Крупный купец, фабрикант и меценат Курамша Абдуллович Акчурин сыграл важнейшую роль в культурно-просветительской жизни Симбирска и в особенности татарской общины города.
С середины XIX века он, а потом и его семья проживали на улице Лосевой (ныне - ул. Федерации) в оживленном торговом районе рядом с Базарной и Ярмарочной площадями. Здесь были востребованы постоялые дворы, склады, столовые для приезжающих по торговым делам крестьян и купцов.
Знаковым событием стало строительство Курамшой Абдулловичем в этом торговом районе мечети, которую с 1905 стали именовать Соборной. Вокруг духовного места начал образовываться своеобразный татарский духовный центр.
Большинство татарских семей, проживавших возле мечети на улицах Лосевая, Татарская, Малая Казанская, Полевая и соседних с ними улицах, так или иначе были связаны с Акчуриными: Алеевы, Хусаиновы, Бахтеевы также владели суконными фабриками, Гафаровы служили в акчуринской мечети, Мангушевы и Тенишевы были управляющими или доверенными на татарских суконных фабриках.
Первоначально Курамшой Акчуриным было построено в 1853 году каменное одноэтажное здание для молельного дома, но во время общегородского пожара 1864 года здание пострадало, и в следующем году уже его сын Тимербулат из такого же материала возобновил здание, надстроил минарет и превратил дом в мечеть.
Портрет Тимербулата Акчурина, сын основателя Мечети:
В 1874 году опять была произведена перестройка: расширено внутреннее помещение, изменена форма окон. Внешний облик мечети несколько изменился и сохранялся таким до её закрытия. Каменная мечеть выгодно выделялась среди малоэтажной деревянной застройки улицы. Её главный фасад был обращён на восток и украшен кирпичными узорами, рисунок окон и ограждений выполнен в едином стиле.
Одновременно в мечети могли молиться до 300 человек. Татары гордились своей мечетью.
По инициативе Тимербулата Акчурина при мечети было открыто медресе (1872), ежегодно обучавшее десятки шакирдов со всей губернии. С медресе связаны судьбы наших известных земляков. Среди них имена общественного деятеля, богослова, журналиста З.Х. Кадыри (1878-1954) и писателя-документалиста Х.С. Сабита (1883-1946), продолживших затем образование в странах Востока.
К функционированию медресе привлекались средства многих состоятельных граждан, проживавших в этом районе: купца Ш. Гафарова, С. Махмутова, М. Еникеевой, М. Усаева, Х. Абсалямова. Несмотря на возможность традиционного конфессионального образования, Акчурины обучали своих детей и в русских гимназиях.
Источник: Книга «Симбирск купеческий», Часть 2. В рамках проекта «История симбирского предпринимательства»