1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Герои, 9 Ноября 1869
Герои, 15 Мая 1932
Герои, 13 Мая 1962
Герои, 2 Мая 1847
Места, 18 Января 1930
Герои, 1 Сентября 1760
События, 6 Февраля 1887
Герои, 16 Апреля 1902
Места, 1 Января 1920
Места, 19 Июля 1686
Места, 25 Января 1935
Места, 14 Сентября 1719
Места, 4 Августа 1686
Места, 1 Января 1677
Места, 1 Января 1648
Места, 14 Декабря 1648
События, 8 Августа 1896
События, 15 Августа 1908
События, 12 Марта 1908
Места, 16 Апреля 1648
Места, 30 Мая 1957
Места, 21 Июня 1945
События, 4 Августа 1918
События, 28 Февраля 1918
События, 1 Марта 1917
Места, 3 Августа 1859
Места, 3 Августа 1648
Места, 3 Августа 1648
Места, 8 Июня 1985
Места, 6 Апреля 1920
Фото дня
Вид со Старого Венца
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка
Герои, 16 Апреля 1902
Художник Грошев: кисть на службе симбирской истории
Источник: Иван Сивопляс

История жизни и творчества Анатолия Грошева — ульяновского художника, искавшего сюжеты в далёком и недавнем симбирском прошлом.

Лысый дядька с бородкой клином, Владимир Ленин провозглашает Советскую власть в Петрограде в Смольном 25 октября (7 ноября) 1917 года… Такова волшебная сила искусства, что мы верим в растиражированный образ, хотя на самом деле всё было иначе. Летом 1917 года законспирированный Владимир Ильич, называвший себя рабочим Николаем Ивановым, сбрил хрестоматийную бороду и нацепил парик на хрестоматийную лысину. Парик он в судьбоносный день скинул – но борода в один день отрасти, конечно же, не успела. А на картинах советских художников и в кинокартинах советских режиссёров Ильич с бородой! И поди, докажи теперь: лучше – да и легче – один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Безбородый Ленин 25 октября 1917 года:

Яркие образы прошлого, создаваемые великими и не очень художниками, чаще всего далеки от исторической реальности. Ведь и не всякий историк прекрасно разбирается в деталях. Да и многих специалистов история заинтересовала именно через малодостоверные исторические фильмы, картины и книги. И это на самом деле совсем неплохо: получив первоначальный эмоциональный толчок, мы продолжаем учиться, учиться и учиться, как завещал всё тот же великий Ленин.

Родина Ленина, город Симбирск — место с замечательной историей, но история эта не оставляла по себе должного размаха артефакты, вроде древнеримского Колизея и Великой китайской стены. Сгнил деревянный кремль, безуспешно осаждавшийся в 1670 году атаманом Степаном Разиным. Выгорел деревянный город, в который легендарный Суворов привёз в 1774 году пленённого атамана Емельяна Пугачева. Засыпали землёй заилившийся пруд с названием Маришка, в котором будто утопилась от несчастной любви жившая в XVII веке первая известная нам по имени красавица-симбирянка. Не то что туристов не зазовёшь — мы и сами не знаем, не видим, чем богаты…

Искусство художника являет нам персонажей и события давно минувшего времени. Среди первых, кого симбирское прошлое прошибло во всей полноте, можно назвать ульяновского и даже немножко симбирского художника Анатолия Николаевича Грошева (1902 – 1971).

Анатолий Грошев. Пугачев в Симбирске:

Помню, как когда-то меня до глубины души потрясла его картина «Пугачев в Симбирске», подлинник которой мне довелось увидеть в запасниках нашего Художественного музея. Картина поражала одновременно своей исторической несуразностью — и мощнейшей энергетикой. Несгибаемый и сильно оборванный, босой и скованный цепями Емельян Пугачев высился над толпой поверженных на землю побитых и оборванных соратников. Вдали солдаты и кавалеристы ружьями и плётками осаживали народную толпу.

С крыльца на пленника взирали победители, царские генералы в усеянных орденами мундирах — а ведь многие из этих орденов появились только в послепугачевскую эпоху. На картине — не то поздняя весна или раннее лето, или ранняя осень. А ведь привезли Пугачева в Симбирск одного, без всяких соратников, 1 октября 1774 года, в праздник Покров с его первым снегом: «Батюшка-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком». И народ специально подпускали поближе, чтобы публика видела, что перед ней никакой не царь Петр Федорович, под именем которого Пугачев возглавил свой бунт, а обычный — но не обыкновенный — мужик.

Но всё это — придирки и мелочи. Для Анатолия Грошева подлинная история Пугачева — только фон для создания собственного оригинального полотна. И пусть мастерство художника далеко не идеально, чувствуется, что в картину он влагал всё своё сердце. «Не скрою, трудности были большие, — описывал Анатолий Николаевич процесс работы над «Пугачевым». — Нужна была масса костюмов: кафтаны, камзолы, бархатные, атласные, замшевые рейтузы, лакированная с золотыми пряжками обувь, белые парики, головные уборы. В костюмерной театра я нашел очень немного из того, что было необходимо». В ход шло всё, что только могло бы потянуть на «екатерининскую эпоху». Парики из кудели густо обсыпались пудрой. На рубище для пугачевцев Грошев не пожалел старых вещей из семейного гардероба. Их пришлось дополнительно пачкать для изображения грязи и крови, так, что натурщики наряжались в рубище «с содроганием».

Так сосредоточиться на полотне у Анатолия Николаевича получалось, поскольку он был художником официальным. Ещё в 1925 году он возглавил Ульяновское отделение Ассоциации художников революционной России (АХРР), будущего Союза художников СССР, являлся организатором и участником «Первой выставки Объединения ульяновских художников», открывшейся в 1929 году. В 1930-е — 1940-е годы товарищ Грошев представлял районный Ульяновск в Союзе Художников Куйбышевской области, в 1936 году вошёл в Ульяновское отделение Союза художников.

Своими кистями и карандашами советские художники служили советской власти. Кто-то рисовал большевистских вождей и стахановцев, кто-то – победы Красной армии и достижения колхозного строя. Анатолий Грошев искал сюжеты в далёком и недавнем симбирском прошлом, благо, сюжеты эти тоже скоро оказались востребованными советской властью. Поначалу она грозила «сбросить Пушкина с корабля современности», но потом ощутила полезность отечественной истории для формирования собственной идеологии.

Анатолий Грошев. Пушкин в Симбирске:

Советскую идеологию интересовала, в первую очередь, классовая борьба. И здесь Симбирску с его прошлым исключительно «повезло»: Крестьянские войны под предводительством Разина и Пугачева, Гражданская война в 1918 году. Но главное, в Симбирске родился и жил вождь Октябрьской революции, великий Владимир Ульянов-Ленин!

Ленинскую, точнее говоря, ульяновскую тему Анатолий Николаевич тоже отрабатывал, но однажды художник крепко «нарвался». На выставке 1929 года его картина, запечатлевшая семью Ульяновых в домашней обстановке, попалась на глаза посетившей Ульяновск старшей сестре вождя пролетариата Анне Ильиничне Ульяновой-Елизаровой (1864 – 1935) и вызвала гнев старой большевички. Мастеру досталось и за слабость кисти, и за сюжет, а особенно за саму Анну Ульянову, запечатлённую на полотне в гимназическом платье.

Анна Ильинична была категорична: она в домашней обстановке гимназическим платьем не щеголяла, как какая-то «зубрилка», и в письменной форме потребовала немедленно убрать полотно с выставки, а на будущее — тщательнее отбирать картины для всеобщего обозрения. Картину убрали, но далеко идущих последствий для Анатолия Грошева конкретная история, по счастью, не имела.

Да, в «истории» с историей в те времена вляпаться было довольно просто, особенно с недавней. Вот рисуешь ты портреты героев Гражданской войны, громивших «белых» под Симбирском, красного маршала Михаила Николаевича Тухачевского (1893 – 1937) или комкора Гая Дмитриевича Гая (1887 – 1937), а после выясняется, что не герои они вовсе, а «враги народа».

Анатолий Грошев. Расстрел главкома Муравьева. За столом, под покосившимся портретом Ленина, с пистолетом и шевелюрой — Иосиф Варейкис:

Или, например, на картине «Расстрел главкома Муравьева», посвящённой подавлению антибольшевистского мятежа, вспыхнувшего в Симбирске 10 июля 1918 года под руководством командующего Восточного фронта Красной армии Михаила Артемьевича Муравьева (1880 – 1918) и подавленного уже на другой день, после убийства главного мятежника в здании Кадетского корпуса. По Муравьеву картинно палят из винтовок и пистолетов — и среди прочих узнаваемый председатель Симбирского губкома РКП (б) Иосиф Михайлович Варейкис (1894 – 1938), ещё один «враг народа».

Анатолий Грошев. Провозглашение Советской власти в Симбирске 10 декабря 1917 года:

Иосиф Варейкис изображён и на полотне «Провозглашение Советской власти в Симбирске 10 декабря 1917 года»: справа, на сцене, среди советских губернских вождей. Его фигура обрезана, насколько возможно — сверху транспарант «Вся власть Советам», больше не срежешь. Картина явно писалась к 20-летию революции в 1937 году — и как раз в конце года опальный Варейкис был арестован. Кстати говоря, советскую власть в Симбирске Иосиф Михайлович не устанавливал, он прибыл сюда летом 1918 года. «Но я так вижу!» — мог бы воскликнуть художник.

А видеть героев своих полотен Анатолий Грошев вполне мог воочию. Он родился в апреле 1902 года в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда в семье потомственного иконописца, с 1912 года Грошевы постоянно проживали в Симбирске, в собственном доме на Сызранской, ныне 12 сентября, улице. Мимо дома Грошевых 12 сентября 1918 года мчалась красная конница и пехота, освобождая Симбирск от «белых». 16-летний Толя наверняка был непосредственным очевидцем этих событий, хотя «буржуям» — а как ещё назовёшь семью иконописцев? — категорически не рекомендовали показываться на глаза «красным», чтобы не попасть им под горячую руку.

Анатолий Грошев. Взятие Симбирска 12 сентября 1918 года:

Но Анатолий Николаевич никогда не боялся высовываться — и своим артистическим внешним видом, ярко выбивавшимся из внешнего фона сонного советского Ульяновска, и свои открытым поведением. Поражённый внешностью гражданина или гражданки, «просившихся» в герои его полотен, он разворачивался и шагал вслед за возможной «моделью», донимая его или её предложениями попозировать; и ведь соглашались далеко не все, а кто-то прямо слал творца куда подальше. Героев своих полотен он не придумывал из головы, но брал из жизни: легендарных симбирян изображали реальные ульяновцы.

Анатолий Грошев. Озеро Маришка:

Молодая миловидная женщина в платке и цветастом сарафане держит в руках расписанное берестяное лукошко, стоя на фоне водоёма и нарядных деревянных домиков – такова «Маришка», изображённая Анатолием Николаевичем. Без подписи, по одному только изображению сложно сделать вывод о легендарной любовной драме, до сей поры запечатлённой в ульяновских городских топонимах: мы не видим ни красавца-любовника, ни самой попытки утопления.

Со стороны всё очень напоминает сюжеты карикатур: беззаботные люди с борта отплывающего корабля машут платочками и шляпами, предвкушая радость путешествия, а на борту судна написано его название: «Титаник»… Впрочем, если мы не знаем истории потопления в 1912 году этого величайшего на тот момент времени пассажирского парохода, мы тоже не поймём юмора. Но художник явно рассчитывал на грамотного и просвещённого зрителя.

Анатолий Грошев. Осада Симбирска Степаном Разиным:

Несколько лет творческой жизни Анатолий Грошев потратил на создание картины «Осада Симбирска Степаном Разиным». Дошедшая до наших дней фотография сохранила только часть ещё более грандиозного полотна, на котором, помимо взмахивающего саблей Степана Разина, присутствовало ещё до полусотни самостоятельных персонажей, которых мы не видим на фрагменте картины: «Здесь и трепещущие в смертельном страхе бояре и воевода, — писывал сам Анатолий Николаевич. — И каждый по своему ликующий: русский мужик, донской казак, чуваш, мордвин, татарин… Каждого из них, чтобы вписать в картину, приходилось разыскивать где-нибудь на базаре, в доме колхозника, в кино». Вся эта публика помещалась на переднем, не попавшем в кадр, плане.

Может, и к лучшему — а то что это за «трепещущий в смертельном страхе воевода»? Князь Юрий Никитич Барятинский, с малыми силами отбивший первый натиска Разина на Симбирск, а через месяц наголову разгромивший его? Или князь Иван Богданович Милославский, выдержавший месячную осаду Симбирска, в 1671 году покоривший город Астрахань, последний оплот разинцев?.. Зато батальная сцена выразительна. И пусть это тоже фантазия художника, зато редкая научно-популярная публикация о Крестьянской войне под руководством Степана Разина теперь обходится без неё.

Подлинных полотен Анатолия Грошева почти не сохранилось до нашего времени, только не лучшего качества репродукции и фотографии. Картины художника приобретались музеями не только в Ульяновске, но и, допустим, в Куйбышеве, современной Самаре, но теперь следы их канули в Лету. Едва ли исторические полотна уничтожали целенаправленно. Скорее всего, их сгубили недостаточного качества холсты и краски, которыми пользовался художник, и условия хранения его полотен, всё-таки, Грошев – не признанный классик, не виртуоз кисти, да и симбирская история, кроме немногих симбирян-ульяновцев, никому не интересна…

А до каких-то сюжетов у Анатолия Николаевича не дошли руки. Он глубоко проникся историей симбирского «колдуна» Якова Ярова, схваченного полицией с поличным летом 1732 года и сожжённого заживо на тогдашней торговой площади Симбирска, где-то на пересечении современных улиц Ленина и Спасской весной 1736 года. История давала массу выразительных сюжетов — вот Яров готовит свои зелья, вот с помощью них привораживает хорошеньких обывательниц, вот его хватают и пытают сатрапы и, наконец, палят на костре…

Грошев тщательно искал натуру и натурщиков, подбирал предметы, которые могли бы быть в «лаборатории» колдуна, вплоть до 1941 года. С началом Великой Отечественной войны тема стала неактуальной, работа застопорилась, а после художника захватили другие темы. Жалко, такой любопытный сюжет — и до сих пор остаётся без своего художника…

Иван Сивопляс

Темы: Культура

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru