невоструев, К. И. Историческое обозрение Симбирска от первых времен его до возведения на степень губернскаго города / изд. Симб. учен. арх. комис. ; под ред. [и предисл.] чл. комис. А. Соловьева. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1909. – С. 36–37 (сноска 143).
- По другим данным, в 1852 г., см.: Казанская церковь // Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 :Церкви на горе. – С. 150.
- см.: Движение волжской горы в Симбирске в 1785 г. // СГВ. – 1852. – 15 марта (№ 11). – Неоффиц. ч. –С. 69–70; 22 марта (№ 12). – Неоффиц. ч. – С. 78–80.
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- В качестве дат упразднения и разборки церкви также встречаются 1840 г. и 1847 г., соответственно (см.: III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CV, CVIII).
- см.: Местныя известия // СГВ. – 1856. – 8 сент. (№ 36). – Неоффиц. ч. – С. 95.
- Это обстоятельство позволило симбирскому историку-краеведу Павлу Любимовичу Мартынову (1847– 1921) утверждать, что Казанская церковь (→ Казанская церковь [2]) «была переделана из старинной Преображенской…» (источ.: Казанская церковь // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 140).
- «В течение тридцати с лишним лет церковь оставалась без существенных перемен. В 1888 году старый иконостас, перенесенный из Преображенской церкви, заменен новым; иконы были отчищены, а частию поновлены <…> Из других украшений святаго алтаря выделяются иконы, перешедшия из Преображенской церкви: Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе и венце (весом 116 олотн. (ок. 495 г. – В. Я.)) и икона Распятия Спасителя с изображениями на ней св. царицы Ольги, пророчицы Анны, св. муч. Надежды и св. ап. Петра, в серебряных ризах, без пробы (весу 175 золотн. (ок. 747 г. – В. Я.)), 1820 г. <…> Предъалтарный иконостас – столярной работы, сделан в 1888 году, окрашен голубою краскою; колонны, резьба и карнизы вызолочены на полимент. Иконы этого иконостаса замечательны тем, что все они переданы в Казанскую церковь из Преображенской и должны быть признаны древними». Источ.: Яхонтов, А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : В память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 151–152.
- «Оставшияся от нея и переданныя в Казанскую церковь иконы – свидетели прежняго величия древней Спасо-Преображенской церкви». Источ.: Яхонтов, А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска : XI. Казанская церковь // СЕВ. – 1898. – № 6 (15 авг.). Отд. неоффиц. – (Прил., с. 153).
- «В заседании Симбирской городской думы 14 октября состоялись следующия постановления:…9) По вопросу о постановке часовни на месте, где был прежде храм Спаса-Преображения…». Источ.: Казенныя объявления // СГВ. – 1888. – 29 окт. (№ 77). – Отд. оффиц. – С. 1–2.
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024