ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
Глава 6
Чудо техники
«Обычно, когда во время пожара нужно было вскрывать пол, пожарники действовали ломом и топорами. Сейчас в мастерских городской пожарной охраны изготовлена механическая пила для вскрытия пола. Эта пила экономит время и совершено не портит полов», – сообщал о техническом прогрессе в пожарном деле «Пролетарский путь» в номере за 11 марта 1937 года.
А сам этот номер, между прочим, вполне мог быть напечатан с помощью нового линотипа – второго, недавно полученного типографией. Чудо полиграфической техники заменяло собой стразу нескольких рабочих-наборщиков, набиравших текст вручную с помощью отдельных свинцовых буковок – литер, каждую из которых наборщик брал из специальной ячейки и ставил в строку. Новая же машина отливала текст сразу целыми строками. Так что газету теперь набирали только машинным способом. А сама она больше не была для горожан единственным источником информации.
Говорит и показывает Ульяновск
Когда в Ульяновске появилось телевидение? Вы не поверите! В 1937 году! В номере «Пролетарского пути» за 15 марта автор материала под заголовком «Вечер у телевизора» А. Щербаков популярно объяснял читателям, что телевизором называется «аппарат, передающий живое изображение», и что работа над ним успешно велась в крупнейших научно-исследовательских институтах Советского Союза. Как результат – в 1937-м в продаже уже имелись первые серии любительских телевизоров тина «Б-2». Это – «маленький, очень компактный аппарат, предназначенный для совместной работы с радиоприемником любой конструкции», питавшийся от сети переменного тока. Телевизорные программы обычно сопровождаются передачей музыки или речи. При двух приемниках на одном из них можно принимать передачу изображений, а на другом —передачу звука», – разъяснял технические подробности автор заметки.
Далее Щербаков сообщал о том, что один такой аппарат в начале марта был установлен на ульяновском радиоузле и уже 12 числа, в выходной там состоялся общественный просмотр телепередачи. Собравшиеся счастливчики наблюдали за тем, как на экране солистка Большого театра К. А. Эрдели играла на арфе, балерина Саломея Мессерер танцевала мазурку, а солистка Всесоюзного радиокомитета Пурыжинская пела арию Травиаты.
«Несмотря на самые неблагоприятные условия для приема (сильная туманность, разряды), зрители хорошо видели и пластические движения балерины С. Мессерер, и отчетливую мимику артистов. Вечер, проведенный у телевизора, доставил всем большое удовольствие», – писал репортер. С тех пор в ежедневном расписании передач ульяновского радиоузла появилась и телепрограмма.
Интересно, что в то время телевидением в СССР вообще и в Ульяновске в частности занимались даже школьники. Так, на майской выставке работ студийцев городского Дворец пионеров, среди экспонатов, представленных техническими кружками, кроме 9 педальных автомобилей, 12 паровых машин и 3 пароходов, были выставлены пять приемопередатчиков, звукозаписывающий аппарат и два телевизора (выд. мной – В.М.). То есть, в 1937 году собрать работающий телевизор могли даже ульяновские дети!
И все же, «аппарат, передающий живое изображение», пока еще был экзотикой. Зато все решительней в жизнь ульяновцев входило радио. За первый квартал 1937 года районный радиоузел подключил 324 радиоточки, четыре из которых были проведены в квартиры колхозников колхоза «Родина Ильича». Всего же к началу апреля в городе и районе работала З360 радиоточек, при том, что на первое января их насчитывалось только 1705. Желающих обзавестись репродуктором было куда больше, однако из-за недостатка необходимых материалов радиоузел пока не мог удовлетворить заявки всех потенциальных радиослушателей. Чтобы как-то решить проблему, в конце июня горсовет рассматривал вопрос об открытии еще одного радиоузла за пределами города – в Ишеевке.
Кроме того, к маю на улицах и площадях Ульяновска было установлено и развешено 20 уличных репродукторов. А там, где их пока не хватало, колесила радиопередвижка. Ее оборудовали на специально приобретенном полуторатонном грузовике, установив на нем радиоприемник БИ-234 с мощным усилителем и репродуктором. 1 мая с половины одиннадцатого утра передвижка транслировала первомайский шарад в столице. А по окончании праздника, во время уборочной кампании необычный грузовик отправился в свой первый рейс по колхозам района, где ежедневно устраивал радиоконцерты на полевых станах. И пока слушатели наслаждались музыкой, в специально оборудованной в кузове мастерской специалисты ремонтировали колхозную радиоаппаратуру.
Что касается развития стационарного вещания, то в августе Ульяновский узел получил новый усилитель, увеличивавший его мощность в два раза. Это позволяло расширить сеть радиоточек, и уже к 15 ноября число абонентов возросло до четырех тысяч. Только в период избирательной кампании – с 12 октября по 15 ноября 1937-го, число радиоточек увеличилось на 208, а город опоясали 63,7 километра радиопроводов. В том числе 13 километров, проходивших по улицам Лассаля (ныне К. Маркса), Пищевиков (ныне Гагарина), а так же по площади Марата и Куликовке, были соединены между собой с помощью передового метода электросварки, что значительно улучшило звук в репродукторах окраинных точек.
Примечательно, что процесс радиофикации города и района. Шел под пристальным вниманием общественности – в начале июня в Ульяновске началась подготовка к городской конференции радиослушателей и радиолюбителей, запланированной на начало следующего месяца. Делегаты намеревались заслушать и обсудить отчет ульяновского радиоузла о проделанной работе.
Ну, и, наконец, еще об одном средстве проводной связи – о телефоне. К июню 1937 года предельная мощность ульяновской телефонной станции составляла 900 номеров, а подключено было 725 абонентов, хотя желающих насчитывалось в разы больше. Поэтому в план развития на следующий, 1938 год, контора связи включила затраты на переоборудование и расширение телефонной станции до 2000 номеров.
«Все выше, и выше, и выше…»
К 1937 году авиация не была для ульяновцев чем-то диковинным – здесь уже много лет действовала летная школа Осавиахима. Но она, видимо, уже не удовлетворяла потребностей всех желающих воспарить над землей. Для них в июле совет Осоавиахима при заводе им. Володарского организовал кружок планеристов. За три с половиной месяца 25 работникам предприятия предстояло освоить планерное дело, чтобы взглянуть на родной город с высоты птичьего полета. И не только им. Еще в феврале был закончен ремонт ульяновского планерно-парашютного клуба, в планерном классе которого приступили занятиям пятьдесят курсантов-пилотов. Для практических занятий пилотированию клуб приобрел три собственных планера.
Кроме подготовки будущих летчиков, районная авиация выполняли и сугубо утилитарные задачи. Например, участвовала… в борьбе с малярией. А для самолета, выполнявшего эту задачу, в мае была оборудована специальная взлетно-посадочная площадка. Ее построили на Поповом острове у северного конца Запорного озера (ныне и озеро, и сам остров затоплены).
Ну, и наконец, никакие полеты, ни учебные, ни санитарные, невозможны без метеопрогнозов и сводок погоды.
В феврале в Ульяновске была организована собственная своя метеорологическая станция, которая вела наблюдения за состоянием воздуха, за его влажностью, температурой, атмосферным давлением и т. д. А чтобы наблюдения были максимально точными, в апреле на ульяновскую станцию перевезли аппаратуру с вырыпаевской. На новом месте разместили гелиограф (аппарат, регистрирующий продолжительность солнечного сияния), а также термометры для измерения почвенной температуры на различных глубинах. Кроме того, со дня на день из Куйбышева должны были доставить плювиограф (регистрирует осадки) и прибор для определения облачности и направления движения облаков, среди которых бесшумно парили планеры.
(Окончание следует)
Источник:
«Пролетарский путь» за 1937 год
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8
Владимир Миронов
Говорухин, Маркова, Куценко: что звёзд связывает с Ульяновской областью
Воспоминания, 28.12.2024