Начало: ЖКХ прошлого века. Часть 1 (о коммунальной инфраструктуре Ульяновска)
Часть II. Планов громадье
Проект «Большой Ульяновск» разработали для города столичные специалисты в начале тридцатых годов. Проект предусматривал интенсивное развитие сланцевой промышленности и развертывание на ее основе масштабного строительства с перспективой превращения родны В.И. Ленина в крупный индустриальный и культурный центр.
В 1934 году часть этого грандиозного плана была реализована, хотя требовалось устранить некоторые недоделки и внести коррективы в сам проект. На то и на другое нужна была «небольшая сумма», но ее, как водится, не оказалось. Другим существенным препятствием на пути реализации «Большого Ульяновска» было отсутствие в городе памятника великому земляку. Поэтому одной из задач, которую горкому и горсовету предстояло решить в самое ближайшее время, была «мобилизация общественного мнения на подготовку к строительству великого памятника великому Ленину».
Монумент откроют лишь в 1940 году к семидесятилетию со дня рождения Владимира Ильича на площади, которую переименуют в его честь, хотя после революции горожане знали ее, как
Площадь 1 мая
В 1934 году городские власти пришли к выводу о том, что «у нас в Ульяновске нет площади, на которую можно было бы вывести части гарнизона и трудящиеся массы в наши революционные праздники». Использовать же для этого бывшую Соборную площадь, ставшую к тому времени Первомайской, было затруднительно по причине все еще стоявшего там собора и полуразрушенных церквей. «Деловой» кирпич с них хозяйственники выбрали на стройматериалы, а все остальное просто бросили, так что площадь выглядела так, будто пережила землетрясение. Поэтому, прежде чем проводить здесь торжественные массовые мероприятия, территорию следовало очистить от руин и строительного мусора. А заодно снести собор. И лишь после этого приспосабливать освободившееся пространство под проведение массовых действий. Все перечисленное планировалось реализовать в ближайшее время, хотя конкретные сроки не указывались.
Пока же любимым местом для прогулок горожан оставался более или менее благоустроенный Новый Венец, откуда открывался живописны вид на Волгу и многочисленные острова, между которыми причудливо петляло ее русло, и которые так же решили приспособить для культурных целей. По примеру той же Самары, где «в выходной день все трудящиеся массы выходят за город или на пляж за Волгу». А у нас это дело почему-то не прививается. Почему? «Острова, расположенные против Ульяновска, надо привести в культурный вид, чтобы трудящиеся массы получили отдых в тот выходной день, которым они располагают», – решил Горсовет.
Вверх, вниз
Возможно, одна из причин, по которой пляжный отдых не приобрел в Ульяновске особой популярности, была связана с тем, что добраться из города до уреза воды было сложно. А еще сложнее вернуться обратно. И то и другое приходилось делать с помощью четырех имевшихся лестниц, проложенных по Волжской горе. Эти длиннющие деревянные сооружения, хотя постоянно и ремонтировались, но перманентно пребывали в полуразрушенном состоянии, в которое их приводили не только природные факторы, но и предприимчивые граждане, растаскивавшие деревянные элементы для собственных хозяйственных нужд. В итоге ежегодный ремонт и поддержание лестниц в работоспособном состоянии обходился городскому бюджету в 20-25 тысяч рублей.
Существенно облегчить путь из города к пристаням и обратно мог бы механический или электрический подъемник. К этой мысли симбирские власти пришли еще до революции: в 1912 году городская Дума рассматривала проекты электрического грузового подъемника и грузо-пассажирского трамвая, который не только доставлял бы пассажиров и их багаж с пристаней в город, но и развозил бы их к местам назначения: кого – на базар, кого – на вокзал, кого – просто на Гончаровскую улицу. Уже заказали проект, разработали несколько маршрутов, даже установили цену за проезд. Но началась война и об идее пришлось надолго забыть.
Снова к ней вернулись в 1933 году, но уже не в виде трамвая, а в виде подъемника-фуникулера с механизированной передачей, наподобие того, что работал в Киеве. В том же году краевые власти дали разрешение на его строительство. Поддержала его и Москва.
В 1934-м начались проектно-изыскательские работы на двух спусках. По их результатам было определено место, составлена смета на 400 тысяч рублей и подготовлены чертежи. Так что в Ульяновске были уверены, что уже в этом году «строительство подъемника разрешится и будет являться уже фактом». Но, увы: «вследствие отказа в средствах со стороны Крайисполкома, дело с постройкой фуникулера замерло». И, как оказалось, навсегда.
Ученье – свет
Пожалуй, одним из немногих направлений развития Ульяновского района, которое шло размеренно и поступательно, была сфера образования: только за 1934-35 учебный год по сравнению с предыдущим, общее количество общеобразовательных школ увеличилось здесь с 95 до 125, что составляет 132 процента. Основной рост пришелся на начальное образование: за указанный период число начальных школ увеличилось с 82 до 104 (+127%). Несколько меньше было средних – 21 в 1934 году против 13 годом раньше. При этом главный упор делался на сельские территории: если в городе за указанный период появилось всего одно среднее учебное заведение, то на селе – сразу семь. Общее же количество детских образовательных учреждений в сельской местности увеличилось с 64 до 89, тогда как в городе – с 321 до 36.
Общее же количество учеников в районе выросло на 159 процентов – с почти 15000 до 23661 человека, среди которых были и воспитанники двенадцати городских и районных детских домов. Правда, не все их обитатели имели возможность учиться в обычных школах. Кто-то – по малолетству. Для таких работали два дошкольных учреждения. А кто-то – по состоянию здоровья. Например, специальный дошкольный детдом предназначался для глухонемых ребятишек, а еще один, но уже школьный – для таких же детей более старшего возраста. Существовало подобное детское учреждение и для слепых.
Было в районе и две школы–трудкоммуны, в которых на 1 октября 1934 года содержалось 840 воспитанников, в основном – беспризорников. В эти специализированные учреждения они поступали со специальные постов охраны детства, организованных в 1933-1934 годах на пристанях и железнодорожных станциях района, в частности в Ульяноске для этих целей был использован специальный вагон-приемник. За 1934 год с помощью постов было выявлено и направлено в детские дома города и района 352 несовершеннолетних бродяги. В последствии 67 из них были устроены на работу на предприятия города, 29 человек – в колхозы, 11 – в военные учреждения, 30 – в школы ФЗУ. Однако основную массу беглецов – 398 человек, отправили по домам в их родные места.
Поступил ли кто-то из вчерашних беспризорников в средние специальные образовательные учреждения, не известно. Однако все возможности для этого у них были.
Кроме общеобразовательных школ, в 1934 году в городе функционировали 14 техникумов: 4 педагогических, 3 сельскохозяйственных и по одному: индустриальный, медицинский, книжный, дорожный, авиационный и техникум сельскохозяйственного соц. строительства. За 4 года они дали народному хозяйству района 2886 специалистов.
Высшее образование в районе было представлено педагогическим институтом, совпартшколой и заочным КомВУЗом, абитуриентов для которых готовили три так называемых рабочих факультета – рабфака.
За четыре года резко возрос и общий уровень грамотности населения: в городе с 94,5 до 100%., а на селе – с 88,2 до 95%. А это было куда важнее всех дорог, лестниц и мостов.
Источники:
ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1. Д. 1214. Л. 81, 82, 91,92, 93,94,101,107.
ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1. Д. 1228. Л. 26 об, 27, 27 об.
ГАУО Ф. Р-634. оп. 1. Д. 825 Л. 46, 50, 50 об., 91, 92, 97,100.