1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
Места, 1 Января 1745
Село Красный Яр (история села)

Красный Яр, расположенный на высоком левом берегу Куйбышевского водо­хранилища между знаменитым селом Крестово-Городище и микрорайоном Ниж­ней Террасой (Заволжский район Ульяновска), с которого хорошо видна правобе­режная часть Ульяновска, не может похвастаться богатой историей и культурой. И всё же мне удалось обнаружить и собрать воедино немало интересных фактов из прошлого и настоящего этого селения.

Красный Яр находится в 24 км к юго-западу от рабочего посёлка Чердаклы, в 5 км от Крестово-Городища и в 19 км к югу от Заволжского района Ульяновска.

Считается, что название поселения произошло от красноватого цвета песча­ников, слагающих высокий берег (яр) 296 (Барашков В. Ф. Указ. соч. С. 43). На карте 1745 г. указано село Красное, а на карте 1780 г. — «Красный Яр». Возможно, первоначальное название селения переводится как «красивое», а позднее оно трансформировалось в современный вариант — «Красный (красивый, или по цвету — красный) Яр». Иногда так называ­ли урочища по берегам рек, но не исключается версия о том, что слово «красный» указывает на красоту места. Может быть, оба значения в данном случае слились. Дело в том, что самая старая часть села, скорее всего, располагалась в низменной, долинной части волжского побережья (в этом случае как раз подходит слово «крас­ный», так как места отличались привольем и красотой), и только потом появилась нагорная часть Красного Яра (и здесь более уместным оказалось значение, которое сейчас принято как наиболее правдоподобное). Кроме того, в переводе со старосла­вянского языка «яр» («ар») переводится как «земля», и в этом случае получается «Красная (красивая) земля».

Второе название села — Макарьевское, содержится в некоторых источниках XVIII в. В отличие от подавляющего большинства вторых имён поселений, оно явно не отражает название храма, который был построен в честь Смоленской Бо­жией Матери (Богородицко-Смоленский).

Образованное в 1955–1957 гг. Куйбышевское водохранилище уничтожило почти все памятники археологии в окрестностях села, поэтому его предисторию выяснить сейчас весьма затруднительно. Тем не менее, на данный момент в офи­циальном списке объектов культурного наследия Чердаклинского района в 2 км к юго-востоку от турбазы находится поселение Красный Яр (X–XII вв., федераль­ный памятник, постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974) 297 (Сводный список объектов культурного наследия Чердаклинского района Ульяновской об­ласти. URL: http://nasledie73.ulgov.ru/28/314.html (дата обращения: 22.09.2015). Также к северу от села располагается курганная группа, не имеющая датировки. Однако о древности заселения этих мест говорит тот факт, что в прилегающей к соседне­му селу Крестово-Городище местности зафиксировано обилие археологических объектов начиная как минимум со II тыс. до н. э., то есть с эпохи бронзы (их под­робный обзор в сведениях о Крестово-Городище). Но подавляющая их часть ныне затоплена. По словам старожилов, между Красным Яром и посёлком Ровино (ныне не существует, находился ближе к современной Нижней Террасе) по оврагу шла дорога с возвышенности на низменную левобережную пойму Волги, к переправе в Симбирск. Возможно, эта дорога действовала с древности.

В писцовых книгах Казанского уезда 1603 г. в месте, содержащем данные 1597 г., говорится о владении крещёного татарина князя Якова Асанова, нижней границей которого был Красный Яр 298 (Невоструев К.И. О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств… С. 30).

Речь идёт о нём и в записях 1681 г. Но из текста не­понятно, что это — название поселения или местности (урочища)? Однако в поль­зу второй версии косвенно свидетельствует тот факт, что в 1661 г. Костромской Богоявленский монастырь получил «порозжую» землю по Волге напротив Сим­бирска, приблизительно в районе современных Нижней Террасы, Красного Яра и Крестово-Городища (см. сведения о Крестово-Городище) 299 (Гуркин В. А. На берегах Русского Нила. М., 2005. С. 214).

Ради справедливости надо отметить: понятие «порозжие» земли в то время обозначало их исключение из хозяйственного оборота, а не пустынную и незаселённую местность. Поэтому окончательное решение вопроса ещё впереди. Архив вышеуказанного монастыря хранится в Государственном историческом музее в Москве, причём значительное место в нём занимают материалы по истории Красного Яра и Крестово-Городища. Наиболее ранними являются записи 1710 г. «Об убытках крестьян с. Красный Яр, напрасно вызванных к корабельному делу» и 1715 г. (полюбовная запись крестьян с. Красный Яр и Крестово-Городища о развёрстке налогов и оброчных денег) 300 (Там же).

Понятно, что активное заселение рассматриваемой местности началось только после создания в 1652–1656 гг. защиты от набегов кочевников — Закамской засеч­ной черты. До сих пор старожилы говорят, что по преданиям предков первыми поселенцами здесь были крестьяне-старообрядцы. В то время поселение состоя­ло из нескольких десятков деревянных домов, и сначала не было даже колодцев, а воду привозили из Волги.

Одно из ранних упоминаний о Красном Яре в опубликованных источниках содержится в книге известного учёного-энциклопедиста, естествоиспытателя и путешественника П. С. Палласа: «Напоследок марта 10 числа (1769 г. — Е.А. Б.) отправился я из Симбирска. Во время зимней езды редко бывает случай к полез­ным примечаниям; …К Красному Яру продолжали путь свой накось (наискось — Е.А. Б.) по Волге; но как по чрезвычайной вышине левого берега в сем месте под­няться на оной не возможно было; то ехали мы ещё пять верст (5,3 км — Е.А. Б.) далее до стоящей на низком месте деревни Крестовое Городище проименованной по старинному окопу, который в южной стороне от деревни находится на прости­рающейся вдоль реки, а к северу и востоку утесистой горы» 301 (Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Часть первая. СПб., 1773. С. 213–214).

В конце XVIII в. в Красном Яре побывал юный С. Т. Аксаков. Описание этого случая он оставил в своём знаменитом романе «Детские годы Багрова-внука»: «… мы же в это самое время приехали на ночёвку в деревню Красный Яр, в двенадца­ти верстах от Симбирска и в десяти от переправы через Волгу. Мы должны были поспеть на перевоз на солнечном восходе, чтоб переправиться через реку в тихое время, потому что каждый день, как только солнышко обогреет, разыгрывался сильный ветер.

Проснувшись рано поутру, я увидел, что наша карета отпряжена и стоит на отлогом песчаном берегу. Солнышко только что взошло. Было очень прохладно, и даже в карете пахло какой‑то особенной свежей сыростью, которая чувствуется только на песчаных берегах больших рек. Это совсем не то, что сырость от прудов или болот, всегда имеющая неприятный запах.

Двухвёрстная быстро текущая ширина Волги поразила меня, и я с ужасом смо­трел на это пространство, которое надобно нам переплыть. Нас одели потеплее и посадили на опрокинутую лодку. По берегам тянулись, как узоры, следы сбежав­ших волн, и было видно, как хлестали и куда доставали они во время бури. Это были гладкие окраины из крупного песка и мелкой гальки. Стаи мартышек (ча­ек — Е.А. Б.) с криком вились над водой, падая иногда на неё и ныряя, чтоб поймать какую‑нибудь рыбку. Симбирск с своими церквами и каменным губернаторским домом, на высокой горе, покрытой сплошными плодовитыми садами, представлял великолепный вид; но я мало обращал на него вниманья» 302 (Аксаков С. Т. Указ. соч. С. 512–513).

В июле 1818 г. по пути в родовое имение Тургенево через Красный Яр проезжал известный русский экономист и публицист, активный участник движения дека­бристов Н. И. Тургенев. Он писал: «Вчера, при закате солнца, приехал я в Тургене­во. Здесь чувство своего, чувство неизъяснимое было сильнее, нежели в Симбирске. Переправясь через великолепную и родную Волгу, и проехав Красной Яр, я знал, что не встречу до самого Тургенева никакой деревни. Я ехал сперва лесом, потом степью два раза, потом хлебами. Я часто вставал в коляске, любовался Волгою, видом Сим­бирска, степи, и был весел, доволен; был одним словом, счастлив…» 303 (Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева за 1816–1824 годы (III том). Петроград, 1921. С. 135).

В некоторых дореволюционных изданиях говорится о том, что в Красном Яре в конце XIX в. была небольшая пристань, отправлявшая до 4,1 тысяч т разных гру­зов (в 2,2 раза меньше, чем в Старой Майне) 304 (Россия. Полное географические описание нашего Отечества… С. 404).

За свою долгую историю Красный Яр входил в состав Симбирского уезда и на­местничества, Ставропольский уезд Самарской губернии, Средневолжский край, Куйбышевскую область и с 1943 г. относится к Ульяновской области. Сейчас он яв­ляется частью Красноярского сельского поселения Чердаклинского района, состо­ящего из посёлка Колхозный (административный центр) и, собственно, села Крас­ный Яр. Правда, мне непонятно, почему муниципальное образование называется не по административному центру. Подобные административно-территориальные «кульбиты» привели к тому, что все обнаруженные документы по истории села находятся сейчас в Центральном государственном архиве Самарской области (43 церковные ведомости за 1848–1910 гг. и несколько других дел дореволюционного периода) и Государственном архиве Ульяновской области (несколько десятков дел Красноярского сельсовета за 1930–1963 гг. в фонде Р‑1509).

В ходе работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышев­ской ГЭС на территории Ульяновской области» я приезжал в Красный Яр в мае 2014 г. Серьёзную помощь в поиске исторических сведений оказала мне библио­текарь Екатерина Геннадьевна Ефремова.

Пока наиболее ранние сведения о количестве населения Красного Яра относят­ся к 1848 г., когда в удельном селе при озере Подъяр и затоне Волги в 178 дворах было 1200 удельных крестьян, в 19 дворах 68 военных отставных и в 4 дворах 22 раскольника Спасова согласия (всего 201 двор и 1290 человек) 305 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 1. Л. 176 об.)

К 1889 г. здесь насчитывалось уже 339 дворов и 1942 человека (также в селе кроме храма работали 10 ветряных мельниц и 3 обдирки) 306 (Списки населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года… С. 39).

В начале XX в. в Красном Яре было 422 дво­ра, в которых числилось 2232 жителя (примерно в 1,6 раза меньше, чем в соседнем Крестово-Городище) 307 (Списки населенных мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году… С. 66).

Помимо церкви в селе действовали церковно-приходская школа, овчинный и кирпичный заводы, 15 ветряных мельниц и 5 просо-обдирок (кустарные мастерские, в которых получали крупу). Также в прилегающем лесу располагались 48 домов для приезжающих дачников.

Приведу демографические сведения из клировой ведомости за 1910 г. По ней в селе вместе с раскольниками-беспоповцами в селе насчитывалось 418 дворов и 2557 жителей, причём староверам принадлежало 103 двора и 621 душа (соответ­ственно 24,6% и 24,3% от общего количества) 308 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 192. Л. 46).

По состоянию на 1 января 2014 г. в Красном Яре постоянно или временно про­живало 1008 человек (но есть примерные данные 2002 г. — 360 дворов, в т. ч. 160

дач — всего 8 СНТ, общая численность населения — 771 человек) 309 (Информация предоставлена администрацией с. Красный Яр). Количество оставшихся коренных жителей (и их домов) и дачников и владельцев коттеджей подсчитать очень сложно. По моим личным наблюдениям можно утверждать, что село активно превращается в дачный и коттеджный посёлок, причём приезжие составляют уже большую часть населения. Сейчас в районе Красного Яра насчи­тывается целых 6 садоводческих товариществ. Показательно, что тенденция, наме­тившаяся в начале XX в., сейчас значительно усилилась и расширилась — помимо многочисленных баз отдыха в лесу этот процесс перекинулся и на само село. Ин­тересно, что дорога из Красного Яра в Крестово-Городище через лес называлась «мельничной», так как по ней ездили молоть зерно на «белую» муку. Поселение славилось многочисленными мельницами.

В настоящее время в селе действуют следующие организации: начальная шко­ла, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, 5 магазинов, лесничество, КФХ «Кузнецов» и СПК «Красноярский».

Ещё в 1940–1950‑е гг., когда не было названий улиц, сохранялись старые наиме­нования районов — Матаковка, Куликовка, Забугор (там жили староверы), Про­гар (большая улица). Сейчас в Красном Яре есть 20 улиц: Волжская, Ворошилова, Горького, Деева, Димитрова, Жуковского, Кирова, Лесная, Маяковского, Мелио­раторов, Некрасова, Новая, Островского, Пионерская, Победы, Полевая, Проле­тарская, Центральная, Школьная и Энтузиастов, а также 4 переулка: Волжский, Лесной, Центральный и Школьный.

Кроме традиционного памятника погибшим на Великой Отечественной войне воинам (1960), в селе находится целых 3 памятника архитектуры регионального значения: 1) дом крестьянина Гордеева (XIX в., западная окраина); 2) дом крестья­нина (конец XIX в., северо-западная окраина); 3) дом крестьянина (конец XIX в.), а также один памятник истории — место сражения времён гражданской войны (1918 г., 2 км к западу) 310 (Сводный список объектов культурного наследия Чердаклинского района… URL: http://nasledie73.ulgov.ru/28/314.html (дата обращения: 22.09.2015).

Этнограф, собиратель пословиц и поговорок

Читая статью о Красном Яре в Симбирской-Ульяновской энциклопедии 1996 г., я узнал о том, что оно является родиной этнографа, собирателя пословиц и погово­рок В. М. Правдина. Однако в ходе кропотливых изысканий и консультаций с улья­новскими филологами выяснилось следующее. Писатель В. М. Правдин никогда не жил в Красном Яре, а также не занимался этнографией и тем более сбором посло­виц и поговорок. В энциклопедию закралась ошибка. В то же время достаточно из­вестный фольклорист (хотя по образованию был инженером-строителем и работал по этой специальности) Вячеслав Михайлович Подобин (28.07.1899, г. Никольск Вологодской губернии — 1978, Ленинград) некоторое время с семьёй жил в Красном

Яре, где его отец работал лесником в местном лесничестве. В 1917 г. В. М. Подобин с отличием закончил Симбирскую мужскую гимназию (ныне школа-гимназия № 1 г. Ульяновска, там до сих пор хранится его дело). В каникулы и выходные дни он при­езжал к родителям в Красный Яр, где во время разговоров с односельчанами начал записывать пословицы и поговорки. Кстати, Вячеслав Михайлович был одним из учеников знаменитого симбирского художника-акварелиста Д. И. Архангельского. После окончания гимназии В. М. Подобин уехал из Симбирска в Ленинград учить­ся в политехническом институте. Несмотря на профессию инженера-строителя, он всю жизнь собирал по всему СССР пословицы и поговорки, в чём ему помогали ученики и простые люди. В итоге образовалась огромная и уникальная в своём роде коллекция, состоящая примерно из 500 тысяч пословиц и поговорок, подавляющая часть которых пока ещё не опубликована и находится в Государственном архиве Ульяновской области. В настоящее время ульяновскими учёными ведётся работа по их подготовке к изданию 311 9 Информация предоставлена А. А. Устиновой).

Богородицко-Смоленская церковь

На карте «Царство Казанское с окольными провинциями и частью реки Волги» в Российском атласе 1745 г. село под названием «Красное» обозначено как поселение, имеющее храм. Поэтому можно смело утверждать, что первая деревянная церковь в Красном Яре существовала как минимум за 100 лет до возведения в 1848 г. новой.

Деревянный храм на каменном фундаменте с одним холодным престолом — во имя Смоленской Божией Матери, был построен в 1848 г.312 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 1. Л. 173)

Сведений о ранней церк­ви нет, но есть косвенные свидетельства её существования: опись церковного имуще­ства 1834 г., копии метрических книг с 1799 г. и т.д 313 (Там же. Л. 173 об.)

Должность священника с 1848 г. занимал Гурий Степанович Помряскинский (до него был Егор Петров, умер). Диако­ном был Максим Егоров (с 1813 по 1829 гг. служил в с. Сосновка, с 1840 — в Красном Яре). Как указано в ведомости, «оный диакон 1839 года за нетрезвую жизнь из села Воскресенского удален и обязан подпискою впредь вести жизнь трезвую и соответ­ственную его сану и званию, 1840 года при перемещении в село Красный Яр поручен местному благочинному под строгий надзор» (орфография выправлена — Е.А. Б.). Дьячком с 1845 г. являлся Николай Фёдоровский. В 1843 г. за венчание малолетнего брака и неисправное ведение обыскной и метрической книг оштрафован в пользу бедных духовных денежной пеней 314 (Там же. Л. 174 об.)

Пономарём служил Григорий Красноярский (в 1818–1826 в с. Тургенево) 315 (Там же. Л. 175 об.)

В клировой ведомости за 1910 г. уточнялось, что храм построили в 1848 г. вме­сто обветшавшего старого, а в 1849 г. его освятили по благословению епископа Симбирского и Сызранского Феодотия 316 (Там же. Д. 192. Л. 38). Также отмечались вместимость — около 400 человек, наличие деревянной ограды, сторожки и особо отведённого кладбища, огороженного плетнем. Престол был один — во имя Пресвятой Богородицы и ико­ны её Смоленской. Кроме того, в церкви находился прочный и чистый антиминс* (затем применялся в новом храме). Интересно, что кроме казённого жалования священник и псаломщик (300 и 100 рублей соответственно) получали и обществен­ные деньги (200 и 72 рубля), правда, нерегулярно. Они проживали в сооружённых в 1901 и 1906 гг. деревянных домах. В отличие от земельных угодий других храмов, в данном случае песчаная земля Богородицко-Смоленской церкви давала урожаи ниже среднего.

В церковной библиотеке хранилось 167 томов книг, предназначенных для чте­ния 317 (Там же. Л. 39 об.)

В 1891 г. в Красном Яре открыли одноклассную смешанную церковно-приходскую школу, помещавшуюся в доме сельского общества, которое отпускало на её содержание 116 рублей в год (1910 г. — 66 мальчиков и 25 девочек). Старостой при храме с 1905 г. состоял местный крестьянин Онисим Решетов.

Священником с 1899 г. (один месяц в 1902 году служил в этой же должности в с. Ягодное) являлся сын крестьянина, имевший свидетельство на звание учите­ля церковно-приходской школы и окончивший курс в Саратовской миссионер­ской школе — Гавриил Иванович Кузнецов 318 (Там же. Л. 40 об.)

Именно ему выпала нелёгкая доля руководства возведением нового храма в 1912–1913 гг., но об этом позже. В 1899– 1902 гг. также состоял в должности окружного миссионера в 3, 4 и 5 благочинных округах Ставропольского уезда, а затем стал окружным миссионером в сёлах всего уезда 319 (Там же. Л. 41 об.)

В 1910 году он произнёс 48 поучений своего составления и 16 печатных и провёл 31 собеседование. Г. И. Кузнецов имел немало наград: набедренник (1905), благодарность епархиального начальства за полезную миссионерскую деятель­ность (1908) и бархатную фиолетовую скуфью 320 (Там же. Л. 40 об.)

Штатным псаломщиком с 1909 г. был Авраамий Тимофеевич Курицын 321 (Там же. Л. 42 об.)

Время шло, храм ветшал и в начале XX в. не вмещал и половины желающих помолиться в праздничные и воскресные дни. Поэтому 25 сентября (здесь и далее по ст. стилю) 1911 г. сельский сход в числе 193 домохозяев Красного Яра во главе со старостой Алексеем Ивановым Прохоровым решил построить новую однопре­стольную церковь во имя Смоленской Богородицы и Святителя и поручить архи­тектору Самарского губернского правления Клейнерману составить её план 322 (Там же. Оп. 7. Д. 4980. Л. 4.)

В Самарскую духовную консисторию кроме него были направлены прошение мест­ного церковно-приходского попечительства (подписано священником Гавриилом Кузнецовым и членами Михаилом Кашицыным, Ефимом Гришиным и Григорием Сидоровым) и рапорт благочинного священника Александра Капонерова, причём в последнем указывалось, что на сооружение храма имеется 10788 рублей 24 копей­ки наличных денег (а также 500 рублей долга за арендованную землю и 800 рублей ежегодно за сдаваемую в аренду общественную землю) 323 (Там же. Л. 2). Как говорится, процесс пошёл. Подрядчиком стал крестьянин с. Порецкое Сенгилеевского уезда Юрлов Пётр Степанович, живший в Симбирске 324 (Там же. Л. 33 об.)

Бессрочный договор на постройку де­ревянного храма на сумму 11700 рублей был заключён с ним 5 июня 1912 г.

Проект из Самарской консистории в октябре 1911 г. направили на проверку в строительное отделение Самарского губернского правления, а в ноябре его ут­вердили. Причт и прихожане сделали вывод о том, новую церковь можно возвести только на месте старой 325 (Там же. Л. 9)

С востока близко располагались жилые дома прихожан, с севера, юга и запада — сильные уклоны под гору. Летом 1912 г. планировали поло­жить фундамент вокруг старого храма, а в апреле 1913 г. после разборки прежнего построить новый храм, чтобы к осени закончить его и подготовить к освящению. Забегая вперёд, отмечу, что всё задуманное было реализовано, правда, с немалы­ми трудностями.

В феврале 1912 г. уполномоченный от общества крестьян с. Красный Яр священ­ник Г. Кузнецов обратился к Святейшему Синоду с просьбой об отпуске из Крас­ноярской лесной дачи леса на сооружение новой церкви 326 (Там же. Л. 13).

В итоге повелением Николая II она была удовлетворена (телеграмма от 13 февраля).

15 апреля 1913 г. в селе произошло чрезвычайное событие, сильно осложнив­шее процесс возведения церкви. Причт и прихожане писали: «…по Божией воле сгорело село наше Красный Яр, причём сгорели: церковь со всей утварью (старая — Е.А. Б.), причтовые дома, школа. Храм наш был только что разобран, чтобы на месте его начать постройку нового и в таком виде тут же на церковной площади сгорел. Страховой отдел при Святейшем Синоде на законном основании страховое вознаграждение нам не выдал. Ввиду того, что пожар случился при очень сильном ветре, почти буре, огонь ничего не щадил на своем пути, несомненно, и храм, и не будучи разобран, сгорел бы, мы просили страховой отдел, в исключение, из правил, выдать нам страховое вознаграждение, но ходатайство наше было отклонено. Приход наш небольшой и почти наполовину с раскольническим населением, после пожара обеднел, средств на достройку нового храма не осталось никаких, так что прихожане положительно не в силах закончить храм своими средствами, тем более что и причтовые дома еще не закончены постройкой (орфография и пунктуация частично выправлены — Е.А. Б.)» 327 (Там же. Л. 35). Это прошение архиепископу Самарскому и Ставропольскому Питириму от 21 января 1914 г. заканчивалось просьбой по­содействовать выплате пособия из сумм страхового отдела или других средств на достройку церкви. Этот лист в деле — последний, поэтому финал истории неизве­стен. Судя по другим документам, положение осложнялось необходимостью воз­ведения крестьянами новых домов и надворных построек после пожара. Между тем на достройку церкви (внутренняя отделка, внешняя обшивка и богослужебная утварь) по состоянию на 21 сентября 1913 г. требовалось до 6 тысяч рублей. Свя­щенник Г. Кузнецов и псаломщик А. Цветков сетовали: «Раскольники давно уже по­строили свою молельню вместо тоже сгоревшей и совершают свою службу, а у нас храм далеко не закончен (орфография выправлена — Е.А. Б.)» 328 (Там же. Л. 25)

12 сентября 1913 г. благочинный А. Капонеров рапортовал Самарской духов­ной консистории об окончании основного периода строительства нового храма в Красном Яре и отсутствии препятствий к поднятию на него креста и колоколов, тем более что главный колокол имел сравнительно незначительный вес — 50 пудов (819 кг) 329 (Там же. Л. 21).

Священник А. Капонеров освятил церковь 22 октября 1913 г.

О судьбе Богородицко-Смоленского храма и его служителей в советское вре­мя удалось найти лишь такие сведения. В 1930‑е гг. репрессиям подверглись крас­ноярские священники. Так, 10 декабря 1936 г. Чердаклинским райотделом НКВД было начато и 16 апреля 1937 г. закончено дело № П‑3614 «Об антисоветской аги­тации, проводимой священником с. Красный Яр Чердаклинского района Степа­новым Ф. И.» 330 (Скала А. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917–1991 годы). Ульяновск, 2007. С. 655–656).

Из документов дела следует, что он служил священником в селе с апреля 1935 г., арестован 8 декабря 1936 и осуждён 21 мая 1937 г. к 10 годам ли­шения свободы. Почти через два года Ф. И. Степанов умер на Колыме. Реабили­тирован в 1993 г. Ульяновской областной прокуратурой. Тот же райотдел НКВД 4 ноября 1937 г. возбудил дело № П‑4757 «Об антисоветской деятельности свя­щенника с. Красный Яр Чердаклинского района Смирнова В. Д.», закрытое 11 ноября того же года 331 (Там же. С. 715).

В итоге его приговорили к 10 годам концлагеря, откуда священник уже не вернулся. Реабилитирован в 1989 г. Ульяновской областной прокуратурой.

На заседании Чердаклинского райисполкома 18 января 1953 г. обсуждался во­прос «О передаче здания бывшей Красноярской церкви колхозу «Победа» для по­стройки клуба» 332 (ГАУО. Ф. Р‑3038. Оп. 2. Д. 811. Л. 49).

В протоколе говорилось, что на территории Красноярского сельсовета находилось здание бывшей церкви, в 1942 г. переоборудованное под мастерскую МТС, но в настоящее время нигде неиспользуемое и поэтому ветшав­шее. Правление колхоза «Победа» просило передать это здание под строительство сельского клуба. В итоге решением районных властей храм передали колхозу. Оче­видно, что его уничтожение именно в это время не было случайным, поскольку в первой половине 1950‑х гг. (а в отдельных случаях и чуть позже) в прибрежных сёлах, даже не входящих в зону затопления Куйбышевской ГЭС, власти пытались под разными предлогами разрушить все храмы (так произошло в левобережных селениях Волостниковка, Кремёнки и Белый Яр).

Клуб, сооружённый при помощи стройматериалов, полученных от разбора церк­ви, до сих пор стоит в центре села, увешанный различными яркими баннерами. На одном из них намалёваны загадочные афоризмы, наполненные глубочайшими смыс­лами: «Цивилизация — это власть над миром, культура — любовь к миру» и «Жизнь без праздников — это длинный путь без заезжего двора» (2014 г.). Сейчас бывший клуб пустует (за исключением разместившегося в нём небольшого магазинчика).

Коренная жительница Красного Яра Анна Васильевна Кулагина (1938 г. р.) под­робно рассказывала о событиях, связанных с уничтожением храма: «Большая цер­ковь была, деревянная. В ней были зимний и летний престолы. Как называлась, не помню, но в Красном Яре поклонялись Николаю Чудотворцу. Примерно в 1940–1950‑е гг. церковь закрыли, а в 1954 г. сломали, причём ломали несколько дней. Сначала сни­мали купола (а также 3 больших колокола и несколько маленьких — наверное, их в город увезли) — трактористы. Стены разобрали, половина брёвен пошла на клуб, половину взяли жители. В первый день, когда начали ломать храм, собрались мест­ные уроженцы (они были против этого), даже те, которые жили в городе, но ничего сделать не смогли. Разборкой церкви командовал Владимир Осипович Арефьев (пред­седатель сельсовета), видимо, поступил приказ сверху. Икон уже не было — их увезли в город. Трактористы сначала отказывались ломать, но третий из них — Григорий Иванович Прямов, согласился. Потом на эту семью посыпались несчастья (умирали, дом сгорел, один попал в тюрьму, а внучка Прямова недавно приняла мусульманство). В церкви сушили хлеб, она както загоралась. В первый день разрушения храма веру­ющие принесли моей маме (дом А. В. Кулагиной находится и сейчас рядом с местом, где находился храм — Е.А. Б.) большой деревянный крест, чтобы она его спрятала (прятали на сеновале), а сейчас этот крест в новой церкви. Из зоны затопления пе­ренесли 2 улицы 333 (Кулагина А. В. Воспоминания / записал Е. А. Бурдин 28.05.2014 г. в с. Красном Яре Черд. р-на Ульяновской области. С. 1).

«Церковный дурман», как говорили в то время, пытались вырвать с корнем: местным властям показалось, что просто уничтожить церковь мало, поэтому вместе с небольшим приходским кладбищем был до основания срыт холм, на котором она стояла, а на его месте устроили песчаный карьер. До недавнего времени в заброшен­ном котловане находилась стихийная свалка.

Сейчас на высоком холме, прилегающем к лесу и селу, стоит новый деревян­ный храм Николая Чудотворца, возведённый в 2003–2007 гг. по благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла при попечении аудитора Счёт­ной палаты Российской Федерации С. Н. Рябухина (в Красном Яре жили предки его жены). Его освящение состоялось 28 января 2007 г. Помимо большого деревянного креста из старого храма здесь находится икона небесных покровителей влюблён­ных — благоверных князей Петра и Февронии с частицами их мощей — подарок игумена Кирилла из Мурманского монастыря, сделанный в 2005 г. после установки купола. Недалеко от церкви находится каменная колокольня — факт достаточно редкий, ведь обычно они совмещаются.

Старообрядцы в Красном Яре

Как я уже писал, по одной из легенд основателями селения являлись крестьяне-старообрядцы. Версия основания села староверами требует проверки, так как вы­зывает некоторые вопросы, например: зачем люди, пытавшиеся скрыться от властей подальше, выбрали место почти напротив административно-территориального цен­тра — г. Симбирска, который находился в пределах видимости?

Вообще старообрядцам (или староверам) в российской истории не повезло — власти их особо не жаловали ни до 1917 г., ни тем более после. Их существование пытались замалчивать, а влияние преуменьшать. Против них то и дело разгорались репрессии. Поэтому источников по истории «русских протестантов», как их иногда называют, осталось немного. Однако старообрядческие направления (и соответ­ственно общины) существуют и сейчас, а основными из них являются Русская Пра­вославная Старообрядческая Церковь (Белокриницкой иерархии) и Древлеправо­славная Поморская Церковь (беспоповское Поморское согласие).

В источниках и литературе о Красном Яре говорится спасовцах, поморцах, беспо­повцах и белоризцах. Первые три сейчас входят в Древлеправославную Поморскую церковь (ДПЦ), хотя Спасово согласие иногда отделяют, а белоризцы — это старо­обрядческая секта.

Впервые официально старообрядцы упоминались в клировой ведомости 1848 г., когда в 4 дворах села проживало 22 раскольника Спасова согласия 334 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 1. Л. 176 об.) Они играли значительную роль в его истории. Так, в 1913 г. православные священно- и церков­нослужители писали о том, что почти половину населения в приходе составляют раскольники 335 (Там же. Оп. 7. Д. 4980. Л. 35).

Об их организованности и зажиточности свидетельствует факт быстрого восстановления молельного дома и начала службы после пожара в апреле 1913 г. Между тем согласно церковной ведомости за 1910 г. в Красном Яре количество дворов и душ раскольников-беспоповцев равнялось соответственно 24,6% и 24,3% от общего количества населения 336 (Там же. Оп. 16. Д. 192. Л. 46).

По разным официальным данным в начале XX в. староверы составляли от 24 до почти 50% жителей села. Но в данном архивном источнике почему‑то говорится только о беспоповцах.

Весьма информативная историческая справка о староверах села содержится в полном географическом описании России: «Здесь в 1895 году обнаружен новый вид раскола рационалистического характера, так называемых «белоризцев», полу­чивших название от усвоенной ими белой одежды, долженствующей напоминать христианину, чтобы он не грешил, был чист душой. По их учению, православная церковь отпала от благочестия. На вопрос, как могло это случиться, белоризцы отвечают учением об антихристе, который властвует, по их мнению, и теперь бу­дет властвовать неопределённое время. Признавая необходимым для спасения таинства, белоризцы не разделяют, однако, учения о таинствах православной церкви. Про исповедь они выражаются, что исповедываться можно прямо перед Богом, перед иконой, или даже друг перед другом. Не видят особой необходимо­сти и в священстве, говоря: «все мы иереи Бога Вышнего». Не согласны белоризцы и с учением православной церкви о таинстве крещения. По их учению, не в креще­нии второе рождение бывает, а тогда, когда человек придёт в «чувство» и начнёт новую жизнь, согласную с евангельским учением. Белоризцы отвергают и пользу поминовения усопших» 337 (Россия. Полное географические описание… С. 404).

А. А. Виноградов в 2000‑е гг. собрал у старообрядцев Красного Яра интересные сведения об их быте и хозяйственных занятиях. Так, Прасковья Романовна Ари­нина в 2001 г. рассказывала: «…да, велики «богатеи» мы были, 15 человек семьища. Каждый день кто в поле, кто в огород, кто на бахчу. Встанешь темно и с работы идёшь поздно, как пеночка изустанешь, одне зубы видать, лицо аж почернеет от пыли и солнца. Зато всё и было, никогда голодными и холодными не были, а «бедня­ки» на завалинках лежали да зубоскалили, нам не до того было» 338 (Виноградов А. А. Старообрядцы Симбирско-Ульяновского Поволжья середины XIX — пер­вой трети XX века. Ульяновск, 2010. С. 37–38).

Староверы Красного Яра занимались земледелием, промыслами и выращивани­ем арбузов и дынь. Бахчи находились за селом, на бугре рядом с Волгой. Большие урожаи позволяли использовать бахчевые не только для питания людей и корма скотине, но и продавать их. Павел Васильевич Аринин в 2001 г. вспоминал: «Нагру­жали полные до верху телеги, мать на одной, я — на другой. Выезжали рано утром, часов в пять, чтобы через заволжский мост свободно можно было в город проехать. Весь день торговали на базаре, а к вечеру возвращались домой, мать мне всегда по­купала большой пакет с пряниками. Вот было радости…» 339 (Там же. С. 39).

Среди красноярских староверов сохранилось предание о том, что выброшен­ные хлебные крошки на Страшном суде будут служить мерой на весах, с помо­щью которых будет решаться вопрос о пропуске души умершего в рай 340 (Там же. С. 57).

Однако совместное проживание с представителями других вероисповеданий постепенно привело к отмене многих традиций, в том числе пищевых запретов.

В 2014 г. А. В. Кулагина показала мне место в селе, где находился молитвенный дом, на месте которого в 1950‑е гг. построили дом директора школы 341 (Кулагина А. В. Воспоминания… С. 1). Показа­тельно, что Красноярские старообрядцы хотя бы частично сумели сохранить свою общину и самобытность и в советское время, и сейчас в Ульяновской области по­морская община находится в стадии становления.

Показательно, что в 2003 г. руководителем указанной общины в Ульяновске стал потомственный старовер и крупный предприниматель Павел Васильевич Аринин, выходец из Красного Яра. В интервью самарскому старообрядческому сайту www.samstar.ru он рассказал о своей семье: «Сам я из Красного Яра, это се­ло в Ульяновской области, из семьи коренных старообрядцев. Там у меня корни, там родители, деды. Дед был наставником Красноярской поморской общины, отец был наставником, сейчас для меня настало время… Наша семья была боль­шая, крепкая. В годы советской власти предки мои претерпели гонения, лишения. Но вся семья всё равно была верующей. Моего деда забрали прямо из моленной в 1937 году. Ему было 80 лет, полуслепой. Он сидел в тюрьме прямо в Красном Яре до решения. Потом посадили на поезд, отправили в Сибирь, без паспорта, без документов. Зимой ночью ссадили где‑то в степи с поезда, в мороз. И он прислал письмо оттуда, писал: «Хожу от стога к стогу, никто в дом не пускает, документов нет, голодный, кто подаст кусок хлеба, а кто и нет, собаками травят», и тому по­добное. А ему 80 лет. И все‑таки сгиб человек. Конечно, он погиб, где‑то замёрз. И это только за то, что он молился Богу. Ну какой может быть вред от такого ста­рика? У меня раскулачили одного деда, раскулачили другого деда, посадили отца. Забрали все имущество. Это уже в 1937–1938 годах. Одного деда расстреляли. От­ца загнали в Сибирь на разработки. Потом он вернулся оттуда и сразу же умер. Семью выгнали из дома — раскулачили. С маленькими детьми, зимой, на улицу. Родственники пустили на ночь, так ночью пришли к ним, выгнали оттуда, и ска­зали родственникам, что раскулачат и их, если они еще раз пустят «кулаков». Но всё равно, веру мы не потеряли, сейчас дети, внуки, — все верующие, соблюдают наши традиции, ходят в храм» 342 (Наставник-бизнесмен — анахронизм или первая ласточка? URL: http://www.keston.org.uk/ russia/articles/june2005/04Rich.html (дата обращения: 13.10.2015)).

Воспоминания старожилов о селе

Екатерина Фёдоровна Исакова рассказывала: «Своё название село Красный Яр получило от пролитой крови у горы во время похода Ивана IV на Казань (так рас­сказывал прадедушка). Другая версия — от красного песка, а яр — это бугор. Разво­дили коров, овец, кур, индеек, занимались охотой, рыбачили. Мужики ставили сети на озёрах. А их было много: Большое, Ветляное, Глубокое, Коровье, Кривое и Ершо­вое. Ели щи, картофель, пареную тыкву. Белого хлеба не было. Собирали шишки для топлива, клубнику, чернику, грибы. В лесу было много зайцев, лис и волков, иногда они забегали в деревню. Жили вольготно, дома на замки не запирали. Мужчины сто­лярничали: делали шкафы, столы, стулья, различные поделки. Всё это покрывалось искусной резьбой, росписями. Плотники ставили избы, изобретательно и нарядно изукрашенные резьбой. Причём простыми инструментами — топором, пилой, ста­меской. Сеяли хлеб, выращивали картофель, тыкву, табак. Долгими зимними вече­рами женщины занимались вязанием, ткали, вышивали мужчинам рубахи, вручную шили одежду.

У соснового леса, где сейчас песчаный карьер, стояла церковь. Позже это место называли «Кукушкин бор». Там была и школа, которая сгорела в 1930е годы. Места в деревне назывались по-разному. Там, где сейчас магазин — «Матаковка», а дальше к бору — «Север». Ещё в деревне были ключи с чистой прозрачной водой — Покрёмкин ключ по имени хозяина земли, еще на Затоне под Евстигнеевой горой. По воду ходили также на Волгу. В 1929 году стали появляться бакалейки, лавки, там продавали ма­терию и продукты. В Великую Отечественную в церкви велась служба. В 1945 г. из неё сделали МТС, а потом разобрали и в 1953 г. построили клуб. В доме Овчиннико­вых в войну была мастерская, где шили шинели и другое обмундирование. В селе были хорошие знахарки, которые умели использовать травы, их называли травниками. Молодёжь собиралась на гулянки и играли в «лапту»*, «клёк»*. Ездили на ярмарки в Симбирск. По Волге ходили баржи, с них продавали посуду. Вот так и жили» 343 (Информация предоставлена сотрудником Красноярской библиотеки Е. Г. Ефремовой).

Иван Акимович Миронов (1921 г. р., участник Великой Отечественной войны) вспоминал: «Детство своё помню хорошо — это были трудные годы. В нашей семье было 13 детей. Мать занималась домашним хозяйством и растила нас. Отец был пильщиком, пилили лес моховой пилой. Вели своё хозяйство, но больше жили луга­ми. Зимой отец плёл лапти, корзины, чашки для хлеба. Мать ткала, шила одежду. Летом работали на полях. Ну а мы, дети, помогали родителям по хозяйству. Была у нас и школа, в которой учились только до 4го класса. Сам я окончил 2 класса. За­тем пошёл работать, всю жизнь проработал в животноводстве.

Раньше Волги не было, было много озёр. Река текла ближе к правому берегу. Волга разлилась по обоим берегам, когда построили Куйбышевскую ГЭС, гдето в 1954 г. С того времени она стала большой рекой. И в это же время началось строитель­ство моста» 344 (Там же)

8 памятных дат и уникальных фактов истории села

1) вторая половина XVII в. — предположительное время основания Красного Яра, возможно, старообрядцами (данная версия требует проверки; вообще окрестности заселялись как минимум с X–XII вв.);

2) село никогда не было владельческим (как и расположенные рядом Заволжские слободы и село Крестово-Городище), до 1917 г. там проживали удельные крестьяне;

344 Там же.

3) отличительной чертой Красного Яра было проживание значительной группы старообрядцев преимущественного поморского направления (в начале XX в. — не менее 1/5 населения);

4) главными архитектурными и духовными доминантами были: а) для право­славных жителей села — деревянная Богородицко-Смоленская церковь, построен­ная примерно в первой половине XVIII в.; перестраивалась в 1848 и 1912–1913 гг., разобрана в 1953 г.; б) для общины старообрядцев — молельня (даты открытия и закрытия неизвестны);

5) в начале XX в. в Красном Яре находились церковно-приходская школа, ов­чинный и кирпичный заводы, 15 ветряных мельниц и 5 просо-обдирок, а в при­легающем лесу — 48 домов для дачников;

6) в начале XX в. в селе жила семья будущего этнографа В. М. Подобина (1899– 1978), собравшего около 500 тысяч пословиц и поговорок;

7) сейчас в Красном Яре находится 4 объекта культурного наследия — памят­ник погибшим на Великой Отечественной войне воинам (1960) и 3 памятника ар­хитектуры XIX в. (дома крестьян); кроме того, в окрестностях есть два памятника археологии;

8) с 2007 г. здесь действует новая деревянная церковь Николая Чудотворца.

Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»

Оглавление

Введение 5

Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7

1.1. Село Волостниковка 7

1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15

1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22

1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37

1.5. Село Кремёнки 44

Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59

2.1. Село Ботьма 59

2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63

2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82

2.4. Часовня, Канава и Королёвка (заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89

2.5. Село Красный Яр 97

2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111

2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130

2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141

2.9. Село Белый Яр 165

Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189

3.1. Село Табурное 189

3.2. Село Бирля 192

3.3. Село Кондаковка 198

3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202

3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226

3.6. Село Ерыклинск 235

3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259

3.8. Село Чувашский Сускан 266

Заключение 278

Библиографический список 282

Список сокращений 295

Словарь 297

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru