И.Н. Ульянов неоднократно бывал в школах населённых пунктов Майнского района, которые раньше относились к четырём уездам Симбирской губернии – Симбирского, Сенгилеевского, Карсунского и Буинского. Он приезжал в январе 1870 г. в Тагай, в марте 1871 г. – в сёла Белое Озеро, Загоскино, Поповка, Игнатовка, Сосновка, Берёзовка, Вязовка и Карлинское, в 1872 г. – в сёла Юшанское, Тагай, Копышовку, Анненково, Репьёвку (Колхозная), в 1873 г. – в сёла Винтерево и Еделево, в 1874 г. – в Винтерево, в 1876 г. – вновь в село Тагай. Новые школы при нём открылись в сёлах Загоскино (1870 г.), Выры и Сиуч (1871 г.), Большое Жеребятниково (1872 г.), Аксаково (1873 г.), Игнатовка и Тагай (1876 г.) и Карлинское (1878 г.). Были при нём построены новые школы в сёлах Анненково (1873, 1879 гг.), Выры (1872, 1879 гг.), Юшанское (1875 г.), Загоскино (1877 г.), Вязовка (1878 г.) и Репьёвка (купили дом в 1883 г.). Учителя-ульяновцы при нём работали в школах сёл Анненково (П.В. Борисов), Выры (С. Кожевников), Кадыковка (А.Н. Троицкий), Сосновка (С.Н. Шапошников), Тагай (Н.Я. Лукьянов, В.С. Клюжев, А. Андреев, А. Юрасов) и Юшанское (В.С. Клюжев). Расскажем конкретно обо всех школах района, связанных с его именем.
Аксаково – село Симбирского уезда. Дворов – 140, население – 942. Начальная школа открылась в 1873 году. 10 декабря 1873 года уездная земская управа по просьбе Н.А. Языкова (племянника поэта Н.М. Языкова) выделила пособие в сумме 30 рублей «на приобретение книг и учебных пособий для Аксаковского училища».
«Аксаковское училище осматривал я 25 января, – писал в 1875 году инспектор В.Г. Зимницкий. – Помещается оно в церковной караулке… В этой же караулке живёт и церковный сторож… Грамотных в селе весьма мало – не больше 15 человек. К школе относятся несочувственно. На содержание школы собирается по 14 коп(еек) с души, что составляет в год 81 руб(лей) 21 коп(ейка). Из них 40 руб(лей) в год на жалованье священнику, 19 руб(лей) на книги и учебные пособия, 12 руб(лей) на письменные принадлежности и 10 руб(лей) 21 коп(ейка) на ремонт… Училище следует снабдить следующими книгами и учебными пособиями: «Родное слово» Ушинского 1-й год 15 экземпляров, «Методика арифметики» Евтушевского, шведские счёты.
Училище крайне бедно мебелью, в нём находится всего 2 плохих учебных стола и одна классная доска. Книжного шкафа, учительского стула, стола, часов нет.
В училище обучается 17 мальчиков. Отделений одно – младшее. Все ученики из крестьян, русские и православного вероисповедания, возраст их от 9 до 12 лет. К классной дисциплине ученики приучены мало.
Аксаковское училище возникло в ноябре прошлого года и поэтому, естественно, ученики не могли многому выучиться. Но всё-таки им следовало бы знать больше, нежели сколько они знают. Они умеют лишь весьма медленно читать и кое-как написать прочитанное. В класс ученики ходят аккуратно, благодаря стараниям сельского старосты».
В январе 1877 года В.Н. Назарьев отмечал: «Школа помещается в весьма тесной и неудобной сторожке, а вместо столов служат простые доски, поставленные на козлы. Ко всему этому школа лишена учебных пособий, нередко встречаемых даже в избытке в других школах».
В июне 1884 года И.Н. Ульянов предложил инспектору В.М. Стржалковскому «пригласить местное общество постройкою нового для школы дома, вместо настоящего помещения в неудобной церковной караулке», а 8 июля 1885 года просил его же «пригласить общества сёл Аксакова и Уваровки к постройке удобных для училищ домов, так как Симбирское и Сенгилеевское земства возлагают постройку училищных зданий на сельские общества и не оказывают пособий местным обществам при подобных постройках».
Только через три года, в 1888 году, «Аксаковское училище, очень долго помещавшееся в крайне тесной и ветхой церковной сторожке, приобрело новенький собственный домик, стоивший крестьянам в постройке 600 рублей».
Анненково Лесное – село Карсунского уезда. Дворов – 300, население – 3077. Центр волости.
В 1863 г. в селе было 365 дворов с населением 2562 человека, в 9-ю неделю по Пасхе проходила ярмарка, по субботам – базары. В 1862 г. открылась школа, её 13 декабря 1872 г. посетил инспектор И.Н. Ульянов, который писал в отчёте: «Анненковское мужское училище содержится на 15-копеечный сбор с крестьян с. Анненкова и деревень Карауловки и Андреевки, в количестве 1129 душ. Из общей суммы содержания училища идёт на жалованье учителю 110 рублей, остальные 59 рублей употребляются на приобретение учебных пособий.
Помещается училище в доме сельской расправы, что неудобно для школы во время сходов, почему мною и предложено волостному старшине устранить это неудобство. Кроме того, в классе нет ни стола, ни стула для учителя и классная комната содержится неопрятно, за неимением прислуги.
Число учащихся мальчиков, от 6 до 15 лет, 30, распадающихся на 3 отделения: в младшем – 8, в среднем – 13 и в старшем – 9. Относительно числа жителей учащиеся составляют 2,6 %.
Во время моего посещения… в классе было 28 мальчиков. Обучение чтению ведётся по звуковому способу Корфа. Младшие едва начинают разбирать немногосложные слова, средние и старшие читают без остановок на знаках препинания. По Закону Божию – младшие знают некоторые молитвы, средние – заповеди и символ веры, а старшие – объясняют значение праздников. Результат преподавания средственный. Вообще успехи обучения порядочные. Учителем, с 24 апреля 1872 года, состоит Григорий Рождественский, не окончивший курса в Симбирской (духовной) семинарии».
Более подробные сведения о школе содержатся в отчёте инспектора школ Карсунского уезда В.М. Стжалковского за 1875 г. Он писал, что учителем в школе с 1 января 1874 г. был 21-летний крестьянский сын Пётр Борисов – выпускник педагогических курсов при Симбирском уездном училище, участвовавший в работе съезда учителей под руководством И.Н. Ульянова. «Вообще учебная часть училища находится в удовлетворительном состоянии, – писал проверяющий. – Учитель Борисов занимается с должным усердием и в преподавании опытен… Помещается училище в нарочно для него выстроенном доме, в одной половине которого большая, удобная классная комната, а в другой, через сени, квартира учителя, при готовых отоплении и освещении.
Ученики училища Ермаков, Афанасьев, Круглов и Ширяев, полагаю, могут получить свидетельства об окончании курса начального училища».
Изменения в школе после приезда И.Н. Ульянова произошли поразительные: новое помещение с квартирой для учителя (построено на средства крестьян в 1873 г.), с 1 января 1874 г. новый учитель-ульяновец, заметные успехи детей в учёбе, а с 1876 г. здесь начали обучаться девочки. Всё получилось так, как хотелось И.Н. Ульянову: в отчётах за 1875–1879 годы он относил Анненковскую школу к немногим в губернии, находящимся «в весьма удовлетворительном состоянии», а молодого учителя – к педагогам, которые «обращают на себя внимание особенным усердием и знанием дела». При П.В. Борисове значительно возрос контингент учащихся в школе: (с 30 мальчиков в 1872 г. до 83 мальчиков и девочек в 1880 г.). В отчёте за 1879 г. инспектор народных училищ Карсунского уезда А.А. Красев относил школу в Анненкове к «лучшим училищам (уезда) по правильной организации в них учебно-воспитательного дела и по успехам учеников». Но ему очень хотелось открыть в селе образцовое двухклассное училище с пятилетним сроком обучения (3 года в первом классе и 2 – во 2-м).
25 января 1874 г. сход крестьян Анненковской волости принял два «приговора» об открытии в селе Анненково двухклассного училища и обязался отвести для него бесплатно десятину земли из общественного надела, оградить её, подвезти строительные материалы к месту постройки школьного здания и ежегодно выделять 300 рублей на его содержание. И.Н. Ульянов направил эти документы попечителю учебного округа в Казань. В своём ходатайстве он отмечал: «Принимая во внимание, с одной стороны, неудовлетворительное состояние существующих в настоящее время, школ в Анненковской волости, за исключением только Криушинской, имеющей тесное помещение, с другой – значительное население волости, около 8000 душ обоего пола, я считаю устройство двухклассного училища в с. Анненково целесообразною и весьма полезною мерою для развития начального народного образования в этом крае.
По моему мнению, на постройку двухэтажного деревянного дома на кирпичном фундаменте с тесовою крышей потребно единовременно 2500 рублей и на ежегодное содержание 2-классного училища 1000 рублей на следующие предметы: на жалование законоучителю 150 рублей, двум учителям по 300 рублей каждому, 600 рублей, на учебные пособия – 75 рублей, на обучение пению 60 рублей, на обучение ремёслам – 115 рублей».
И.Н. Ульянов не думал, что решение вопроса растянется на несколько лет. Ссылаясь на то, что 2500 рублей представляют «слишком значительный расход», министерство народного образования 18 марта 1874 г. предложило сообщить, не отпустит ли общество крестьян с. Анненково в счёт этой суммы 500–1000 рублей. Илья Николаевич отвечал на запрос, что «так как крестьяне того села занимаются различными ремёслами и в настоящее время находятся на заработках вне своего селения и даже в других губерниях, то схода собрать было невозможно, почему и решение упомянутого вопроса необходимо оставить до зимы, когда крестьяне явятся в место своего жительства».
7 октября 1875 г. заседание Карсунского уездного земского собрания заслушало отношение И.Н. Ульянова от 19 июля: «Двухклассные училища, – разъяснял он, – желательно открыть в центральных и значительных по населению сёлах, как, например, в Жадовке, Больших Березниках или Анненкове, с безвозмездным приобретением от крестьян этих селений под училище одной десятины усадебной земли из общественного надела и с отнесением расходов по отоплению, освещению, ремонту и застрахованию училищного дома, в сумме его действительной стоимости, и найму прислуги. Затем крестьянские общества должны оказать содействие Министерству народного просвещения в постройке училищных домов. Между тем общества эти затрудняются в оказании пособия…» И далее директор народных училищ просил земство выделить на эту цель 1500 рублей в дополнение к такой же сумме от министерства. Земское собрание решило просить уездный училищный совет отпустить названную сумму. Но у совета было на этот счёт своё мнение: он согласился выделить деньги с условием, чтобы двухклассное училище открылось в Жадовке, где проживало больше лиц «не крестьянского сословия, а местные жители занимаются различными ремёслами».
Через год, 6 октября 1876 г., земское собрание решило: «Пусть решает училищный совет: если общество с. Жадовки на училище даст денег столько же, сколько обязалось дать общество с. Анненково, то открыть училище в с. Жадовке. Тотчас дать 1500 рублей… В противном случае открыть училище в с. Анненкове, согласно постановления 1875 г.». Отмечая, что земство «выразило только желание, а не положительное требование», совет остался на прежнем мнении, мотивируя его тем, что в Жадовке население преимущественно торговое, в сельской и двух частных школах учатся более 80 детей, а в с. Анненкове «в самую цветущую пору его состояния никогда не обучалось свыше 25 детей». Здесь совет явно передёргивал факты: в 1875 г. в Анненковской школе училось 35 детей, 1880 г. – 83, а в 1884 г. И.Н. Ульянов просил А.А. Красева «впредь до постройки более обширного помещения для школы, ограничить временно число учащихся 60-ю учениками». Несмотря на это, двухклассное училище 13 сентября 1882 г. открылось в Жадовке, а в связи с большим наплывом детей в с. Анненкове в 1879 г. помещение школы было «значительно расширено», почти заново отстроено. В 1890 г. по инициативе инспектора школ Карсунского уезда А.И. Червяковского в Анненкове построили новое, каменное здание школы, в котором училось около сотни детей.
В Анненкове находилось имение потомственного дворянина Н.А. Анненкова, гуманного образованного человека. После выхода в отставку с военной службы он 30 лет, с 1863 по 1893 г., был мировым посредником и мировым судьёй, помогал И.Н. Ульянову в развитии школ, является автором воспоминаний о нём. Называя его «насквозь пропитанным лучшими идеями своего времени», он писал: «Как-то разговорились мы о деятельности и личности нашего покойного директора народных школ Ильи Николаевича Ульянова, так и ближайших его питомцев (учителей-ульяновцев. – В. В.), и… мы были поражены тем, как глубоко, беззаветно себя может отдать человек на служение идее; мы и мечтать не могли приблизиться к тому идеалу человека и гражданина, какой воплощали в себе Илья Николаевич Ульянов и его ближайшие питомцы… Да, редко дарит нас мачеха-судьба такими выдающимися деятелями, возможными и понятными только в то время, о котором идёт речь». Эти проникновенные строки были написаны, когда официальная педагогика замалчивала заслуги И.Н. Ульянова и его единомышленников.
Белое Озеро – село Сенгилеевского уезда. Дворов 434, население – 2497. Центр волости. С инспекцией школы, открывшейся в 1862 году, в марте 1871 года приезжал И.Н. Ульянов. «В Белоозёрском училище, – писал он, – учебная часть в довольно удовлетворительном состоянии, но нельзя не заметить, что ученики несколько запуганы и не приучены к громким ответам и к неторопливому чтению. Сверх того, в умственном счислении мальчики не бойки, почему я и просил местного учителя-священника чаще упражнять их в счёте в уме».
«Из 53 учащихся, – писал в 1877 году инспектор В.М. Стржалковский, – были налицо 46, которые составляли 3 отделения… Вообще успехи учащихся по письму средственны, в прочих предметах достаточны. Разница в познаниях учеников одного и того же отделения очень велика, что произошло от неопытности учителя в деле ведения обучения, особенно по объяснимому чтению, решению сложных задач и по приучению учеников к правильному письму…
Учителем состоит с 15 марта 1876 года Пётр Клячин, сын крестьянина, 18 лет, кончивший курс в уездном училище и имеющий свидетельство на звание сельского учителя.
Училище помещается во флигеле при волостном правлении. Помещение состоит из просторной, светлой, но не совсем теплой классной комнаты…»
С крестьян селений волости на школу собиралось более 250 рублей в год.
Берёзовка – село Сенгилеевского уезда, дворов – 237, население – 1283. Школа в этом селении открылась в 1867 году в неблагоустроенной церковной сторожке. Посетив её в марте 1871 года, И.Н. Ульянов писал, что учащиеся проявили слабые знания по арифметике, с трудом решали на счётах и в уме «самые простые задачи, очень немногие читают сознательно, большинство же – механически».
Не лучше обстояло дело в школе и в 1876 году, когда в ней с проверкой побывал инспектор В.М. Стржалковский. «Числилось по списку 23 ученика, из которых зимой посещали классы не более 9. После Пасхи мальчики не собирались в училище. Причины непосещения классов мальчиками преподаватель объяснил тем, что их задерживают родители по домашним работам, а зимою не ходят за неимением, по бедности, тёплой одежды. Бывшие при мне в училище местные жители объяснили, что не отпускают детей в школу потому, что преподаватель не занимается с ними, бывает в училище очень редко.
При мне собралось 14 мальчиков, из которых 3 проучились 2 зимы и 11 – одну. Познания 3-х учеников заключались в следующем: знали молитвы… читали нетвёрдо, без понимания прочитанного, 1 мальчик с трудом написал под диктовку лёгкие слова, прочие писали прописи, решали плохо умственные задачи на числа до 15. Остальные затем 11 учеников проходили букварь старинным, буквосочетательным способом. Училище не отвечает своему назначению.
Законоучителем и учителем состоит с 15 мая 1876 года священник Георгий Лебедев, кончивший курс духовной семинарии. Преподаватель не имеет каталога, классного журнала и списка учеников».
167 рублей – таковы были средства, ежегодно собираемые с крестьян на содержание школы.
В 1879 году губернский училищный совет по просьбе И.Н. Ульянова выделил крестьянам села Берёзовка пособие в 50 рублей на строительство новой школы.
Большое Жеребятниково – село Симбирского уезда. Дворов – 67, население – 383.
Школа в этом селе открылась в 1871 году. Инспектор В.Г. Зимницкий, побывавший в ней 25 января 1875 года, писал: «Училище помещается в кухне священника И.И. Алексеевского, который занимает должность учителя и законоучителя вместе.
Кухня эта тепла, но тесна и не имеет вентиляции. Училище существует с 1871 года. Грамотных в селе, по словам священника, всего трое-два крестьянина и одна крестьянка. Поэтому нет ничего удивительного, что школа нисколько не пользуется сочувствием со стороны общества, которое не жертвует ни копейки на поддержание её. Существование её поддерживается только вспомоществованием, которое оказывается ей земством и которое состоит из 60 рублей. В училище чрезвычайно мало и книг, и учебных пособий.
Училищная мебель состоит из одного плохого классного стола. Нет ни классной доски, ни шкафа и проч.
В школе обучается 12 мальчиков. Отделений 3, в каждом находится по 4 ученика. Все ученики русские, из крестьян… возраст их от 7 до 13 лет. Обучение ведётся по звуковой методе. Ученики обучаются чтению не по одной книге, а по разным. Успехи учеников по арифметике слабее сравнительно с успехами их по чтению… Способ обучения по арифметике старинный, хотя Алексеевский и был на учительском съезде. Пишут ученики старшего и среднего отделений довольно хорошо, как относительно каллиграфии, так и правописания и знаков препинания. Ученики младшего отделения ещё не приступили к письму. Способ обучения письму старинный…»
В.Н. Назарьев в 1877 году сделал такой вывод о школе: «По своим успехам школа стоит наравне со школой Аксаковской, уступая ей только в чтении, так как оно ведётся нараспев и вообще неправильно. Помещение школы в тесной кухне священника – одно из самых плачевных в уезде».
С помощью И.Н. Ульянова мужское училище было преобразовано в смешанное. В нём в 1879 году учились 13 мальчиков и 2 девочки. На протяжении нескольких лет здесь не было приёма из-за тесноты помещения.
В июне 1884 года И.Н. Ульянов предложил В.М. Стжалковскому «вновь осмотреть её (Жеребятниковскую школу. – В. В.) в настоящем 1884 году и если при осмотре учитель окажется также малоусердным, то войти в училищный совет о замене его другим, более соответствующим назначению, лицом».
Новая школа в этом селе была построена на средства крестьян лишь в 1889 году.
Выры – село Симбирского уезда. Дворов – 163, население – 813. В 1871 году в селе открылось мужское училище, а в 1872 году для неё на средства крестьян с пособием земства и министерства народного просвещения была построена новая школа.
Член уездного училищного совета Ф. Знаменский, побывавший в ней в 1873 году, писал: «Выровская школа. Обучается в ней 13 мальчиков, поступивших в сентябре 1873 г., неграмотные. Помещение школы тесное, неудобное. Лишена всяких учебных пособий, средства существования плохи, учитель получает жалованье 6 рублей в месяц… Школа нуждается в самом необходимом, что зависит более от крайне небрежного отношения Кадыковского волостного правления к школам своей волости, самые настойчивые требования учителей относительно нужд школ оставляются без всякого внимания, по нескольку месяцев учителя не могут получить своего жалованья.
В Выровской школе 4 месяца ученики не начинали писать на бумаге за неимением её, хотя деньги имелись на этот предмет в волостном правлении. Одним словом, такого образа действий относительно школ, каким отличается Кадыковское волостное правление, мне не случалось встречать нигде более».
В.Г. Зимницкий, спустя 2 года, отмечал: «Учитель живёт в классной комнате, где для него перегородкой отделён уголок, шагов в пять. Классная комната чиста, светла и тепла. Ширина её 7 аршин, длина 7 аршин, высота 3,2 аршина… Училище содержится на счёт сбора с крестьян, по 14 копеек с души, 81 рубль 6 копеек с пособием от земства в 110 рублей. Учитель получает жалованье 162 рубля. На книги и учебные пособия 6 рублей, на письменные принадлежности 9 рублей 51 копейка, на ремонт 7 рублей 50 копеек и на отопление и освещение 6 рублей.
Книг в училищной библиотеке достаточно, но учебных пособий нет никаких… Классная мебель довольно хороша, но её мало. Учителем состоит И.А. Алмазов, 27 лет, из среднего отделения духовной семинарии. Он имеет свидетельство на звание сельского учителя и был на учительском съезде дважды… В училище обучается 18 мальчиков. Отделений 2, в каждом находится по 11 учеников, остальные в младшем… Успехи учеников среднего и младшего отделений по чистописанию довольно хороши». Учителем с 15 сентября 1876 года работал ульяновец, выпускник педагогических курсов в Симбирске, крестьянский сын Сергей Кожевников. Из-за тесноты помещения в школу не было несколько лет приёма учеников.
Местные крестьяне решили построить для школы новое помещение с квартирой для учителя и устроить новые столы для учеников, просили выделить им на это пособие 100 рублей из министерских средств. Пособие им губернский училищный совет выделил по просьбе И.Н. Ульянова. Школа получила новое здание и новые столы.
Вязовка – село Сенгилеевского уезда. Дворов – 136, население – 933. Школа здесь открылась в 1860 году, её в марте 1871 года осматривал И.Н. Ульянов и относил к «плохим как по неудовлетворительному состоянию… учебной части, так и по крайне неудобному помещению». «Из 15 учеников Вязовской школы, – писал он, – трое, обучающихся 3-ю зиму, читают механически. Старшие мальчики не в состоянии со смыслом изложить письменно самой простой фразы. Умственному счислению и выкладке на счётах не обучались. Местный священник-учитель уехал из села на несколько дней в губернский город, не поручив никому заняться в школе во время его отсутствия, и ученики остаются всё это время без руководителя».
«От недостатка усердия и любви к делу преподавателя», по словам проверяющего, зависели слабые познания детей в школе. Положение в ней не изменилось и в 1876 году, когда сюда приезжал инспектор В.М. Стржалковский. Из 14 учеников в классе было 9. Плохое посещение детьми школы священник попытался объяснить тем, что родители заставляли их работать дома, но проверяющий увидел, что он сам занимался с ними мало, это показали ответы учеников.
Дети знали лишь молитвы, с трудом читали, ещё хуже решали. К тому же школа, как и в соседнем селе Берёзовке, ютилась в церковной караулке, а учитель, работавший с открытия школы, не имел ни списка учеников, ни классного журнала.
И.Н. Ульянов принял меры по улучшению работы Вязовской школы. С его помощью в 1878 году крестьяне выстроили на свои средства новое здание, а он назначил сюда учительницей крестьянку Феоктисту Минаеву, имевшую учительское свидетельство. Она с двумя малолетними детьми поселилась в квартире при новой школе.
Еделево – село Буинского уезда. Дворов – 126, население – 799. После приезда 7 мая 1873 года в это село И.Н. Ульянов писал: «В Еделевском смешанном училище, открытом в 1862 году, 24 мальчика (от 9 до 14 лет). Учителем, с 1866 года, состоит местный причетник Алексей Копьёв, получающий жалованья 24 рубля в год, а учительницей рукоделия крестьянка Наталья Логинова – 6 рублей в год. Школа помещается в не совсем удобной церковной караулке. Отопление доставляется обществом натурою, сторож же церковный является вместе с тем и сторожем при школе.
Четыре мальчика, обучающиеся 4-й год, письменно изложили своими словами прочитанный им рассказ удовлетворительно. Из 4-х мальчиков, обучающихся 3-й год, трое читают и считают в уме порядочно, деление же числа 1874 на 4 сделано было не без затруднений. Дети, обучающиеся 2-й год, читают средственно и мало понимают прочитанное, а из первогодников одни читают механически, остальные ж затрудняются прочитать целое слово.
Вообще, успехи обучения не вполне удовлетворительны… Относительно числа жителей обоего пола (630) учащиеся составляют 6 %.
Попечительницей обеих школ (Винтеровской и Еделевской. – В. В.), находящихся друг от друга на расстоянии 3-х вёрст, состоит супруга местного землевладельца и мирового посредника г(оспожа) Винтер, горячо сочувствующая делу народного образования и оказывающая своим просвещённым влиянием существенную пользу школам, вверенным её попечительству.
Посещение школ учащимися весьма аккуратно… Обе школы ежегодно ревизируются членами уездного училищного совета».
В 1882 году И.Н. Ульянов назначил в здешнюю школу выпускницу Буинского женского двухклассного училища Прасковью Павлову, выдержавшую экзамены на звание сельской учительницы. «К исполнению учительских обязанностей Павлова относится с любовью и примерным усердием: обучение ведёт весьма успешно, – отмечал уездный инспектор Самосатский в 1893 году, – обучает девочек рукоделию. Вообще Еделевское училище в учебном отношении признано весьма удовлетворительным». Школа размещалась в собственном помещении, в ней учились 35 детей из русских, чувашских и мордовских семей.
Загоскино – село Сенгилеевского уезда. Дворов – 372, население – 2049. Осенью 1870 года в селе открылось мужское училище, его в марте 1871 года посетил с проверкой И.Н. Ульянов. «Загоскинское училище, – писал он, – открылось только с октября 1870 года и нуждается в учебных пособиях. Местный священник-учитель с любовью занимается преподаванием в школе, что видно было из ответов учеников, и есть надежда, что учитель приобретёт доверие общества, которое, вероятно, не откажется сделать посильную прибавку к недостаточному вознаграждению священника за труды».
Весной 1876 года школа сгорела, а через год крестьяне на свои средства построили для неё новое помещение, и занятия в ней возобновились. Через 2 года – новое несчастье. «11 числа минувшего июля месяца, – докладывал 8 августа 1879 года И.Н. Ульянову инспектор В.М. Стржалковский, – был в Загоскине, Сенгилеевского уезда, значительный пожар, от которого сгорело более 200 дворов и в том числе дом с надворными строениями, принадлежащий училищному дому и находившийся против него через улицу, вместе с тем, сгорело немало из имущества учителя. Жители с. Загоскина разорились таким пожаром, поэтому не в состоянии устроить для училища двор».
«С дозволения общества» учитель Иван Михайлович Палатов на свой счёт выстроил для школы двор и надворные постройки, а сельский сход 16 июня 1880 года решил выкупить этот двор для школы, расширить классную комнату за счёт квартиры учителя, а ему построить новый дом.
Крестьяне справедливо полагали, что в 1870 году в школе учились 12 мальчиков, через год – 26, а затем из-за тесноты прежнего помещения «вновь принять было нельзя ни одного», «а желающих поступить было довольно много».
На содержание своей школы с местных жителей ежегодно собиралось свыше 100 рублей.
Игнатовка – село Сенгилеевского уезда. Дворов – 173, население – 1046. Школа здесь открылась в мае 1876 года. Посетивший её в 1877 году инспектор В.М. Стржалковский писал, что все 13 мальчиков, числившиеся по списку, были в классе. Они «решали скоро и правильно» задачи по арифметике, читали из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» «очень твёрдо, рассказывали подробно и последовательно, изложив на письме почти без ошибок… рассказанное каждым из них». «Судя по времени занятий, – писал проверяющий, – пройдено из всех предметов очень достаточно с довольно удовлетворительными успехами». Кроме занятий в школе, мальчики пели в хоре местной суконной фабрики, причём «хор знает немало нотных пьес. Пению обучает преподаватель».
Учителем и законоучителем с 1876 года работал священник Яков Флоринский, который, по словам инспектора, «занимался очень усердно и вёл преподавание довольно правильно». Школа помещалась в тёплой, светлой и просторной церковной караулке.
Малое число учеников И.Н. Ульянов объяснял тем, что здесь «почти все дети 8–9 лет поступают на фабрику с платою мальчикам от 1 до 3 рублей, а девочкам от 1 до 2 рублей в месяц, работают по 9 часов в сутки».
Кадыковка – село Симбирского уезда. Дворов – 65, население – 275. В этом селе в 1840 году в новом помещении открылось удельное училище, а в 1865 году, также в собственном помещении, – женская школа.
В 1873 году учитель мужского училища Иван Дмитриев по представлению И.Н. Ульянова за хорошую работу получил награду 50 рублей. В следующем году учителем здесь работал выпускник Порецкой учительской семинарии, ульяновец А.Н. Троицкий, участник съездов учителей в Симбирске.
24 января 1874 года в школу приезжал инспектор В.Г. Зимницкий, который писал, что она помещалась в центре села на площади, содержалась на средства крестьян всей волости (162 рубля) и пособие от земства (40 рублей). Учитель, живший в квартире во второй половине школьного дома, получал 122 рубля, законоучитель – 30. Успехи 25 мальчиков были признаны удовлетворительными. Проверяющий дал учителю «несколько указаний, как вести дело по обучению чтению и арифметике».
«Общее состояние школы неудовлетворительное» – так отозвался о мужском училище В.Н. Назарьев после приезда 26 марта 1877 года.
В школах Кадыковки учились дети из соседних сёл и деревень Абрамовки, Комаровки, Карцовки, Ивановки и Командака, не имевших своих школ. Первая учительница женской школы, дочь местного священника Ольга Павловна Андрияновская получала за обучение девочек 30 рублей в год.
Копышовка – село Симбирского уезда. Дворов – 213, население – 1230. «Покровско-Копышовское мужское училище в селе Копышовка существует с 1863 года и содержится на средства местного общества, в количестве 80 рублей, – писал И.Н. Ульянов после осмотра школы 14 февраля 1872 года. – Эта сумма назначена на жалованье законоучителю (он же и учитель).
Училище помещается в церковной караулке, которая, по заявлению священника, угарна, а зимой промерзает. Церковный сторож состоит вместе с тем и сторожем при училище.
Учащихся по списку 20, а в классе было 14 мальчиков (от 9 до 13 лет); все они дети местных крестьян. Законоучителем и учителем с 1863 года состоит местный священник Диомидов.
Из 5 младших мальчиков двое с трудом разбирают слова и все, даже старшие, обучающиеся 3-ю зиму, читают механически, без понимания смысла прочитанного. Обучение чтению ведётся по старому способу: аз, буки и по складам По арифметике успехи учеников оказались неудовлетворительными: мальчики учат таблицу умножения наизусть, а не упражняются в умственном счислении и не имеют ясного понятия о мерах длины (об аршине и сажени).
Старшие ученики пишут под диктовку средственно. Классы начинаются в ноябре, а оканчиваются перед Пасхой… Школа страдает недостатком учебных пособий и книг. В классе есть только псалтыри, катехизис и евангелие. Законоучитель не употребляет печати доступных детскому пониманию книг, хотя некоторые из них и имеются в училище, например, «Как надо жить, чтобы беду избыть». Необходимо приобрести для школы подвижные буквы, «Родное слово», «Начальную школу» Корфа, аспидные доски, грифеля, бумагу и все принадлежности для письма.
Вообще успехи учеников неудовлетворительны. Причины неудовлетворительного состояния школы заключаются, с одной стороны, в бедности, а с другой, – в нежелании со стороны священника улучшить, по возможности, школу и снабдить её, по крайней мере, самыми необходимыми для обучения предметами». Выяснилось, что священник Диомидов «редко ходит в училище».
В том же 1872 году И.Н. Ульянов предложил Тагайскому волостному правлению «озаботиться приведением в лучший вид училищного помещения в с. Копышовке», а в 1875 году школа здесь была закрыта, детей перевели учиться в соседнее село Тагай.
Подлесное – село Симбирского уезда. Дворов – 198, население – 1036. Школа в этом селе открылась в 1865 году. «Мальчики, – писал в 1871 году И.Н. Ульянов, – хотя и избраны, но, за неимением учителя, в настоящее время не обучаются; сбор же на жалованье учителю, производится по 40 рублей в год с крестьян оного села, каковой сбор находится при волостном правлении». По словам краеведа П.Л. Мартынова, школа в селе Подлесном «оказалась плохою и бесполезною» и поэтому в 1875 году она была закрыта по распоряжению уездного училищного совета.
Полбино – село Симбирского уезда. Дворов – 236, население – 1305. Центр волости.
Посетив 27 января 1875 года школу в этом селе, инспектор В.Г. Зимницкий писал, что она открыта в 1867 году и «помещается в собственном деревянном доме, который крыт тёсом и находится в центре села… в ряду других крестьянских дворов… Классная комната светла, суха, чиста и тепла, но без вентиляции… Квартира учительницы довольно хороша…»
Школа содержалась на сбор с крестьян по 8 копеек с души (240 рублей) и земства (111 рублей), из них законоучитель-священник получал 45 рублей, а учительница Е.Ф. Веселова, имевшая учительское свидетельство и бывшая на съезде учителей, – 180 рублей. Она, впрочем, высказывала «много излишней торопливости и постоянно обращается не ко всем ученикам, но лишь к одному из них», «мало ещё усвоила приёмы рационального преподавания в школе». Позднее здесь учительствовала назначенная И.Н. Ульяновым выпускница Симбирской Мариинской женской гимназии В. Кощеева, которую он лично знал и высоко ценил за добросовестную работу с детьми.
В 1878 году мужское училище было преобразовано в смешанное, через год в нём обучались 24 мальчика и 4 девочки, их учила крестьянка Александра Лебедева, выпускница женской прогимназии.
Поповка – село Сенгилеевского уезда. Дворов – 241, население – 1293. Центр волости. В 1840 году здесь открылось мужское училище, в 1867 году ставшее смешанным волостным. В марте 1871 года школу осматривал И.Н. Ульянов. «Училище в с. Поповке, – писал он, – поставлено хорошо, благодаря уменью и усердию священника-учителя. Необходимо только чаще упражнять учеников в выкладке на счётах».
Более подробнее писал о школе посетивший её 13 февраля 1880 года инспектор В.М. Стржалковский. Он отмечал, что школа помещалась «в общественном доме на одном дворе с волостным правлением. Помещение состоит из тёплой и светлой классной комнаты, сеней и квартиры учительницы, из 2-х небольших комнат и кухни». Классная комната оштукатурена и выбелена, а стены квартиры учительницы оклеены обоями. «Учащиеся посещают классы очень исправно, поступают раз в год и все по желанию родителей». «Вообще, успехи хорошие» – такой общий вывод о результатах обучения детей сделал проверяющий.
Учительницей с 4 июля 1877 года работала 19-летняя дочь мещанина, выпускница Симбирской Мариинской женской гимназии Александра Милеева, которая «занималась очень усердно и вела преподавание довольно правильно».
В Ульяновском облгосархиве сохранился «Список книг и учебных пособий в Поповской школе в 1870 году», из него видно, что всех книг было 190 экземпляров, в том числе 20 букварей, учебники по арифметике и обучению письму. Кроме того, в школе имелись классная доска, 36 карандашей, 100 грифелей, 160 гусиных перьев, перочинный нож и несколько десятков листов писчей бумаги.
И.Н. Ульянов помогал школе в приобретении книг и учебных пособий. В 1871 году он выписал для неё журнал «Народная школа». В октябре 1872 года учитель Пётр Петров писал директору народных училищ, что для обучения детей «не имеется необходимых книг, введённых в настоящее время в школах», и по приложенному списку просил «выслать нам эти книги». На рапорте учителя Илья Николаевич пометил: «6 ноября взято книг для Поповского училища учителем Петровым на 7 рублей 45 копеек», а 11 февраля 1873 года просил Сенгилеевский уездный училищный совет направить в Поповскую школу «Русскую историю» Соловьёва, «Арифметику» Грубе, «Задачи» Евтушевского, «Наш друг» Корфа, «Родное слово» Ушинского (год 1-й – 10 экземпляров, год 2-й – 2), 20 прописей, набор подвижных букв и книги для чтения. Факт, характерный для И.Н. Ульянова: уже в 1880 году в здешней школе имелось достаточно книг и учебников лучших педагогов и методистов.
Репьёвка (Колхозная) – село Карсунского уезда. Дворов – 194, население – 1353. Школа в этом селе открылась в 1863 году. Её 14 декабря 1872 года посетил с осмотром И.Н. Ульянов. «Репьёвское мужское училище, – писал он, – содержится на 15-копеечный сбор с 840 душ крестьян, что составляет 136 рублей. Из этой суммы идёт на жалованье священнику 100 рублей и на учебные пособия 36 рублей.
Училище помещается в неудобной церковной караулке. Число учащихся мальчиков, от 7 до 13 лет, 18, относительно числа жителей составляет 2 процента.
Во время моего осмотра… в классе были все 18 учеников. Обучение чтению ведётся по буквосочетательному способу с названием букв пе, ре и т. п. Читают некоторые мальчики с пониманием смысла прочитанного, пишут старшие порядочно. В умственном счислении мало упражнялись. Вообще результат обучения удовлетворительный. Законоучителем и учителем, с 13 октября 1872 года, состоит местный священник Державин, который усердно занимается своим делом».
Учителем в Репьёвскую школу 19 августа 1875 года И.Н. Ульянов назначил крестьянина Константина Сорокина, окончившего Карсунское уездное училище и имевшего свидетельство на звание народного учителя. При помощи Ильи Николаевича в 1883 году на средства крестьян в сумме 500 рублей для школы было куплено новое благоустроенное здание, так удачно заменившее собой неудобную церковную сторожку.
Сиуч – село Симбирского уезда. Дворов – 145, население – 984. Мужское училище в этом селе открылось при И.Н. Ульянове, в 1871 году. Симбирский историк П.Л. Мартынов в 1903 году писал, что «школа открылась здесь в 1871 году и считается одною из лучших в уезде».
«Сиучёвская школа производит весьма отрадное впечатление, – писал В.Н. Назарьев в 1875 году. – Священник О. Алмазов, взявший на себя преподавание всех предметов и получающий за это 90 рублей, на свой счёт переделал большую сторожку, расширил её, оштукатурил и выкрасил стены… Учеников 20, разделяются на три отделения: в первых 2 по 6, младшем 8… Сиучёвская школа заслуживает полнейшего внимания и поддержки со стороны училищного совета и земства».
Тот же В.Н. Назарьев через 2 года писал: «25 февраля 1877 г. осмотрена школа в селе Сиуче, основанная в 1871 году… В настоящее время О. Алмазов получает за преподавание от общества 50 и от земства 40 руб. Учащихся числится 17, отделений три, и все три отделения отличаются хорошим почерком… Ученики старшего отделения быстро решали задачи на первые четыре действия умственно и письменно и трое из них весьма удовлетворительно. Прочитали басню из «Азбуки» графа Толстого и передали её на бумаге. Вообще же Сиучёвская школа представляет желаемое и редкое явление в наших небольших приходах».
Сосновка – село Сенгилеевского уезда. Дворов – 249, население – 1397. Мужское училище открылось ещё в 1859 году. После осмотра её в марте 1871 года И.Н. Ульянов писал в отчёте, что учебная часть в ней находилась «в довольно удовлетворительном состоянии, но ученики мало упражнялись в умственном счислении и выкладке на счётах».
Школа помещалась в тесной и холодной церковной караулке, хотя местные крестьяне были убеждены, что «дело народного образования есть полезное дело». Сельский сход крестьян 26 февраля 1879 года, на котором присутствовало 113 домохозяев из 130, принял решение «построить вновь дом для сельского училища». Но «по случаю бывших в 1878 году пожаров, от которых сгорело много домов», и «неудовлетворительного состояния хлебов» крестьяне не смогли собрать «средств настолько, чтобы устроить сельское училище и обеспечить существование его в улучшенном виде». Они обратились в губернский училищный совет с просьбой об оказании им материальной помощи. По просьбе И.Н. Ульянова совет через 2 месяца выделил 50 рублей. Осенью того же года новая школа с квартирой для учителя стоимостью 350 рублей была выстроена.
В новую школу И.Н. Ульянов назначил учителем выпускника Порецкой учительской семинарии Сергея Никитовича Шапошникова. При нём в школе училось более 20 детей, а на школу крестьяне ежегодно собирали свыше 170 рублей.
Тагай – село Симбирского уезда. Дворов – 397, население – 2050. Центр волости.
Документы свидетельствуют, что в село Тагай И.Н. Ульянов приезжал 4 раза: в январе 1870 г., 12 и 14 февраля 1872 г. и 17 февраля 1876 г. После первого посещения он писал, что в этом селе действовали «два училища: мужское и женское; первое помещается в ветхом и холодном доме, а последнее в холодной церковной караулке». В них обучались 37 мальчиков и 20 девочек, с которыми занимались учитель Козмодемьянский, приходский священник с женой и её помощница. Результаты их обучения были незавидные.
Посетив мужское училище во второй раз, И.Н. Ульянов отмечал в отчёте: «Училищный дом требует исправления, о чём уже и сделано распоряжение со стороны мирового посредника». Тот действительно отдал распоряжение, но не по своей инициативе, а по настоянию проверяющего: ещё за 4,5 месяца до приезда Ильи Николаевич писал этому посреднику: «Училищный дом в селе Тагае в течение последних шести лет не ремонтировался, на ремонт… полагается 20 рублей ежегодно 20 рублей, между тем… никаких поправок… не делалось, почему и имеется в волостном правлении на ремонт сумма около 120 рублей». А далее инспектор просил посредника «сделать распоряжение о немедленном исправлении училищного дома на сумму, имеющуюся на этот ремонт». Предполагалось, по его мнению, «исправить фундамент, перекрыть крышу и проконопатить стены». Понимая, что 120 рублей может не хватить на ремонтные работы, И.Н. Ульянов 31 января 1872 г. обратился в Симбирскую уездную земскую управу с просьбой «оказать пособие Тагайскому обществу для исправления училищного дома». По словам писателя, члена уездного училищного совета В.Н. Назарьева, И.Н. Ульянов докладовал тогда же управе, что «в Тагайском училище провалился потолок, едва не убивший учителя Козмодемьянского, успевшего выскочить в окно… Отделаться от беспокойного педагога (Ульянова. – В. В.) оказалось невозможным». Что же получилось в итоге? А получилось то, что инспектор В.Г. Зимницкий после посещения школы в Тагае 23 октября 1874 г. писал, что и помещение мужского училища, и надворные постройки здесь были «совершенно новенькие». Так при помощи И.Н. Ульянова закончилось дело с ремонтом школы, в которой в 1841 г. открылось удельное училище, много лет не знавшее ремонта.
Приведём ещё один факт, характеризующий инспектора И.Н. Ульянова. 22 февраля 1872 г., через 10 дней после второго приезда в Тагайскую школу, он просил Симбирское по крестьянским делам присутствие «сделать распоряжение о восстановлении сбора по 17 копеек на Тагайское училище» с каждой ревизской души вместо собираемых 15,75 копеек с души на содержание здешней школы. Через некоторое время на школу собиралось уже по 18 копеек с души.
Документы говорят, что И.Н. Ульянов более 10 лет (с 1869 по 1880 г.) обращался в Казанский учебный округ с просьбой об открытии на базе Тагайского училища сначала двух начальных школ, а затем – двухклассного министерского училища с пятилетним курсом обучения. Учитывая, что в этом селе «есть для училища особый дом… и около этого села особенная сосредоточенность населения», он просил выделить необходимые средства на строительство и содержание такого училища. Но министерство народного просвещения отклонило просьбы симбирского директора училищ, рекомендуя строить школы попроще и подешевле. «Помещение для сельских училищ, – писало оно в ответ, – не должно отличаться от обыкновенной крестьянской избы, но иметь только каменный или кирпичный фундамент для прочности, что ни в коем случае не может возвысить ценность постройки до размеров нескольких тысяч». Не поддержало И.Н. Ульянова и Симбирское губернское земское собрание, которое 7 декабря 1879 г. оставило «без последствий» его ходатайство о выделении средств на устройство и ежегодное содержание двухклассного училища в селе Тагай.
И всё же его труды не пропали даром. Двухклассное училище в Тагае с трёхгодичной слесарно-кузнечной мастерской открылось в 1901 г.
В мужском училище поочерёдно работали учителя-ульяновцы Н.Я. Лукьянов, В.С. Клюжев, А. Андреев и Юрасов. Инспектор В.Г. Зимницкий, посетивший школу 23 октября 1874 г., писал в отчёте о первом учителе: «Учитель этот весьма способен, хорошо знает своё дело и отличается большим усердием. Поэтому учебная часть идёт в Тагайском училище хорошо… Учитель вёл дело весьма живо и вполне правильно; ученики с видимым удовольствием следили за уроком, отвечали сознательно и верно на задаваемые им вопросы и вообще усваивали надлежащим образом то, что объяснял им учитель… Лукьянов ведёт классный журнал правильно и аккуратно, что весьма редко бывает в сельских училищах. Ученики, за редкими исключениями, ходят в класс аккуратно». Через год В.Н. Назарьев отмечал, что Тагайская школа «по успехам своим одна из лучших в уезде, благодаря занятиям и способностям учителя Лукьянова». «Книгами и учебными пособиями Тагайское училище снабжено в достаточном количестве, – писал И.Н. Ульянов после приезда в школу 17 февраля 1876 г. – Как удобным помещением, так и хорошею библиотекою школа обязана своему попечителю и члену Симбирского уездного училищного совета В.Н. Назарьеву, который за свою заботливость о школах Симбирского уезда по всей справедливости заслуживает особенной признательности». В последующие годы Н.Я. Лукьянов заведовал одной из школ Симбирска, был домашним учителем детей семьи Ульяновых.
Хорошо зарекомендовал себя в Тагае и ульяновец В.С. Клюжев, работавший здесь в 1876–1877 гг. Посетив его в 1876 г., И.Н. Ульянов отмечал в отчёте: «Учитель этот хорошо знает своё дело и отличается большим усердием. Успехи учеников по Закону Божию удовлетворительны, а по прочим предметам хороши. При мне учитель занимался арифметикой в старшем отделении: ученики решали письменные задачи, младшие же в это время списывали с книг… Урок был ведён хорошо: задача предварительно анализировалась и излагался ход решения её». А попечитель школы В.Н. Назарьев отмечал тогда же: «Можно с уверенностью сказать, что благодаря неустанным трудам учителя Клюжева школа занимает одно из первых мест в уезде. Помещение светлое, тёплое, удобное и таким образом общее впечатление от Тагайской школы самое благоприятное, а выдающиеся из общего уровня успехи учеников делают величайшую честь учителю Клюжеву».
Через год В.С. Клюжева сменил другой ульяновец, выпускник Порецкой учительской семинарии Юрасов. В.Н. Назарьев, побывав у него на уроках 26 ноября 1877 г., отмечал, что он «в два месяца достиг того, что мальчики не только читали по книге, но даже понимали прочитанное». Особенно проверяющему понравился урок чтения в младшем отделении: «до настоящего времени мне редко удавалось присутствовать при подобном уроке и быть свидетелем такого оживления и внимания учеников в классе».
С 15 сентября 1878 г. ульяновец, выпускник той же семинарии А. Андреев, с «хорошими» результатами обучал 40 мальчиков, а в 1886 г. по представлению И.Н. Ульянова учителю мужского училища в Тагае И. Юдину за успешную работу в школе была оказана помощь 15 рублей.
Особо нужно сказать о Тагайской женской школе, находившейся в церковной караулке. После её осмотра 14 февраля 1872 г. И.Н. Ульянов писал в отчёте: «Учительницей состоит жена священника госпожа Покровская, которая слишком односторонне занимает девочек чтением книг только славянской печати. Ученицы, даже старшие, читают механически и не понимают смысла прочитанного. Младшие девочки читают по складам слоги, а целое слово затрудняются прочесть. Вообще, со стороны учительницы не заметно любви к занятиям, а напротив, видно, что девочки боятся своей наставницы. Школа не имеет определённых средств к содержанию, а учительнице ежегодно выдаётся из остатков от содержания мужского училища от 20 до 15 рублей». И.Н. Ульянов предложил местному волостному правлению «озаботиться… приобретением книг и учебных пособий» для женской школы, а Симбирскому уездному училищному совету – заменить учительницу.
В 1873 г. эта школа закрылась «по неимению средств на вознаграждение учительницы», девочки не учились три года. И только 5 сентября 1876 г. она вновь открылась в квартире новой учительницы В.А. Славницкой, вдовы другого тагайского священника, которая проработала в ней до 1890 г. Была она, по-видимому, старательным педагогом, потому что в 1879 г. Илья Николаевич от имени дирекции народных училищ объявил ей благодарность «за её ревностные занятия с девочками».
Женскую школу в Тагае, кроме И.Н. Ульянова, неоднократно посещали попечитель В.Н. Назарьев, председатель уездного училищного совета Н.А. Языков (племянник поэта Н.М. Языкова) и другие проверяющие. Только в 1895 г., по сведениям симбирского историка П.Л. Мартынова, тогдашний её попечитель, местный помещик Н.С. Руммель «построил на свои средства отдельный дом и для женской школы». В ней начали учиться, кроме тагайских, и девочки из соседних сёл Подлесное и Копышовка, где свои школы закрылись ещё в 1875 г.
Сохранились документы о том, что И.Н. Ульянов не раз направлял в тагайские школы книги и журналы. Например, в 1870 г. он присылал сюда «Рассказы о Суворове» и «Рассказы о Ломоносове» Новаковского, сборники статей «Из воскресного чтения» и «Обучение чтению и письму» Кочетова, сборник для чтения «Пчела» и другие, а в мае 1871 г. – журнал «Народная школа».
И.Н. Ульянов, многое сделавший для развития школ Тагая, остался в памяти жителей этого старинного волостного села. Учитель Тагайской школы Л. Лоншаков в 1895 г. записал в анкете Петербургского комитета грамотности при вольном экономическом обществе, что он «был, по преданию, неутомимый труженик в заботах о народных школах и вообще о народном образовании».
Юшанское – село Симбирского уезда. Дворов – 139, население – 869. «Юшанское мужское училище, – писал после посещения школы в этом селе 12 февраля 1872 года И.Н. Ульянов, – открыто в 1861 году и содержится на сбор с бывших удельных крестьян сёл: Юшанское, Уржумское и деревень: Погребов и Волосниковки.
Помещается училище в крестьянской избе… В классе 3 ученических стола, узких и неудобных для письма, классная доска и часы.
Число учащихся мальчиков, от 8 до 14 лет, в 1 (младшем) отделении – 12, во 2 (старшем) – 13. Относительно числа жителей число учащихся составляет 2,5 процента.
Занятия в школе, как видно из классного журнала, начались 2 октября.
Учителем и законоучителем состоит с октября 1871 года окончивший курс в Симбирской духовной семинарии господин Спасский, благодаря усердию и деятельности которого школа принимает вид хорошего учебного заведения.
Что же касается материального обеспечения наставника, то оно весьма недостаточно, тем более что преподаватель не пользуется ни квартирой, ни отоплением.
Для увеличения жалованья учителю губернское по крестьянским делам присутствие сделало распоряжение о возвышении оклада жалованья наставнику из сумм, собираемых на содержание училища и не расходуемых волостным правлением. Сверх того, от земства прибавлено к жалованью учителя 40 рублей в год».
Второй раз И.Н. Ульянов приезжал в Юшанское 13 ноября 1873 года и писал, что занятия в школе также начались 2 октября. «Учителем, с октября 1873 года, состоит окончивший курс в педагогических классах при Симбирском уездном училище Василий Клюжев, который, по заявлению местного волостного старшины, весьма усердно ведёт дело», – писал он в отчёте.
В 1875 году в школе обучалось уже 36 мальчиков. По словам инспектора В.Г. Зимницкого, все они «читают бегло, сознательно и выразительно… Успехи учеников по письму хороши… Клюжев вёл дело правильно… Ученики ходят в класс до такой степени аккуратно, что ни один из них в течение более чем двух месяцев не пропустил ни одного урока…» Илья Николаевич радовался успехам своего воспитанника по курсам и относил школу в Юшанске к лучшим в губернии.
В 1875 году он перевёл В.С. Клюжева в другую школу, а сюда назначил учителем С.М. Шилдаева, который, по словам В.М. Стржалковского, был «очень усердный опытный и преданный своему делу преподаватель». По просьбе учителей И.Н. Ульянов не раз высылал в здешнюю школу книги и учебные пособия.
Ленинец, 13, 15, 20 и 27 января, 3, 5 и 12 февраля 1983 г.;
Ленинец, 18 мая, 22 июня, 6 июля, 3 августа и 7 сентября 2006 г.
Материал из книги:
Воробьёв, В.К. Майнская земля и её люди. Записки краеведа. В.К. Воробьёв. – Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Симбирское информационное бюро», 2023. – 232 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе .........................................................................................3
От автора .........................................................................................4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ИЗ ПРОШЛОГО РОДНОГО КРАЯ
Река Майна и железная дорога – символы посёлка и района......7
Слава и честь Майнского района.............................................14
Первая строка биографии Симбирского края............................22
Когда возникла наша Берёзовка?............................................28
Симбирский губернатор и апалихинские крестьяне...................31
Страницы истории села Апалиха..............................................33
В борьбе за землю и волю..............................................,.........41
Наказаны по царскому повелению............................................44
Новые материалы об Аксаковском имении ................................47
Земляк и соратник В.И. Ленина.................................................53
А.А. Пластов в Майне. Новые материалы....................................56
Майна – районный центр Средневолжского края.........................61
Майнцы в годы Великой Отечественной войны............................70
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ТРУДЫ И ПОДВИГИ ЗЕМЛЯКОВ
И.С. Полбин в Майне. Новые материалы.....................................78
Подвиг на реке Нарев................................................................88
Кавалер Золотой Звезды из Дедяшевки.......................................91
Герой из села Городецкое...........................................................95
В боях за высоту........................................................................99
Мост памяти В.П. Зимина...........................................................104
Подвиг артиллериста П.А. Абрамова ...........................................109
На реке Свирь............................................................................111
Артиллерист Пётр Богатов...........................................................115
Подвиги разведчика Юдина.........................................................118
Трижды награждённый орденом Славы.........................................121
В боях за Прибалтику..................................................................124
Побег из ада...............................................................................126
Жизнь, отданная армии...............................................................127
Через всю жизнь.........................................................................132
Из семьи Немытиных...................................................................135
Воины-интернационалисты..........................................................138
Писатель и поэт А.П. Макаров......................................................140
Писатель из села Чуфарова..........................................................142
Писатель из Старой Майны...........................................................145
«Я родом из Майны…»..................................................................147
Академик из Кадыковки................................................................149
Ледокол «Владимир Каврайский»..................................................151
Учёный-химик из Ртищево-Каменки...............................................153
Родился в селе Тагай ...................................................................155
Педагог и краевед, художник и журналист.....................................159
По путёвке И.С. Полбина...............................................................162
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Первая инспекция И.Н. Ульянова...................................................164
Новое об И.Н. Ульянове.................................................................171
Как работали учителя-ульяновцы...................................................178
И.Н. Ульянов и школы Майнского района........................................181
Из истории церковных школ Майнского района...............................206
Первые очаги культуры в Майне....................................................216
Подарили Майне новую школу.......................................................218
Как строилась школа.....................................................................222
Устремлённая в будущее................................................................224
Анненковская библиотека – первая в районе?.................................227