1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 20 Сентября 1920
События, 17 Февраля 1919
Места, 1 Февраля 1918
Места, 8 Августа 1980
Герои, 7 Августа 1952
Места, 7 Сентября 1873
События, 14 Июня 1923
События, 13 Июня 1919
События, 17 Марта 1919
События, 1 Апреля 1918
Места, 1 Августа 1648
Герои, 22 Января 1837
События, 31 Марта 1919
События, 7 Декабря 1919
Герои, 14 Января 1922
События, 18 Октября 1920
Герои, 15 Ноября 1919
Места, 18 Июня 1812
События, 24 Мая 1898
События, 22 Июля 1918
События, 22 Июля 1918
События, 3 Января 1919
События, 3 Августа 1918
События, 24 Июня 1812
Герои, 18 Июня 1812
События, 15 Июня 1918
События, 1 Января 1919
Места, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1685
Места, 1 Января 1672
Фото дня
Вид на север Симбирска с водонапорной башни
События, 24 Мая 1898
Кино на родине Ленина: плавучий театр, сеансы для взрослых и «взрывная» пленка
Источник: Иван Сивопляс

История кино в Симбирске-Ульяновске: первый плавучий кинотеатр, трагические происшествия на сеансах и главные звезды экрана прошлых лет — в рассказе историка и краеведа Ивана Сивопляса.

Одной из самых известных фраз, приписываемых гению вождя мирового пролетариата, симбирского уроженца Владимира Ульянова-Ленина, является эта: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». В более апокрифичном, менее правдивом варианте фразы кино «разбавляют» цирком и добавляют высокомерно-циничное зачало фразы: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшим…».

Нет, Владимир Ильич был сыном своего времени, начала XX столетия, и в те поры недавно родившееся искусство кинематографа как минимум поражало воображение. Да, нередко интеллектуалы воспринимали «новорожденного» балаганом, развлечением толпы. Но те же самые интеллектуалы воздавали должное кинематографу как выразительному символу технического прогресса, способному не просто запечатлеть, но и явить обратный ход времени. Тем более сразу стал очевиден просветительский и популяризаторский потенциал кинематографа: например, сколько людей «сделало» свои биографии и карьеры, вдохновившись соответствующими фильмами. А сколько мечтало и мечтает стать киноактерами!

Рассказывали, что римский папа Пий X, один из первых великих мира сего, попавших на киноплёнку, во время демонстрации ему фильма с собственным участием пришёл буквально в неистовство от прекрасного расположения духа. Папа топал ногами, хлопал в ладоши, громко смеялся и комментировал, вскакивал и тыкал пальцем в экран, узнавая на кадрах себя или кого-то из своих приближённых. Итальянцы, экспансивная нация!

Официальный день рождения кинематографа – 28 декабря 1895 года, день первого киносеанса на родине «новорождённого» во Франции, в Париже. 6 мая 1896 года «Синематограф братьев Люмьер» был впервые продемонстрирован в Российской империи, в Москве. Ещё через год, 2 мая 1897 года «живая движущаяся фотография» демонстрировалась на Средней Волге, в Казани. При этом некие «киносеансы» в Казани состоялись еще раньше. Публику на майскую премьеру 1897 года завлекали, подчёркивая, что это истинный, настоящий «синематограф», а не грубые подделки под него, которыми «баловали» публику ранее.

Считается, что в 1898 году кино впервые добралось до Симбирска. В фойе городского театра некто Никольский, гастролировавший с киноустановкой по Волге, 24 мая устроил первый в Симбирске киносеанс. «Большой сеанс знаменитого аппарата живой фотографии. Полнейшая иллюзия! Громадный репертуар картин!» — завлекала публику реклама.

Симбирский театр, где прошёл первый в городе киносеанс и располагались целых два кинематографа:

Впрочем, утверждают авторитетные историки и культурологи, кинематограф по-настоящему стал явлением культуры, повседневности не с появлением кинокамеры, а с появлением кинотеатра, постоянного места, в которое люди приходили, чтобы смотреть кино. Кинотеатр формировал привычки, поведение, был местом встреч и проведения свободного времени. Значит, уверенно можно сказать, что эра кино в Симбирске наступила 115 лет назад, летом 1907 года, когда в городе открылся первый постоянный кинотеатр.

Под показ кинокартин было приспособлено помещение на втором этаже дома купцов Сусоколовых на Большой Саратовской улице, ныне Гончарова, 28. Мы уже писали, что в 1817 году в этом самом доме был открыт первый в Симбирске магазин. Как видим, бойкое место в центре города оказалось открытым для самых разнообразных коммерческих новаций.

Большая Саратовская, справа в центре дом Сусоколовых, где в 1907 году открылся первый в Симбирске кинотеатр:

Кинотеатр назывался «Патэ». Это была, говоря современным языком, франшиза знаменитой французской киностудии «Патэ», основанной в 1896 году братьями Шарлем и Эмилем Патэ и существующей до наших дней. Если другие два брата-француза, Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер изобрели кинематограф, то именно братья Патэ превратили его в киноиндустрию, кстати, перекупив у Люмьеров права на киноаппарат.

Братья Патэ покоряют мир, карикатура начала XX века. У ног братьев — галльский петух:

Символ фирмы «Патэ» – галльский петух, также один из символов Французской революции. В 1907 году своя, Первая русская революция гремела в Российской империи и отзывалась в том же Симбирске митингами, экспроприациями, нападениями на полицейских чинов. Явление кинотеатра «Патэ» в этих условиях выглядело фрондой, некоторым вызовом существующей системе миропорядка – но это только привлекало в кинематограф дополнительную публику.

Кроме кинофирмы, за братьями Патэ закрепилось ещё одно открытие в мире массовой культуры – патефон, устройство для проигрывания грампластинок, распространение которых создало музыкальную индустрию. Само же кино первые три десятилетия своего существования оставалось «Великим немым». Совсем уж безгласным кинематограф при этом не был. Очень рано распространилось параллельное музыкальное сопровождение кинопоказов или пауз между ними, для чего приглашались живые музыканты или, как в симбирском «Патэ», слух зрителей услаждало механическое пианино.

Луч кинопроектора направлял изображение на выбеленную стену. Обычный киносеанс сто пятнадцатилетней давности обходился посетителям в ощутимые 5 – 15 копеек и длился менее получаса, включая несколько несвязанных по смыслу «видовых», документальных и игровых кинолент продолжительностью по 5 – 7 минут.

Кроме обычных, для взрослых мужского пола устраивали ночные, после 22 часов, кинопоказы картин «парижского» или «варшавского», как выражались тогда, жанра, то, что теперь маркируется как для зрителей после 16 и даже 18 лет. Здесь цена билета на особо пикантные новинки могла доходить до пяти рублей. Но репертуар «парижских» картин обновлялся нечасто, зрелище одного и того же, хотя и цена падала до рубля, наконец, приедалось, переставая «делать кассу».

«Патэ» недолго оставался в одиночестве. Уже в 1908 году наискось через Большую Саратовскую улицу, на втором этаже доходного дома, принадлежавшего купцам Зеленковым, открылся кинотеатр «Модерн» с собственной эмблемой — летучей мышью, успевший несколько раз за дореволюционное время пережить ребрендинг: вскоре заведение переименовали в «Идеал», затем в «Зеркало жизни».

Кинотеатр «Модерн», второй кинотеатр в Симбирске:

Целых два кинотеатра, «Аполло» и «Калейдоскоп» действовали в комплексе Троицкой гостиницы и городского театра, выходившего фасадами на Спасскую улицу и Дворцовую площадь. С 1911 года работал кинотеатр «Экспресс» на Дворцовой улице, известный старшему поколению ульяновцев как «Пионер».

В 1912 году по предложению эксцентричного гласного Городской думы, купеческого сына Сергея Сергеевича Бокоунина — потомкам он известен через свой дом, называемый Теремком — кинематограф открылся при Симбирской городской богадельне; средства от киносеансов шли на обеспечение призреваемых престарелых и сирот. Кстати, при советской власти в 1920-е годы бывший богадельный кинематограф, получивший имя «Звезда», на какое-то время стал самым популярным в своём классе заведением Симбирска-Ульяновска.

Симбирская богадельня. В ней тоже был свой кинематограф:

В том же 1912 году на улице Большой Саратовской, сделавшейся Гончаровской, зодчий Фёдор Осипович Ливчак строит, а не приспосабливает, первый в Симбирске кинотеатр. Он открылся для зрителей в 1913 году, в котором Российская империя собиралась праздновать 300-летие Дома Романовых. Кинотеатр тоже назвали по-французски: «Ампир», что значит «империя». Всего улица разделяла «Империю» и «революционный» «Патэ». После 1917 года «Ампир» сменил своё блистательное название на нейтральное «Электротеатр».

Концентрация кинотеатров в Симбирске, которые в буквальном смысле смотрели в окна друг другу, свидетельствует о том, что кинематограф был востребован горожанами.

Киноэпоха началась в Симбирске в очень значимую для российской киноиндустрии пору. Пресыщенный зарубежными сюжетами отечественный кинозритель требовал своего, российского кинопродукта. Спрос рождал предложение, и на авансцену кинематографа вышла замечательная плеяда русских кинодеятелей и кинодельцов.

Одно из самых по достоинству громких имён в этом ряду — Александр Алексеевич Ханжонков (1877 – 1945), первый в России кинопромышленник, продюсер, режиссёр, постановщик и организатор первого в стране плавучего кинотеатра. В навигацию 1908 года чудо техники начало бороздить волжские просторы. «Симбирск. Пристань. Театр-буфет “Наяда”» — гласит подпись на сохранившей облик этого своеобразного сооружения старинной открытке. Плавучий дебаркадер длиной 60 и шириной около 11 метров был построен на верфи при деревне Курза Балахнинского уезда Нижегородской губернии. «Плавучий театр “Наяда” для дачи ежедневных сеансов Кинематографа и Кинофона» — величала сооружение бойкая реклама.

Волга исстари вдохновляла поэтов, художников и кинематографистов. Её истории и легендам посвящён и самый первый русский художественный фильм. Премьера семиминутной исторической драмы «Стенька Разин (Понизовая вольница)» состоялась в том же 1908 году. Сюжет был вдохновлён народной песней «Из-за острова на стрежень…», написанной поэтом-симбирянином Дмитрием Садовниковым.

Афиша первого русского художественного фильма. 1908 год:

Волгу для «Стеньки Разина» снимали под Петербургом, на озере Разлив, прославленном тем, что в шалаше у Разлива летом 1917 года проживал на нелегальном положении ещё один симбирянин, ценитель кинематографа товарищ Ленин.

Постановщики пытались следовать тексту стихотворения. Садовников писал про «персиянки полный стан», и княжну играла довольно фигуристая барышня. Ражий атаман (актёр Петров-Краевский), изображая страсть, вращал глазами и обнимал княжну, казаки пировали, взмахивая бутафорскими чарками. Пока Разин выяснял отношения с ватагой (надпись на экране: «Нас на бабу променял!»), легкомысленная княжна писала письмо не упомянутому в стихотворении возлюбленному Гасану. «Ревность заговорила», — сообщала новая надпись, и тотчас Стенька неэффектно сбрасывал барышню в озеро!

В положении пленной княжны невольно очутилась одна из посетительниц плавучего кинотеатра. 1 августа 1908 года «Наяда» пришвартовалась в уездном городе Сенгилее. Вечером 4 августа под грузом публики внезапно сорвался трап, и в воду упала 32-летняя вдова Авдотья Широкова. Женщина «ударилась головою, получив ушибы головы и плеча». Пострадавшую скоро извлекли из воды. Оказавшийся среди зрителей земский врач Ноинский «предложил поместить Широкову в больницу и сменить ей белье».

Если сенгилеевское происшествие с вдовой Широковой можно отнести к разряду трагикомедий, то на самом деле хождение в кинематограф на заре его существования было делом небезопасным — огнеопасным, если выражаться точнее. Киноплёнка в те времена имела свойство не просто гореть, но взрываться и самовоспламеняться! Знаковым для России стал пожар в деревянном синематографе городка Бологое Новгородской губернии, где 20 февраля 1911 года погибло 64 человека, из которых 43 были детьми.

23 апреля того же 1911 года полыхнул кинотеатр «Аполло» в фойе Симбирского театра. Взрыв киноплёнки отбросил людей и прогремел на весь город. Здание выгорело целиком, убыток составил 20 000 рублей – по счастью, обошлось без жертв и серьёзно пострадавших.

Поздним вечером 2 декабря 1921 года сгорел кинематограф «Электротеатр». Причиной пожара, видимо, также было самовозгорание плёнки. Огонь полыхнул уже после окончания последнего сеанса, когда зрители и работники покинули помещение, и опять-таки никто, кроме интерьеров, не пострадал. К 1927 году кинотеатр был восстановлен под новым именем «Художественный».

Советский Ульяновск, ул. К. Маркса, бывшая Гончаровская. Справа видны кинотеатр «Художественный», бывший «Ампир», бывший дом Сусколовых, где помещадся кинотеатр «Патэ»:

Сподвижник Александра Ханжонкова, режиссёр и актёр Пётр Иванович Чардынин (1873 – 1934) снял и сыграл в двух сотнях «немых» художественных фильмов. Ему принадлежат первые в истории экранизации произведений русских классиков Александра Пушкина, Льва Толстого. Наконец, Чардынин снял «Обрыв» по мотивам романа нашего писателя-земляка Ивана Александровича Гончарова!

Петр Иванович Чардынин, русский актёр и режиссёр, живший в Симбирске:

Чардынин – псевдоним, взятый по совету учителя, великого Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Настоящая фамилия Петра Ивановича – Красавцев, и с этой фамилией отрок жил в Симбирске, учился в Симбирской гимназии (откуда был изгнан за буйное поведение) и городском трехклассном училище, играл небольшие роли в Городском театре. В 1890 году Пётр Красавцев уехал в Москву поступать в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе, к громкой и заслуженной славе.

В Симбирск Чардынин наезжал с гастролями и частными визитами: здесь продолжала жить семья артиста. В 1906 году матушка актёра, крестьянка Евдокия Петровна Красавцева приобрела у купца Дмитрия Федоровича Грачёва двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте, в котором проживала до самой смерти в 1922 году. Дом в Симбирске на Московской улице был «юридическим адресом» великого режиссёра и артиста, ведь постановка и прокат кинофильмов требовали соответствующего договорного оформления, обеспечиваемого материальными гарантиями, и здесь матушкина недвижимость нередко оказывалась решающим фактором.

В 1926 году начала триумфальное шествие по кинотеатрам СССР и Европы «грандиозная русская картина» «Мать», творение выдающегося советского актёра и режиссёра Всеволода Илларионовича Пудовкина (1893 – 1953), по мотивам считавшегося нетленным одноимённого романа пролетарского писателя Максима Горького. В три декабрьских дня в одной только ульяновской «Звезде» фильм собрал рекордные для города 3500 зрителей.

В Ульяновске успеху кинокартины могло способствовать обстоятельство, особо отмечавшееся в местных афишах: «В фильме снялся актер Ульяновского Большого Драматического Театра Дмитрий Речной». Дмитрий Павлович Христофоров (1884 – 1971), по сцене Залетов и Речной, в «Матери» не солировал. Но и просто отметиться эпизодом в фильме, который до сих пор называется знатоками среди лучших фильмов всех времён и народов, дорогого стоит.

Иван СИВОПЛЯС

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru