История Симбирского патронного завода.
Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов впервые была рассмотрена возможность построить около Сызрани, где был Александровский железнодорожный мост через Волгу, завод мощностью 100–170 миллионов патронов в год для снабжения армии боеприпасами на азиатском направлении. Однако от дорогостоящего предприятия в итоге отказались.
Новый этап создания оборонной промышленности в Симбирской губернии наступил после 1910 года, когда премьер-министром П.А. Столыпиным было одобрено строительство в Симбирске железнодорожного моста через Волгу. Появилась возможность претендовать на размещение большого казённого завода на территории губернского центра, где отсутствовало крупное промышленное производство. Историк-краевед Ю.Д. Ефимов в книге «Симбирск в годы Первой мировой войны (1914–1918)» писал: «Нужно отметить, что ещё в 1912 году Симбирская городская дума рассматривала вопрос об отводе в городе места для строительства завода по производству пушек, в 1913 году – для порохового завода, а в 1914 году – для патронного завода». Рассматривалось предложение и о строительстве трубочного завода. Симбирская городская управа готова была выделить для этих нужд участок городской земли на левом берегу Волги. Тем не менее, до Первой мировой войны вопрос о создании оборонного завода в Симбирске так и не был согласован.
Начальный период Первой мировой войны обозначил недостаточную развитость военной промышленности России и, как следствие, – «снарядный голод» 1915 года. Мощности двух казённых патронных заводов в Петрограде и Луганске и частного завода в Туле не могли полностью обеспечить потребности Русской армии. Российской империи пришлось размещать военные заказы за границей. Генерал-майор артиллерии Е.З. Барсуков, являвшийся в годы Первой мировой начальником Управления полевого генерал-инспектора артиллерии при Ставке Верховного главнокомандующего и председателем комиссии по организации тяжёлой артиллерии особого назначения, в исследовании «Артиллерия Русской армии (1900–1917 гг.)» отметил, что патронные заводы в Петрограде, Луганске, Туле изготовили за время войны 1914–1917 годов около 4 миллиардов 55 миллионов патронов. Однако по заграничным заказам поступило в Русскую армию за период 1915–1917 годов до 2 миллиардов 413 миллионов патронов.
Генерал-инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович во второй половине марта 1915 года пришёл к выводу о необходимости закупать на Западе производственные мощности для выпуска вооружений в России. Главное артиллерийское управление (ГАУ) под руководством генерала А.А. Маниковского приступило к реализации строительства новых военных заводов. Третий казённый патронный завод решено было построить в Симбирске, безусловно, благодаря настойчивости городской власти.
Новый патронный завод должен был решить проблему обеспечения Русской армии патронами.
Как отмечал Е.З. Барсуков, в начале 1916 года производительность трёх действовавших патронных заводов могла обеспечить подачу около 130 миллионов патронов в месяц, в то время как армии требовалось 200 миллионов патронов. Закрыть дефицит в 70 миллионов патронов в месяц предполагалось за счёт патронного завода в Симбирске. Симбирский завод проектировался как самый мощный в империи, годовой производительностью не менее 840 миллионов трёхлинейных патронов, 950 тысяч пудов латуни в лентах и полосах, 180 тысяч пудов мельхиора в лентах, 1 миллион 200 тысяч гильз к трёхдюймовым (76 мм) пушкам.
Окончательное решение было принято на Военном совете 11 февраля 1916 года. На представлении начальника ГАУ от 27 марта 1916 года за № 44713 была положена резолюция военного министра генерала от инфантерии Д.С. Шуваева о согласии утвердить место для постройки третьего патронного завода в Симбирске. В документе ГАУ отдела I хозяйственного от 29 марта 1916 года № 2944 «Об отпуске средств на постройку третьего патронного казённого завода» отмечалось, что потребуются ассигнования на строительные работы – 21 миллион 333 тысячи 60 рублей, на покупку земли – 500 тысяч рублей, на техническое оборудование – 18 миллионов 957 тысяч 895 рублей, на хозяйственные работы – 193 тысячи рублей. Всего – 40 миллионов 983 тысячи 955 рублей. Следует, конечно, брать в расчёт военную инфляцию. Для сравнения: общие затраты по строительству железнодорожного моста через Волгу в Симбирске по смете 1913 года составляли 15 миллионов 478 тысяч 948 рублей.
20 апреля 1916 года приказом военного министра Д.С. Шуваева по военному ведомству № 205 была учреждена временная хозяйственно-строительная комиссия по постройке третьего патронного завода – эта дата считается основанием патронного завода в Симбирске.
Председателем временной хозяйственно-строительной комиссии был назначен генерал-майор Вениамин Константинович Дорошин, помощниками председателя по технической части были гвардии полковник, затем генерал-майор Николай Васильевич Копанский (в 1917 году он исполнял должность председателя), гвардии полковник Михаил Казимирович Годлевский, помощником по строительной части был инженер, коллежский асессор Ошмянский.
14 мая 1916 года комиссия постановила заключить с Симбирской городской управой запродажную запись или купчую крепость на приобретение участка городской земли площадью 225 десятин на левом берегу Волги по цене 300 рублей за десятину, что составило 67 тысяч 500 рублей. Упоминалось и особое обязательство города – принять на себя половину расходов по устройству пешеходного сообщения по железнодорожному мосту, если общая стоимость устройства не превысит 30 тысяч рублей, а также предоставить рабочим и служащим завода усадебные участки по низкой цене и на условиях долгосрочной аренды.
Строительство завода началось в июле 1916 года близ симбирских заволжских слобод: Нижней Часовни, Канавы, Королёвки.
До Первой мировой территорию будущего завода использовали кавалеристы Уланского полка. По воспоминаниям строителя завода Ивана Максимовича Фёдорова, подготовительные мероприятия проходили с мая 1915 года, когда под руководством инженера Алексея Алексеевича Воронова началась разбивка территории под будущий завод. Зимой измеряли прибывший строительный материал на берегу Волги, а весной 1916 года приступили к земляным работам по выравниванию площади, затем началось строительство бараков для австрийских военнопленных, воинских бараков, офицерского и рабочего городка. Как писал И.М. Фёдоров, главным подрядчиком по строительству завода была фирма «Тами и Дейчман», принимавшая участие и в строительстве железнодорожного моста.
В связи с тем, что частичное действие завода по винтовочным патронам предполагалось открыть уже к концу 1916 года, первоначально были построены временные бревенчатые барачного типа мастерские, где разместились цеха: механический, инструментальный, гильзовый, снаряжательный, укупорочный. Строительство же бетонного корпуса только началось. Технический, строительный, хозяйственный отделы находились в австрийских бараках (ныне территория цеха № 5 АО «Ульяновский патронный завод»). С октября 1916 года стало поступать оборудование. Заказанные ещё летом станки прибывали на Петроградский патронный завод, откуда доставлялись в Симбирск. 15 ноября 1916 года гвардии полковник М.К. Годлевский ходатайствовал перед начальником Петроградского патронного завода о направлении на Симбирский патронный завод 236 станков английского завода «Гринвуд и Бетли». Тем не менее, к концу 1916 года винтовочное производство в Симбирске ещё не было открыто.
Оценивая усилия царского правительства для достижения победы в войне, следует подчеркнуть, что они были колоссальными. Историк А.И. Уткин, ссылаясь на академика Струмилина, в книге «Первая мировая война» отметил, что производственный потенциал России между 1913 и 1917 го-дами увеличился почти на 40%, затем наступил резкий спад. Производство предметов боевого снабжения к концу 1916 – началу 1917 года достигло своих максимумов, Русская армия была к этому времени лучше вооружена, чем прежде. Генерал А.А. Брусилов писал в воспоминаниях: «Я вполне был уверен, что при той же тщательной подготовке, которая велась в предыдущем году (1916 году. – А.Д.), и значительных средствах, которые отпускались, мы не могли не иметь и в 1917 году хорошего успеха». Февральская революция привела к дезорганизации военных усилий России и к разложению Русской армии.
После революции планы строительства Симбирского патронного завода были ограничены.
23–26 июля 1917 года на заводе в Симбирске работала комиссия из Петрограда, её члены В.И. Стомма и Г.И. Фридлендер, на основании постановлений генерала А.А. Маниковского и Н.Н. Покровского, указали на необходимость приостановить постройку латунно-мельхиорового и пушечно-гильзового производства, а патронный завод строить не в полном размере, учитывая тяжёлое финансовое положение государства.
За год были построены лишь временные здания мастерских, бараков для рабочих, складов, из постоянных – 5 флигелей для администрации (офицерские дома), баня, железнодорожные ветки от завода до станции Часовня и Часовня-Нижняя. Значительно продвинулись в постройке силовая станция, мастерская для гильзового производства (бетонный корпус), кузница, 15 флигелей для администрации, один железобетонный склад и два – из пустотелого камня, были проведены земляные работы для тира, бака для нефти, трёх флигелей для администрации и трёх складов.
Комиссия определила стоимость окончательного строительства завода в 44 миллиона рублей, из которых 10,5 миллиона уже были израсходованы на строительные работы и оборудование. При этом было подчёркнуто, что реализация первоначального проекта увеличила бы стоимость завода до 100 миллионов рублей.
В числе расходов, не включённых в сумму 10,5 миллиона рублей, оговаривались уплаты ГАУ заводу «Кархула» – 1 миллион 288 тысяч 440 рублей 42 копейки и английскому заводу «Гринвуд и Бетли» – 126 тысяч фунтов стерлингов, и уплата за землю. Отмечалось, что для строительства рабочего городка, ввиду полного квартирного кризиса в Симбирске и заволжских слободах, потребуется приблизительный кредит в 10 миллионов рублей. Рабочих на заводе на июль 1917 года было 3 419 человек, из них строительных – 3 116 человек, по производству – 303, у подрядчиков – 2 245, у завода были ещё рабочие руки – 1 174 человека, из которых 622 военнопленных, в основном австрийских. В воспоминаниях рабочих завода упоминались инженеры-австрийцы из числа военнопленных.
В июле 1917 года на заводе была произведена первая пробная продукция.
К 1 января 1918 года завод должен был выйти на производительность 15–17 миллионов патронов в месяц (первоначально планировалось 70 миллионов патронов в месяц), при работе в две смены для этого требовались 3 700 рабочих по производству. Администрация ожидала увеличения количества рабочих, так как комиссия из Петрограда оговаривала вероятность эвакуации Петроградского патронного завода в Симбирск. Эвакуация оборонного производства из столицы рассматривалась, очевидно, вследствие разложения Русской армии и угрозы Петрограду со стороны германских войск. На самом заводе производственную и строительную деятельность всё более отодвигала политика. В 1917 году агитацию там вели многие партии: кадеты, эсеры, меньшевики, анархисты, большевики. Особенностью Симбирского патронного завода было наличие контингента из нескольких сотен рабочих-петроградцев, проявлявших живой интерес к событиям в революционной столице. Рабочий-петроградец Вавилов во время Корниловского выступления в конце августа 1917 года организовал первый в Симбирске отряд Красной гвардии. Отряд состоял из 30 рабочих патронного завода.
После Октябрьской революции здесь был создан красногвардейский отряд под руководством заводчан-петроградцев П.Г. Самарина и П.Ф. Лоханина, а также небольшой отряд из строителей завода под началом техника Е.Я. Малаховского. Красногвардейцы патронного завода установили связь с Сестрорецким оружейным заводом, получили от него 500 винтовок. Отряд Красной гвардии патронного завода с 10 по 11 декабря 1917 года участвовал в охране здания Симбирской уездной земской управы, где была принята резолюция о переходе власти в Симбирске и губернии к Советам. Рабочие патронного завода в составе красногвардейских отрядов принимали участие в роспуске Симбирской городской думы, арестах депутатов, конфискации типографии Токарева, взятии Волжско-Камского коммерческого банка, роспуске Симбирского кадетского корпуса, ликвидации мятежа в селе Ключищи.
Первый результат, который получил Симбирский патронный завод от установления советской власти, был обескураживающим – демилитаризация завода в январе 1918 года и роспуск рабочих до востребования. Советское правительство вело в Брест-Литовске переговоры с Германией и её союзниками и готово было пойти на подписание сепаратного договора для вывода России из Первой мировой войны, поэтому наращивание военного производства представлялось, очевидно, на тот момент излишним для советского руководства. Интересно отметить, что удостоверения отпускаемым рабочим наряду с представителями нового управления завода подписывал председатель временной хозяйственно-строительной комиссии по постройке третьего патронного завода Н.В. Копанский, имевший звание генерал-майора. Через месяц рабочих стали вызывать на завод обратно, что, скорее всего, было связано с прекращением Германией перемирия и наступлением германских войск на Восточном фронте с 18 февраля 1918 года. Немецкие самолёты впервые бомбили Петроград. В условиях угрозы захвата столицы началась эвакуация Петроградского патронного завода в Симбирск. До конца года сюда были эвакуированы оборудование, техническая документация и более трёх тысяч специалистов с семьями и имуществом. Так начался новый, советский этап истории становления Симбирского патронного завода.
Антон Долматов, член Ульяновского регионального отделения Российского военно-исторического общества
Использованы материалы из фондов народного музея революционной, боевой и трудовой славы АО «Ульяновский патронный завод».
Начальник ГАУ генерал А.А. Маниковский
«Мономах», №3(99), 2017 г.