Более 40 лет Александр Варюхин занимается проектированием и строительством зданий, а одна из его самых известных работ - совместный с женой Ляйлой Варюхиной проект Спасо-Вознесенского собора на перекрестке улиц Минаева – 12 Сентября. Александр Иванович рассказал проекту «Годы и люди» о том, как они более 20 лет работали над всеми зданиями этого комплекса совместно с отцом Алексием Скала, о нереализованных проектах, о дореволюционной и советской архитектуре Симбирска-Ульяновска.
- Александр Иванович, Спасо-Вознесенский собор – большой и важный для города проект. Расскажите, как он реализовывался? Как все начиналось?
- Мы работали над всеми зданиями этого комплекса. Сказать, что проект был нам интересен – ничего не сказать. В 1993 году был один новый храм, за Волгой. У нас сохранился на кладбище, Неопалимовский храм, и больше ничего и не было. А тут собор, соборный храм всей епархии. Это был вызов. А как их проектировать? За столько-то лет советской власти архитекторов не учили проектировать храм. Мы их изучали только в курсе истории архитектуры, не более. Иногда в курсе строительной механики. У нас был продвинутый преподаватель – давал нам схему, мы всей группой считаем эту схему, в результате получается, что рассчитали аркбутан готического храма. Вот и все. Поэтому, не было такого опыта, абсолютно не знали о вещах богослужебных, до этого со священниками не общались никогда. Отец Алексей, а мы над этим проектором работали дома, приходил к нам, как на работу. Утром приходил и рассказывал нам, как идет служба, какие там движения совершаешь, что делает священник, что дьякон. Кто куда заходит, кто выходит, какие сосуды, предметы службы есть – всему этому он нас учил. Конечно, все это можно было и прочитать, чем мы тоже занимались. Четырехтомник Закон Божий, Третий том « Священное Устройство храма» у нас был до дыр зачитан, обращались к нему каждый день. Еще имя такого мощного консультанта. К тому же, отец Алексей был абсолютно верующий человек, для него вот это все проектирование, строительство было делом жизни. «Храм строю не я, храм строит сам Господь. А я только орудие в его руках» - он очень часто это повторял. И он хотел быть хорошим орудием. Отец Алексей был весьма образованным человеком. В качестве прототипа он хотел Спасо-Вознесенский собор Симбирска, первоначального вида, 18 века. Ему это было интересно, он сам был полностью включен в эту работу вместе с нами. 23 года он все это строил, от начала проектирования, - это большой срок. Проект, длиною в жизнь.
- Вы довольны результатом проекта?
- Да. Такое бывает нечасто. Отец Алексей не принимал ни одного решения, не посоветовавшись с авторами, ни одного. Был очень хороший производитель работы – Александр Сергеевич Волков. Он нам мозги выносил своими вопросами, а потом говорил « А давайте мы сделаем вот так…» Он всегда давал какое-то решение. И если оно не противоречило архитектуре, не противоречило самой архитектурной идее, мы всегда соглашались с ним. Они были технологическими, эти идеи. Он никогда не влезал не в свою епархию. В смысле и процесса, и результата я доволен.
Андрей Блаженный - покровитель Симбирска
21 мая 2015 года патриарх Кирилл освящал Спасо-Вознесенский собор в Ульяновске (фото Юлии Узрютовой)
- Дореволюционный Симбирск. Какие утерянные здания вам больше всего жаль?
- Как сказать… Можно ли сказать, какого ушедшего родственника наиболее жалко? Вряд ли. Всех жалко. Так же и здесь. Очень многие здания, которые были очень интересными, могли стать разобранными спустя 200-300 лет. Допустим, Спасо-Вознесенский собор, он ведь был перестроен в силу своей ветхости. Симбирск был любопытный городок, много интересного было. В первую очередь то, это был единственный из губернских городов на Волге, у которого была усадебная застройка, а не периметральная. Периметральная застройка была на двух улицах - Большой Саратовской (нынешняя улица Гончарова) и Дворцовой ( Карла Маркса). Все остальное было застройка усадебная. С градостроительной точки зрения это очень любопытно. Тем не менее, это было.
- А если говорить о работе архитектора в советскую эпоху - было ли ему трудно в том плане, что нельзя было использовать всю широту фантазии?
- У нас был один заказчик – государство. Не было частных организаций, корпораций, этого не было. В СССР было осмысленное градостроительство. Все было спланировано. Построить район, а там: жилой комплекс, две школы, сквер. Работай — не хочу. В этом смысле государство задавало нам количественные параметры. Города безликие - и это было, иначе бы не появился фильм «Ирония судьбы». Что-то было как-то серо – и это было. Одновременно с этим в каждом городе появлялись общественные здания, пространства, какие-то магазины, какое-то благоустройство. Я не склонен идеализировать то время или ругать. Такая была система. Но мы все равно находили возможности для своей самореализации. У кого-то возможностей было больше, у кого-то меньше.
- Какие проекты так и остались нереализованными?
- Нереализованными остались самые лучшие проекты. Самые лучшие. Перечислять проекты дело неблагодарное, но были те проекты, которые мы, находясь в достаточно зрелом возрасте, делали и горели, как вчерашние студенты. Например, проект с реконструкцией части города, прилегающий к части улицы Федерации, совместный с институтом «Ленгипрогором». Это был градостроительный изюм этого прекрасного. Почему не реализовался? Сие нам неведомо. Проект заглох, его никто не запретил, ничего. Он просто не реализовался. Но сам процесс был интересен. Проект мечети в Новом городе. Она была неплохая. Были и другие общественные проекты, которые были интересны для нас, были бы интересными для города. Но по разным причинам не реализуются.
- Дальнейшая судьба нереализованных проектов? Проект в стол?
- Конечно. Либо стол, либо архив, либо макулатура. Сейчас думаю бросить привычку лениться и подготовить этот материал не в стол, а в архив. Когда-то кто-то это найдет, когда кто-то это увидит.
- И вам не жаль всех потраченного времени на проекты, которые не реализовались?
- Мне очень нравится процесс. Когда работаем, когда переругаемся со всеми, и вот, нашли решение – это счастье. Наконец-то, нашлось. Сам этот процесс мне нравится. Было расширение сознания, были счастливые моменты, ради этого стоит что-то делать. Результат может быть разным. Выйдя из рук создателя, любая вещь обретает относительную самостоятельность. Мало проектов, реализованных «от и до». Отдали его заказчику – все. А дальше он делает с ним все, что хочет. Есть некоторые здания, которые стоят тут, в городе, о которых я никогда не говорю, что имел к ним отношения. Никому. Потому что они изуродованы до неузнаваемости. Кроме габаритов не осталось ничего.
- Александр Иванович, на вопрос «В каком архитектурном стиле мы сейчас живем?» вы ответили, что «на данный момент нет языка архитектуры. Теперь главный принцип – не прочно, полезно и красиво, а выгодно». Не кажется ли вам, что вы следуете обратному правилу? И, как раз, создаете в Ульяновске здания прочные и красивые.
- Понимаете, архитектор всегда работает в предлагаемой ситуации, какая она есть. Главную формулу архитектуры – прочность, польза, красота, - никто не отменял. В разные времена обращали внимание на разное. Если говорить об архитектуре романской, то там кроме прочности и пользы нет вообще ничего. Она не то, чтобы некрасивая, она уродливая, на наш взгляд. Но это были те условия. Были времена, когда очень много внимания обращали на красоту, то же самое барокко, классицизм. Ну а сейчас, на самом деле, я не могу выделить какого-то стилистического направления. Они как-то есть, как-то существуют… Само понятие «красоты» тоже связано со временем. В какую-то эпоху одно является красивым, в другую – другое. Это вещи сложные. Как сейчас модно говорить, есть какой-то «тренд», что и считается красивым. Все стараются так делать. Сейчас, на мой взгляд, так много различных технологий, так много различных материалов, что и создает достаточно большой простор для архитектора. А дальше все зависит от его образования, от уровня его понимания архитектуры, от того, что он делает. Многое зависит и от заказчика. Заказчику сейчас красота не нужна, просто не нужна. Ему нужно, чтобы это здание продавалось, - это касаемо жилых зданий. Экономят не только на красоте, но и на пользе и прочности, к сожалению. Я действую в каждом конкретном случае по-разному. Да, и такие «хлебные» проекты делал. Мы так между собой называем проекты для заработка. Когда есть понимание с заказчиком, тогда все совсем по-другому, как и получилось с храмом на Гая, 100. Там мне дали большую свободу, достаточно большую. Было, над чем поработать.
- Молодой проект Храма в честь святителя Спиридона. Идентичен ли план на бумаге данной реализации и интересен ли вам этот проект?
- Да. Я все хочу увидеть, что из этого проекта получится, потому что то, что на бумаге и то, что в камне, часто бывает две большие разницы. Очень часто. Поэтому всегда интересно. Допустим, Спасо-Вознесенский собор буквально с бумаги перенесен. Там нет никаких изменений, которые были бы внесены заказчиком или строителем без ведома авторов. Никаких изменений.
Внутри Спасо-вознесенского собора (фото Юлии Узрютовой)
- В чем кроется сама суть проблемы, что обществу не нужна красивая архитектура, а нужна просто крыша над головой?
- Сейчас так повсеместно, такое время. Времена-то не выбирают. Люди живут и умирают. Время такое, что у каждого своего понимания эстетики, сейчас такое время, что заказчик диктует все. Нравится ему такое окошко - вынь да положь. А может быть оно неудобное, неуместное, это уже никого не интересует. Так везде. Могу сказать, что такое время. Очень многое зависит то, с какой целью человек берется вкладывать деньги в строительство. С целью получить прибыль - безусловно. Опять же вспомним К. Маркса, в эпоху капитализма деньги становятся всеобщим эквивалентом. Мы сейчас как бы строим капитализм, вроде бы. Если человек хочет оставить след в истории, то у него появляются другие амбиции. Ему не просто продать что-то нужно, ему нужно что-то построить. Так часто бывает с храмоздателями. Сейчас достаточно много храмов строится на частные деньги. В Ульяновске за последний год только два спроектированы и вот еще один. Люди вкладывают свои деньги, разумеется, считают каждую копейку. В этом смысле, они начинают слушаться архитектора, потому что он на это учился. И наиболее умные, продвинутые заказчики понимают – найди хорошего архитектора, и результат будет хорошим. Не надо ему ничего диктовать, он все сам знает. Заказчика с архитектурным образованием я еще не встречал, их, по-моему, в природе не существуют
- По-вашему, главная проблема архитектора в современности?
- На мой взгляд, вся большая беда современного времени - это то, что сейчас никому и ни в одной отрасли не нужны профессиональные люди. Нужны эффективные менеджеры. Никому не нужны профессиональные архитекторы, профессиональные градостроители, профессиональные просто строители. Я знаю массу организаций, в которые люди стали строителями не потому, что у них строительное образование, а потому, что в 1990-е выживать надо было как-то. Но это не повод не делать свою работу хорошо. Совсем не повод. Просто понимаешь, в каких условиях приходится работать.
Подготовила Ксения Висарова, декабрь 2019 г.
Справка:
Александр Иванович Варюхин
Родился 29.02.1956 г. в г. Туле.
1973 году поступил на архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института. В 1975-1976гг. в качестве бойца и комиссара реставрационного студенческого отряда «Булгар» участвовал в реставрации памятников архитектуры Архангельской и Вологодской областей. В 1978 г. по окончании института начал профессиональную деятельность в проектном управлении Ульяновского авиационного промышленного комплекса (ныне «Авиастар-СП»).
Вся профессиональная деятельность Александра Ивановича Варюхина связана с городом Ульяновском.
Во время работы в Ульяновском Политехническом институте проводил большую профориентационную работу в рамках «Ульяновской архитектурной школы», более 30 выпускников получили высшее архитектурное и строительное образование.
С 1993 года по 1995 год А. Варюхин работал главным архитектором Областного Управления охраны памятников истории и культуры. Здесь он выполнил ряд работ по обследованию, консервации и восстановлению памятников архитектуры Ульяновской области.
В 1995 году группа архитекторов основала проектную Компанию «СТАНД’АРТ», бессменным директором которой является А. Варюхин. За 16 лет существования Компании им (единолично и в соавторстве) выполнено более 100 проектов различного назначения масштаба.
С 1995 года на общественных началах является заместителем Председателя Спасо-Вознесенского прихода по строительству Спасо-Вознесенского кафедрального Собора в г. Ульяновске.
Архитектор А. Варюхин принимает активное участие в общественной архитектурной жизни г. Ульяновска: является членом правления УО СА России, Градостроительного Совета при Комитете градостроительства и архитектуры.
Александр Иванович Варюхин автор 10 научных трудов, лауреат премии Ульяновского Комсомола, награждён медалью Русской Православной Церкви Святого благоверного князя Даниила Московского за помощь по возрождению Святынь Ульяновской Епархии. Является доцентом Ульяновского государственного университета.
Награждён грамотами архитектурных международных фестивалей «Зодчество» 2004 и 2005. Проекты Александра Ивановича Варюхина представленные в экспозиции Ульяновской области на фестивале «Зодчество-2007», отмечены Бронзовым дипломом.
В 2005 году награждён знаком «Почётный архитектор России».
В 2009 году принимал непосредственное активное участие в создании Саморегулируемой организации проектировщиков «Межрегиональное объединение проектных организаций», в состав которой входят проектировщики Ульяновской, Самарской, Тамбовской, Рязанской, Пензенской областей и Республики Мордовия .
В 2010, 2012, 2014 годах повторно был избран ее Президентом.
(Источник информации - http://np-mopo.ru/about/prezidium)