1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Фото, 6 Марта 1942
Фото, 20 Мая 1881
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 14 Июня 1995
Герои, 4 Мая 1881
События, 9 Мая 1945
Фото, 2 Августа 1996
Фото, 26 Июля 1996
Фото, 4 Апреля 1908
Места, 1 Мая 1944
Фото, 24 Ноября 2009
Фото, 5 Октября 1913
Фото, 5 Октября 1914
Места, 18 Апреля 1848
Фото, 12 Декабря 1900
Фото, 21 Ноября 1969
Фото, 1 Сентября 1913
Воспоминания, 21 Ноября 1959
Фото, 5 Июня 1900
Фото, 5 Июня 1861
Герои, 6 Февраля 1916
События, 18 Июня 1902
Фото, 8 Мая 1975
Фото, 27 Марта 1935
Фото, 27 Августа 1913
Воспоминания, 27 Августа 1929
Воспоминания, 12 Марта 1909
События, 12 Апреля 1823
События, 27 Августа 1900
Герои, 12 Декабря 1766
Фото дня
Продажа цветов у Детского мира, Ульяновск, 1980 г.
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийБлаговБлаговещенскийБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарламовВладыка ПроклВоейковыГавриил МелекесскийГайГлинкаГольдманГончаровГоринГорячевГусевДавыдовДемочкинДмитриевЗагряжскийЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКругликовКурчатовКустарниковЛенинЛивчакЛюбищевМатросовМельниковМетальниковМинаевМихаил ИвановМорозовНаримановНемцевНецветаевНиколай КуклевОзнобишинОрловы-ДавыдовыПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПугачевПушкинРадищевРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСергей НеутолимовСкочиловСтолыпинСусловСытинТельновТимофееваТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УхтомскиеФедоровичеваФилатовХитровоХрабсковЧижиковШирмановШодэЯзыковЯковлев
Воспоминания, 21 Ноября 1959
О телевизионном кино (воспоминания Бориса Тельнова)

Борис Тельнов проработал кинооператором на Ульяновском телевидении более 30 лет, и для него объявление 2016 года Годом кино, безусловно, приятно. Конечно, настоящим широкоформатным кинопроизводством на телевидении не занимаются, но, снимая киносюжеты, работники телевидения всё же считают себя причастными к такому «важнейшему из искусств», как кино. Думаем, многим будет интересно узнать о том, кто работал в прошлом веке в ульяновском телевизионном кино, как создавались ежедневные маленькие киносюжеты и очерки о делах наших земляков и событиях, происходивших в области.

Киногруппа

Телевидение в Ульяновске было создано в конце 1959 года. Первой передачей стал показ фильма о Ленине 7 ноября того же года, хотя официально телестудия была зарегистрирована только 1 января 1960 года. Тогда же началась комплектация административного и творческого штата.

Сердцевиной ТВ стала общественно-политическая редакция, в неё входили промышленная, сельскохозяйственная, информационная редакции. Этот важнейший блок возглавил большой души человек честный и справедливый, прошедший фронт и тропы радиожурналистики И.Л. Гольдман.

Все, кто имел отношение к кинопроизводству, а это не только кинооператоры, но и проявщики, монтажницы, объединялись в киногруппу – так называлось наше мобильное отделение, в которое мы входили. Хочется рассказать и вспомнить всех тех, с кем мне пришлось трудиться долгие годы и которых в настоящее время нет с нами. Эти мои воспоминания, по сути, мой реквием в честь них.

Первыми кинооператорами были участники Великой Отечественной войны Енюткин (имя забыто. – Авт.), Анатолий Горшков, Николай Егоров. Они так или иначе соприкоснулись с фото- и киносъёмкой на фронтах войны или в армейских частях. На эту же должность был принят фотокорреспондент Борис Тимошенков. Я и Марс Хайруллин пришли работать несколько позднее. Из Череповецкой студии телевидения к нам приехал Анатолий Проничев, с которым я познакомился в Москве на курсах при Центральном телевидении. Вскоре в наш коллектив перевели телеоператоров Владимира Тихонова и Анатолия Антончика. Кроме операторов в киногруппу входили ассистенты, у которых при ответственном отношении к делу была перспектива стать полноценными специалистами. Например, мой бывший ассистент Александр Барабанов окончил Институт кино, работал кинооператором, но в связи с семейными обстоятельствами покинул телевидение, а другой, Валерий Семёнов, получив операторскую категорию, работал в этой должности до ухода на пенсию.

Киногруппа обеспечивала редакцию отснятыми, проявленными, смонтированными киноматериалами, которые и выдавались в эфир. За каждым оператором была закреплена кинокамера. В основном это была техника марки «Пентафлекс» (ГДР). Но снимали и на камеры отечественного производства. Также пользовались лёгкой, бескассетной чехословацкой камерой «Адмира» объёмом 30 метров, а для особых съёмок применяли 35-миллиметровую камеру «Конвас». Снимали мы на негативную плёнку шириной 16 мм, довольно низкой чувствительности, поэтому для работы приходилось брать с собой много громоздкой осветительной аппаратуры.

Каждый день для редакции «Новостей» мы должны были представлять киносюжеты на 1,5–2 минуты с различных предприятий города и полей области, а это значит, что половина нашего коллектива была задействована информационной программой, а другая – отраслевыми редакциями.

Начальником киногруппы в то время был бывший фронтовик, человек требовательный и в то же время прекрасный и надёжный товарищ Николай Михайлович Егоров. Он распределял заявки между нами, кинооператорами, учитывая наши предпочтения. Позднее эту обязанность выполнял администратор. Он же оформлял заявку на машину, осветителей и, если была необходимость, сам выезжал на место съёмок.

Из всех администраторов своей внимательностью к подчинённым особенно запомнился мне участник войны Юрий Петрович Архангельский. Он всегда отстаивал наши права перед руководством, по-отечески заботился о нас, даже организовывал выезды за грибами или на рыбалку. Помню такой случай. Заявок было много, а у меня умерла мать. Тогда Архангельский сказал: «Мы, как лётчики, – в день гибели товарищей не вылетаем»... и оставил только оперативные съёмки, отпустив моих друзей и коллег на похороны моей матери.

После Юрия Петровича обязанности руководителя киногруппы исполняла Галина Петровна Титяпкина, украсившая и смягчившая своим обаянием наш мужской коллектив. В то время итог нашей ежедневной работы – маленький двухминутный фильм, называемый киносюжетном, рождался в ходе переездов, борьбы с непогодой, недостатком освещения. Потом отснятый материал поступал в обработку. После проявки ролик попадал в руки кинооператора, который подбирал зрительные кадры по тексту, разрывал его на кусочки и склеивал. Затем наступала очередь диктора. Находясь рядом с кинооператором и просматривая ролик, он начитывал текст. Затем была трактовая репетиция, во время которой вся режиссёрская бригада просматривала весь выходивший в эфир выпуск и устраняла обнаружившиеся недостатки. И поверьте, когда дома у экрана телевизора мы смотрели своё «маленькое кино», чувствовали нескрываемое удовлетворение от проделанной работы.

 

Комическое и трагическое

Как-то в один прекрасный майский день наш старейший и уважаемый товарищ Анатолий Иванович Горшков был свободным от съёмок и делал монтаж уже отснятого материала. Он пришёл на работу в светлом костюме и неплохо выглядел. Все операторы разъехались на задания. Вдруг приносят заявку: надо срочно ехать в один из колхозов снимать заслуженную доярку. Горшков безропотно сел в машину вместе с редактором и поехал к месту съёмок.

Когда операторы вернулись с отснятым материалом в свою комнату, вошёл Горшков, страшно раздражённый и возмущённый. «Посмотрите!» – обратился он к нам и повернулся спиной. Весь его светлый костюм был забрызган какими-то зелёными пятнами. «Где это тебя угораздило?» – спросили мы, еле сдерживая смех. Горшков стал рассказывать: «Поехали на летнее пастбище, была лёгкая облачность, я снял общие и крупные планы, и тут облака рассеялись. Я решил снять крупным планом при хорошем освещении «лицо коровы и морду доярки». Корову снял нормально. Потом, чтобы снять доярку, которая доила корову, присел на минуту перед ней. В этот момент корова, не обращая на меня внимания, решила справить свою нужду. И вот вам результат!». Его рассказ вызвал дружный смех, а его выражение «лицо коровы...» вошло в наш шутливый рабочий лексикон.

Мы в то время были молоды, инициативны, старались как можно интереснее снять тот или иной киноматериал. Выбирали различные точки съёмки, иногда с риском для жизни. Так, я, снимая работу монтажников-электриков, возводящих высоковольтную линию электропередач в Сурском районе, решил подняться на автомобильном подъёмнике до уровня электроопоры.

До нужной точки съёмки подъёмник меня поднял, но неожиданно сложился на несколько секций и рухнул вниз. Рухнул и я, но из корзины не вылетел, а вот моя камера сначала полетела вверх, потом вниз и ударила меня по голове. В результате пришлось обращаться в сельский медпункт. Однако командировку мы не прервали и задание выполнили.

С моими коллегами не раз происходили подобные случаи. Одному из них во время съёмки городошных соревнований так сильно попали битой по камере, что компендиум (устройство к киносъёмочному аппарату), крепившийся впереди камеры, сломался, а на лице оператора появились синяки и шишки.Во время съёмок матчей по русскому хоккею в операторов часто попадал оранжевый, довольно твёрдый мяч. На всё это мы не обращали внимание. Работали, приобретали опыт и мастерство.

Наше кинопроизводство также обновлялось. Совершенствовалась техника. На смену негативной киноплёнке мы стали получать обратимую, а потом и цветную, дающую большие возможности как в творческом, так и в техническом отношении. Появилась синхронная кинокамера, позволяющая снимать одновременно и звук, и изображение.

Темы для кинокамеры

Кроме маленьких киносюжетов на экранах ульяновских телезрителей стали появляться более продолжительные киноочерки о тружениках автозавода (первый в стране), о текстильщиках нашей области («Огни рабочего посёлка», «Семья Каманиных»), о передовых сельскохозяйственных предприятиях, о работниках лесного хозяйства («Лесничий Гнитиенко»). Многие фильмы и киноочерки посвящались выдающимся уроженцам нашей области (художникам Аркадию Пластову, Виктору Киселёву, резчику по дереву Семёну Сорокину) и даже страны (космонавтам Герману Титову и Андриану Николаеву).

С середины 1970-х годов тема Великой Отечественной войны приобрела особое значение, особенно после празднования 30-летия Победы. Нашу фильмотеку пополнили киноленты о героях-земляках Александре Матросове, Алексее Наганове, о партизанской бригаде имени Дениса Давыдова, которой командовал Александр Назаров (фильм «По партизанским тропам»), о десантниках-ульяновцах, форсировавших реку Свирь («Однополчане»).

Иногда нашей киногруппе приходилось снимать фильмы по заказу Ульяновского горсовета или облисполкома. В период подготовки к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина у работников Ульяновского горсовета появилась идея снять и показать в Совете министров СССР неприглядные, подлежащие сносу строения и места города с целью увеличения финансирования на их снос и строительство на этом месте новых городских объектов. Провести съёмку поручили мне. Я честно снимал и полуразрушенные, покосившиеся частные дома на улице Минаева, дома, подлежавшие сносу на месте будущего Ленинского мемориала (это были дома, в которых жили Ульяновы, впоследствии спасённые от сноса и отреставрированные благодаря краеведу Ж.А. Трофимову) и многое другое.

При просмотре отснятого материала председатель горсовета Крюков и главный архитектор города А.И. Бросман заявили, что очень неприглядно будет смотреться наш город, если показывать только ветхие строения и что «фильму надо придать положительный вид». Пришлось снять достопримечательности старого Симбирска, макеты будущего Ульяновска, перемонтировать весь фильм, получивший название «Ульяновск вчера, сегодня, завтра». Не знаю, какое впечатление он произвёл в Совмине, но по ульяновскому телевидению показывался неоднократно.

При подготовке областного партийно-хозяйственного актива по культуре, эстетике производства и передовым методам труда режиссёрам Анатолию Акимову, Юрию Чернышёву и мне поручили снять фильм, затрагивающий эти проблемы на предприятиях города и области. Корреспондент промышленной редакции Семыкина составила сценарный план, согласно которому мы снимали на ведущих предприятиях Ульяновска, Димитровграда, Барыша, Инзы, показывая как положительные, так и проблемные моменты в их работе. В течение месяца мы занимались этим фильмом. По моему предложению фильм назвали «Глазами кинокамеры», он был одобрен руководством области.

В это время на должность кинорежиссёра в наш коллектив пришёл Анатолий Ивлиев, способный, творческий человек, ранее работавший корреспондентом и редактором газеты. Страстно влюблённый в кино, он поступил в Институт кинематографии и окончил его, уже работая у нас на телевидении. С его приходом значительно оживилось производство киноочерков, в которых он выступал как автор сценария и режиссёр. В преддверии празднования 100-летия со дня рождения В.И. Ленина вместе с нами, кинооператорами, он снял такие фильмы, как «Родной город Ильича», «Юность вождя», «В Шуше у подножья Саян», упомянутый выше фильм «Ульяновск вчера, сегодня, завтра», «Обращение к потомкам». Некоторые из них демонстрировались по Всесоюзному телевидению и показывались в кинотеатрах города.

Нашей киногруппе приходилось снимать не только сюжеты и фильмы, но и все важнейшие события, происходившие в городе и области: митинги и демонстрации, визиты партийно-правительственных делегаций, награждения передовиков, различные мероприятия. Отснятые нами тысячи метров киноплёнки – это наш вклад в историюУльяновской области.

Борис Тельнов

«Мономах», №2(92), 2016 г.

Фото и видеорахив Бориса Тельнова можно посмотреть в специальном разделе нашего сайта 

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru