История кино в Симбирске-Ульяновске: первый плавучий кинотеатр, трагические происшествия на сеансах и главные звезды экрана прошлых лет — в рассказе историка и краеведа Ивана Сивопляса.
Одной из самых известных фраз, приписываемых гению вождя мирового пролетариата, симбирского уроженца Владимира Ульянова-Ленина, является эта: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». В более апокрифичном, менее правдивом варианте фразы кино «разбавляют» цирком и добавляют высокомерно-циничное зачало фразы: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшим…».
Нет, Владимир Ильич был сыном своего времени, начала XX столетия, и в те поры недавно родившееся искусство кинематографа как минимум поражало воображение. Да, нередко интеллектуалы воспринимали «новорожденного» балаганом, развлечением толпы. Но те же самые интеллектуалы воздавали должное кинематографу как выразительному символу технического прогресса, способному не просто запечатлеть, но и явить обратный ход времени. Тем более сразу стал очевиден просветительский и популяризаторский потенциал кинематографа: например, сколько людей «сделало» свои биографии и карьеры, вдохновившись соответствующими фильмами. А сколько мечтало и мечтает стать киноактерами!
Рассказывали, что римский папа Пий X, один из первых великих мира сего, попавших на киноплёнку, во время демонстрации ему фильма с собственным участием пришёл буквально в неистовство от прекрасного расположения духа. Папа топал ногами, хлопал в ладоши, громко смеялся и комментировал, вскакивал и тыкал пальцем в экран, узнавая на кадрах себя или кого-то из своих приближённых. Итальянцы, экспансивная нация!
Официальный день рождения кинематографа – 28 декабря 1895 года, день первого киносеанса на родине «новорождённого» во Франции, в Париже. 6 мая 1896 года «Синематограф братьев Люмьер» был впервые продемонстрирован в Российской империи, в Москве. Ещё через год, 2 мая 1897 года «живая движущаяся фотография» демонстрировалась на Средней Волге, в Казани. При этом некие «киносеансы» в Казани состоялись еще раньше. Публику на майскую премьеру 1897 года завлекали, подчёркивая, что это истинный, настоящий «синематограф», а не грубые подделки под него, которыми «баловали» публику ранее.
Считается, что в 1898 году кино впервые добралось до Симбирска. В фойе городского театра некто Никольский, гастролировавший с киноустановкой по Волге, 24 мая устроил первый в Симбирске киносеанс. «Большой сеанс знаменитого аппарата живой фотографии. Полнейшая иллюзия! Громадный репертуар картин!» — завлекала публику реклама.
Симбирский театр, где прошёл первый в городе киносеанс и располагались целых два кинематографа:
Впрочем, утверждают авторитетные историки и культурологи, кинематограф по-настоящему стал явлением культуры, повседневности не с появлением кинокамеры, а с появлением кинотеатра, постоянного места, в которое люди приходили, чтобы смотреть кино. Кинотеатр формировал привычки, поведение, был местом встреч и проведения свободного времени. Значит, уверенно можно сказать, что эра кино в Симбирске наступила 115 лет назад, летом 1907 года, когда в городе открылся первый постоянный кинотеатр.
Под показ кинокартин было приспособлено помещение на втором этаже дома купцов Сусоколовых на Большой Саратовской улице, ныне Гончарова, 28. Мы уже писали, что в 1817 году в этом самом доме был открыт первый в Симбирске магазин. Как видим, бойкое место в центре города оказалось открытым для самых разнообразных коммерческих новаций.
Большая Саратовская, справа в центре дом Сусоколовых, где в 1907 году открылся первый в Симбирске кинотеатр:
Кинотеатр назывался «Патэ». Это была, говоря современным языком, франшиза знаменитой французской киностудии «Патэ», основанной в 1896 году братьями Шарлем и Эмилем Патэ и существующей до наших дней. Если другие два брата-француза, Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер изобрели кинематограф, то именно братья Патэ превратили его в киноиндустрию, кстати, перекупив у Люмьеров права на киноаппарат.
Братья Патэ покоряют мир, карикатура начала XX века. У ног братьев — галльский петух:
Символ фирмы «Патэ» – галльский петух, также один из символов Французской революции. В 1907 году своя, Первая русская революция гремела в Российской империи и отзывалась в том же Симбирске митингами, экспроприациями, нападениями на полицейских чинов. Явление кинотеатра «Патэ» в этих условиях выглядело фрондой, некоторым вызовом существующей системе миропорядка – но это только привлекало в кинематограф дополнительную публику.
Кроме кинофирмы, за братьями Патэ закрепилось ещё одно открытие в мире массовой культуры – патефон, устройство для проигрывания грампластинок, распространение которых создало музыкальную индустрию. Само же кино первые три десятилетия своего существования оставалось «Великим немым». Совсем уж безгласным кинематограф при этом не был. Очень рано распространилось параллельное музыкальное сопровождение кинопоказов или пауз между ними, для чего приглашались живые музыканты или, как в симбирском «Патэ», слух зрителей услаждало механическое пианино.
Луч кинопроектора направлял изображение на выбеленную стену. Обычный киносеанс сто пятнадцатилетней давности обходился посетителям в ощутимые 5 – 15 копеек и длился менее получаса, включая несколько несвязанных по смыслу «видовых», документальных и игровых кинолент продолжительностью по 5 – 7 минут.
Кроме обычных, для взрослых мужского пола устраивали ночные, после 22 часов, кинопоказы картин «парижского» или «варшавского», как выражались тогда, жанра, то, что теперь маркируется как для зрителей после 16 и даже 18 лет. Здесь цена билета на особо пикантные новинки могла доходить до пяти рублей. Но репертуар «парижских» картин обновлялся нечасто, зрелище одного и того же, хотя и цена падала до рубля, наконец, приедалось, переставая «делать кассу».
«Патэ» недолго оставался в одиночестве. Уже в 1908 году наискось через Большую Саратовскую улицу, на втором этаже доходного дома, принадлежавшего купцам Зеленковым, открылся кинотеатр «Модерн» с собственной эмблемой — летучей мышью, успевший несколько раз за дореволюционное время пережить ребрендинг: вскоре заведение переименовали в «Идеал», затем в «Зеркало жизни».
Кинотеатр «Модерн», второй кинотеатр в Симбирске:
Целых два кинотеатра, «Аполло» и «Калейдоскоп» действовали в комплексе Троицкой гостиницы и городского театра, выходившего фасадами на Спасскую улицу и Дворцовую площадь. С 1911 года работал кинотеатр «Экспресс» на Дворцовой улице, известный старшему поколению ульяновцев как «Пионер».
В 1912 году по предложению эксцентричного гласного Городской думы, купеческого сына Сергея Сергеевича Бокоунина — потомкам он известен через свой дом, называемый Теремком — кинематограф открылся при Симбирской городской богадельне; средства от киносеансов шли на обеспечение призреваемых престарелых и сирот. Кстати, при советской власти в 1920-е годы бывший богадельный кинематограф, получивший имя «Звезда», на какое-то время стал самым популярным в своём классе заведением Симбирска-Ульяновска.
Симбирская богадельня. В ней тоже был свой кинематограф:
В том же 1912 году на улице Большой Саратовской, сделавшейся Гончаровской, зодчий Фёдор Осипович Ливчак строит, а не приспосабливает, первый в Симбирске кинотеатр. Он открылся для зрителей в 1913 году, в котором Российская империя собиралась праздновать 300-летие Дома Романовых. Кинотеатр тоже назвали по-французски: «Ампир», что значит «империя». Всего улица разделяла «Империю» и «революционный» «Патэ». После 1917 года «Ампир» сменил своё блистательное название на нейтральное «Электротеатр».
Концентрация кинотеатров в Симбирске, которые в буквальном смысле смотрели в окна друг другу, свидетельствует о том, что кинематограф был востребован горожанами.
Киноэпоха началась в Симбирске в очень значимую для российской киноиндустрии пору. Пресыщенный зарубежными сюжетами отечественный кинозритель требовал своего, российского кинопродукта. Спрос рождал предложение, и на авансцену кинематографа вышла замечательная плеяда русских кинодеятелей и кинодельцов.
Одно из самых по достоинству громких имён в этом ряду — Александр Алексеевич Ханжонков (1877 – 1945), первый в России кинопромышленник, продюсер, режиссёр, постановщик и организатор первого в стране плавучего кинотеатра. В навигацию 1908 года чудо техники начало бороздить волжские просторы. «Симбирск. Пристань. Театр-буфет “Наяда”» — гласит подпись на сохранившей облик этого своеобразного сооружения старинной открытке. Плавучий дебаркадер длиной 60 и шириной около 11 метров был построен на верфи при деревне Курза Балахнинского уезда Нижегородской губернии. «Плавучий театр “Наяда” для дачи ежедневных сеансов Кинематографа и Кинофона» — величала сооружение бойкая реклама.
Волга исстари вдохновляла поэтов, художников и кинематографистов. Её истории и легендам посвящён и самый первый русский художественный фильм. Премьера семиминутной исторической драмы «Стенька Разин (Понизовая вольница)» состоялась в том же 1908 году. Сюжет был вдохновлён народной песней «Из-за острова на стрежень…», написанной поэтом-симбирянином Дмитрием Садовниковым.
Афиша первого русского художественного фильма. 1908 год:
Волгу для «Стеньки Разина» снимали под Петербургом, на озере Разлив, прославленном тем, что в шалаше у Разлива летом 1917 года проживал на нелегальном положении ещё один симбирянин, ценитель кинематографа товарищ Ленин.
Постановщики пытались следовать тексту стихотворения. Садовников писал про «персиянки полный стан», и княжну играла довольно фигуристая барышня. Ражий атаман (актёр Петров-Краевский), изображая страсть, вращал глазами и обнимал княжну, казаки пировали, взмахивая бутафорскими чарками. Пока Разин выяснял отношения с ватагой (надпись на экране: «Нас на бабу променял!»), легкомысленная княжна писала письмо не упомянутому в стихотворении возлюбленному Гасану. «Ревность заговорила», — сообщала новая надпись, и тотчас Стенька неэффектно сбрасывал барышню в озеро!
В положении пленной княжны невольно очутилась одна из посетительниц плавучего кинотеатра. 1 августа 1908 года «Наяда» пришвартовалась в уездном городе Сенгилее. Вечером 4 августа под грузом публики внезапно сорвался трап, и в воду упала 32-летняя вдова Авдотья Широкова. Женщина «ударилась головою, получив ушибы головы и плеча». Пострадавшую скоро извлекли из воды. Оказавшийся среди зрителей земский врач Ноинский «предложил поместить Широкову в больницу и сменить ей белье».
Если сенгилеевское происшествие с вдовой Широковой можно отнести к разряду трагикомедий, то на самом деле хождение в кинематограф на заре его существования было делом небезопасным — огнеопасным, если выражаться точнее. Киноплёнка в те времена имела свойство не просто гореть, но взрываться и самовоспламеняться! Знаковым для России стал пожар в деревянном синематографе городка Бологое Новгородской губернии, где 20 февраля 1911 года погибло 64 человека, из которых 43 были детьми.
23 апреля того же 1911 года полыхнул кинотеатр «Аполло» в фойе Симбирского театра. Взрыв киноплёнки отбросил людей и прогремел на весь город. Здание выгорело целиком, убыток составил 20 000 рублей – по счастью, обошлось без жертв и серьёзно пострадавших.
Поздним вечером 2 декабря 1921 года сгорел кинематограф «Электротеатр». Причиной пожара, видимо, также было самовозгорание плёнки. Огонь полыхнул уже после окончания последнего сеанса, когда зрители и работники покинули помещение, и опять-таки никто, кроме интерьеров, не пострадал. К 1927 году кинотеатр был восстановлен под новым именем «Художественный».
Советский Ульяновск, ул. К. Маркса, бывшая Гончаровская. Справа видны кинотеатр «Художественный», бывший «Ампир», бывший дом Сусколовых, где помещадся кинотеатр «Патэ»:
Сподвижник Александра Ханжонкова, режиссёр и актёр Пётр Иванович Чардынин (1873 – 1934) снял и сыграл в двух сотнях «немых» художественных фильмов. Ему принадлежат первые в истории экранизации произведений русских классиков Александра Пушкина, Льва Толстого. Наконец, Чардынин снял «Обрыв» по мотивам романа нашего писателя-земляка Ивана Александровича Гончарова!
Петр Иванович Чардынин, русский актёр и режиссёр, живший в Симбирске:
Чардынин – псевдоним, взятый по совету учителя, великого Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Настоящая фамилия Петра Ивановича – Красавцев, и с этой фамилией отрок жил в Симбирске, учился в Симбирской гимназии (откуда был изгнан за буйное поведение) и городском трехклассном училище, играл небольшие роли в Городском театре. В 1890 году Пётр Красавцев уехал в Москву поступать в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе, к громкой и заслуженной славе.
В Симбирск Чардынин наезжал с гастролями и частными визитами: здесь продолжала жить семья артиста. В 1906 году матушка актёра, крестьянка Евдокия Петровна Красавцева приобрела у купца Дмитрия Федоровича Грачёва двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, в котором проживала до самой смерти в 1922 году. Дом в Симбирске на Московской улице был «юридическим адресом» великого режиссёра и артиста, ведь постановка и прокат кинофильмов требовали соответствующего договорного оформления, обеспечиваемого материальными гарантиями, и здесь матушкина недвижимость нередко оказывалась решающим фактором.
В 1926 году начала триумфальное шествие по кинотеатрам СССР и Европы «грандиозная русская картина» «Мать», творение выдающегося советского актёра и режиссёра Всеволода Илларионовича Пудовкина (1893 – 1953), по мотивам считавшегося нетленным одноимённого романа пролетарского писателя Максима Горького. В три декабрьских дня в одной только ульяновской «Звезде» фильм собрал рекордные для города 3500 зрителей.
В Ульяновске успеху кинокартины могло способствовать обстоятельство, особо отмечавшееся в местных афишах: «В фильме снялся актер Ульяновского Большого Драматического Театра Дмитрий Речной». Дмитрий Павлович Христофоров (1884 – 1971), по сцене Залетов и Речной, в «Матери» не солировал. Но и просто отметиться эпизодом в фильме, который до сих пор называется знатоками среди лучших фильмов всех времён и народов, дорогого стоит.
Иван СИВОПЛЯС