По адресу: ул. Верхнеполевая, 26 находится Неопалимовская церковь. Она была построена чуть более ста лет назад. О культовом сооружении подробно говорится в одной из глав книги краеведа Владислава Ястребова "Храмы Симбирска". Ниже приводим текст автора.
ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ
- Богородице-Неопалимовский храм,
- Неопалимовка,
- Неопалимовский кафедральный собор,
- Свято-Богородице-Неопалимовский собор,
- Св.-Богородично-Неопалимовская церковь,
- Свято-Неопалимовская церковь,
- Собор иконы Божией Матери «Неопалимая купина» в Куликовке,Церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Несмотря на то что Неопалимовская церковь построена не так уж и давно (чуть более 100 лет назад), история её появления изобилует противоречиями и неточностями.
Так, по одним данным, деревянная приходская церковь в пригородном посёлке Куликовка была построена в 1908–1910 гг. «на средства жителей посёлка и частные пожертвования» (1), а освящена в 1913 г.(2).
По другим, «Симбирская церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» была построена в 1910 году и освященав 1912 году…» (3).
Третьи источники «утверждают», что строительство церкви было начато в 1912 г., а её освящение состоялось 9 мая 1912 г. (4)
Ещё один документ «свидетельствует», что одноэтажная деревяннаяна каменном фундаменте приходская церковь была построена в 1913 г. и её объём составлял 1 762 м³. В нём же отмечалось, что была построенаи «деревянная сторожка» (5).
В июле 1911 г. «Обыватели пригороднаго поселка «Куликовка» обратились в городскую управу с просьбой отвести безплатно местопод постройку проектируемаго на Куликовке храма» (6).
А уже в августе стало известно, что «Построение храма для жителей Куликовки встречено весьма сочувственно местными благотворителями. Симбирское городское общественное управление в последнем заседании постановило отвести место для сооружения проектируемаго храма. Главными ревнителями этого дела являются: О. Д. Пастухова, князь А. А. Ширинский-Шихматов, И. П. Апраксин, В. М. Обухови Л. И. Афанасьев» (7).
Ранней весной, в марте 1912 г., было приступлено непосредственнок воплощению замысла по постройке храма:
«На днях состоялось освящение строительнаго материала и места, предназначеннаго для постройки храма в память 300 летия царствования Дома Романовых на Куликовском поселке. За неимением средств и в виду неотложной нужды в храме, так как население поселка и прилегающих к нему жителей более 7 000 душ, буквально испытывают религиозный голод, за отдаленностью городских церквей, комитет приступил к постройке молитвеннаго дома с алтарем, во имя чтимой иконы «Неопалимая Купино». Молитвенный дом застроен близ места, предназначеннаго для постройки упомянутаго юбилейнаго храма (8). Преступлено к заготовке леса и плотничным работам, а торжественная закладка фундамента алтаря предполагается 5 апреля» (9).
Вполне осознавая предстоящие затруднения, строительный комитетхрама обратился ко всем горожанам:
«Жителям города Симбирска хорошо известна нищета жителей Куликовскаго поселка, почему надеяться на их материальную поддержку, при постройке храма, немыслимо, а потому комитет усердно призывает всех православно-верующих придти на помощь посильными лептами на создание жилища для пречистой иконы «Неопалимая Купино», от которой, по горячей молитве, было много чудесных исцелений, проверенных надлежащим следствием. Лепты просят направлять казначею комитета о. Апраксину (10), священнику кладбищенской церкви (Воскресенская церковь)» (11).
Тем не менее сумма, необходимая для начала строительства церкви, была найдена, и в воскресенье 22 апреля [5 мая] 1912 г. при многочисленном стечении молящихся на отведённом месте состоялось торжество закладки давно желанного куликовцами храма:
«Молебствие перед началом закладки совершено было преосвященным Вениамином, епископом симбирским и сызранским, в сослужениис городским духовенством. Во время молебствия епископ Вениамин произнес приличествующее событию слово. На молебствии и торжестве закладки присутствовали: чины местной администрации во главес губернатором А. С. Ключаревым, председатель от городского общественнаго правления, члены комитета по сооружению храма, приглашенныя комитетом почетныя лица и много др.» (12).
Спустя два дня газета «Симбирянин» предоставила своим читателя уже более исчерпывающий репортаж об этом событии:
«Закладка престола храма во имя чтимой иконы «Неопалимая Купино», 22 апреля была, как уже сообщалось, весьма торжественная. К 12 час. крестный ход с чудотворной иконой, в сопровождении массы богомольцев, прибыл к строющемуся храму, где собралось заранее множество народа в ожидании прибытия крестнаго хода. Вскоре прибыл губернатор А. С. Ключарев, а через несколько минут прибыл преосвященный Вениамин. Затем начался молебен перед иконой «Неопалимая Купино». Вся площадь буквально была запружена народом. Здесь были лица даже из Казани и Самары, приехавшие к этому торжеству и помолиться св. иконе «Неопалимая Купино». По окончании молебна, губернатор А. С. Ключарев обратился к молящимся с теплым словом, в котором, объяснив значение этого торжества, приглашая отозваться посильной лептой на постройку храма для бедных жителей куликовскаго поселка и сам пошел с кружкой собирать посильныя лепты. Куликовцы от всей глубины своего сердца благодарны. Ваше превосходительство, подай нам Царица Небесная здоровья – благодарим! Как передают, собрано было 200 р. Это великая помощь, при настоящей нужде в деньгахустроительнаго комитета» (13).
Известно, что в мае 1912 г. епископ Симбирский и Сызранский Вениамин (в миру Василий Антонович Муратовский, 1856–1930) былчрезвычайно занят, т. к. «по Высочайшему соизволению» был вызван для присутствования в летнюю сессию текущего года в Святейшем Правительствующем Синоде. Тем не менее до своего отъезда в столицу, назначенного на понедельник 21 мая [3 июня] 1912 г., он изыскал возможность освятить новую церковь, которую так ждали жители посёлка Куликовка:
«В последнюю неделю Его Преосвященство находился почти в постоянном служении церковном <…> 18 (в пятницу 18 [31] мая 1912 г. – В. Я.) – перенесение иконы «Неопалимой Купины» из Всехсвятской церкви во вновь устроенную церковь на Куликовском поселке…» (14) .
А уже в субботу 19 мая [1 июня] 1912 г. (15) состоялось освящение нового храма:
«Вчера состоялось освящение церкви, сооруженной в Куликовском поселке. Чин освящения церкви совершил преосвященный Вениамин, епископсимбирский и сызранский, соборне с городским духовенством. На освящении присутствовала грандиозная масса публики» (16).
Первоначально церковь имела два престола: главный – во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»,и придел – во имя св. великомученицы Варвары (17):
«17 мая (1915 г. – В. Я.), в воскресенье, в церкви «Неопалимой Купины», на Куликовке, будет совершено освящение вновь сооружаемаго престола во имя св. Великомученицы Варвары, на что получено благословение его высокопреосвященства архиепископа симбирскагои сызранскаго» (18).
Позднее придел был ликвидирован, и церковь стала однопрестольной (19).
Удивительно, но в настоящее время (осень 2021 г.) храм выглядит приблизительно так же, как и в момент своего освящения. За небольшим исключением: почти в два раза меньше был алтарь (он был увеличен в размерах в 1991 г.), у западного входа была заметно меньшая (нежели сейчас) крытая паперть, а над восточной частью храма имелся небольшой купол (он виден на старой фотографии), который, видимо, был снесён в 1930-х гг. Колокольни в храме не было – колокола находились на звоннице, расположенной северо-восточнее алтаря.
Некоторое время после освящения Неопалимовская церковь была приписана к Всесвятской (Всехсвятской) церкви. Но осенью 1912 г.она получила самостоятельность:
«Указом Святейшаго Синода, от 28 сентября сего 1912 года за № 14705, при церкви в предместье г. Симбирска Куликовке открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, с тем, чтобы содержание причта новооткрываемаго прихода относилось на местные средства» (19).
Но самым интересным в истории Неопалимовского храма был тот факт, что он фактически был построен «под» икону Божией Матери «Неопалимая Купина», прибывшую в Симбирск с Афона.
Ещё примерно за год до его освящения, в августе 1911 г., газета «Симбирянин» кратко анонсировала:
«Нам сообщают, что на днях прибудет в наш город св. икона «Неопалимая Купино», выписанная благотворителями с св. Афонской горыдля предположенной к постройке церкви на куликовом поселке. О днеторжественной встречи иконы будет сообщено особо» (20).
Но уже менее чем через неделю последовало более подробное разъяснение:
«15 августа, в 3 ч. дня, назначена встреча св. иконы «Неопалимая Купина», выписанной с св. Афонской горы местными благотворителями для предположеннаго к постройке храма на куликовском поселке. Крестный ход для принятия иконы выйдет из церкви «Всех святых» (Всесвятская (Всехсвятская) церковь. – В. Я.) и направится к месту прибытия иконы – к вокзалу жел. дороги, где будет совершено молебствиеи крестный ход с св. иконой двинется обратно в церковь «Всех святых»,где будет совершено торжественное молебствие».
В три часа дня в понедельник 15 [28] августа 1911 г. – в праздник Успения Божией Матери – на железнодорожный вокзал г. Симбирска прибыла икона Богородицы «Неопалимая Купина», ранее заказанная на Святой Горе Афон специально для тогда даже ещё не построенного храма (на ней до сих пор сохранилась надпись: «Для церкви в поселке Куликовка»). Её торжественно встречали: духовенство Всесвятской (Всехсвятской) церкви, исполняющий дела симбирского вице-губернатора (с 22 марта [4 апреля] 1910 г. по 4 [17] марта 1913 г.), камергер Императорского двора, князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов (1868–1927) и многотысячная толпа верующих как из Симбирска, так и из окрестных деревень.
«Позавчера состоялось торжественное перенесение в город св. Иконы «Неопалимая Купино» с вокзала московской железной дороги. Встреча образа сопровождалась особой торжественностью, обстановке которой в значительной доле содействовала стоявшая целый день прекрасная, тихая летняя погода.
Еще за долго до наступления момента принесения иконы, из города потянулись к ст. «Симбирск» большия толпы горожан и сельчан в значительном числе прибывших из подгорных и близлежащих к Симбирску поселений. С ударом колоколов на городских храмах, возвещавших о выступлении крестнаго хода, направлявшагося из церкви во имя Всех Святых, движение по улицам усилилось и продолжалось непрерывно до и вместе с крестным ходом и вслед за ним.
В самом крестном ходе, к которому по пути к вокзалу присоединялись все новыя группы богомольцев,приняло участие столь большое число лиц, что в улице близ симбирскаго исправительнаго арестантскаго отделения образовалась буквально живая запруда. Сквозь живую стену лишь с трудом можно пробраться вперед. С прибытием на вокзал крестнаго хода, живая масса богомольцев разбросилась по всей территории вокзала. Живописныя группы расположились и на платформе вокзала, и на лугу вокруг железнодорожных зданий. Помещение вокзала было переполнено. В дверях происходила давка. Напор живой силы, рвущейся внутрь здания, где находилась уже св. Икона, с трудом сдерживался нарядом пеших полицейских, руководимым полицеймейстером В. А. Пифиевым. Однако, порядок – все время поддерживался членами полиции образцовый.
К совершению перед св. Иконою молебна перед отбытием святыни в город, на вокзал прибыл управляющий губернией кн. А. А. Ширинский-Шихматов, уполномоченный городского управления, член управы М. Ф. Медведев, гласный городской думы Н. П. Пастухов и много интеллигенции. По окончании молебнаго служения, св. Икона, украшенная гирляндами живых цветов, была поднята на руки во главе с кн. А. А. Ширинским-Шихматовым и в предшествии крестнаго хода направилась в город. Тысячная толпа двинулась за крестным ходом. Воздух наполнился мощными звуками духовных песнопений, исполняемых общенародно.
Торжественный перезвон колоколов, встречавшихся на пути процессии храмов, сливался с звуками песнопений крестнаго хода.
Картина носила величественный характер. У храма Всех Святых процессию ожидала новая тысячная толпа богомольцев.
По прибытии св. Иконы в храме совершено было богослужение,на котором присутствовала масса молящихся, за переполнением храма остававшихся еще и вокруг него» (22).
До окончания строительства Неопалимовской церкви и её освящения икона пребывала во Всесвятской (Всехсвятской) церкви, потому что посёлок Куликовка в то время состоял в приходе этой церкви.
По чьей инициативе она была заказана и на чьи средства изготовлена, до сих пор неизвестно. Нокогда икона стала престольной, она сделалась одной из самых почитаемых среди горожан.
Известны многочисленные случаи исцеления от неё (23).
Один из многочисленных случаев чудесного исцеления, происшедший с надворным советникомСтепаном Гавриловичем Нагаткиным (?–?) в апреле 1913 г., былопубликован в «Симбирских епархиальных ведомостях» (24).
В декабре 1912 г. икона обрела драгоценный киот (25):
«Благотворители выписали для чтимой иконы «Неопалимой Купины» из Москвы киот, стоимостью более 700 руб. Киотпредставляет небывалую новость для нашего города. Он весь фарфоровый; высота 5½ арш. (ок. 3,9 м. – В. Я.) и ширина 1 арш. 15 верш.(ок. 1,4 м. – В. Я.). Изготовленна фабрике бр. Кузнецовых (26). Заказан киот был еще в августе месяце и только сейчас доставлен в разобранном виде. Для установки, после которой состоится освящение киота, приехали из Москвы специалисты. Приток богомольцев к прославляющейся иконе «Неопалимая Купино» продолжается и зимой. Несколько дней тому назад приехала помолиться супруга брата (27) министра иностранных дел (28) МарияМихайловна Сазонова (29). 21 ноября были два семейства из Андижана, а 26 были из Харбина (из Манчжурии). Словом, паломники прибывают из отдаленнейших мест России» (30).
Также в декабре 1912 г. при церкви открылось попечительство, целью основания которого была необходимость «изыскать средства на удоветворение нужд церкви и на религиозно-нравственное просвещениеприхожан»:
«При церкви во имя чтимой иконы «Неопалимой Купины» возникло попечительство, которое благоволил принять под свое покровительство преосвященнейший епископ Вениамин; почетными попечителями единогласно выбраны: супруга гофмейстера Высочайшего Двора Мария Николаевна Поливанова, супруга мануфактур-советника Надежда Васильевна Шатрова и вдовы купцов Ольга Дмитриевна Пастухова и Анастасия Александровна Кирпичникова. Председателем избран ктитор церкви В. М. Обухов, а товарищами председателя священники оо. Апраксин и Малинин <…> Надо надеяться, что новое попечительство встретило сочувствие в сердцах всех, притекающих к пречистому образу Богоматери «Неопалимой Купины»; тем более, что церковь эта не совсем еще освободилась от долгов по постройке ея и как новая нуждается во многом. Главная нужда – нет помещения для причта» (31).
Впрочем, совсем скоро началась Первая Мировая война, а ещё через три года произошла Октябрьская революция. К власти пришли большевики-богоборцы.
Координаты (приблизительно): 54.329938, 48.384741.
ПРИЧТ
- Анненков Борис Николаевич (1890–?, псаломщик),
- Архангельский Леонид Алексеевич (1893 (или 1889) – ?,священник, протоиерей),
- Бахаревский Алексий Арсеньевич (1869–1938, митрофорныйпротоиерей),
- Базанов Александр Иоаннович (Иванович) (1873–1938,псаломщик, регент),
- Боголюбов Василий Алексеевич (?–?, протоиерей),
- Богородский Василий Александрович (1887–1938, священник,протоиерей),
- Богоявленский Иван Николаевич (1896–?, псаломщик),
- Бухаревский Алексий (?–1937, митрофорный протоиерей),
- Вознесенский Василий Дмитриевич (1869–1938, священник),
- Иванов Виктор Иванович (1890–1938, протодиакон),
- Ильин Филипп Феодорович (1883–1938, священник),
- Княжев Михаил Фёдорович (?–?, псаломщик, диакон),
- Крайнов Симеон Васильевич (1876–1937, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Кривоногов Валериан Дмитриевич (1899–1938, иподиакон),
- Кудрявцев Константин Семёнович (1890–1938, псаломщик),
- Кузнецов Дмитрий Иванович (1881–1938, псаломщик, диакон),
- Лебедев Аполлон Евгеньевич (1871–1917, священник),
- Лебяжьев Михаил Николаевич (1864–?, протоиерей, настоятель),
- Леонтьев Иоанн Иванович (?–?, псаломщик, диаконна псаломщической вакансии),
- Макаров Евфимий (?–?, диакон),
- Малинин Константин Андреевич (1871–?, священник),
- Остроумов Тихон Николаевич (?–?, диакон),
- Садовский Николай Владимирович (?–?, псаломщик),
- Серебров Александр Александрович (1868–?), священник,протоиерей, настоятель),
- Фруентов Иван Васильевич (?–1925, псаломщик),
- Юрьев Пётр Иванович (1878–1938, протоиерей),
- Ясницкий Василий Иванович (1888–1938, священник).
ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК:
4 [17] сентября.
P. S.
В апреле 1930 г. церковь ещё функционировала, относилась к ВВЦС (32).
В июне 1930 г. с прицерковной звонницы были сняты и изъяты колокола общим весом в 15 пудов 30 фунтов (ок. 258 кг) (33).
С 1932 г., сразу после закрытия кафедрального собора григорианског ораскола – Богоявленской церкви, Богородице-Неопалимовский храм становится кафедральным собором григорианцев. По данным на апрель 1934 г., церковь относилась к ВВЦС (григорианцам) (34).
18 октября 1936 г. было заведено дело № П-1767 (35) по обвинению его фигурантов в «участии в фашистско-повстанческой церковно-монархической контрреволюционной организации» (Статьи 58-10, 58-11 УК РСФСР). В рамках этого дела был арестовани григорианский архиепископ Феодосий (в миру Пётр Георгиевич Борисов (Борисов-Григорович (36), 1900–?), носивший титул «Ульяновский и Куйбышевский» (он был приговорён к 5 годам ИТЛ), а вместе с ним и духовенство Богородице-Неопалимовского храма.
По данным Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), в 1937 г. в Ульяновскепо тому же обвинению было расстреляно 6 архиереев, 126 священников, 30 монашествующих и 60 мирян. В концлагеря сроком на 10 лет отправились 23 священника, 5 монахов и 99 мирян, а сроком на восемь лет – один архиерей, 11 священников и 19 мирян. Никто из этих людей из лагерей не вернулся.
Но в Неопалимовском храме службы продолжались, т. к. сюда были переведены священнослужители из других закрытых ульяновских храмов.
26 сентября 1937 г. было заведено специальное дело № П-1778 (37) «О церковной контрреволюционной группе в Неопалимовской церкви г. Ульяновска». Его фигурантам вменялось в вину то, что «в церкви, на почве общности интересов,направленных против советской власти, существовала контрреволюционнаяорганизация». По этому делу в октябре – ноябре того же года были арестованы все священнослужители и даже сторож. Решением «тройки» при УНКВД по Куйбышевской области от 29 ноября 1937 года по ст. ст. 58-10 ч. 1, 58-11УК РСФСР почти все они были приговорены к расстрелу.
После этого Неопалимовский храм был закрыт.
В понедельник 15 апреля 1940 г. было принято Решение № 563 исполкома Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся о закрытии и ликвидации церкви на Куликовке с последующим использованием церковного здания под кинотеатр. Основанием такого решения послужили «высказывания до 7 000 граждан за закрытие церкви и то, что в этой части города находятся объекты особого назначения ...» (38). (39) Ориентировочная смета переоборудования церкви в кинотеатр составила внушительную по тем временам суммув 58 550 руб. 38 коп. (40).
Однако кинотеатр в помещении бывшей церкви открыть не успели – началась война.
«После закрытия (в апреле 1940 года) храм предполагалось переоборудовать под кинотеатр, но, в конечном счёте, там устроили склад. С началом войны склад превратили в мастерскую по ремонту солдатского обмундирования. Сюда свозили обмундирование, снятое с погибших и раненых солдат. Здесь его отстирывали, зашивали и отправляли обратно на фронт. Во время стирки из храма вытекали ручейки кроваво-красной воды, которые стекали в специальную канаву, а по ней – в Свиягу» (41).
В октябре 1941 г. из Москвы в Ульяновск была эвакуирована Московская патриархия (42) «во главе» с Патриаршим Местоблюстителем Сергием (в миру ИванНиколаевич Страгородский, 1867–1944), Блаженнейшим митрополитом Московским и Коломенским. Этим же поездом в город прибыли: старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (в миру Иван Васильевич Парфёнов, 1881–1952), несколько руководителей баптистской общины, а также обновленческий первоиерарх (43) Александр Иванович Введенский (1889–1946) со свитой.
Вскоре именно Неопалимовскую церковь передали в арендное пользование обновленческой Церкви. После «освящения» она стала кафедральным собором «обновленцев».
Именно здесь с понедельника 13 октября 1941 г. служил обновленческий митрополит Александр Введенский (1889–1946). Здесь же в конце октября 1941 г. он присвоил себе сан «патриарха». В некоторых источниках утверждается, что его «патриаршая интронизация» также состоялась в Неопалимовской церкви (44). Это не так. «Возведение» А. И. Введенского «на Всероссийский Патриарший Престол» состоялось в четверг 4 декабря 1941 г. на квартире «первоиерарха» (45). Произошло этобез санкции обновленческого епископата и общин и к тому же в нарушение постановлений обновленческого «собора» 1923 г. (46):
«“Настолование патриарха” митрополит Виталий и “белый священноархимандрит” Андрей Введенский (сын Александра Ивановича Введенского) провели, трижды усадив Введенского на разложенный на обеденном столе антиминс (!) и провозгласив “Аксиос” Блаженнейшему Первоиерарху-Патриарху. Большая часть обновленческого духовенства восприняла факт интронизации крайне негативно (47). “Благодаря” этому“патриарх” Введенский уже буквально через месяц после “интронизации” был вынужден “отменить” своё “патриаршество”, но при этом оставил за собой титул “Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Московский и Православных Церквей в СССР”. При этом из каучуковой печати было удалено (вырезано) слово “Патриарх” (её оттиски с этим пробелом сохранились на многих документах)» (48).
В октябре 1943 г. А. И. Введенский вернулся в Москву.
В декабре 1944 г. Неопалимовская церковь была передана в бессрочное бесплатное пользование церковной общине. На момент передачи общая площадь помещения внутри церкви составляла 320,46 м², а подвального помещения под зданием церкви – 83,91 м². (49)
В 1949 г. в церкви произошёл пожар, который заметного урона храму не нанёс.
31 июля 1959 г. Совет по делам РПЦ при Совете министров СССР своим постановлением закрыл Казанский кафедральный собор и, соответственно, снял с регистрации церковную общину. Одновременно с этим была закрыта Ульяновская архиерейская кафедра. В тот же день здание собора, все дворовые постройки и прилегающая территория были переданы по акту коммунальным службам города, за исключением четырёх жилых домов, которые передавались причту Неопалимовской церкви. А члены Церковного совета Неопалимовской церкви по акту приняли имущество закрытого собора: 225 икон, золотые кресты и церковную утварь в количестве 130 предметов (120 церковных облачений, более 320 книг и нот, 39 предметов инвентаря, в т. ч. царские врата), а также легковую машину «ЗИМ-12». (50)
После закрытия в 1959 г. Симбирской епархии все храмы области перешли в ведение куйбышевских архиереев, а Богородице-Неопалимовскийхрам стал главным храмом Симбирского благочиния Куйбышевской епархии.
На протяжении почти трёх десятилетий Неопалимовский храм был одним из двух (второй –«Воскресенская церковь), действующих в Ульяновске.
В 1988 г. по всей стране проходили юбилейные торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси. В Ульяновске празднования состоялись в период с 15 по 17 сентября 1988 г. Они были приурочены к престольному празднику (17 сентября) церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» (51), единственного функционирующего храма на тот момент. Возглавил их архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (в миру Иван Матвеевич Снычёв, 1927–1995), а также приглашённый из Ленинграда Тихвинский епископ Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов, 1943–2014).
В 1989 г., после восстановления в Ульяновске архиерейской кафедры, «Неопалимовка» стала Свято-Богородице-Неопалимовским кафедральнымсобором (52). Именно здесь проводил службы владыка Прокл (53). И даже после того как в Ульяновске стали строиться новые и возрождаться старые храмы, Неопалимовский храм по праву считался «центральным, главным храмом города» (54).
В комплекс собора также вошли несколько сохранившихся старых построек, в т. ч. здание бывшей крестильни (в ней до 1964 г. находилась детская больница, а затем – амбулатория; в эти годы крестильное помещение находилось в подвале храма) и трапезная (55).
В 1991 г. в храме был перестроеналтарь – он был заметно увеличенв размерах и по ширине стал равеносновной части храма.
В 1997–1998 гг. в Неопалимовском храме временно (до перенесения в Жадовскую пустынь (56)) находилась чудотворная Жадовская Казанская икона Божией Матери.
В субботу 29 августа 1998 г.при храме начала работать детскаявоскресная школа (57).
Во вторник 17 сентября 2002 г., в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина», прихожане храма торжественно отметили его 90-летие (58).
В среду 15 сентября 2004 г. по инициативе настоятеля Всехсвятского храма (Всехсвятская церковь), протоиерея Алексия Скалы (в миру Алексей Владимирович Скала, 1961–2012) и при содействии архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (в миру Виктор Моисеевич Полеткин; род. 14 апреля 1951 г.) и настоятеля Вознесенского мужского монастыря игумена Марка (Алексеева) останки первого симбирского архипастыря Анатолия (в миру Андрей Иванович Максимович, 1766–1844) были перевезены из Сызрани в Ульяновск.
16 сентября 2004 года после Божественной литургии, которую с сонмом духовенства отслужил архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов, 1943–2014), и панихиды по упокоению души архиепископа Анатолия в Неопалимовском кафедральном соборе его останки были перенесены на старое городское кладбище (59) и захоронены у алтаря Воскресенской церкви (Воскресенская церковь).
«Воистину, Богу было угодно, чтобы спустя ровно 160 лет после своей смерти и в 15-летие возрождения (в 1989 году) самостоятельной кафедры в Ульяновске владыка Анатолий вернулся в наш город» (60).
А Неопалимовский храм продолжает удивлять и радовать и в XXI в.
«28 января, в субботу (2006 г. – В. Я.), в Неопалимовском кафедральном соборе перед окончанием всенощной службы было замечено прихожанами мироточение деревянного распятия, расположенного в правой части храма у притвора. По словам ключаря собора протоиерея Иоанна Косых (61), подтеки были обнаружены в области изображения кистей руки ребер распятого Спасителя. Поначалу священнослужители не разрешили прихожанам прикладываться к мироточащему кресту, но на следующий день это было разрешено» (62).
«В ульяновском храме во время избрания Патриарха Русской православной церкви начала мироточить икона преподобного Сергия Радонежского <…> Произошло чудо 27 января (2009 г. – В. Я.), в день открытия Поместного собора, который избрал нового Патриарха (63) . Из глаз на изображении Сергия Радонежского на простой иконе в Свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе потекли тонкие струйки – как будто слезы. Замироточило также каждое изображение преподобного на иконе.
После вечернего богослужения икону вынесли из алтаря на центральный аналой, чтобы к ней могли приложиться верующие. В Неопалимовскомхраме связывают чудо мироточенияиконы с тем, что Патриарх всея Руси является также священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры» (64).
А в мае 2007 г. город (да и, пожалуй, всю страну) облетела сенсационная новость:
«В свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе Ульяновскаобнаружена икона, возраст которой приближается к четырем векам.Об этом сообщил сегодня ИТАР-ТАССнастоятель собора протоиерей ИоаннКосых. По его словам, при очистке проявилась тщательно закрашенная надпись: “Сей образ был установлен над вратами града Симбирскаво время нашествия Степана Разина. 1671”. На иконе изображен Спас Нерукотворный. Находку ещё предстоит тщательно изучить исследователям. Отец Иоанн пояснил, что икона попала в храм из запасников Краеведческого музея, она была в плохом состоянии. Ее восстановление оплатил прихожанин» (65).
После реставрации икона около 10 лет находилась в Неопалимовском храме, а в 2017 г. была передана в домовую церковь в честь Иверской иконы Божией Матери (Иверская церковь) (66) Спасского женского монастыря.
Статус кафедрального собора оставался за храмом до ноября 2010 г., когда архиерейская кафедра была перенесена в Воскресенскую (Германовскую) церковь, ставшую кафедральным собором. Однако статус собора за Богородице-Неопалимовским храмом был сохранён.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексий (Сокольский; иеромонах Почаевской Успенской лавры). Знамения милости Царицы Небесной роду христианскому, явленныя через образ Ея «Неопалимыя купины» в г. Симбирске. – Почаев : Тип. Почаево-Успенской лавры, 1914. – 32 с. – (Библиотека Волынского с[оюза] р[усского] н[арода]; № 24).
2. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CVI.
3. «Неопалимая Купина» // Ульяновская-Симбирская энциклопедия : в 2 т. – Ульяновск, 2004. – Т. 2 : Н–Я. – С. 26–27.
4. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб. кн., 2001. – С. 29–31.
5. Церковь Неопалимой Купины. Комплекс // Историко-архитектурные памятники СимбирскаУльяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 179–180.
6. Свято-Богородице-Неопалимовский кафедральный собор // Илюшин, Д. 100 православных мест Ульяновской области. – Ульяновск : [Б. и.], 2012. – С. 6–7.
7. Свято-Богородице-Неопалимовский кафедральный собор // Путеводитель по Ульяновску. – Ульяновск : Мастер-Студия, 2016. – С. 72.
†
8. Хроника : [об обращении обывателей пригородного посёлка «Куликовка» в городскую управу с просьбой отвести место под постройку храма] // Симбирянин. – 1911. – 15 июля (№ 1233). – С. 3.
9. Хроника // Симбирянин. – 1911. – 5 авг. (№ 1250). – С. 3.
10. Встреча иконы // Волжские вести. – 1911. – 11 авг. (№ 699). – С. 3.
11. К прибытию св. иконы // Симбирянин. – 1911. – 11 авг. (№ 1254). – С. 3.
12. Хроника : [о построении храма для жителей Куликовки] // Симбирянин. – 1911. – 12 авг. (№ 1255). – С. 2.
13. Встреча св. иконы // Симбирянин. – 1911. – 17 авг. (№ 1258). – С. 3.
14. Встреча иконы // СЕВ. – 1911. – № 17 (1 сент.). Отд. неоффиц. – С. 634–635.
15. Хроника : [о случае исцеления от св. иконы «Неопалимая Купино Афонской»] // Симбирянин. – 1911. – 18 сент. (№ 1283). – С. 3–4.
16. Хроника : [о чудесных исцелениях у иконы «Неопалимая Купино» в церкви Всех Святых] // Симбирянин. – 1912. – 4 янв. (№ 1367). – С. 3.
17. К православным христианам // Симбирянин. – 1912. – 21 марта (№ 1430). – С. 2.
18. Хроника : [о торжественной закладке 22 апреля 1912 г. храма в посёлке Куликовка] // Симбирянин. – 1912. – 25 апр. (№ 1455). – С. 3.
19. Торжество на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 27 апр. (№ 1457). – С. 3.
20. Архиерейския служения и рукоположения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Вениамином совершены : [22 апреля, в нед. о. Самаряныне <…> после литургии освящение места для престола в новостроящейся церкви на Куликовском поселке] // СЕВ. – 1912. – № 10 (15 мая). Отд. оффиц. – С. 108. 233
21. Хроника // Симбирянин. – 1912. – 16 мая (№ 1470). – С. 3.
22. Хроника : [об освящении в субботу 19 мая 1912 г. церкви, сооружённой в Куликовском посёлке] // Симбирянин. – 1912. – 20 мая (№ 1474). – С. 3.
23. Архиерейския служения и рукоположения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Вениамином совершены : [19 мая, в субботу, освящение храма в честь Божией Матери «Неопалимая Купина», что на Куликовом поселке и литургия в новоосвященном храме…] // СЕВ. – 1912. – № 12 (15 июня). Отд. оффиц. – С. 161.
24. Головинская, М. В. У чудотворной иконы «Неопалимая Купина» // Симбирянин. – 1912. – 6 июля (№ 1512). – С. 4.
25. К празднеству в храме «Неопалимая Купино» : [об исцелениях в храме] // Симбирянин. – 1912. – 8 сент. (№ 1562). – С. 3.
26. [Указом Святейшаго Синода, от 28 сентября сего 1912 года за № 14705…] // СЕВ. – 1912. – № 20 (15 окт.). Отд. оффиц. – С. 267.
27. Предстоящее торжество в Неопалимовской церкви на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 1 дек. (№ 1629). – С. 3.
28. Торжество в церкви «Неопалимое Купино» на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 8 дек. (№ 1634). – С. 4.
29. Посещение архипастырем Неопалимовской церкви на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 11 дек. (№ 1639). – С. 3.
30. Попечительство при «Неопалимовской» церкви на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 22 дек. (№ 1646). – С. 3.
31. Молебствие по Серафиму // Симбирянин. – 1913. – 8 февр. (№ 1682). – С. 3.
32. Нагаткин, С. Г. Случай чудеснаго исцеления : [«Светочъ», 1913 г. март] // СЕВ. – 1913. – № 7 (1 апр.). Отд. неоффиц. – С. 337–338.
33. Благославение киевскаго митрополита Флавиана // Симбирянин. – 1913. – 31 авг. (№ 1839). – С. 3.
34. Приглашения к пожертвованиям // Симбирянин. – 1914. – 23 февр. (№ 1980). – С. 1.
35. Ценный дар храму // Симбирянин. – 1914. – 23 февр. (№ 1980). – С. 1.
36. Торжественное молебствие // Симбирянин. – 1914. – 19 апр. (№ 2023). – С. 2.
37. Дар св. иконе // Симбирянин. – 1914. – 2 мая (№ 2033). – С. 3.
38. Второй причт // Симбирянин. – 1914. – 6 сент. (№ 2133). – С. 3.
39. Освящение престола // Симбирянин. – 1915. – 17 мая (№ 2328). – С. 3.
40. Лада, Е. В ночь на Рождество в божьем храме было многолюдно : [о рождественской службе в Свято-Богородице-Неопалимовском кафедральном соборе] // Симбирский курьер. – 1994. – 13 янв. (№ 3). – С. 2.
41. Тельнов, Г. Церковная столовая // СГВ. – 1994. – 29 марта. (№ 55). – С. 1.
42. Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина» // Мономах. – 1998. – № 3 (14). – С. 16.
43. Тащаев, А. Зачем молодому церковный хор : [о церковном хоре храма в честь иконы «Неопалимая Купина»] // Симбирский курьер. – 2000. – 1 июля (№ 97/98). – С. 6.
44. Шадрина, Л. Кафедральному собору – 90 лет : репортаж с престольного праздника / Л. Шадрина, Л. Куликова // Православный Симбирск. – 2002. – 25 сент. (№ 18). – С. 1, 2.
45. Тащаев, А. В ульяновском храме замироточило распятие : [о мироточении деревянного распятия в Неопалимовском кафедральном соборе] // Православный Симбирск. – 2006. – 8 февр. (№ 3). – С. 1.
46. Сергий Радонежский заплакал // Симбирский курьер. – 2009. – 31 янв. (№ 11). – С. 2.
47. Неопалимовский храм отметил свой престольный праздник // Православный Симбирск. – 2014. – 24 сент. (№ 18). – С. 1, 6.
48. Претерпевшая беды Неопалимая Купина // Мономах. – 2015. – № 3 (87). – С. 42–43. Неопалимовская церковь 234 Храмы Симбирска
49. Киселёв, А. Храм для чтимой святыни // Православный Симбирск. – 2020. – 23 сент. (№ 18). – С. 6–7.
50. Архангельский, Н. Кузница духовных кадров : беседа с протоиереем Н. Архангельским / беседу вела К. Манякова // Православный Симбирск. – 2020. – 23 сент. (№ 18). – С. 7.
51. Престольный праздник Неопалимовского храма // Православный Симбирск. – 2021. – 22 сент. (№ 18). – С. 3.
† †
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
52. Дело о закрытии церкви на Куликовке в г. Ульяновске и об открытии в этом здании кинотеатра. 21 января 1940 г. – 4 мая 1940 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 1585.
53. Личное дело дьякона Неопалимовской церкви города Симбирска Д. Кузнецова. 30 января 1919 г. – 15 июля 1924 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный Совет г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 437. ЛЛ. 1–5.
54. Регистрационное дело Неопалимовской церкви г. Ульяновска. Т. 1. 27 марта 1944 г. – 9 ноября 1961 г. // ГАУО. Ф. Р-3705 (Комитет по национальным, конфессиональным вопросам и связям с общественными организациями при главе администрации Ульяновской области). Оп. 4. Д. 4. ЛЛ. 1–125.
55. Регистрационное дело Неопалимовской церкви г. Ульяновска. Т. 2. 12 ноября 1961 г. – 1 августа 1990 г. // ГАУО. Ф. Р-3705 (Комитет по национальным, конфессиональным вопросам и связям с общественными организациями при главе администрации Ульяновской области). Оп. 4. Д. 5. ЛЛ. 1–170.
- (1) см.: Справочная книжка и адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ;под ред. секр. ком. – Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CVI.
- (2) Там же, с. CLV
- (3) см.: Неопалимовский храм отметил свой престольный праздник : наша справка // Православный Симбирск. – 2014 – 24 сент. (№ 18). – С. 1, 6.
- (4) 4 см.: Клировые ведомости церквей Вознесенского собора гор. Симбирска и церквей сёл Симбирского у.за 1916 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 2. Д 55. ЛЛ. 125–127 об.
- (5) см.: Сборник сведений о молитвенных зданиях г. Ульяновска и губернии (занимаемая площадь, число зданий и др.). 29 января – февраль 1926 г. // ГАУО. Ф. Р-633 (Административный отдел исполнительного комитета Ульяновского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. УльяновскУльяновской губернии). Оп. 1. Д. 122. Л. 12.
- (6) см.: Хроника // Симбирянин. – 1911 – 15 июля (№ 1233). – С. 3.
- (7) см.: Хроника // Симбирянин. – 1911. – 12 авг. (№ 1255). – С. 2.
- (8) «Юбилейным» храм считался потому, что планировался быть построенным «в память 300 летия царствования Дома» (см. выше).
- (9) см.: К православным христианам // Симбирянин. – 1912. – 21 марта (№ 1430). – С. 2.
- (10) Имеется в виду священник Иоанн (Иван) Петрович Апраксин (1861–1938).
- (11) см.: К православным христианам // Симбирянин. – 1912. – 21 марта (№ 1430). – С. 2.
- (12) см.: Хроника // Симбирянин. – 1912. – 25 апр. (№ 1455). – С. 3.
- (13) см.: Торжество на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 27 апр. (№ 1457). – С. 3.
- (14) см.: Отъезд Его Преосвященства в С.-Петербург // СЕВ. – 1912. – № 11 (1 июня). Отд. неоффиц. – С. 393.
- (15) К большому сожалению, даже на сайте храма указана неправильная дата его освящения – 9 мая 1912 года[по старому стилю] (см.: http://neopalimovsky.ortox.ru/istoriya-hram-ikoni-bozhiej-materi-neopalimaya-kupina/(дата обращения: 03.11.2021).
- (16) см.: Хроника // Симбирянин. – 1912. – 20 мая (№ 1474). – С. 3
- (17) Придел этот был совсем небольшим и находился на месте современного левого клироса
- (18) см.: Освящение престола // Симбирянин. – 1915. – 17 мая (№ 2328). – С. 3.
- (19) [Указом Святейшаго Синода, от 28 сентября сего 1912 года за № 14705…] // СЕВ. – 1912. – № 20 (15 окт.).Отд. оффиц. – С. 267.
- (20) см.: Хроника // Симбирянин. – 1911. – 5 авг. (№ 1250). – С. 3.
- (21) см.: К прибытию св. иконы // Симбирянин. – 1911. – 11 авг. (№ 1254). – С 3.
- (22) см.: Встреча св. иконы // Симбирянин. – 1911. – 17 авг. (№ 1258). – С. 3.
- (23) см.: Алексий (Сокольский; иеромонах Почаевской Успенской лавры). Знамения милости Царицы Небесной роду христианскому, явленныя через образ Ея «Неопалимыя купины» в г. Симбирске. – Почаев : Тип.Почаево-Успенской лавры, 1914. – 32 с. – (Библиотека Волынского с[оюза] р[усского] н[арода]; № 24).
- (24) см.: Нагаткин, С. Г. Случай чудеснаго исцеления : [«Светочъ», 1913 г. март] // СЕВ. – 1913. – № 7 (1 апр.).Отд. неоффиц. – С. 337–338.
- (25) «Киот представляется произведением искусства весь фарфоровый. Главная жертва на киот поступила от О. Н. Апраксиной – 200 р. и 300 р. поступило от разных лиц, получивших милость от св. иконы».Источ.: Торжество в церкви «Неопалимое Купино» на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 8 дек. (№ 1634). – С. 4.
- (26) йоликовых изделий М. С. Кузнецова», одно из крупнейших фарфорово-фаянсовых производств Российской империи кон. XIX – нач. XX в. Киоты, кроме прочего, производились на Тверской фабрике Товарищества.
- (27) Имеется в виду Николай Дмитриевич Сазонов (1858–1913), старший брат Сергея Дмитриевича Сазонова (1860 – 1927), 13-го министра иностранных дел Российской империи (с 8 [21] ноября 1910 г. по 7 [20] июля1916 г.).
- (28) Сергей Дмитриевич Сазонов (1860–1927) был министром иностранных дел Российской империис 8 [21] ноября 1910 г. по 7 [20] июля 1916 г.
- (29) Мария Михайловна Сазонова (урожд. Наумова, 1859–?) – дворянка («православного вероисповедания»), дочь надворного советника Михаила Михайловича Наумова (1831–?), супруга (с 21 января [2 февраля]1885 г.) Николая Дмитриевича Сазонова (1858–1913).
- (30) см.: Предстоящее торжество в Неопалимовской церкви на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 1 дек.(№ 629). – С. 3.
- (31) см.: Попечительство при «Неопалимовской» церкви на Куликовке // Симбирянин. – 1912. – 22 дек.(№ 1646). – С. 3.
- (32) см.: Сведения в Средневолжское Краевое Административное Управление о действующих и закрытых религиозных обществ[ах] и церкв[ах] по городу Ульяновску и районам Ульяновского округа на 1 апреля1930 года и на 20 июня 1930 года // ГАУО. Ф. Р-1050 (Административный отдел исполнительного комитетаУльяновского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Ульяновск Ульяновского округа Средневолжской области). Оп. 1. Д. 116. Л. 4 об.
- (33) см.: Материалы о снятии колоколов и закрытии церквей в г. Ульяновске (протоколы, выписки из протоколов, список церквей). 15 декабря 1929 г. – 3 июня 1930 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 278. Л. 66.
- (34) см.: Дело о закрытии церквей в г. Ульяновске. 14 апреля 1932 г. – 2 апреля 1934 г. // ГАУО. Ф. Р-634(Исполнительный комитет Ульяновского городского Совета народных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 682. Л. 25.
- (35) см.: Дело № П-1767 «По обвинению епископа Феодосия и с ним 14 членов контрреволюционной группыцерковников» // Скала, А., протоиерей. Церковь в узах : История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917–1991). – Ульяновск : Дом печати, 2007. – С. 619–624.
- (36) У некоторых авторов, включая митрополита Иоанна (Снычёва), и даже в «Православной энциклопедии»ошибочно указано: Виссариона (Григоровича) (см.: Бовкало, А. А. Виссарион / А. А. Бовкало, Н. Ю. Васильева, Е. В. Липаков // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М. : Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2000. – Т. 8 : Вероучение – Владимиро-ВолынскаяЕпархия. – 2004. – С. 545-547; То же: URL : http://www.pravenc.ru/text/158778.html. – (дата обращения:05.11.2021)). Скорее всего, в данном случае ошибочно были «объединены» два представителя Григорианского раскола – Виссарион (Зорин) и Феодосий (Григорович-Борисов). Других Виссарионов и Григоровичейв этом расколе не было.
- (37) см.: Дело П-1778 «О церковной контрреволюционной группе в Неопалимовской церкви г. Ульяновска»// Скала, А., протоиерей. Церковь в узах : История Симбирской-Ульяновской епархии в советский период(1917–1991). – Ульяновск : Дом печати, 2007. – С. 624–630.
- (38) см.: Дело о закрытии церкви на Куликовке в г. Ульяновске и об открытии в этом здании кинотеатра.21 января 1940 г. – 4 мая 1940 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Советанародных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 1585. Л. 6.
- (39) «Последняя аргументация расшифровке не поддалась, несмотря на поиски в архивных документах и анализ окружающей застройки». Источ.: Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель /сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск : Симб. кн., 2001. – С. 30.
- (40) см.: Дело о закрытии церкви на Куликовке в г. Ульяновске и об открытии в этом здании кинотеатра.21 января 1940 г. – 4 мая 1940 г. // ГАУО. Ф. Р-634 (Исполнительный комитет Ульяновского городского Советанародных депутатов г. Ульяновск Ульяновской области). Оп. 1. Д. 1585. Л. 7.
- (41) см.: Косых, И. Н. Бог есть Любовь : Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской)епархии. 1832–2016 годы / И. Н. Косых, В. В. Ястребов. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения,2016. – С. 139.
- (42) см.: Цыпин, В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700–2005)/ протоиерей Владислав Цыпин; Учеб. ком. при Священном Синоде Русской Православной Церкви, Московская духовная акад., Сретенская духовная семинария. – 4-е изд. – М. : Сретенский монастырь, 2010. – С. 449.
- (43) С апреля 1942 года Александр Иванович Введенский (1889–1946) являлся заместителем обновленческого первоиерарха Виталия (в миру Владимир Фёдорович Введенский, 1870–1950). После ухода Виталия(Введенского) в бессрочный отпуск по состоянию здоровья А. И. Введенский 10 октября 1941 г. был объявлен«святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей СССР».
- (44) «И здесь же 4 декабря 1941 года совершилась так называемая «патриаршая интронизация» Введенского». Источ.: http://neopalimovsky.ortox.ru/istoriya-hram-ikoni-bozhiej-materi-neopalimaya-kupina/ (дата обращения: 04.11.2021). См. тж.: Свято-Богородице-Неопалимовский кафедральный собор // Путеводитель по Ульяновску. – Ульяновск : Мастер-Студия, 2016. – С. 72.
- (45) Известный деятель обновленчества, церковный писатель и диссидент Анатолий Эммануилович Краснов-Левитин (настоящая фамилия – Левитин, 1915–1991) в своей книге «Очерки по истории русской церковной смуты» утверждает, что Александр Введенский «жил <…> на улице Радищева, 109 (по другим данным, 103. – В. Я.), снимая две комнаты в деревянном доме» (Т. 3, с. 389). Увы, и этот дом не сохранился. На его месте стоит ультрасовременное здание «Центра микрохирургии глаза» (адрес: Ульяновск, ул. Радищева, 109/18а).
- (46) 2-й Поместный Всероссийский Церковный Собор прошёл 29 апреля – 9 мая 1923 г. в храме Христа Спасителя (г. Москва). См.: № 20. Документы по обновленческому движению : Поместный собор Российской Православной церкви 1923 года (обновленческий) // История Русской Православной Церкви : От Восстановления Патриаршества до наших дней. Т. I : 1917–1970 / авт. колл. М. Б. Данилушкин и др. – Санкт-Петербург : Воскресение, 1997. – С. 842–867.
- (47) Русская Православная Церковь XX век : к 1020-летию Крещения Руси / [О. Ю. Васильева (рук.) и др. ; гл.ред. и рук. проекта архим. Тихон (Шевкунов)]. – М. : Сретенский монастырь, 2008. – С. 312.
- (48) см.: Косых, И. Н. Бог есть Любовь : Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии. 1832–2016 годы / И. Н. Косых, В. В. Ястребов. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения,2016. – С. 143.
- (49) см.: Регистрационное дело Неопалимовской церкви г. Ульяновска. Т. 1. 27 марта 1944 г. – 9 ноября 1961 г.// ГАУО. Ф. Р-3705 (Комитет по национальным, конфессиональным вопросам и связям с общественными организациями при главе администрации Ульяновской области). Оп. 4. Д. 4. Л. 5.
- (50) см.: Материалы по учету церквей и молитвенных домов (решения, заключения, акты, описи, переписка).8 мая 1958 г. – 22 ноября 1960 г. // ГАУО, Ф. Р-3705 (Комитет по национальным, конфессиональным вопросам и связям с общественными организациями при главе администрации Ульяновской области). Оп. 1. Д. 39.ЛЛ. 62–63, 77–87
- (51) см.: Переписка с Советом по делам религий при Совете Министров СССР, РСФСР по вопросам состояния религий и деятельности религиозных организаций. 7 января – 22 декабря 1988 г. // ГАУО. Ф. Р-3705 (Комитет по национальным, конфессиональным вопросам и связям с общественными организациями при Главеадминистрации Ульяновской области). Оп. 4. Д. 166. Л. 77.
- (52) адрес: Ульяновск, ул. Верхнеполевая, 26.
- (53) см.: Лада, Е. В ночь на Рождество в божьем храме было многолюдно // Симбирский курьер. – 1994. –13 янв. (№ 3). – С. 2.
- (54) см.: Тащаев, А. Зачем молодому церковный хор // Симбирский курьер. – 2000. – 1 июля (№ 97/98) – С. 6.
- (55) см.: Тельнов, Г. Церковная столовая // СГВ. – 1994. – 29 марта. (№ 55). – С. 1.
- (56) Ныне Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, адрес: Ульяновская обл., Барышский р-н, пос. Самородки.
- (57) см.: Первая колонка // Народная газета. – 1998. – 28 авг. (№ 194/196). – С. 1.
- (58) см.: Шадрина, Л. Кафедральному собору – 90 лет : репортаж с престольного праздника / Л. Шадрина,Л. Куликова // Православный Симбирск. – 2002. – 25 сент. (№ 18). – С. 1, 2.
- (59) адрес: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 54.
- (60) см.: Косых, И. Н. Бог есть Любовь : Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской)епархии. 1832–2016 годы / И. Н. Косых, В. В. Ястребов. – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения,2016. – С. 38.
- (61) Иоанн Алексеевич Косых (род. 24 апреля 1970 г.) был ключарём Богородице-Неопалимовского храма с 3 декабря 1992 г. по 29 марта 2011 г. В настоящее время (осень 2021 г.) протоиерей Иоанн Косых – настоятель храма в честь Сретения Господня (адрес: г. Ульяновск, ул. Репина, 37а).
- (62) см.: Тащаев, А. В ульяновском храме замироточило распятие : [о мироточении деревянного распятияв Неопалимовском кафедральном соборе] // Православный Симбирск. – 2006. – 8 февр. (№ 3). – С. 1.
- (63) Поместный собор Русской православной церкви прошёл 27–28 января 2009 г. в храме Христа Спасителя(г. Москва). На нём 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев; род. 20 ноября 1946 г.).
- (64) см.: Сергий Радонежский заплакал // Симбирский курьер. – 2009. – 31 янв. (№ 11). – С. 2.
- (65) см.: Возможно, найден образ, сохранивший Симбирск от нападения Степана Разина. URL : http://pravoslavie.ru/22270.html (дата обращения: 04.11.2021).
- (66) см.: Новосад, О. Уцелевшие в пожаре: история Спасских святынь // Православный Симбирск. – 2019. –28 авг. (№ 16). – С. 8.